Наследие Брайена Эпстайна

2 сентября 1967 г.

 

 

 

«Дух Брайена всегда будет с нами. Когда мы были на правильном пути, он знал это, а когда мы ошибались, он говорил нам об этом. Обычно он был прав. Во всяком случае, для нас он не умер». – Джон.

 

Газета «Мелоди Мейкер» (2 сентября 1967 г.): «Джордж, в пёстрой в рубашке и брюках с цветочным узором, с длинными распущенными волосами и густыми усами, своим видом, своей одеждой, своим дружелюбием и теплотой своих ответов украсил унылый пасмурный лондонский день. “Если хотите, я хиппи или дитя цветов. Я знаю, чем я не являюсь. Я Джордж Харрисон – один из людей. Такой же, как все, но в то же время другой. Осознайте, что неважно, что люди думают о вас, важно то, кем вы себя считаете. Или то, что вы знаете о себе. Это может сделать любой. Это самореализация. Для этого не обязательно надевать цветочную рубашку”».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Перед тем, как начать работу над проектом «Волшебное таинственное путешествие», Битлы отправили своего помощника Алистера Тейлора на побережье выяснить, что автобусные компании всё еще проводят “таинственные” туры».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Ранее с Натом Вейсом был согласован приезд Брайена в Нью-Йорк 2 сентября, а затем в Торонто для участия в музыкальной телепрограмме на телеканале “Си-Би-Си”».

 

Питер Браун (бывший персональный помощник Брайена Эпстайна): «Предсмертная записка Брайена и завещание, которое к ней прилагалось, для всех осталось тайной. Посвящены были только Клайв, Куини и я. В завещании говорилось, что вся собственность переходит его семье, поэтому по английским законам Куини была единственной наследницей. После смерти Брайена мы с Джеффри Эллисом получили по кругленькой сумме, и нам, а также Нату Вейсу и Битлам предложили взять себе на память что-нибудь из вещей Брайена».

 

Тони Брэмуэлл (гастрольный администратор группы): «Через несколько дней после смерти Брайена я зашёл в офис «НЕМС». Директора находились в состоянии напряжения. Никто из них ещё не осознал, что Брайен фактически про­дал компанию своему австралийскому компаньону Роберту Стигвуду. Все они грызлись за право стать менеджерами Битлов. Меня стало от этого мутить. Я попросту вышел».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Джон говорил, что его тошнило от той спешки, с которой сразу после смерти Брайена все ожидали возвращения к делам «Битлз». С одной стороны, были слухи о прибытии американского делового бухгалтера и дельца Аллена Кляйна, который прилетел в Лондон и связался с младшим братом Брайена, Клайвом Эпстайном, чтобы организовать «срочную встречу». С другой стороны, интерес к великолепной четвёрке проявлял недавно введённый в должность Роберт Стигвуд».

 

Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «После смерти Брайена Эпстайна в фирме «НЕМС Энтерпрайсиз» произошла частичная реоргани­зация. До этого времени её руководители продолжали расширять свою деятельность в разных сферах – как менеджеры, антрепренёры, владельцы театров. Теперь пришло время решить, продолжать ли в том же духе или остановиться и укрепить то, что уже существовало. Со смертью Брайена, несмотря на то что в последний год он сам не так рьяно участвовал в делах фирмы, она потеряла своего главу. Он лучше всех видел истинные таланты. Он стоял у истоков всего дела.

Его мать, Куини Эпстайн, унаследовала большую часть его состояния, а младший брат, Клайв, возглавил фирму. Он владел акциями фирмы «НЕМС Энтерпрайзиз» с самых первых дней её существования в Ливерпуле. Из 10 000 акций стоимостью в 1 фунт Брайену принадлежало 7 000, Клайву – 2 000 и «Битлз» – по 250 каждый».

 

Ринго: «Мы узнали, что теперь все права принадлежат Клайву Эпстайну».

 

Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «В офисе «НЕМС» состоялся ряд скандальных встреч по деловым вопросам. Одна из них была связана с отчислением Брайену Эпстайну двадцати пяти процентов комиссионных».

 

Ринго: «Мы отправились к Клайву, чтобы поговорить о его планах».

