Джордж в Индии

18 октября 1966 г.

 

Джошуа М.Грин (автор книги «Здесь восходит солнце»): «Чтобы скрыться от поклонников, Джордж, Патти, Рави Шанкар и его партнёр Камала сели на поезд и отправились в Кашмир, край озёр, живописную провинцию, на западе граничащую с Пакистаном, а на севере – с Китаем. Каш­мир был местом, достойным королевского уединения с его идиллическими пейзажами, фруктовыми садами и благоухающими цветниками. Джордж и Патти прибыли в город Шринагар, раскинувшийся у подножья Гималаев. Шафрановые поля отливали золотом на утреннем солнце, и цветы из легендарных Садов Шалимара на­полняли воздух сладким ароматом».

 

Джордж: «Мы путешествовали повсюду и в конце концов добрались до Кашмира, где поселились в плавучем доме посреди Гималаев. Это было бесподобно».

 

Патти: «Мы закончили эту поездку в Кашмире, где остановились в плавучем доме – мы с Джорджем, Рави и его подруга Камала. Дом стоял на якоре возле плавающего сада на озере Да».

 

Джошуа М.Грин (автор книги «Здесь восходит солнце»): «Они поселились в большом деревянном плавучем доме, стоявшем на самом большом из всех многочисленных озёр города. Каждый вечер владелец судна растапливал яблоневым деревом тяжёлую, обитую железом печь и согревал их постели с помощью бутылок, наполненных горячей водой. Каждое утро, накрывая стол для завтрака, он складывал салфетки, придавая им форму купола, и клал их рядом с хрустальны­ми бокалами. Везде стояли вазоны со свежими цветами шафрана».

 

 

 

Сын владельца отеля Шахнаваз Батт на плавучем доме «Клермон». Фото Умера Асифа, 2021 г.

 

Шахнаваз Батт: «Раньше у нас было восемь плавучих домов, но некоторые из них за эти десятилетия сгнили и затонули. Теперь осталось четыре».

 

 

 

Гулам Батт, владелец отеля «Плавучие дома Клермонт» показывает гостевую книгу с записью Джорджа Харрисона, фото Фаяза Кабли 31 мая 2007 года: «Мистеру Батту, с благодарностью для очень спокойного пребывания в Клермоне. Особая благодарность Рахману – обслуживал нас исключительно хорошо! Мы с женой были поражены всем этим. Добрые пожелания на будущее. Джордж Харрисон».

 

Гулам Батт: «В то время я понятия не имел о том, какими знаменитыми были Харрисон и Шанкар. Лишь впоследствии я осознал важность их визита».

 

 

 

Плавучие дома начали строить на кашмирских озерах Дал и Нагин в конце 19 века как место для посещения и проживания европейцев, которым король Кашмира запретил владеть землей в регионе.

 

 

 

Кашмир, фото Джорджа Харрисона.

 

 

 

Шамбху Дас (индийский классический музыкант, ученик Рави Шанкара), Рави Шанкар и Патти Бойд в Кашмире, фото Джорджа Харрисона.

 

 

 

 

 

 

Джордж: «Это было фантастическое время. Я выходил в город, осматривал храмы, заходил в лавки».

 

 

 

Фото Джорджа Харрисона.

 

 

 

 

Патти: «В один из вечеров владелец лодки пригласил нас поужинать в его доме. Как мусульманин, он не позволил женщинам своего дома познакомиться с Джорджем или Рави. Когда мы прибыли, нам подали чай, затем Камалу и меня повели познакомиться с женщинами. Общение было очень ограниченным, словно даже Камала не говорила на их языке.

Когда мы присоединились к мужчинам, то все уселись ужинать. Позже появился повар, и мы узнали его историю. Он был куплен ребёнком и кастрирован, чтобы мог работать вместе с женщинами на кухне».

 

Джошуа М.Грин (автор книги «Здесь восходит солнце»): «Из резных окон Джордж смотрел на возвышающиеся над ним Гималаи и наслаждался свободой и новой жизнью. Каждое утро он вдыхал бодрящий горный воздух и занимался йогой, затем учился играть на ситаре: его глаза были закрыты, а пальцы бегали вдоль длинного деревян­ного грифа, осваивая ноты».

 

Джордж: «Я просыпался утром, и маленький кашмирец, мистер Батт, приносил нам чай с печеньем, и я слышал, как в соседней комнате играет Рави. После приема ЛСД меня не покидала одна мысль – о гималайских йогах. Не знаю, почему она засела у меня в голове. Прежде я никогда не думал о них, но вдруг эта мысль всплыла из глубин моего сознания, будто кто-то шепнул мне: «Гималайские йоги». Отчасти именно поэтому я отправился в Индию. Рави и ситар были только предлогом, хотя и они сыграли важную роль: это был поиск духовной связи».

