20 апреля 1967 г.
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «17:15-18:15. Студия 3 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Аппаратная. Звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Ричард Лаш. Джордж Мартин в этот день не участвовал в работе этой сессии.
Были сделаны 10 стереомиксов репризы «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» (Sgt Pepper”s Lonely Hearts Club Band)».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Последний из десяти стереомиксов был признан лучшим, и он был использован на альбоме. Идеальное совпадение кудахтанья курицы, завершившей песню «Доброе утро, доброе утро», и первой гитарной ноты Джорджа Харрисона в репризе «Сержант Пеппер», несомненно, было подготовлено в этот день.
В этом миксе использованы звуковые эффекты аудитории, отличающиеся от моноверсии: в начале слышен только приглушенный шум аудитории (а не аплодисменты, как в моно), который постепенно стихает, что звучит гораздо более реалистично. Кроме того, во время вступления песни не слышно взрывов смеха. Удивительно, но в стереомиксе почти всё сосредоточено в левом канале, за исключением маракаса и бубна Ринго, которые полностью в левом канале. При подготовке этого стереомикса почти не использовался метод автоматической двойной записи (если он вообще использовался)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:00-2:15. Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Ричард Лаш.
Вернувшись к третьему дублю от 13 февраля 1967 года композиции Джорджа «Всего лишь Северная песня» (Only A Northern Song), две дорожки были стёрты и на них были вновь записаны бас-гитара на одну дорожку и глокеншпиль, свист и труба на другую».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Процесс, который они использовали в этот день для завершения песни, весьма любопытен и нетрадиционен. Сначала они вернулись к исходной четырёхдорожечной записи с ритм-треком и стерли некоторые элементы, наиболее примечательным из которых был бас Пола, который, по его мнению, можно было сделать лучше.
Пол перезаписал свой бас, а затем группа приступила к записи других голосов, шумов и странных звуковых эффектов, чтобы придать песне завораживающе-психоделический оттенок. Предполагается, что Джон сыграл музыкальные фрагменты на фортепиано и глокеншпиле.
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В студии находились продюсеры мультфильма «Жёлтая подводная лодка», поскольку эта песня предназначалась для саундтрека».
Пол: «Кинопродюсеры бродили по студии, и им пришлось как бы согласиться с этим – я видел их очень грустные лица, пока я играл на трубе».
Дмитрий Эпштейн (автор статьи «Второе пришествие «Жёлтой подлодки»): «В 1964 году американский продюсер Эл Бродакс обратился к Брайену Эпстайну с просьбой запустить в производство мультипликационный сериал о группе с использованием её песен. Брайен согласился. Каждая из сторон получала половину прибыли, а таковая была: после демонстрации осенью 1965-го сериал получил высший рейтинг среди субботних утренних программ. Нужно заметить, что, приступая к переговорам, Бродакс выразил желание снять полнометражную картину о Битлах. Эпстайн был не против, но лишь в случае успеха сериала. Эпстайну пришлось по душе предложенное Элом название «Жёлтая подводная лодка. Нет ничего реального», и он пообещал, что «Битлз» предоставят для фильма четыре новые песни».
Ли Минофф (один из авторов сценария мультфильма «Жёлтая подводная лодка»): «Джон был занят в студии (прим. – на съёмках фильма), Джордж осваивал игру на ситаре в Индии, а Ринго Старр вообще не хотел иметь отношение к проекту. В итоге мне удалось всего десять минут поговорить с Полом. На встречу он явился в компании каких-то сумасшедших тусовщиков и вёл себя, как ребёнок. Да ему и было тогда не больше 23-х. Пол настаивал, чтобы в мультфильме непременно фигурировал страшный монстр».
Пол: «Эл Бродакс обсуждал с нами возможность нашего непосредственного участия в этом проекте, и по этому вопросу мы встречались у меня дома в Лондоне. Там также присутствовал и [сценарист] Эрик Сигал. С самого начала они дали понять, что не хотят делать диснеевский продукт, они хотели создать полностью психоделический мультфильм».
Джон: «Это был третий фильм, который мы были должны компании «Юнайтед Эртистс». Брайен подписал соответствующий контракт, и мы были здесь бессильны, что-либо сделать».