 

Джоан Ньюфилд (бывший личный помощник Брайена Эпстайна): «Битлы были одеты в костюмы – из уважения к Куини. Мы все сидели за круглым столом в гостиной Брайена, и пили чай. Это было так странно, как будто ни­чего и не случилось. Мне уже начало казаться, что сейчас, как обычно, войдет Брайен и присоединится к нам. Для меня это было слишком. Я разразилась рыданиями. Джордж сурово взглянул на меня и сказал: “Ты пла­чешь не по Брайену. Ты плачешь по себе”».

 

Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «Клайв, возглавивший теперь “НЕМС”, проинформировал Битлов, что эти деньги выплачивались юридически не Брайену лично, а его компании. Клайв также указал, что ребята не так давно [в январе 1967-го] подписали контракт, предусматривающий, что “НЕМС” будет получать четверть доходов еще 9 лет! Скрытый смысл этой строчки мелким шрифтом ознаменовал прозрение «Битлз», наивно полагавших, что вместе со смертью Брайена прекратились и отношения с “НЕМС”. В итоге они поняли, что единственным для них выходом будет самим выкупить “НЕМС”».

 

Газета «Мелоди Мейкер» (2 сентября 1967 г.): «Во время выхода в печать этого номера ответа ещё не было. Будущий контроль над компанией «НЕМС Энтерпрайсез» может быть передан любому из коллег-директоров Эпстайна: управляющему директору Роберту Стигвуду; руководителю-оркестра-ставшего-импрессарио Вику Льюису (прим. – директор агентства по ангажементам Брайена Эпстайна); управляющему директору Дэвиду Шоу; младшему брату Брайена, Клайву Эпстайну.

Если завещание не будет оспорено, доля Эпстайна в «НЕМС», которая, как считается, составляет около семидесяти процентов, перейдет к его недавно овдовевшей матери, миссис Куини Эпстайн.

Одно можно сказать наверняка – сами «Битлз» смогут во многом повлиять на своё будущее, при этом нельзя исключать и возможность того, что какое-то время они могут сами управлять собой. В любом случае их контракт с «НЕМС» должен быть продлен в октябре.

На вопрос «Мелоди Мейкер» Тони Бэрроу, пресс-агент «НЕМС», сказал следующее: “Битлы слишком потрясены смертью Брайена, чтобы сейчас строить какие-либо планы, и пока не состоится заседание правления, ничего нельзя сказать”».

 

Джордж: «В сделках Брайен вечно допускал оплошности. Много лет «И-Эм-Ай» платила нам гроши за каждый сингл и какие-то шиллинги за каждый альбом. Фиаско мы потерпели, когда отец Брайена продал права на использование торговой марки «Битлз». Его отец не имел никакого права поступать так, но он отдал права какому-то парню, тот – другому, и в результате они попали к кому-то ещё.

Если бы в 1962–1963 годах мы знали то, что знаем сейчас, или хотя бы то, что узнали к 1967 году, всё сложилось бы иначе. Мы получали бы более высокие авторские гонорары, если бы понимали, что происходит; а те гонорары, которые мы получали, позднее доставили нам массу хлопот и повлекли множество судебных процессов. А ведь мы могли получать куда более приличные гонорары.

В то время я, в отличие от Джона и Пола, не писал песни. А когда начал, мне задали вопрос: «Хочешь, чтобы твои песни издавались?» И поскольку песни Джона и Пола издавал Дик Джеймс, я ответил: «Да, конечно». Но никто не объяснил: «Как только ты подпишешь эту бумажку, разрешив мне публиковать твои песни, мне же достанутся авторские права на них». Вот я и подписал контракт, думая: «Отлично! Кто-то собирается издавать мои песни!» А потом, много лет спустя, удивился: «Что это значит “они тебе не принадлежат”?» Меня просто раздели среди бела дня. И это потом повторялось постоянно».

 

Джон: «Брайен был нормальный мужик. Правда, в конце концов, я вдруг обнаружил, что он не был с нами таким честным, как мы думали, потому что… Ладно, может быть, это Дик Джеймс и остальные нагревали его мало-помалу, но вышло так, что Брайен думал больше о себе, чем о нас. «Северные песни» оказалась в классной ситуации, в конце концов, разве не так? Разве мы не могли эту компанию выкупить? У неё оказались сильные позиции, а у «Битлз» – нет.

