2 сентября 1967 г.
«Дух Брайена всегда будет с нами. Когда мы были на правильном пути, он знал это, а когда мы ошибались, он говорил нам об этом. Обычно он был прав. Во всяком случае, для нас он не умер». – Джон.
Газета «Мелоди Мейкер» (2 сентября 1967 г.): «Джордж, в пёстрой в рубашке и брюках с цветочным узором, с длинными распущенными волосами и густыми усами, своим видом, своей одеждой, своим дружелюбием и теплотой своих ответов украсил унылый пасмурный лондонский день. “Если хотите, я хиппи или дитя цветов. Я знаю, чем я не являюсь. Я Джордж Харрисон – один из людей. Такой же, как все, но в то же время другой. Осознайте, что неважно, что люди думают о вас, важно то, кем вы себя считаете. Или то, что вы знаете о себе. Это может сделать любой. Это самореализация. Для этого не обязательно надевать цветочную рубашку”».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Перед тем, как начать работу над проектом «Волшебное таинственное путешествие», Битлы отправили своего помощника Алистера Тейлора на побережье выяснить, что автобусные компании всё еще проводят “таинственные” туры».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Ранее с Натом Вейсом был согласован приезд Брайена в Нью-Йорк 2 сентября, а затем в Торонто для участия в музыкальной телепрограмме на телеканале “Си-Би-Си”».
Питер Браун (бывший персональный помощник Брайена Эпстайна): «Предсмертная записка Брайена и завещание, которое к ней прилагалось, для всех осталось тайной. Посвящены были только Клайв, Куини и я. В завещании говорилось, что вся собственность переходит его семье, поэтому по английским законам Куини была единственной наследницей. После смерти Брайена мы с Джеффри Эллисом получили по кругленькой сумме, и нам, а также Нату Вейсу и Битлам предложили взять себе на память что-нибудь из вещей Брайена».
Тони Брэмуэлл (гастрольный администратор группы): «Через несколько дней после смерти Брайена я зашёл в офис «НЕМС». Директора находились в состоянии напряжения. Никто из них ещё не осознал, что Брайен фактически продал компанию своему австралийскому компаньону Роберту Стигвуду. Все они грызлись за право стать менеджерами Битлов. Меня стало от этого мутить. Я попросту вышел».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Джон говорил, что его тошнило от той спешки, с которой сразу после смерти Брайена все ожидали возвращения к делам «Битлз». С одной стороны, были слухи о прибытии американского делового бухгалтера и дельца Аллена Кляйна, который прилетел в Лондон и связался с младшим братом Брайена, Клайвом Эпстайном, чтобы организовать «срочную встречу». С другой стороны, интерес к великолепной четвёрке проявлял недавно введённый в должность Роберт Стигвуд».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «После смерти Брайена Эпстайна в фирме «НЕМС Энтерпрайсиз» произошла частичная реорганизация. До этого времени её руководители продолжали расширять свою деятельность в разных сферах – как менеджеры, антрепренёры, владельцы театров. Теперь пришло время решить, продолжать ли в том же духе или остановиться и укрепить то, что уже существовало. Со смертью Брайена, несмотря на то что в последний год он сам не так рьяно участвовал в делах фирмы, она потеряла своего главу. Он лучше всех видел истинные таланты. Он стоял у истоков всего дела.
Его мать, Куини Эпстайн, унаследовала большую часть его состояния, а младший брат, Клайв, возглавил фирму. Он владел акциями фирмы «НЕМС Энтерпрайзиз» с самых первых дней её существования в Ливерпуле. Из 10 000 акций стоимостью в 1 фунт Брайену принадлежало 7 000, Клайву – 2 000 и «Битлз» – по 250 каждый».
Ринго: «Мы узнали, что теперь все права принадлежат Клайву Эпстайну».
Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «В офисе «НЕМС» состоялся ряд скандальных встреч по деловым вопросам. Одна из них была связана с отчислением Брайену Эпстайну двадцати пяти процентов комиссионных».
Ринго: «Мы отправились к Клайву, чтобы поговорить о его планах».
