27 сентября 1967 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Джон был одним из подписчиков почтового арт-мероприятия, организованного Йоко Оно. Участие в “13-дневном танцевальном фестивале Сделай свой танец” стоило 1 фунт стерлингов в обмен на то, что подписчики каждое утро получали открытку с инструкциями от Йоко. Её первое послание: “Дыши в полночь”».
Дэвид Клэпэм: «На следующий день я организовал лекцию Йоко Оно в художественном колледже, во время которой она с Тони Коксом залезла в чёрный мешок, внутри которого они обменялись одеждой или прелюбодействовали, или и то, и другое, я не знаю».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Продолжение записи песен «Я – Морж» (I Am The Walrus) и «Простак на холме» (The Fool On The Hill)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «14:30-17:30. Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Кен Скотт.
В этот день состоялись две отдельные сессии. Во время первой была записана оркестровая партитура Джорджа Мартина для композиции «Я – Морж» (I Am The Walrus), ритм-трек для которой был записан 5 и 6 сентября 1967 года».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Чтобы освободить для хора дорожку на четырёхдорожечной ленте, было сделано промежуточное сведение, после чего началась запись».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Музыканы, принимавшие участие в записи: скрипачи Сидни Сакс, Джек Ротштейн, Ральф Элман, Эндрю МакГи, Джек Грин, Луис Стивенс, Джон Джеззард и Джек Ричардс; виолончелисты Лайонел Росс, Элдон Фокс, Брэм Мартин и Терри Вейл; кларнетист Гордон Левин; валторнисты Нил Сандерс, Тони Танстолл и Моррис Миллер».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Было записано семь дублей, причём последние четыре были только отредактированными фрагментами. На этом этапе дубль 20 был признан лучшим, а четыре монтажных фрагмента были дополнениями к этому последнему дублю.
Неизвестно, присутствовал ли кто-нибудь из «Битлз» на этой сессии».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:00-03:30. Студия 1 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Кен Скотт.
Запись хора на дубль 20, который стал дублем 25».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Чтобы освободить место для дальнейших наложений, перед началом этой сессии было сделано ещё одно промежуточное сведение (дубль 25)».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Идея использовать вокальное сопровождение была хорошей. К нам присоединились «Певцы Майка Сэммса» – сугубо коммерческая группа. Во время записи я просто дирижировал смехом и шумом, типа того. Джон был от этого в восторге».
Джон: «На песню «Я – Морж» мы накладывали всё подряд: меллотрон, скрипки, виолончели, трубы. Джордж Мартин написал потрясающую партитуру. Потом появилась идея сделать что-нибудь необычное с бэк-вокалом в духе постановок “Шоу Дуралеев”».
Пол: «Джон работал с Джорджем Мартином над оркестровкой и сделал несколько очень интересных вещей с «Вокалистами Майка Сэммса», чего они никогда не делали ни до, ни после, например, заставил их петь: “Каждый получил своё, каждый получил своё” (Everybody’s got one, everybody’s got one), что им очень понравилось».
Джон: «У нас был хор, поющий: “Каждый получил своё, каждый получил своё”. Однако, когда у вас хор из тридцати человек, мужчин и женщин, поющих на фоне тридцати виолончелей и рок-н-ролльного ритм-трека «Битлз», то расслышать, что они поют, невозможно».
Пол: «Бо́льшую часть времени их просили петь что-то простое и всякие старые песни, но Джон заставлял их исполнять всевозможные вокальные импровизации и фонетические шумы. Это была удивительная сессия – замечательное, невероятное дитя Джона».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Вокалисты Майка Сэммса, принимавшие участие в записи: Пегги Аллен, Венди Хоран, Пэт Уитмор, Джилл Аттинг, Джун Дэй, Сильвия Кинг, Ирэн Кинг, Джи Маллен, Фред Лукас, Майк Редуэй, Джон О’Нил, Ф. Дахтлер, Аллан Грант, Д. Гриффитс, Дж. Смит. и Дж. Фрейзер».
