20 августа 1966 г.
beatlesbible.com: «В 1:35 ночи они прибыли в Цинциннати, штат Огайо».
Фото Гордона Баера.
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Цинциннати не произвёл хорошего впечатления. Отель был чем-то вроде дома престарелых в не слишком оживлённом районе города. В отеле не было ни обслуживания номеров, ни круглосуточного буфета. В паре кварталов от нас была забегаловка с гамбургерами, но нас предупредили, чтобы мы не ходили туда, потому что это был неблагополучный район. Наши комнаты были оформлены в непритязательном колониальном стиле».
Группа остановилась в отеле «Вернон Мэнор». Их номер представлял собой спальную комнату, состоящую из двух смежных, с двумя ванными, гостиной, столовой и кухней.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление на бейсбольном поле «Кросли Филд», Цинциннати».
Дэвид Брейси (газета «Цинциннати Энквайерер», 22 августа 1966): «После трех лёт попыток взять у «Битлз» интервью, мне, как репортёру, осточертело просить и уговаривать, чтобы получить возможность встретиться с ними. Ради чего? Но в субботу так получилось, что я оказался в костюмерной стадиона «Кросли Филд», и у меня появилась возможность поболтать с Джоном Ленноном, Ринго Старром, Полом Маккартни и Джорджем Харрисоном.
Это не было пресс-конференцией. Не было никакой толкотни, отпихиваний, беспорядка и подковыристых вопросов. Не было фотокамер, кабелей и телохранителей.
Джон Леннон и Джордж Харрисон настраивали свои инструменты. Ринго сидел на стуле, глядя в пространство и жевал розовую жевательную резинку.
Пол Маккартни дурачился в углу, устроив соревнование по карате с одним из сотрудников стадиона. Я подошёл к мистеру Маккартни, который дружелюбно коснулся меня ладонью, ухмыльнулся и сказал: «Привет».
Брайен Эпстайн, основатель и владелец «Битлз», сидел, положив ноги на стол, и читал газету.
Я слонялся по комнате, переговариваясь тут и там, стрельнул зажигалку у Джона Леннона, убрал свой блокнот и почувствовал себя как дома. Кричащие поклонники были где-то далеко. В общем, я застал мальчиков в неформальной обстановке. Не хватало только чашки маминого чая.
Эти мальчики миллионеры. Вероятно, в мире нет человека, умеющего читать, кто бы не знал их имён. Они были награждены королевой Елизаветой II и подвергнуты критике со стороны глав правительств. Но, как оказалось, они – это четыре обычных парня из Ливерпуля, говорящие о самых обычных вещах с характерным ливерпульским акцентом.
Джон Леннон рассказал о своём нашумевшем высказывании о том, что «Битлз» более популярны, чем христианство. Он был немного уклончив, но признал: «Я сказал только то, что было напечатано в статье. Я просто использовал слово «Битлз». Я мог бы сказать рок-н-ролл, или телевидение, или Кэри Грант». Но это было всё, что он мог позволить сказать по этому поводу.
Пол Маккартни, прислонившись к стене, сказал: «Сумасшествие возникло из-за того, что, по мнению людей, высказал Джон. Они решили, что он сказал что-то оскорбительное. Если бы у них хватило здравого смысла прочитать все это… Он говорил за христианство, а не против него. Это расстроило многих наших поклонников. Все те, кто всё ещё являются нашими поклонниками, потрудились подумать об этом, а не просто внезапно возмутились».
Полемика вокруг христианства Леннона не вытеснила «Битлз» с орбиты популярности, но куда они идут сейчас?
Мистер Маккартни сказал, что они поняли, что не могут вечно завоёвывать мир. Поэтому они будут продолжать до тех пор, пока что-нибудь не произойдёт. Тем временем для них пишется ещё один сценарий для фильма и поговаривают о шоу на Бродвее.
Мистер Маккартни, единственный оставшийся холостяк из Битлов, размышляет о враждебном отношении, с которым они столкнулись: «Знаете, люди приходят с заранее сформировавшейся позицией. С людьми, которые действительно слушают нас, можно разговаривать».
Мистер Маккартни и Джон Леннон пишут тексты для своих песен. Мистера Леннона часто называют «интеллектуальным Битлом» из-за пары юмористических книг, которые он написал.