Роберт Шонфилд (автор книги «Сердцевина яблока»): «Как Брайен, так и Битлы рассматривали этот фильм как возможность выполнить свое обязательство перед кинокомпанией «Юнайтед Эртистс» – выпустить третий битловский фильм. Бродакс, энергичный человек, типичный манхэттенец, прибившийся к битломании двумя годами раньше, когда он поставил серию мультфильмов из тридцати девяти эпизодов на битловскую тему на “Эй-Би-Си”».
Крис Ингхэм (автор книги «Ориентировочный путеводитель Битлз»): «Проект начал обсуждаться весной 1967 года, когда Джордж Мартин пригласил Эла Бродакса и его партнера по «Ти-Ви-Си» Джона Котеса на Эбби-Роуд прослушать альбом «Битлз», который они только что закончили. Одного прослушивания «Сержанта Пеппера» было достаточно, чтобы увериться в целесообразности создания мультфильма».
Джордж: «Помню, как мы встречались с Хайнцем Эдельманном и другими художниками-мультипликаторами, они сделали несколько набросков, мы обсудили персонажи мультфильма. Но мы встретились с ними всего один или два раза, как и с продюсером Элом Бродаксом. В работе мы почти не участвовали».
Роберт Шонфилд (автор книги «Сердцевина яблока»): «Получив согласие, Бродакс отправился в Нью-Хэмпшир и вместе с Эриком Сегалом засел за сценарий».
Пол: «Эрик Сигал, автор «Истории любви», был одним из сценаристов. Во время встречи с ним было здорово слушать его замыслы, но я удивился, узнав, что он выбрал психоделический стиль. Я думал, продюсеры предпочтут что-нибудь более коммерческое, что было бы абсолютно нормально. Мне хотелось, чтобы «Жёлтая подводная лодка» стала мультфильмом более классического стиля. Я думал, его героем окажется человек, который уплыл в море и попал в страну подводных лодок. Он мог бы очутиться в подводном мире, осмотреть его, познакомиться с его жителями – эта история выглядела бы неплохо.
Я обожаю диснеевские фильмы, поэтому надеялся, что «Жёлтая подводная лодка» станет лучшей из диснеевских картин, только с нашей музыкой. Получилось бы чудесное сочетание. Но они решили иначе, и, к счастью, решение принимал не я. Теперь этот фильм мне нравится. Он и вправду получился интересным. Художники посчитали, что надо начать с того, на чем мы остановились, – с «Сержанта Пеппера», но мне в то время пришелся бы больше по душе «Бемби».
Думаю, если бы фильм был более диснеевским, и им понадобилась бы песня «Когда загадываешь желание по звезде» (When You Wish Upon A Star), я охотно записал бы её, но, поскольку они снимали фильм в духе «Пеппера», мы решили использовать уже записанные песни. А ещё нас попросили записать несколько новых песен, и мы записали композицию «Всего лишь Северная песня» (Only A Northern Song). Я помню, как играл на этой дурацкой трубе. Мой папа играл на трубе. Я не играю на ней хорошо, но могу подурачиться, и эта песня дала мне отличный повод. Это было очень иронично.
Мы объяснили, что не собираемся принимать слишком активное участие в работе и не хотим озвучивать мультфильм – при этом работы было бы слишком много. Вместо нас фильм озвучивали такие люди, как Ланс Персивал (артист кабаре и диктор). Они отлично сымитировали голос Ринго, но придали ему уж слишком явный ливерпульский акцент. Как если бы американцы подражали акценту кокни – этакий синдром Дика Ван Дайка».
Ринго: «Эдди Йатс из «Коронейшн Стрит» озвучивал меня и Джона. На мой взгляд, оба голоса звучат одинаково, я не вижу между ними никакой разницы».
Джордж: «Не знаю, почему мы отказались озвучивать его, но актеры сделали это даже лучше, потому что им требовалось озвучивать мультипликационный фильм. Наши голоса, наверное, сгодились бы для мультфильма, но актеры придали им больший колорит».
Из интервью Джорджа Мартина (2000):
Вопрос: Какое отношение к мультфильму «Жёлтая подводная лодка» было у Битлов?
