12 мая 1967 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Пиратская радиостанция «Лондон» стала первой, на которой альбом «Сержант Пеппер» прозвучал целиком ещё до того, как он вышел».
Мэри Пейн (радио «Лондон»): «В пятницу 12 мая этот изумительный альбом можно было услышать на радиостанции «Лондон». Мы получили крупнейший в мире эксклюзив – состоялась премьера долгожданного альбома «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера».
Выход альбома был запланирован на июнь и мы, как и все остальные, отчаянно пытались заполучить предварительную копию, но наши попытки были безуспешны. Тем не менее 12 мая в наш офис на Керзон-Стрит зашёл молодой человек и принес бобину с плёнкой. Его подруга работала в «И-Эм-Ай», и он объяснил, что она во время производственного совещания тайком записала новый альбом «Битлз», используя магнитофон, спрятанный в хозяйственную сумку. Они даже не пытались на этом заработать, решив, что отдать плёнку Алану Кину – программному директору их любимой радиостанции – это их общественный долг. Как и следовало ожидать, запись, сделанная на простой портативный магнитофон, помещенный внутрь хозяйственной сумки, была очень плохого качества.
Алан сразу же позвонил музыкальному издателю Дику Джеймсу, и рассказал ему об украденном сокровище, оказавшемся у него в распоряжении. Он сказал, что если Дик не предоставит Большому Элу (прим. – прозвище ди-джея радиостанции «Лондон» Джона Пила) эксклюзивную промо-копию альбома «Сержант Пеппер», то радиостанция поставит в эфир эту запись со всеми её недостатками.
Руководители «И-Эм-Ай» всегда были против пиратского радио, полагая, что большое число трансляций снижает, а не увеличивает число их продаж. Остальные записывающие компании были другого мнения и полагали, что получить как можно больший охват аудитории было простым способом распространения хитов. Одним из них был Тони Холл из «Дрим Рекордз», который попросил Алана Кина включить в тарнсляцию вышедший в этот день сингл «Белее бледного» (Whiter Shade of Pale) группы «Прокол Харум».
Первое же проигрывание альбома «Сержант Пеппер» вызвало невероятный резонанс. Говорят, что история с пиратской записью была придумана с целью вынудить «И-Эм-Ай» предоставить нашей радиостанции эксклюзивный материал. Возможно, что это так и было, но уловка сработала! Дик Джеймс согласился предоставить Алану Кину альбом «Сержант Пеппер» при условии, что он не раскроет источник. Ему, как музыкальному издателю, дать разрешение пиратской радиостанции транслировать нелегальную копию альбома, могло доставить массу неприятностей.
Ричарду Суэйнсону передали по радиосвязи команду немедленно покинуть судно «Гэлэкси», откуда велась трансляция, и забрать обещанную запись. Суэйнсон сразу же направился в офис Дика Джеймса, потом, прижимая к себе драгоценный ацетат, сел на поезд в Хэрвич.
У ди-джея Эда Стюарта была своя дневная программа под названием «Всё случившееся», которая выходила в эфир каждую пятницу с 17:00 до 18:00. Именно во время трансляции его программы прозвучал альбом «Сержант Пеппер». Наши спонсоры были в восторге. Естественно, что все находившиеся на борту «Гэлэкси» сотрудники собрались, чтобы послушать этот альбом. «Сержант Пеппер» произвел такое сильное впечатление на Джона Пила, что он разрыдался. Все были под таким впечатлением от услышанного, что в тот вечер он прозвучал в эфире несколько раз.
Хотя «Сержант Пеппер» проигрывался в эфире с позывными Большого Эла, наложенными на звуковые дорожки для предотвращения дальнейшего копирования конкурентами, ди-джеи «Кэролайн» (прим. – ещё одна пиратская радиостанция) настолько сильно хотели получить этот альбом, что записали его прямо с эфира, и транслировали своей аудитории вместе с позывными «Радио Лондон»!
Руководство «И-Эм-Ай» сошло с ума. Директор по маркетингу Кен Ист позвонил Алану Кину и пригрозил судебным иском, если «Радио Лондон» не прекратит трансляцию. На это Алан ответил, что в таком случае «И-Эм-Ай» придётся подавать иск на компанию «Рэдлон Сэйлз», зарегестрированную на Багамах.
Пресс-атташе «Битлз» Тони Бэрроу сообщил, что ни он, и никто из Потрясающей четвёрки, не возражают против того, чтобы «Радио Лондон» транслировала альбом до его официального выхода. На самом деле он считал, что в этом виновна сама «И-Эм-Ай», отложившая на неделю выпуск альбома».