Джоан Ньюфилд (бывший личный помощник Брайена Эпстайна): «Битлы были одеты в костюмы – из уважения к Куини. Мы все сидели за круглым столом в гостиной Брайена, и пили чай. Это было так странно, как будто ничего и не случилось. Мне уже начало казаться, что сейчас, как обычно, войдет Брайен и присоединится к нам. Для меня это было слишком. Я разразилась рыданиями. Джордж сурово взглянул на меня и сказал: “Ты плачешь не по Брайену. Ты плачешь по себе”».
Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «Клайв, возглавивший теперь “НЕМС”, проинформировал Битлов, что эти деньги выплачивались юридически не Брайену лично, а его компании. Клайв также указал, что ребята не так давно [в январе 1967-го] подписали контракт, предусматривающий, что “НЕМС” будет получать четверть доходов еще 9 лет! Скрытый смысл этой строчки мелким шрифтом ознаменовал прозрение «Битлз», наивно полагавших, что вместе со смертью Брайена прекратились и отношения с “НЕМС”. В итоге они поняли, что единственным для них выходом будет самим выкупить “НЕМС”».
Газета «Мелоди Мейкер» (2 сентября 1967 г.): «Во время выхода в печать этого номера ответа ещё не было. Будущий контроль над компанией «НЕМС Энтерпрайсез» может быть передан любому из коллег-директоров Эпстайна: управляющему директору Роберту Стигвуду; руководителю-оркестра-ставшего-импрессарио Вику Льюису (прим. – директор агентства по ангажементам Брайена Эпстайна); управляющему директору Дэвиду Шоу; младшему брату Брайена, Клайву Эпстайну.
Если завещание не будет оспорено, доля Эпстайна в «НЕМС», которая, как считается, составляет около семидесяти процентов, перейдет к его недавно овдовевшей матери, миссис Куини Эпстайн.
Одно можно сказать наверняка – сами «Битлз» смогут во многом повлиять на своё будущее, при этом нельзя исключать и возможность того, что какое-то время они могут сами управлять собой. В любом случае их контракт с «НЕМС» должен быть продлен в октябре.
На вопрос «Мелоди Мейкер» Тони Бэрроу, пресс-агент «НЕМС», сказал следующее: “Битлы слишком потрясены смертью Брайена, чтобы сейчас строить какие-либо планы, и пока не состоится заседание правления, ничего нельзя сказать”».
Джордж: «В сделках Брайен вечно допускал оплошности. Много лет «И-Эм-Ай» платила нам гроши за каждый сингл и какие-то шиллинги за каждый альбом. Фиаско мы потерпели, когда отец Брайена продал права на использование торговой марки «Битлз». Его отец не имел никакого права поступать так, но он отдал права какому-то парню, тот – другому, и в результате они попали к кому-то ещё.
Если бы в 1962–1963 годах мы знали то, что знаем сейчас, или хотя бы то, что узнали к 1967 году, всё сложилось бы иначе. Мы получали бы более высокие авторские гонорары, если бы понимали, что происходит; а те гонорары, которые мы получали, позднее доставили нам массу хлопот и повлекли множество судебных процессов. А ведь мы могли получать куда более приличные гонорары.
В то время я, в отличие от Джона и Пола, не писал песни. А когда начал, мне задали вопрос: «Хочешь, чтобы твои песни издавались?» И поскольку песни Джона и Пола издавал Дик Джеймс, я ответил: «Да, конечно». Но никто не объяснил: «Как только ты подпишешь эту бумажку, разрешив мне публиковать твои песни, мне же достанутся авторские права на них». Вот я и подписал контракт, думая: «Отлично! Кто-то собирается издавать мои песни!» А потом, много лет спустя, удивился: «Что это значит “они тебе не принадлежат”?» Меня просто раздели среди бела дня. И это потом повторялось постоянно».
Джон: «Брайен был нормальный мужик. Правда, в конце концов, я вдруг обнаружил, что он не был с нами таким честным, как мы думали, потому что… Ладно, может быть, это Дик Джеймс и остальные нагревали его мало-помалу, но вышло так, что Брайен думал больше о себе, чем о нас. «Северные песни» оказалась в классной ситуации, в конце концов, разве не так? Разве мы не могли эту компанию выкупить? У неё оказались сильные позиции, а у «Битлз» – нет.
