17 ноября 1967 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Нил Аспинал прилетел в Нью-Йорк, чтобы лично доставить рекламный фильм «Привет Прощай» (Hello Goodbye) продюсерам таких телевизионных программ, как “Шоу Эда Салливана” и “Голливудский дворец” (прим. – телевизионное развлекательное шоу на канале «Эй-Би-Си» транслировалось с 4 января 1964 года по 7 февраля 1970 года)».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Компания “Битлз Лимитед” сменила название на “Эппл Мюзик Лимитед”, а “Эппл Мюзик Лимитед” стала “Битлз Лимитед”».
Джордж: «У нас возникла сумасшедшая идея основать “Эппл”, чтобы к нам приходили творческие люди, занимались своим делом и при этом чувствовали себя комфортно».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Хотя Брайен Эпстайн до конца своей жизни оставался близким другом Битлов, и они ценили ту честность и преданность, с которыми он руководил их карьерой в первые дни, со временем ребята утратили к нему профессиональное уважение и больше не хотели, чтобы он или кто-либо из руководителей “НЕМС” был связан с управлением их делами.
Бывший дорожный менеджер Нил Аспинал стал управляющим директором “Эппл”. Часть сотрудников “НЕМС”, такие как офис-менеджер Алистер Тейлор или ливерпульская телефонистка Лори Маккаффри, ушли из этой компании.
“Битлз” рассматривали “Эппл” как зонтик, под которым они смогут развивать новые музыкальные таланты, а также направлять свои ресурсы в широкое поле захватывающих возможностей как в индустрии развлечений, так и вне её. К этому времени величина налоговых требований достигла угрожающих размеров, что оказало большое влияние на ситуацию в целом. Поэтому финансовые советники настаивали на том, чтобы осуществлять крупные денежные вложения в новые предприятия, что позволит решить некоторые проблемы с налогами».
Джон: «Мы решили поиграть в бизнесменов».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Когда Битлы основали группу компаний “Эппл”, начав с “Эппл Мюзик”, моя работа агента по связям с общественностью, казалось, подошла к своему естественному концу. С осени 1962 года, когда вышел их первый сингл “Люби же меня” (Love Me Do), я создал, развивал, и на протяжении всех лет Битломании и после них поддерживал образ Потрясающей четвёрки. К 1968 году Джон, Пол, Джордж и Ринго хотели всё начать с начала. Они оставляли позади эру своего величайшего успеха, эру, в которой я играл свою роль. Как личности, все Битлы искрились талантами и не могли дождаться времени, чтобы приступить к реализации проектов, которые были для них невозможны в те дни, когда они были гастролирующей группой».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «10:00-13:15. Комната 53 «И-Эм-Ай», Эбби-роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Кен Скотт.
В этот день в Великобритании приступили к изготовлению матрицы мини-альбома «Волшебное таинственное путешествие» в формате стерео. В последнюю минуту был сделан стереомикс первой половины композиции «Я – морж» (I Am The Walrus). Микс под номером 25 состоял из песни до отметки 2 минуты 3 секунды и случайно включал вступление из шести тактов, а не из четырёх.
Затем был сделан монтаж нового микса, объединивший новый стереомикс 25 со второй половиной песни предыдущего микса 7. Это стало официальным стерео миксом».
Эурон Гриффит (автор книги «Битлз в Тонипанди»): «Идиллия пребывания «Битлз» в Тонипанди закончилась утром 17 ноября. В 11:23 на автовокзал автобусом маршрута 45 в город прибыл Махариши. Как он узнал о том, где находились «Битлз», остаётся тайной, но позднее он заявлял, что в Уэльс его привела кармическая сила. Он взял такси до Аппер-Кемикл-Терас и постучался в дверь дома 23».
Эйлин Моррис: «Когда я открыла дверь, то решила, что это один из Свидетелей Иегова. Я сказала ему, чтобы он уходил и хотела захлопнуть дверь, но его нога была в проёме.
– Жуки, – произнёс он. – Жуки у вас здесь?
– Уже нет, – ответила я. – Сотрудник управления был в прошлом месяце и избавил нас от них.
