18 июня 1967 г.
Майкл Макгир: «У всех было на слуху что братец добавил немного ЛСД в напиток и выпил его, поэтому в тот день, когда мы покидали его дом в Лондоне, репортёры ведущих СМИ нас уже ждали. Поскольку братец был разоблачен как принимающий ЛСД, все средства массовой информации обратили внимание на этого ужасного наркомана и его младшего брата – «ха, мы попались!» И они щёлкают своими фотокамерами.
Мы начали закрывать окна. Тут внезапно поклонники оттеснили репортёров, чтобы добраться до своего кумира и, очевидно, до его симпатичного брата, и в машину хлынули подарки из цветов. После чего репортёры решили, что не смогут использовать эти кадры, так как на них молодёжь обожает этого мужчину, паршивца-наркомана. Чего они хотели, так это хмурого наркотического взгляда, одурманенного ЛСД. И это было прекрасно, что жизнь взяла верх, потому что это был его день рождения».
В этот день в студии Дика Джеймса Пол выступал в качестве продюсера записи альбома группы «Скэффолд».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Теперь Майкл Макгир становится всё более известным; для этого ему потребовалось немало потрудиться. Макгиром он стал в 1962 году, когда вступил в группу “Скэффолд”».
Майкл Макгир: «Я не стремлюсь стать знаменитым – просто хочется добиться успеха самому, в своём деле. Мне всегда меньше всего хотелось оказаться в положении брата Шона Коннери или Томми Стила, словом, брата, следующего по стопам своего брата».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Начало группы “Скэффолд” было бурное, они снялись в телевизионном сериале, длившемся двадцать семь недель, а потом вдруг всё застопорилось, остались лишь редкие приглашения участвовать в местных театральных постановках».
Майкл Макгир: «Перед записью альбома у нас была только подборка идей для песен, которые я написал в сотрудничестве с Роджером Макгоу. Не думаю, что у нас тогда было название для альбома».
Роджер Макгоу (участник группы «Скэффолд»): «После университета я стал учителем и в свободное время начал писать стихи. Я подружился с другими поэтами, такими как Адриан Генри и Брайан Паттен, и начал проводить в Ливерпуле поэтические чтения. Потом я познакомился с Джоном Горманом и Майком Маккартни – братом Пола, и мы сформировали группу «Скэффолд». Первое время мы выступали с комедиями. В то время у меня не было модной одежды, потому что я жил на зарплату учителя, поэтому Майк отдал мне старую сценическую одежду своего брата – две пары брюк, рубашку и костюм – в которых Пол не нуждался и которые он от дал Майку.
Потом мы получили предложение делать еженедельное комедийное шоу на телевидении. Затем мы начали писать песни. Так что учителем я проработал всего четыре года, а потом уволился. В то время это был риск, так как я не знал, как всё пойдёт.
Не скажу, что заработал много денег, но было очень весело. Джими Хендрикс играл на наших альбомах, Тим Райс продюсировал наши записи, и мы записывались в поместье Ричарда Брэнсона в Оксфордшире. Внезапно из поэта и учителя на полставки я начал бездельничать, живя тем, что казалось для меня светской жизнью. Было здорово. Мы гастролировали по стране, и я заработал достаточно денег, чтобы внести залог и купить хороший дом в Ливерпуле».
Группа «Скэффолд»: комик и певец Джон Горман (сзади), писатель и поэт Роджер Макгоу (в кресле) и музыкант и фотограф Майк Макгир, 1968 год.
Майкл Макгир: «В записи нашего альбома участвовало множество прославленных рок-звёзд, протянувших нам руку помощи. Это было довольно необычно, если подумать о составе. Все приходили в разные дни. Понятное дело, мой братец, Джими Хендрикс с Ноэлем и Митчем, Грэм Нэш из «Холлиз», Дэйв Мейсон из «Трэффикс» и его девушка Кэрол. Спенсер Дэвис тоже был там. Пол Сэмюэл Смит из группы «Ярбёрдз». Он был важной частью этого альбома. Гэри Лидс из «Уолкер Бразерс». Бывший участник группы «Претти Синг» Вив Принс – он был барабанщиком, которого любил Кит Мун и он равнялся на Вива. Майк Харт из «Роудраннерс» приезжал из Ливерпуля. Джон Мэйолл из «Блюзбрейкерс». Джордж Зут Бруно Мани (прим. – британский клавишник и вокалист) был неотъемлемой частью альбома. В конце на саксофоне играет Уильям Беннетт из Королевского филармонического оркестра. Энди Робертс был главным человеком, стоящим за всеми этими песнопениями. А Джейн Эшер даже спела со своей матерью.
