Пол и Джейн в Скалистых горах

6 апреля 1967 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В компании «Герц» (прим. – американская компания по прокату автомобилей) Мэл взял напрокат машину и отвез Пола и Джейн в Скалистые горы».

 

Из дневника Мэла Эванса: «Четверг, 6 апреля. Взял на себя аренду автомобиля в «Герц». Отвез Пола и Джейн в Скалистые горы. Съехал с дороги и припарковался среди зеленых деревьев».

 

 

 

Скалистые горы, киносъёмка Мэла Эванса.

 

 

 

 

Из дневника Мэла Эванса: «Спустились по скалистому ущелью к реке. Гуляли босиком, закатав брюки до колен, среди наносов снега, но холода не ощущалось. Теплый, располагающий к ничего не деланию день».

 

 

 

 

 

 

 

Из дневника Мэла Эванса: «К вечеру более чем готовы хорошо поесть и к заслуженной порции цветного телевидения».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:00-01:00. Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Аппаратная. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Ричард Лаш».

 

Ричард Лаш (помощник звукоинженера): «Были только мы трое, без Битлов».

 

Моно и стереосведение песни «Доброе утро, доброе утро» (Good Morning Good Morning). Были сделаны два мономикса и пять стереомиксов. Последний стереомикс примечателен тем, что содержит дополнительные шесть секунд звуковых эффектов перед финальным кудахтаньем цыпленка. Однако 19 апреля 1967 будут подготовлены новые мономиксы».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Композиция «Доброе утро, доброе утро» поставила своеобразный антирекорд по количеству записанных наложений, следствием чего было сделано наибольшее количество промежуточных сведений, чтобы освобождать дорожки. Несмотря на это композиция звучит хорошо, хотя и немного резковато, из-за баланса верхних частот, который нам пришлось делать во время микширования. Вокал Джона был в значительной степени обработан методом автоматической двойной записи, а соло-гитара Пола в одном месте подвергнута очень сильному вау-эффекту, который почти резонирует звучащую ноту.

Одна из причин, благодаря которой метод автоматической двойной записи был эффективен, заключалась в том, что у нас был регулятор фильтра с изменением частоты генератора, на котором можно было играть как на музыкальном инструменте, что позволяло постоянно изменять время задержки в зависимости от ситуации».

 

Джордж Мартин (продюсер записи): «Порядок последовательности композиций, который мы приняли для альбома, означал, что за треком «Доброе утро, доброе утро» должна была следовать реприза «Сержант Пеппер», и, конечно же, я пытался сделать так, чтобы переход был плавным. Представьте себе мой восторг, когда я обнаружил, что кудахтанье цыпленка в конце композиции «Доброе утро» удивительно похоже на звук гитары в начале репризы «Сержант Пеппер». Мне удалось сделать монтаж двух этих треков таким образом, что один звук накладывается на другой. Это была одна из самых удачных монтажных склеек, которую только можно было добиться. К этому времени сам сержант Пеппер вдохнул жизнь в этот проект».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Но это не было случайностью. Мы убедились, что звук кудахтанья полностью идентичен звуку гитары. На самом деле это было не идеальное совпадение, поэтому мы в этой точке подняли звук кудахтанья, чтобы он точно соответствовал гитаре. Мне даже не пришлось изменять высоту звука кудахтанья с помощью регулятора скорости, хотя я сократил промежуток между песнями, вырезав кусочек ленты».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Во время этой сессии также были сделаны переходы между песнями. «Битлз» хотели, чтобы в альбоме между песнями не было промежутков или пауз. Кроме того, они хотели, чтобы было два перехода от одной песни к другой: между заглавной песней и «С небольшой помощью моих друзей» (With A Little Help From My Friends), а также между репризой «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» (Sgt Pepper”s Lonely Hearts Club Band) и «День из жизни» (A Day In The Life)».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «На альбоме «Сержант Пеппер» есть два момента, когда одна песня плавно переходит в другую, что означает, что окончание одной песни должно перекрывать начало следующей.

Чтобы заглушить монтажную склейку между песнями «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» и «С небольшой помощью моих друзей», был добавлен шум аудитории, записанный во время выступления «Битлз» в «Голливудской Чаше». Переход в моно был сделан 6 апреля 1967 года, в стерео будет сделан 7 апреля 1967 года.

Шум аудитории в конце репризы «Сержант Пеппер» должен был быть слышен перед вступительными аккордами акустической гитары композиции «День из жизни» (A Day In The Life), поэтому в этот день с помощью трёх магнитофонов был сделан плавный переход в моно и стереофонической версиях».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «На этом этапе альбом был почти готов, но порядок следования композиций немного изменился. Хотя вторая половина альбома осталась без изменений, на первой стороне песни располагались в другом порядке: «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» (Sgt Pepper”s Lonely Hearts Club Band), «С небольшой помощью моих друзей» (With A Little Help From My Friends), «Побывайте на бенефисе мистера Кайта!» (Being For The Benefit Of Mr Kite!), «Заделывая дыру» (Fixing A Hole), «Люси в небе с алмазами» (Lucy In The Sky With Diamonds), «Становится лучше» (Getting Better) и «Она покидает дом» (She’s Leaving Home)».

 

Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Вопрос о порядке песен на законченном альбоме в значительной степени предоставили решать мне, за «Битлз» же оставалось окончательное слово. Начать альбом следовало с песни «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» (Sgt Pepper”s Lonely Hearts Club Band), которая создавала иллюзию представления, она, естественно, должна была идти первой. И по этой же причине её репризе следовало завершить альбом, однако этому препятствовало одно «но»: финальный аккорд песни «День из жизни» (A Day In The Life) являлся настолько финальным, что было совершенно очевидно: за ним следовать уже ничего не могло. Поэтому я переставил репризу, и она стала в альбоме предпоследней. Таким образом, три песни были пристроены».