 

Джошуа М.Грин (автор книги «Здесь восходит солнце»): «После занятий он читал книги о самопознании: на этой древней, спокойной земле он обрёл знания, которые изменили его жизнь».

 

Джордж: «У Рави был замечательный брат Раджу, который давал мне книги мудрых людей».

 

Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Патти вспоминает, что религией они увлеклись случайно, во время путешествия в Индию в сентябре 1966 года».

 

Рави Шанкар: «Наша традиция учит, что звуки музыки и ощущения, получаемые от музыки, являются шагами к самореализации. Высочайшая цель индийской музыки заключается в том, чтобы выявить суть вселенной, которую она отражает, и одним из способов постижения этого смысла является рага».

 

Джошуа М.Грин (автор книги «Здесь восходит солнце»): «Среди книг, которые принёс ему Рави, была «Раджа-Йога» Свами Вивекананды. Высокий, образо­ванный бенгалец Вивекананда произвёл глубокое впечатление на участников Конференции Всемирного парла­мента религий, состоявшейся в 1893 году в Чикаго. Это был первый индус, который выступил перед подобной аудиторией в присутствии религиозных лидеров Амери­ки. До его выступления с докладом британские миссио­неры считали индуизм «языческой религией». Либераль­ные унитарианцы стремились изменить это мнение путём межконфессионального диалога, и в лице Вивекананды, доктора наук, они нашли идеального оратора.

Изучив Раджа Йогу, Джордж постиг основную мысль, которую стремился передать Вивекананда: все лю­ди от рождения наделены вечным совершенством. «Совершенство в тебе самом», – провозгласил Вивекананда. – Всё, к чему ты стремишься, – в тебе са­мом. Единственное, что требуется, – реализовать его».

Один абзац особенно привлёк внимание Джорджа. «Какое право имеет человек утверждать, что наделён ду­шой, если он не ощущает её, или что существует Бог, ес­ли он не видит Его? Если Бог есть, мы должны видеть Его, иначе лучше не верить». Лучше быть честным атеистом, советовал Вивекананада, чем лицемером».

 

Джордж: «В одной из этих книг, написанных Свами Вивеканандой, говорилось: «Если Бог существует, ты должен увидеть его, а если существует душа, ты должен постичь её – иначе лучше не верить в них. Лучше быть убеждённым атеистом, чем лицемером».

 

Джошуа М.Грин (автор книги «Здесь восходит солнце»): «Кни­га, содержавшая текст «Раджа Йога», была небольшой – маленькая брошюра в бумажном переплёте в простой красной обложке, но с очень глубоким содержанием».

 

Джордж: «На протяжении всего детства из меня пытались сделать католика, но я не поддавался. Суть «христианских» взглядов (я взял слово «христианский» в кавычки потому, что многие люди, называющие себя христианами, на самом деле не являются ими. На мой взгляд, они не имеют права говорить от имени Христа. Более того, они не всегда пропагандируют то, чему учил он) заключается в требовании верить в то, что тебе говорят, а не прибегать к собственному опыту».

 

Джошуа М.Грин (автор книги «Здесь восходит солнце»): «Была среди его тогдаш­них книг и «Автобиография Йога». На обложке была представлена фотография самого автора, Парамахамсы Иогананды. Молодое лицо в обрамлении длинных черных волос. У него был несколько выдающийся орлиный нос и «улыбка Моны Лизы»; казалось, его забавляла вся эта суета с фотографированием. Его глаза поражали белизной белков и глубиной зрачков. «Как только я взглянул на фотографию Иогананды, – говорил впоследствии Джордж, – его глаза пронзили меня насквозь».

Многие искатели истины прочитали книгу Иогананды в пятидесятые и шестидесятые годы. Эта книга была опубликована в 1946 году, и западные читатели получили возможность приблизиться к некоторым тайнам мистичес­кой Индии. Книга повествует о поиске Йоганандой духов­ных учителей и о сверхъестественных событиях, происходивших с ним высоко в горах, где он любил уединяться. Наделённые мистической силой существа и энергии захватили воображение Джорджа».

 

Джордж: «Я слушал истории о том, что высоко в гималайских пещерах живут очень старые и мудрые люди, ис­тории о людях, которые умеют левитировать… мистичес­кие рассказы, годами питавшие моё любопытство.

За короткий период, когда мы были группой «Битлз», произошёл такой рост, словно мы прожили много лет, но мне хотелось чего-то большего. Помню, я подумал: «Вот бы встретить кого-нибудь, кто действительно поразит меня». Именно тогда я познакомился с Рави. И удивительно, но этот, как нам тогда казалось, маленький человек, игравший на непонятном инструменте, привёл меня к таким глуби­нам. Я хочу сказать, что встречался с такими людьми, как Элвис [Пресли], который произвёл на меня сильное впечатление, как в детстве, так и когда я познакомился с ним лично (для всех нас было большой честью познакомиться с ним). Но разве я мог задать Элвису вопрос о том, что происходит во вселенной?».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?



    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)