«Джон на самом деле не интеллектуал, – сказал мистер Маккартни. – Никто из нас не является интеллектуальным Битлом».
Ринго Старр выглядит нервозным парнем. У него очень маленькое лицо и глаза кажутся посаженными слишком близко. Он обаятелен, хотя выглядит встревоженным каждый раз, когда ему задают вопрос.
«Не думаю, что то, что сказал Джон, обеспокоило поклонников, – сказал он, – но мы потеряли аудиторию, понимаете, потому что их мамы и папы платят за билеты».
Я посетовал на то, что Битлы избегают своих поклонников, многие из которых просто невинные дети, которые тратят все свои деньги, чтобы увидеть «Битлз» или купить им подарки.
«Мы не избегаем их, – сказал он. – Когда мы приезжаем в город, то должны подчиняться тому, что требует от нас полиция. На самом деле, в этом году нас меньше ограничивали».
И это было то, что Ринго рассказал о ситуации с «Битлз». Кроме того, он объяснил, как они живут во время турне. Его ответ прост – как заключённые. В Англии, по словам Ринго, он может гулять по городу один, и поклонники его не преследуют.
Джордж Харрисон, с самыми длинными волосами из всех, рассказал о своём увлечении индийской музыкой, то есть индийской из Индии.
Он изучает «ситар» – большой струнный инструмент. «Я интересуюсь индийской музыкой в целом, – сказал он. – Пытаюсь немного узнать об этом. У жителей Запада есть предубеждение против индийской музыки. Вы этого не знаете, но предубеждение рождается в вас».
Жаль, что поклонники и противники «Битлз» не встречаются с ними, когда не мешает громкость их музыки».
beatlesbible.com: «На стадионе присутствовало 35 000 зрителей».
Газета «Цинциннати Энквайерер», 21 августа 1966: «Хотя официальные лица оценили количество зрителей в 20 000 человек, опытные охранники оценили цифру в 15 000 человек».
beatlesbible.com: «Когда разогревающие исполнители закончили свои выступления, на стадионе разразился ливень».
Газета «Цинциннати Энквайерер», 21 августа 1966: «Примерно за полтора часа до начала концерта пошёл дождь. Полиция сообщила, что аудитория в целом вела себя дисциплинированно в течение длительного периода ожидания. Задержка возникла из-за того, что потребовалось установить над сценой брезентовый тент. Некоторое время был сильный гром и молнии, а затем начался ливень».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «В время концерта в субботу вечером пошёл дождь. Организатор концерта твердил что-то вроде: «Никогда раньше в субботу вечером не было дождя». Так как на дождь не рассчитывали, то над сценой не было навеса, и оборудование стало мокрым».
Дейл Стивенс (газета «Цинциннати Пост», 1966): «Дождь в субботу вечером был чем-то особенным. Он начался незадолго до начала концерта. Над сценой не было навеса, и, прежде чем его удалось сделать, все электрические розетки стали слишком влажными, чтобы можно было использовать электрогитары.
Тем не менее, как мне сказали, участники группы «Битлз» настаивали на том, что, поскольку публика промокла, они тоже были готовы промокнуть. Но главным препятствием стала опасность поражения электрическим током».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Местный промоутер несмотря на опасность поражения электрическим током настаивал на том, чтобы концерт состоялся, но «Битлз» отказались выступать, если он не сможет гарантировать им безопасность. Концерт был отложен из-за сильного дождя и перенесён на следующий день».
Газета «Цинциннати Энквайерер», 21 августа 1966: «Организатор концерта Дино Сантангейо сказал, что дождь привёл к конденсации влаги в электрическом оборудовании, поэтому его использование может быть опасным. Он сказал, что группа согласилась изменить план своего турне и останется, чтобы отыграть концерт».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В Цинциннати из-за проливного ливня концерт был отменён. Это был первый и единственный случай за все годы гастролей «Битлз». Решение отложить выступление «Битлз» было принято после того, когда на сцене Мэла Эванса отбросило на несколько футов, когда он подключил шнур к мокрому усилителю. Нам сообщили, что прикосновение к любому мокрому электрооборудованию на сцене может привести к смерти, поэтому у Брайена Эпстайна не было другого выбора, кроме как отменить концерт.