Дэвид Хьюз (журналист «Диск энд Мьюзик Эко»): «Из-за того, что у нас не было предварительной копии альбома, мне пришлось написать рецензию, прослушав альбом на маленьком транзисторном радиоприемнике, настроенном на волну “Радио Лондон”».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Ричард Лаш.
Возможно, вдохновленные записью накануне композиции «Малыш, ты богач» (Baby You’re A Rich Man) во время шестичасовой сессии, «Битлз» записали ещё одну песню всего за пять с половиной часов. Это была песня «А теперь все вместе» (All Together Now), написанная Полом Маккартни специально для мультфильма «Жёлтая подводная лодка». Это была простая запись, сделанная даже без продюсера Джорджа Мартина».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «В середине мая Джордж Мартин отправился на юг Франции в двухнедельный отпуск. Битлы, тем не менее, решили продолжить работу без него, и я был официально указан на кассете «А теперь все вместе» как продюсер и звукоинженер. Честно говоря, уход Джорджа в отпуск в разгар этих сессий никому не нравился. После записи альбома «Сержант Пеппер» мы все устали, но он был единственным, кто взял отпуск. К этому времени я очень сомневаюсь, что группа свой успех вообще приписывала Джорджу Мартину. На самом деле, они, вероятно, были даже рады возможности поработать без него.
Было определенно легче, когда Джорджа Мартина не было рядом. Когда он был в студии, то всегда существовал определенный протокол: мы в аппаратной понимали, что должны вести себя наилучшим образом, и даже Битлы временами казались несколько стеснёнными его присутствием. Когда его не было, мы все расслаблялись и становились более весёлыми. Наши взаимоотноешния становились немного другими, и это можно услышать в песне, настроение которой более раскрепощённое, намного более весёлое, чем всё, что они записали за долгое время. В начале сессии Леннон, по сути, прокомментировал это так: ”Ну, теперь, когда учитель ушёл, мы, школьники, наконец-то получили возможность поиграть”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «У Пола была склонность время от времени писать песни, имитирующие стиль мюзик-холла ушедшей эпохи, жанр музыки, который он слышал в детстве и к которому продолжал питать привязанность».
Пол: «Эта песня написана в традициях мюзик-холла. Когда в мюзик-холле побуждают аудиторию присоединиться к песне, то восклицают: «А теперь все вместе!», поэтому я просто взял и придал этому ещё один смысл, я использовал двойное значение.
Это детская песня. У меня было несколько юных родственников, и я пел для них песни. До этого я сочинил детскую песню под названием «Прыгая по комнате» (Jumping Round The Room), очень похожую на «А теперь все вместе». На словах «лежать на спине» дети должны были лечь, и дйствовать в таком роде на словах «скакать по комнате» и «подпрыгивать». Это песня для группы детей. Она в тональности «соль», у неё очень простые аккорды, всего пара аккордов, вот и всё по сути. В ней есть небольшой подтекст, но на самом деле это простая песня. Отчасти пустяковая».
One, two, three, four, Раз, два, три, четыре,
Can I have a little more? Можно мне ещё немного?
Five, six, seven, eight, nine, ten, Пять, шесть, семь, восемь, девять, десять,
I love you. Я люблю тебя.
A, b, c, d, Эй, Би, Си, Ди,
Can I bring my friend to tea? Я могу принести своему другу чай?
E, f, g, h, i, j, И, Эф, Джи, Эйч, Ай, Джи,
I love you. Я люблю тебя.
Bom, bom, bom, bom-pa bom, Бом, бом, бом, бом-па бом,
Sail the ship, bom-pa bom, Управлять кораблём, бом-па бом,
Chop the tree, bom-pa bom, Срубить дерево, бом-па бом,
Skip the rope, bom-pa bom, Перепрыгнуть веревку, бом-па бом,
Look at me. Смотри на меня.
All together now, all together now, А теперь все вместе, теперь все вместе,
All together now, all together now. А теперь все вместе, теперь все вместе.
All together now, all together now, А теперь все вместе, теперь все вместе,
All together now, all together now. А теперь все вместе, теперь все вместе.
Black, white, green, red, Чёрный, белый, зеленый, красный,
Can I take my friend to bed? Могу я уложить своего друга в кровать?
Pink, brown, yellow, orange, and blue, Розовый, коричневый, жёлтый, оранжевый и синий,
I love you. Я люблю тебя.