Джордж Мартин: Когда идея мультфильма впервые обсуждалась, Битлам она не понравилась. Им не понравилось то, что они не будут принимать в этом никакого участия. И то, что Брайен должен был получить их согласие, было частью договора, который он заключил с «Юнайтед Эртистс». Но когда Брайен сказал им, что они должны будут предоставить новые песни, то сказали: «Мы не собираемся писать ничего нового, мы отдадим им всё то, что нам не нужно».
Меня попросил написать музыкальное сопровождение режиссёр, замечательный парень, канадец, его звали Джордж Даннинг. Сейчас его нет в живых, к сожалению. Он сказал мне тогда: «Слушай, нам очень понадобится твоя помощь, потому что у нас совершенно нет времени. У нас есть год, за который мы должны закончить фильм». Это было ничтожный срок по меркам полнометражной анимации. Он сказал: «Я дам тебе наши наброски, наши сценарии, как только у нас появится какой-нибудь законченный фрагмент фильма, я дам тебе и его, и ты сам решишь, какая фоновая музыка там нужна».
Я спросил: «Может ты мне дашь какие-нибудь указания?» Он ответил: «Используй свою фантазию, и если захочешь написать какую-нибудь музыку в духе Микки Мауса, чтобы отразить то, что происходит на экране, отлично, в общем, делай что хочешь». Он дал мне карт-бланш. Он сказал: «Если ты не возражаешь, когда дело дойдет до записи, мы будем решать проблему со звуковыми эффектами и посмотрим, как лучше поступить. И кое-что из сделанного тобой может быть выброшено, и если ты согласен с этим, тогда всё будет в порядке». И вот так мы и работали. И всё это потому, что у нас было очень мало времени. Мы не могли позволить себе такую роскошь, как сначала закончить сам фильм, а потом добавить к нему музыкальное сопровождение.
У меня в студии стоял проектор, и я просматривал все пленки. Они давали мне фрагменты фильма в том порядке, как заканчивали. Они валялись вокруг, в страшном беспорядке. Сперва я получал фрагмент № 4, затем № 7, после него шёл № 6. И я должен был следить за всем этим, учитывать, что за чем следует, и у меня был свой экземпляр сценария. Так я отслеживал, что мы вообще делаем. И я просто писал ту музыку, которая приходила в голову. Потом мы собрали вместе всё то, что я написал, записали эту музыку и стали надеяться на лучшее. И всё получилось отлично.
Из интервью Леннона Питеру Маккейбу и Роберту Шонфелду:
Маккейб и Шонфелд: Мы разговаривали с парнем, который был продюсером «Жёлтой подводной лодки», Элом Бродаксом, и он категорично утверждал, что Мартину принадлежит половина всего, что создали «Битлз».
Джон: Херня! Знаете, как было дело? Бродакс с парнями пришел к нам в студию: «Привет, Джон, у тебя уже есть какая-нибудь задумка для фильма? Это всё были мои идеи, я им всё надиктовал. Он, видимо, думает так, потому что Брайен имел глупость разрешить Мартину вставить все его музыкальные связки в «Жёлтую подводную лодку», всё это говно типа «Море дыр» и тому подобное. Он и записал всё это говно, которое засунул в наш альбом. Вот тебе шуточка на эту тему: Джордж Мартин – половина, одна сторона нашего альбома, которой мы даже и не заметили.
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем группа вернулась к дублю 11 – промежуточный микс композиции «Всего лишь Северная песня» (Only A Northern Song), сделанный 14 февраля, и Джордж Харрисон спел две партии ведущего вокала. К нему присоединился Маккартни во время вокала. Также он сыграл на трубе в одном из дублей. Один из барабанных треков 11-го дубля был заменен на фортепиано, литавры, меллотрон и орган».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «После этого было принято решение записать новый ведущий вокал, затем дублировать его на другую ленту (дубль 11), вероятно потому, что были использованы все дорожки четырёхдорожечной ленты с различными звуковыми эффектами, которые они только что записали. 14 февраля Джордж записал вокал с двойным наложением (дубль 12» еще, но они решили его не использовать. Идея заключалась в том, что у них будет две разные записи песни: одна с экстравагантными звуковыми эффектами, а другая с ведущим вокалом Джорджа, но обе на основе одного и того же ритм-трека, записанного 13 февраля, которые, по их мнению, можно будет синхронизировать вместе, чтобы сформировать одну композицию».