Джордж: «В Цинциннати сцена была под открытым небом. В центре стадиона у них была эстрада с брезентовым тентом. Погода была плохая, шёл проливной дождь, и когда Мэл пошёл туда, чтобы настроить оборудование, он спросил: «Где электричество?» И там один парень уточнил: «Что ты имеешь в виду под электричеством? Я думал, они играют на гитарах». Он даже не знал, что мы играем на электрогитарах.
Было так влажно, что мы не могли играть. Они подвели электричество, но сцена была мокрой, и нас бы убило током, поэтому мы отменили выступление. Это был единственный раз, когда мы отказались выступать».
Сара Шмидт (автор книги «Счастье – это увидеть Битлз: Битломания в Сент-Луисе»): «Согласно контракту «Битлз», для всех концертов под открытым небом на случай дождя должен был быть предусмотрен навес. Организаторы концерта в Цинциннати этого не сделали и тем самым фактически нарушили контракт. Пока работники сцены пытались поднять над сценой навес, из-за дождя всё оборудование «Битлз» (за исключением гитар), включая усилители, намокло. Так как это был стадион под открытым небом, поклонники промокли до нитки.
Концерт был отложен из-за того, что представитель компании «Вокс», который путешествовал с ними в этом турне, сказал Брайену Эпстайну, что выступать небезопасно. Говорят, что Битлы сказали, что им всё равно, играть под дождём или нет, потому что промокшие под дождём поклонники хотели их увидеть. После того как Мэла Эванса ударило током, когда он пытался что-то подключить, это стало последней каплей, и Брайен принял решение отложить выступление».
Из дневника Альфа Бикнела: «Концерт был сегодня отменён из-за плохой погоды. Может успеют завтра».
beatlesbible.com: «Концерт был перенесён на полдень следующего дня».
Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «Мы были в костюмерной, и через 15 минут должны были выйти на сцену, а на улице пошёл дождь. Из-за дождя концерт был отменён. Мы уже переоделись и готовились выйти, но концерт отменили примерно в 22:15».
Нат Вейс (адвокат, близкий друг Брайена Эпстайна): «Зрителям было предложено разойтись, а это тридцать пять тысяч кричащих подростков. Им предложили прийти на концерт на следующий день, но в тот момент выглядели они довольно зловеще. Битлы выглядели испуганными. Полу, насколько я знаю, стало дурно».
Сара Шмидт (автор книги «Счастье – это увидеть Битлз: Битломания в Сент-Луисе»): «В «Антологии» Пол Маккартни говорит, что он согласился с остальными прекратить гастроли после того, как они после концерта ехали в фургоне, где их швыряло из стороны в сторону. Это произошло после концерта в Сент-Луисе, однако я на 95% уверена, что это произошло в Цинциннати, когда «Битлз» не стали выступать. В тот вечер им пришлось покинуть стадион и вернуться в отель. Из рассказов очевидцев, с которыми я беседовала, большинство людей вспоминают, что парни уезжали на «бронированном грузовике» или «большом грузовике, похожем на Ю-Пи-Эс» (прим. – американская компания, специализирующаяся на экспресс-доставке и логистике). Никто в Сент-Луисе не видел, чтобы «Битлз» уезжали на грузовике. Все, включая репортажи в газетах на следующий день, говорят, что они уехали на машине. Я почти уверена, что воспоминания Пола о том, что они под дождём ехали в кузове пустого грузовика, относятся к событиям в Цинциннати 20 августа 1966 года».
Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «На автобусе мы вернулись в отель и обнаружили, что обслуживание номеров закончилось! Да как же так, остаться голодными!»
Газета «Цинциннати Энквайерер», 21 августа 1966: «Вчера поздно вечером, после того как выступление «Битлз» было отменено, некоторые из поклонников группы, которые приехали из Флориды, тщетно искали организаторов концерта, чтобы вернуть свои деньги. «Как я пойду на концерт, – сказала одна девушка, – если завтра я иду в церковь?». Люди стояли у касс, пытаясь найти кого-нибудь, кто мог бы вернуть им деньги, но никто из организаторов концерта так и не появился.
Офицеры дорожной полиции сообщили, что все улицы в радиусе полумили от Кросли Филд были заполнены автомобилями. Группы подростков также беспокоили полицию. «Мы стараемся, чтобы подростки не толпились перед стадионом, но то, что мы пытаемся сделать, и то, что происходит на самом деле, – это две большие разницы», – сказал один из полицейских».