All together now, all together now, А теперь все вместе, теперь все вместе,
All together now, all together now. А теперь все вместе, теперь все вместе.
All together now, all together now, А теперь все вместе, теперь все вместе,
All together now, all together now. А теперь все вместе, теперь все вместе.
Bom, bom, bom, bom-pa bom, Бом, бом, бом, бом-па бом,
Sail the ship, bom-pa bom, Управлять кораблём, бом-па бом,
Chop the tree, bom-pa bom, Срубить дерево, бом-па бом,
Skip the rope, bom-pa bom, Перепрыгнуть веревку, бом-па бом,
Look at me. Смотри на меня.
All together now, all together now, А теперь все вместе, теперь все вместе,
All together now, all together now, А теперь все вместе, теперь все вместе,
All together now, all together now, А теперь все вместе, теперь все вместе,
All together now, all together now, А теперь все вместе, теперь все вместе,
All together now, all together now, А теперь все вместе, теперь все вместе,
All together now, all together now, А теперь все вместе, теперь все вместе,
All together now… А теперь все вместе…
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Пол, очевидно, заранее поработал над этой песней и точно знал, чего он хочет. Её исполнение и игра были безупречны несмотря на то, что это не самая сложная композиция».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Джон, похоже, тоже приложил руку к написанию этой песни. Так мелодическая вставка отклоняется от двухаккордной структуры, о которой упоминает Пол, и включает спетые Ленноном слова «управлять кораблём», «срубить дерево», «перепрыгнуть веревку» и «посмотри на меня», которые, несомненно, внесены Джоном, как это обычно бывало в то время в партнерстве Леннона и Маккартни во время работы над песнями. Хотя эта песня вряд ли является лучшим примером совместной работы Леннона и Маккартни, тем не менее, она выглядит как совместная работа. В любом случае, можно с уверенностью предположить, что песня была написана где-то в начале мая 1967 года».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Было записано девять дублей».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Последний дубль был признан лучшим».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «На ритм-треке Маккартни и Джордж Харрисон играют на акустических гитарах, Джон Леннон на губной гармошке, а Ринго Старр на барабанах и перкуссии».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Во время записи ритм-трека сразу же записывался ведущий вокал Пола. Он пел, аккомпанируя себе на акустической гитаре».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Слышимая на записи вторая акустическая гитара – это электроакустический «Гибсон» Джорджа».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «На ритм-треке Джон также исполнил свою ведущую вокальную партию, одновременно играя на банджо, а Ринго эпизодически сыграл несколько барабанных партий».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Интересно, что в последний раз «Битлз» записывали в отсутствие Джорджа Мартина песню «Жёлтая подводная лодка», которая была удивительно похожа на «А теперь все вместе» как по содержанию, так и по стилю. И оба раза Битлы приглашали в студию друзей подпевать и создавать атмосферу вечеринки. Это был на удивление продуктивный вечер, и это была довольно легкая сессия, несмотря на то что было много наложений. Многое приходилось играть вживую, потому что они хотели ускорить темп от начала до конца».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Что касается наложений, то Пол добавил партию баса, Ринго басовый барабан, а Джон партию на губной гармошке».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем, после записи наложений, они перерыли две комнаты с музыкальными прибамбасами в поисках разных источников звуковых эффектов».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «На записи можно услышать трензель (прим. – ударный музыкальный инструмент, представляющий собою металлический прут, изогнутый в виде треугольника), кастаньеты, укулеле, цимбалы, банджо и валторну, напоминающую рожок Харпо Маркса (прим. – Харпо Маркс – американский актёр, комик, участник комедийной труппы Братья Маркс, никогда не говорил во время выступлений; во время общения он трубил в рожок или свистел). Все четверо «Битлз» также исполнили групповое фоновое пение вместе с другими присутствовавшими в студии, предположительно среди них были Мэл Эванс и Нил Аспинал, а также хлопали в ладоши».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В результате небольшой хор за две с лишним минуты песни почти 50 раз повторил три слова названия песни».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «После того, как наложения были завершены, Джефф Эмерик, Ричард Лаш и сами Битлы занялись моносведением; последняя из шести попыток была признана лучшей. В 24:30 сессия закончилась».
Бывшей персональной помощнице Брайена Эпстайна Венди Хэнсон было поручено получить разрешение на публикацию лиц от каждого, кто изображён на обложке альбома «Сержант Пеппер». В телеграмме согласие Брандо на публикацию его изображения и извинение за задержку.