Что касается дел, в конце концов, он нас нагрел. Хотя бы с «Seltaeb» (прим. – кампания владела правами на всю продукцию с использованием имени «Битлз»). Брайен одновременно занимался многими делами, и, несмотря на существующий миф о прекрасном парне, я знаю, что он нас прилично обирал. Я всегда говорил Аллену [Кляйну]: «Мы же всё знаем о делах Брайена, почему нужно молчать об этом?» Мне дела нет, обидит это или нет Куини. Она виной тому, что он был таким человеком. Он жил в мире иллюзий, занимался мазохизмом и сам себя убил этим, в итоге. Я знаю, что она скорбит о нём, мне её конечно в этом смысле жаль, но она должна знать, что он был не слишком честным человеком.
По некоторым его делам мы можем судить, сколько заработал он на нас, а сколько недополучили мы. Хотя бы тот факт, что «НЕМС» оказалась большей компанией, чем «Битлз». У нас в итоге вообще не оказалось компании. Есть «Северные песни», есть «НЕМС», есть контора Дика Джеймса. Что имеем мы? Пару счетов в банке? Все это – работа Брайена. Именно он сказал: «Продлим контракт ещё на десять лет». А кто урвал прибыль? Только не мы! Вот что я о нём думаю сегодня».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Таким образом, после смерти Брайана, его брат Клайв возглавил управление фирмой «НЕМС Энтерпрайсез». Питер Браун, самый близкий друг Брайена и его личный помощник, взял на себя большинство дел, касающихся «Битлз», хотя Клайв Эпстайн четко сказал, что отныне «Битлз» свободны сами решать все свои дела. «НЕМС» и Клайв не станут пытаться занять место Брайена (конечно, 25% отчислений от их доходов можно получать и не вмешиваясь больше в их дела)».
Ринго: «Клайв заявил, что его больше интересует его мебельный магазин и дом в Ливерпуле».
Джордж: «Компания “НЕМС” перешла к Клайву Эпстайну, но она была ему не нужна, и он не хотел ею управлять».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Согласно договора, “НЕМС” сохраняла свои 25% дохода. Было обговорено, что через Питера Брауна будет осуществляться их связь с “НЕМС” и с внешним миром. Любому, кто захочет пригласить “Битлз”, в том случае если он не получит отказ немедленно, будет предложено действовать через Питера. Он будет устраивать их дела и договаривается обо всём в соответствии с их желаниями. У него есть телефон, который знают только “Битлз”, потому что его нет в телефонном справочнике».
Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «В течение трёх недель после сделанного мне предложения возглавить магазин «Эппл», что по моим ленивым темпам стало чудом быстродействия, я смог уговорить свою мать, прежде лет десять управлявшую небольшим магазином в Вултоне, взять на себя мой супермаркет. Учитывая то, что моя сестра жила поблизости от Хэйлинга, в Фэйрхеме, это место оказалось идеально подходящим для нашей мамы, поскольку в Ливерпуле у неё не было близких родственников. Тем временем моя жена и сынишка продолжали жить в нашей квартирке на Хэйлинге, а я обрек себя на прежнюю рутину: в течение рабочей недели я жил в «Кенвуде» у Джона, а на субботу и воскресенье уезжал на юг к своей семье.
Теоретически я собирался пробыть у Джона лишь до тех пор, пока не подыщу для нас с Бэт и Мэтью квартиру. Но вскоре я узнал, что некий безвестный битловский счетовод посадил меня на жалкие 37 фунтов в неделю, в то время как снять в Лондоне квартиру дешевле, чем за 20 фунтов в неделю было практически невозможно. Мне, кроме того, обещали ещё один процент доходов «Эппл», что, конечно же, составляло один процент от нуля. Не желая беспокоить кого-то из Битлов по таким прискорбным финансовым пустякам, я удовлетворился этими тридцатью семью фунтами и стал можно сказать «постоянным гостем» Джона».