Но в это время вышел Пол и, как оказалось, они были знакомы, поэтому я его впустила. Не думаю, что Пол был доволен его появлением, но Том точно не был этому рад».
Из дневника Тома Морриса: «Приехал какой-то хренов мужик! Сидел в гостиной, пищал как хомяк и сыпал крошками валлийских оладьев. Было ясно, что ребятам не по себе. Бедный старина Ринго смотрел на меня печальным взором, а Пол всё время нервно поправлял волосы. Джон высказал ему, что тот должен был предупредить их, что приедет, добавив несколько ругательств, но этот человек, кажется, не обращал внимание на тон – он просто сидел, усмехался и хихикал. Видя, что Джон готов был его ударить, я предложил пойти в кафе, торгующим горячей пищей, подумав, что это, возможно, немного снизит накал эмоций. Это оказалось большой ошибкой».
Эурон Гриффит (автор книги «Битлз в Тонипанди»): «Среди бумаг Тома Морриса была обнаружена плёнка, которая была случайно записана Дэем Лльюелином, когда он сопровождал Тома, Битлов и Махариши в кафе Жирного Айфэна на углу Брин-Стрит и Карадок-Клоуз. Эта плёнка, на которой также записаны дрозды и скворцы, даёт неоценимое понимание событий того дня. Полная расшифровка стенограммы объясняет, почему «Битлз» были вынуждены покинуть Тонипанди, и это проливает некоторый свет на странную статью, появившуюся следующим утром на первой полосе «Лидера Ронты».
Стенограмма разговора в кафе:
Джон: Что ты тогда хочешь?
Пол: А?
Джон: Что ты, твою мать, хочешь? Глухой что ли?
Пол: Нет, просто я…
(ответ Пола заглушен проезжающим автобусом)
Махариши: Ну, я хочу пирог с мясом.
Жирный Айфэн: Пирог с мясом и жареный картофель разве сочетаются?
Джон: Погоди, разве тебе можно пирог с мясом!
Махариши: Почему нет? У меня есть деньги.
Жирный Айфэн: Три шиллинга шесть пенсов.
Джон: Пирог с мясом и жареный картофель. Три шиллинга шесть пенсов. Указано на доске.
Ринго: Я буду пирог с мясом и жареный картофель, пожалуйста.
Жирный Айфэн: Вы правы, сочетаются.
(звук жарки картофеля)
Махариши: И мне, пожалуйста.
Джон: Но ты, вроде как грёбаный вегетарианец!
Махариши: Я ем козлятину.
Джон: Что?
Махариши: Козлятину с рисом.
Пол: Что, козлиное карри?
Махариши: Ну да. С горохом пилав и гарниром из грибов тхэли. Очень вкусно.
Жирный Айфэн: Могу приправить вам соусом карри, если вам нравится такое сочетание.
Джордж: Мне немного этого.
Жирный Айфэн: Хорошо.
Махариши: И жареный картофель с мясным пирогом.
Жирный Айфэн: Не волнуйтесь, я не забыл.
Махариши: С маринованным луком.
Джон: Ты станешь жирным Махариши, если ты такой неосмотрительный.
(Махариши хихикает)
Жирный Айфэн: Как насчёт тебя, Том? Как обычно? И пирог с мясом для миссис?
(внезапный громкий звук)
Неизвестный голос: Чёрт побери… это же они!
Пол: Кто, чёрт возьми…
Неизвестный голос: Это же хреновы «Битлз»!
Пол: Давайте выбираться отсюда!
(в записи сильные искажения)
Жирный Айфэн: Эй, вернитесь! Кто заплатит за еду?
(конец записи)
Сейчас известно, что неизвестный голос в конце ленты принадлежит Сэму Фоулеру из газеты «Лидер Ронты». Он и фотограф Ленни Тюдором зашли в кафе, чтобы купить рыбы и жареной картошки, и наткнулись на одну из главных сенсационных новостей в истории этой газеты. Бросившись за Битлами, Ленни Тюдор перебегая дорогу уронил фотокамеру, и когда попытался её поднять, был сбит проезжавшим «Мини-Моуком», после чего потерял сознание.
Битлы и растерянный Том Моррис бросились на Аппер-Кемикал-Терас, а несчастный Фоулер остался с Ленни Тюдором».