Письмо Пола Кену Дугласу, которого пригласили сопровождать группу во время турне 1966 года. Дуглас был из Великобритании, но также был ди-джеем американской радиостанции «Даблви-Кей-Эл-Оу» в Луисвилле, штат Кентукки. Позже в том же году Дуглас выпустит благотворительный альбом под названием «Битловский обзор-66», который включал некоторые из интервью с группой. Неясно, с чем поздравляет Пол мистера Дугласа, но это было достаточно важно, чтобы письмо подписали все участники группы.
Кен Дуглас, уроженец Лондона, эмигрировал в Соединённые Штаты в 1964 году. В то время он был спортивным директором на круизном лайнере. Из Нью-Йорка он отправился в Луисвилл, чтобы навестить друзей, и там познакомился с владельцем магазина мужской одежды, который располагался через дорогу от офиса радиостанции «Даблви-Кей-Эл-Оу». Дуглас устроился на работу продавцом в магазин мужской одежды, а в 1965 году, благодаря близости магазина к радиостанции, случайно познакомился с программным директором Митчем Майклом. Майкл пригласил его на станцию, провёл для него экскурсию, познакомил с персоналом и, увидев в Кене Дугласе потенциал радиоведущего, спросил, не хочет ли он попробовать выйти в эфир с одним из ди-джеев, чтобы поговорить о лондонской жизни, моде и музыке. Около двух месяцев Дуглас выходил в эфир, и вскоре ему предложили собственное шоу.
Для своей программы «Шоу Кена Дугласа» он часто ездил в Лондон, чтобы брать интервью у ведущих британских звёзд, и вскоре он стал лучшим радиоведущим в «Даблви-Кей-Эл-Оу». К началу 1966 года у пользующегося большой популярностью Дугласа был свой собственный клуб поклонников, насчитывавший более 1400 членов.
Знакомство с пресс-агентом «Битлз» Тони Бэрроу привела к встрече с Брайеном Эпстайном, который сказал ему, что когда Битлз будут гастролировать по Америке, его пригласят присоединиться к группе сопровождающих их журналистов.
В первой половине Североамериканского турне 1966 года Дуглас был рядом с «Битлз» в отелях, в самолёте, в автобусах и за кулисами перед выступлениями. Благодаря его репортажам «Даблви-Кей-Эл-Оу» заняла первое место в рейтингах Луисвилля.
14 августа 1966 года в Кливленде Дуглас взял интервью у Ринго Старра, который рассказал ему о своей семейной жизни и отцовстве. Дуглас также написал о хаосе на стадионе Кливленда. Двумя днями позже, 16 августа в Филадельфии, Дуглас записал с Полом Маккартни продолжительное интервью. Когда Дуглас упомянул об уменьшении количества зрителей на концертах «Битлз», Маккартни отметил, что «Битлз» по-прежнему играют для бо́льшего количества людей, чем любая другая группа.
Дуглас предсказал, что «Битлз» будут продолжать продавать пластинки ещё долгое время после того, как они прекратят гастроли, после чего Маккартни признал, что группе гораздо более интересно сочинять и записывать музыку, нежели её исполнять, поскольку группа практически не слышит себя из-за криков.
Через пять дней после интервью Дугласа с Маккартни, Пол написал ему письмо: «Дорогой Кен и твои коллеги по чаю. Просто пара строк, чтобы пожелать удачи в этом новом смелом предприятии. Пусть она царит вечно, и плывёт по океану синему, да синему. Всего наилучшего всем там от всех нас здесь».
На конверте стоит штемпель из Цинциннати, штат Огайо, 21 августа 1966 года.
«Время чая» относится к частым перерывам на чай, которые Дуглас устраивал в прямом эфире со студентами, приходившими на радиостанцию. Хотя содержание письма может иметь различные толкования, «новое и смелое предприятие», о котором пишет Маккартни, может относиться к возможному возвращению Дугласа в галантерейный бизнес, которым он занимался до работы в «Даблви-Кей-Эл-Оу». В 1969 году Дуглас покинет радиостанцию, и некоторое время проработает в «Даблви-Ай-Эн-Эн» и «Даблви-Эй-Кей-Уай» в Луисвилле, а затем переедет в Калифорнию, где вернётся в бизнес по производству мужской одежды, на этот раз в партнёрстве со своим близким другом Дэви Джонсом из группы «Манкиз».