 

Джон: «Сержант Пеппер» был назван первым в истории концептуальным альбомом, но дальше этого дело не пошло. Весь мой вклад в этот альбом не имеет никакого отношения к идее сержанта Пеппера и его оркестра, но идея сработала, потому что мы решили, что она работает. Собственно, так и появился этот альбом. Однако он не объединил все песни – разве что сержант Пеппер представляет Билли Ширса и так называемую репризу. Все остальные песни могли бы с таким же успехом войти в любой другой альбом».

 

Ринго: «Получилось похоже, будто после второй песни в зале начался пожар, и публика разбежалась – и все остальные песни мы исполнили в пустом зале!»

 

Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «В процессе работы над звукозаписью у меня давно сложилось правило, гласившее: «Всегда делай сильной первую сторону пластинки», коммерческие причины такого подхода очевидны. Поскольку в последней строке композиции «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» (Sgt Pepper”s Lonely Hearts Club Band) представляется вымышленный персонаж по прозвищу Клёвый Билли (то есть, некий Ринго Старр) сразу после заглавного номера должна была идти «С небольшой помощью моих друзей» (With A Little Help From My Friends).

«Люси в небе с алмазами» (Lucy In The Sky With Diamonds) – великолепная композиция, её место несомненно на первой стороне. Трудно себе представить работу более несхожую по настроению и атмосфере с песней «С небольшой помощью моих друзей». Зачем же в таком случае ставить её вслед за ней? Именно из-за столь разительного контраста. Она несла с собой полную смену музыкальной палитры, и это было хорошо для альбома в целом. Как если бы публике объявили: «А сейчас вы увидите представление в зеленых тонах» и проиграли ей первые две песни, а затем свет вдруг свет гаснет и далее представление продолжается, но уже в красных тонах. В этом месте слушателю необходима перемена, хочется услышать нечто совершенно иное. Фраза же, которой начинается «Люси», – великолепная интрига, она очень выразительна, и оттого песня, заняв это место в альбоме, изрядно охлаждает его достаточно «жаркое» начало.

Ещё один принцип, которым я руководствуюсь при компоновке альбома: «Всегда усиливать конец стороны, распределяя более слабый материал до него, но заканчивая всегда очень сильным номером». Именно поэтому композиция «Побывайте на бенефисе мистера Кайта!» (Being For The Benefit Of Mr Kite!) стоит в конце первой стороны.

За «Люси» и до «Бенефиса» должны были следовать наименее интересные работы. «Она покидает дом» (She’s Leaving Home) – восхитительная песня, но несколько удручающая, оптимизмом она не блещет, поэтому я решил поместить её после более бодрых, но менее достойных композиций «Заделывая дыру» (Fixing A Hole) и «Становится лучше» (Getting Better). Все эти решения были, конечно, совершенно субъективными!

Когда дело дошло до «Внутри тебя вне тебя» (Within You Without You), я ума не мог приложить, куда её вообще поместить, настолько чужеродной, мистической и длинной она оказалась. Ни в коем случае ею нельзя было заканчивать сторону, и вдобавок она не уживалась ни с одной другой песней альбома, помещённой рядом. Самоироничный смех, дописанный Джорджем в конце, навел меня на экстравагантную мысль: этой песней могла начинаться сторона, а вслед за ней я мог поставить шуточный номер: «Когда мне будет шестьдесят четыре» (When I’m Sixty-Four).

Многим нравится «Прелестная Рита» (Lovely Rita), но, как я уже говорил, она не принадлежит к моим любимым, поэтому она и пошла на середину второй стороны в качестве некоторого заполнителя. «Доброе утро, доброе утро» (Good Morning Good Morning) обрела своё место благодаря счастливой случайности, когда я заметил, что куриное кудахтанье в финале песни увязывалось или, точнее, его можно было аккуратно увязать со звуком настраиваемой гитары, с которого начинается реприза заглавной песни. И, наконец, идет сокрушительный номер – «День из жизни» (A Day In The Life), который и венчает альбом: за его ошеломительным финальным аккордом, длящимся 42 секунды, ничего больше следовать не могло.

Если бы мы в 1966 году не отдали песни «Земляничные поляны навсегда» (Strawberry Fields Forever) и «Пенни-Лейн» (Penny Lane) на сорокопятку с двойной стороной «А», а включили бы их в «Пеппер», что бы мы в таком случае исключили из альбома? Возможно, «Внутри тебя вне тебя», но в таком случае было бы нарушено золотое правило: в каждом альбоме должна быть песня Джорджа Харрисона. Так что кандидатами на исключение стали бы «Прелестная Рита» и «Когда мне будет шестьдесят четыре». Занятно пытаться представить себе каким бы мог быть переизданный альбом с двумя этими превосходными работами!

Когда я занимался составлением альбома, то постарался упаковть его как можно плотнее, и неким странным образом в процессе работы он вырос практически сам собой, зажив собственной жизнью».

 

Джон: «Пол спел в том альбоме: «Приходите посмотреть шоу». Я не пришел. Мне нужно бы­ло сочинить несколько песен – я написал «День из жизни» или, по крайней мере, часть её и «Мистера Кайта». Я был не в себе в те дни. Еле двигался. Я не мог написать своего «Томми». Я читал интервью Пита Таунсенда, где он говорит о том, что у него было просто несколько песен, а в студии они как-то объединились в сюжет для рок-оперы «Томми». Так было и с «Сержантом Пеппером»: несколько песен, добавляем немного «Перца» – и концепция готова». (прим. – pepper – перец)».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)