Что касается дел, в конце кон­цов, он нас нагрел. Хотя бы с «Seltaeb» (прим. – кампания владела правами на всю продук­цию с использованием имени «Битлз»). Брайен одновре­менно занимался многими делами, и, несмотря на существующий миф о прекрасном парне, я знаю, что он нас прилично обирал. Я всегда говорил Аллену [Кляйну]: «Мы же всё знаем о делах Брайена, почему нужно молчать об этом?» Мне дела нет, обидит это или нет Куини. Она ви­ной тому, что он был таким человеком. Он жил в мире иллюзий, занимался мазохизмом и сам себя убил этим, в итоге. Я знаю, что она скорбит о нём, мне её конечно в этом смысле жаль, но она должна знать, что он был не слишком честным человеком.

По некоторым его делам мы можем судить, сколько заработал он на нас, а сколько недополу­чили мы. Хотя бы тот факт, что «НЕМС» оказалась большей компанией, чем «Битлз». У нас в итоге вообще не оказалось компании. Есть «Северные песни», есть «НЕМС», есть контора Дика Джеймса. Что имеем мы? Пару счетов в банке? Все это – работа Брай­ена. Именно он сказал: «Продлим кон­тракт ещё на десять лет». А кто урвал прибыль? Только не мы! Вот что я о нём думаю сегодня».

 

Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Таким образом, после смерти Брайана, его брат Клайв возглавил управление фирмой «НЕМС Энтерпрайсез». Питер Браун, самый близкий друг Брайена и его личный помощник, взял на себя большинство дел, касающихся «Битлз», хотя Клайв Эпстайн четко сказал, что отныне «Битлз» свободны сами решать все свои дела. «НЕМС» и Клайв не станут пытаться занять место Брайена (конечно, 25% отчислений от их доходов можно получать и не вмешиваясь больше в их дела)».

 

Ринго: «Клайв заявил, что его больше интересует его мебельный магазин и дом в Ливерпуле».

 

Джордж: «Компания “НЕМС” перешла к Клайву Эпстайну, но она была ему не нужна, и он не хотел ею управлять».

 

Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Согласно договора, “НЕМС” сохраняла свои 25% дохода. Было обговорено, что через Питера Брауна будет осуществляться их связь с “НЕМС” и с внешним миром. Любому, кто захочет пригла­сить “Битлз”, в том случае если он не получит отказ немедленно, будет предложено действовать через Питера. Он будет устраивать их дела и договаривается обо всём в соответствии с их желаниями. У него есть телефон, который знают только “Битлз”, потому что его нет в телефонном справочнике».

 

Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «В течение трёх недель после сделанного мне предложения возглавить магазин «Эппл», что по моим ленивым темпам стало чудом быстродействия, я смог уговорить свою мать, прежде лет десять управлявшую небольшим магазином в Вултоне, взять на себя мой супермаркет. Учитывая то, что моя сестра жила поблизости от Хэйлинга, в Фэйрхеме, это место оказалось идеально подходящим для нашей мамы, поскольку в Ливерпуле у неё не было близких родственников. Тем временем моя жена и сынишка продолжали жить в нашей квартирке на Хэйлинге, а я обрек себя на прежнюю рутину: в течение рабочей недели я жил в «Кенвуде» у Джона, а на субботу и воскресенье уезжал на юг к своей семье.

Теоретически я собирался пробыть у Джона лишь до тех пор, пока не подыщу для нас с Бэт и Мэтью квартиру. Но вскоре я узнал, что некий безвестный битловский счетовод посадил меня на жалкие 37 фунтов в неделю, в то время как снять в Лондоне квартиру дешевле, чем за 20 фунтов в неделю было практически невозможно. Мне, кроме того, обещали ещё один процент доходов «Эппл», что, конечно же, составляло один процент от нуля. Не желая беспокоить кого-то из Битлов по таким прискорбным финансовым пустякам, я удовлетворился этими тридцатью семью фунтами и стал можно сказать «постоянным гостем» Джона».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)