Они приходили к нам, когда кто-то из них был в городе. У всех были долгосрочные контракты [с разными лейблами], но мы говорили их звукозаписывающим компаниям и юристам: «Отвалите. Мы друзья. Проблемы будут, если мы укажем имена, но мы делаем это, нравится вам это или нет».
Энди Робертс (музыкант): «Как-то раз, когда мы выступали на одном Фестивале, туда приехала забавная театральная команда из Ливерпуля под названием «Скэффолд». Я ничего о них не знал. Кто-то сказал, да, это брат Пола Маккартни. Я пошел посмотреть их шоу, которое оказалось замечательным. Вот так я познакомился с Роджером Макгоу, Джоном Горманом и Майком Макгиром. С ними были такие люди, как Пит Браун, Спайк Хокинс, Брайан Паттен, Адриан Генри – поэты, которые днём устраивали поэтическое шоу в «Траверсе». Потом в «Скэффолд» я начал работать бэк-музыкантом, а потом у них появились свои хиты».
Майкл Макгир: «Когда Пол был в студии, он являлся продюсером, а я находился на площадке. А когда братца не было, то продюсером был я – выросший с музыкальным братом и повидавший так много из того, что он делал, что сам многому научился. Также в отсутствие брата в качестве продюсера выступал Пол Сэмвелл-Смит. Он был очень хорошим продюсером».
«Мелоди Мейкер», 22 июня 1967 года: «На прошлой неделе Пол Маккартни и Грэм Нэш из группы «Холлиз» собрали группу мечты за миллион фунтов стерлингов для совершенно секретной экспериментальной записи в Лондоне. Она была настолько засекреченной, что никто из заинтересованных сторон не стал это комментировать. Но среди тех, кто присутствовал за запертыми дверями студии «Кингсвей», были Пол, Грэм, Спенсер Дэвис, Дэйв Мейсон из группы «Трэффик», Гэри Лидс, Барри Фантони и участники группы «Скэффолд», включая брата Пола – Майка Макгира.
В сессии также участвовал поэт из Ливерпуля Роджер Макгоу, который также является членом «Скэффолд». Его поддержала звёздная группа, финансово недоступная любому коммерческому продюсеру. Пол играл на меллотроне с Грэмом, Спенсером и Дэйвом Мейсоном на гитарах, Гэри на барабанах и Фантони на тенор-саксофоне. Запись останется сессией мечты, поскольку все звезды имеют контракты с разными звукозаписывающими компаниями».
Майкл Макгир: «Тексты песен для альбома в основном были написаны Роджером Макгоу. Альбом был очень свободным и экспериментальным. Это было что-то вроде того, что мы понятия не имели, что будем делать, пока не вошли в студию. Большинство композиций альбома были первыми дублями. Помогающие нам люди были очень занятыми, они приходили и уделяли нам своё время: «Джими Хендрикс, заходи, сыграй на гитаре, пока». Вот как это было».
Брайан Джонс и Джими Хендрикс на фестивале в Монтерее. Брайан представил Джими публике перед его выступлением.
Стивен Дэйвис (автор книги «Время собирать камни»): «На фестивале [в Монтерее] состоялись необычайно яркие выступления: длившийся целую ночь концерт «Грейтфул Дэд», галлюциногенная ЛСД-опера «Джефферсон Эйрплейн» перед «Джошуа Лайт Шоу», соул-шоу Отиса Реддинга».
Дерек Тейлор (пресс-агент «Битлз» в 1964 году): «В музыкальном отношении фестиваль стал неописуемым событием. Почти все выступающие были выше всяких похвал – не только потому, что согласились выступать бесплатно, но и потому, что выкладывались по полной программе. Все, кто побывал на всех концертах (а я не смог, потому что был слишком занят), видели парад звёзд поп-музыки, который не шёл ни в какое сравнение ни с чем, что было ранее. Сказочная страна? Нет! Земной рай? Конечно! Хорошо, если бы так везло всем поколениям».