Рэй Томас (участник группы «Муди Блюз»): «Мы с Майком Пиндером (прим. – участник группы «Муди Блюз») приняли участие в хоре, когда записывался бэк-вокал композиции “Я – Морж”».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Вернувшись в студию, для меня было приятной неожиданностью услышать в исполнении хора все эти “Умпа, умпа, засунь свой джемпер” (Umpa, umpa, stick it up your jumper) и конечно же “Хо-хо-хо, хи-хи-хи, ха-ха-ха”».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Меня до сих пор удивляет, как во всей этой неразберихе «Битлз» удалось хоть что-то записать. Им тогда казалось, что запись можно компоновать из чего угодно. “Давайте запишем и вставим в альбом звук шагов Лоуренса Оливье. Это будет звучать фантастически!” – говорили они в то время. Такая вот ерунда в духе Джона Кэйджа. В студии был просто какой-то хаос».
Джон: «В стереоверсии «Я – Морж» производит потрясающий эффект. Получилась целая психоделическая симфония».
Гэри Паттерсон (автор книги «Пол Маккартни: история жертвоприношения»): «Возможно, самой потрясающей частью песни «Я – Морж» являются странные слова, которые звучат во время долгой затихающей концовки. Смешанные голоса, произносящие нараспев «каждый получил своё» (everybody’s got one) на фоне повторяющегося «гу-гу-гу-джуб» и прочей тарабарщины, вливаются в неистовую музыку виолончелей и скрипок – то набирая силу, то затихая в хаотическом беспорядке. Некоторые слушатели утверждают, что если звуковую дорожку прослушать задом наперед, то фраза «everybody’s got one» превращается в «Paul Is Dead, ha, ha» (Пол мертв, ха-ха), хотя в это трудно поверить».
Вопрос: Что ты скажешь о строчке «I turied Paul» (Я похоронил Пола)? Люди решили, что ты поешь: «Пол мёртв».
Джон: Я говорил не «I turied Paul», а «Crarberry sauce» (клюквенный соус). Только и всего. Одним нравится играть в пинг-понг, другим – докапываться до чего-нибудь. А кто-то готов идти на всё, только бы найти что-нибудь необычное.
Вопрос: В конце этой песни всё время повторяется: «Smoke put, smoke put…» (Курите травку, курите травку).
Джон: Нет, нет, нет! Я заставил хор петь «Everyfady’s got one»(Каждый получил своё). Но когда у вас хор из тридцати человек, мужчин и женщин, поющих на фоне тридцати виолончелей и рок-н-ролльного ритм-трека «Битлз», то расслышать, что они поют, невозможно.
Вопрос: «Каждый получил своё». А что – «своё»?
Джон: Да всё, что угодно: пенис, вагина, анус. Всё, что хотите.
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Около половины третьего ночи приступили к работе над композицией «Простак на холме» (The Fool On The Hill). Ведущий вокал Пола был записан с двойным наложением в некоторых частях песни.
После этого Джордж Мартин с Кеном Скоттом и Ричардом Лашем сделали моносведение».
Маргарет Эшер с дочерью Джейн около театра «Сэвилл», 27 сентября 1967 г.
Эурон Гриффит (автор книги «Битлз в Тонипанди»): «Очевидно, что лекция [о голубях 23 сентября] Тома Морриса произвела эффект на Пола Маккартни и Ринго Старра. Через три дня (согласно квитанциям, которые выставлены в музее «Битлз» в японском Киото), они купили шесть голубей от заводчика чемпиона Альфа Бейкера из Вуд-Грина, по пять фунтов за каждую птицу. Однако, когда настало время кормления, возникли проблемы».
Альф Бейкер.
Пол: «Сначала мы попробовали кормить их смесью «Элл-Брэн» (прим. – пшеничные хлопья из непросеянной муки с сахаром и солодом) и «Реди Брик» (прим. – завтраки из овсяных зерен), замоченных в воде, но было очевидно, что птицам это не нравилось. Я позвонил Ринго, и мы пришли к выводу, что надо что-то делать, иначе мы их потеряем».
Эурон Гриффит (автор книги «Битлз в Тонипанди»): «На самом деле у Ринго проблемы были более серьёзные. После ночной сессии записи песни «Я – Морж» они с Ленноном поехали к Ринго домой, где Джон увидев голубей скормил им несколько кусочков сахара, пропитанных ЛСД».
Ринго: «Они просто свихнулись. Я не преувеличиваю, они заворковали себя досмерти».
Морин Старр: «Было очень странно. Только что они сидели на насесте, а в следующий миг просто как будто отпали. Мне кажется, кислота убедила их, что они больше не смогут взлететь».