Рави Шанкар отыграл трёхчасовой сет и удостоился продолжительных бурных оваций.
Алан Клейсон (автор книги «Великая четверка»): «Рави признавался, что его одолевало беспокойство по поводу участия в одном концерте с шумными рок-группами, отличавшимися необузданным поведением на сцене».
Стивен Дэйвис (автор книги «Время собирать камни»): «18 июня публика была потрясена затяжной божественной музыкальной фантазией Рави Шанкара, которую Брайан Джонс и Нико слушали, сидя в первом ряду. Затем на сцену вышли «Ху», звучавшие громче бомбовых разрывов, особенно когда Пит Таунсенд и Кит Мун принялись крушить инструменты и аппаратуру среди дыма и хаоса звуков».
В конце своего выступления группа «Ху» разнесла вдребезги свои инструменты.
Стивен Дэйвис (автор книги «Время собирать камни»): «Брайан Джонс должен был представлять американский дебют группы «Экспириенс» Джими Хендрикса. Приняв перед этим кислоты вместе с актёром Деннисом Хоппером, он поднялся на сцену, взял микрофон и прошептал в почти мертвой тишине: «Я хочу представить вам моего очень хорошего друга и вашего соотечественника – Джими Хендрикса, самого великолепного исполнителя, какого я когда-либо видел».
Хендрикс заставил публику забыть о «Ху». Вдохновленный немалой дозой кислоты, он творил чудеса, водя по струнам языком и забрасывая гитару за спину».
Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Выступление Джими Хендрикса на монтерейском фестивале 18 июня 1967 года было поворотной вехой и краеугольным камнем. Джими показал зрителям всё, чем была для него боевая подруга – гитара. Он пел под неё, разговаривал с ней, играючи подбрасывал в воздух как ребенка, изображал сладострастное слияние в экстазе, поднимал во время игры над головой и, наконец, подкрутив ручку громкости так, чтобы она от обратной связи с усилителем выла, положил её на пол и преклонил колена. Пятьдесят тысяч зрителей замерли. Они только что видели группу «Ху», Пит Таунсенд уже расколотил свой дорогой «Рикенбэкер», а Кит Мун в приступе бешеной энергии расталдыкнул свои барабаны в разные стороны. Тут было нечто другое».
Стивен Дэйвис (автор книги «Время собирать камни»): «Затем, опустившись на колени, словно для молитвы, он поджёг свой сломанный инструмент, как будто принося его в жертву».
Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Казалось, душа гитары улетала ввысь в облаках дыма, леденя душу электронным воем. Джими не мог уступить первенства каким-то английским стилягам из «Ху», последние раскаты грома должны были остаться за ним».
Рави Шанкар: ««Мне понравилась его музыка, но, когда он стал творить непристойности со своей гитарой, а затем поджёг её, я испытал глубокое чувство печали. Мы приехали из страны, где уважают и даже почитают музыкальные инструменты».
Стивен Дэйвис (автор книги «Время собирать камни»): «Когда пламя погасло, Хендрикс занес гитару над головой и разнёс её вдребезги».
Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «18 июня 1967 года родилась легенда, Америка услышала музыку, которой ни до Джими, ни после него не существовало. Это было давно, но кадры его монтерейского выступления не состарились, не потеряли убойной силы. Они до сих пор вызывают потрясение, страх, восторг, в них происходит слияние высшего физического с высшим музыкальным».
Пол: «Джими участвовал в концерте и был великолепен».
Дерек Тейлор (пресс-агент «Битлз» в 1964 году): «Полицейские и пожарники, которые поначалу отнеслись к нашей идее резко отрицательно, обнаружили, что им абсолютно не о чем беспокоиться, и вскоре обстановка стала такой клёвой, непринуждённой и мирной, что они сами начали дарить друг другу цветы. На заключительной пресс-конференции я подарил шефу полиции ожерелье из стеклянных призм. «Это вам от всех нас, теперь вы с нами», – сказал я, не моргнув глазом, и он без тени смущения принял подарок. Вот время было! Только представьте себе… Интересно, удастся ли это вам? Это случилось в Монтерее давным-давно».
Джордж: «Меня там не было, об этом фестивале я ничего не знаю. Мы просто приняли кислоту в Сент-Джордж-Хилле и стали гадать, как бы всё это могло выглядеть».