26 июня 1966 г.
Из дневника Альфа Бикнела: «Уже почти два часа ночи, выпивка и карты. Надеюсь до прибытия в Гамбург поспать хотя бы пару часов».
Питер Браун (персональный помощник Брайена Эпстайна): «Гамбург был выбран исключительно по ностальгическим соображениям. Мы добирались на самолете и на частном поезде, и Битлы всю дорогу с воодушевлением вспоминали старые времена на Рипербане».
В поезде во время интервью Пол сказал: «Хочу увидеть, как просыпается Гамбург. Вернуться в Гамбург – это приятное чувство. В Гамбурге у нас было трудное время. Сейчас я не хочу видеть нашу старую квартиру или клуб «Звезда». Это всё осталось позади».
Меню с автографами «Битлз».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В 6 часов утра они прибыли в Гамбург».
Из дневника Альфа Бикнела: «Прибыли в Гамбург, приблизительно в шесть утра».
Торстен Кнублаух (автор книги «Пять дней Битломании в Германии): «Около 5:30 утра они прибыли на небольшую пригородную станцию в Аренсбурге. Чтобы избежать неприятностей, место прибытия было засекречено, но это не помешало появлению там около тысячи поклонников. План полиции был кем-то слит в прессу».
Джордж: «Сначала мы дали концерты в Мюнхене и Эссене, а потом поездом добрались до Гамбурга – впервые с 1962 года».
Когда в 5:30 утра «Битлз» прибыли на вокзал Гамбурга, их встречало около двухсот поклонников. Они прибыли на вокзал Аренсбург вместо главного вокзала в центре города, чтобы не столкнуться с многочисленными поклонниками. В кадре поклонницы Соня (в тёмных очках) и Эльке (спиной к камере) с книжками для автографов.
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «На кадрах кинохроники показано прибытие «Битлз» на железнодорожный вокзал в Аренсбурге в 5:25 утра. На платформе их встречали старые друзья с гамбургских времён, в их числе и барменша клуба «Звезда» Беттина Дерлиен (урождённая Дабельстайн)».
На снимке Соня и Эльке. На заднем плане старые друзья по Гамбургу: Ики Браун и Беттина Дерлин.
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Хотя мы подъехали к платформе центральной станции Гамбурга только в начале рассвета, старые друзья ждали их всю ночь, чтобы поприветствовать Джона, Пола, Джорджа и Ринго. Я не знал их в лицо, но парни были настолько вне себя от радости, увидев их, что я понял, что они, должно быть, очень особенные друзья ещё с начала шестидесятых».
Двум поклонницам (Эльке и Соне) удалось получить автографы.
Фото Гюнтера Цинта.
Группе пришлось прорываться сквозь толпу поклонников.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Они разместились в отеле «Замок» в городке Тремсбюттель, расположенного в тридцати километрах от Гамбурга».
Чтобы избежать наплыва поклонников было решено остановиться за городом.
Из дневника Альфа Бикнела: «Разместились в отеле «Шлосс», но это за пределами Гамбурга».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Битлы разместились в номерах 10 и 27».
Номер «Битлз», кадры кинохроники.
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «И отель, и прилегающий к нему огромный сад охранялись отрядом западногерманских полицейских из Ойтина».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Они проспали до 13:30, а затем вышли на балкон, чтобы поприветствовать несколько сотен собравшихся внизу поклонников».
Фото Гюнтера Цинта.
Фото Роберта Уитакера.
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Где-то в течение дня из Баргтехайде в отель был вызван доктор Грюнхаген – у Джона возникли проблемы с голосом».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Было очевидно, что нервозность парней возрастала по мере приближения кульминационного момента их краткосрочного турне – финального концерта в Гамбурге. Горло Джона доставляло ему проблемы. Помню, что он всегда считал это следствием своего чрезмерно напряженного пения, но я полагаю, что это было из-за его нервного напряжения, потому что его голос уходил как раз в те моменты, когда ему было нужно совладать с ним в особых, в своем роде, случаях».
«Битлз» покидают отель, направляясь в зал Эрнста Мерка.
Фото Гюнтера Цинта.
Зал Эрнста Мерка.
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Четыре состава доставило поклонников в Гамбург из Брауншвайга, Готтингена, Олденбурга и Киля».
Кадры кинохроники: прибытие состава с поклонниками.
Фото Гюнтера Цинта.
C Беттиной Дерлин.
Джон демонстрирует фотографию Петера Брухманна, который фотографировал одно из выступлений «Битлз» в клубе «Топ Тен» в 1961 году. Он дал Джону и Джорджу копии сделанных им фотографий. Скорее всего, они впервые увидели эти фотографии. Фото Петера Брухманна.
Фото Петера Брухманна с автографами Пита Беста и Тони Шеридана.
Петер Брухманн (фотограф): «В 1966 году я сопровождал «Битлз» от имени журнала «Куик», чтобы сделать фотоотчет о концерте в Мюнхене, но потом я решил поехать с ними в Гамбург».
Фото Петера Брухманна.
С Катей Бергер.
Катя Бергер: «В 1961 году я работала сборщиком клубники, и в клубе «Топ Тен» угощала ребят ягодами. Из-за этого Пол называл меня «девушкой с красными волосами», «клубничкой» и «кетчупом» (у него не получалось правильно произнести слово «Катя»). Я была по уши влюблена в Пола. Он был как ангел с большими глазами. Мне хотелось, чтобы он меня полюбил, но я была не в его вкусе. Ему нравились изящные стройные блондинки, но мы с ним общались. Я говорила по-английски, что могли немногие из немцев. Я говорила ему, что они будут знаменитыми, а он смеялся.
Остальные мне тоже нравились. Стюарт был невысок, выглядел как Джеймс Дин и пел, подражая Элвису. Джордж всегда улыбался и был дружелюбно настроен. С Питом я ни разу не общалась. Джона я считала умным и очаровательным, не очень улыбчивым, но весёлым. Все Битлы были сексуально привлекательными, и было трудно определиться, кто из них самый сексуальный. Они не пытались быть, но были такими, и это была их естественность.
В 1966 году он подписал мне автограф: «Клубничке (Кате), с огромной любовью от большого поклонника – Пола Маккартни», под которым подписались Джордж, Джон и Ринго».
Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «В 1962 году я не был в Гамбурге, поэтому приезд туда в 1966 году стал для меня первым. Там собрались все немцы с Рипербана и из клубов, люди вроде Беттины, которые работали в баре или в гардеробах. Это были давние друзья ребят, с ними я не был знаком».
Фото Фионы Адамс.
Шон О’Махони (редактор журнала «Битловская книга»): «Ослепительная улыбка Джона, который во время турне по Германии почти не снимал очки с цветными линзами».
Фото Фионы Адамс.
На снимке: Джордж, Катя «Клубничка» Бергер, Пол, Ганс-Вальтер «Ики» Браун и его жена, актриса Эвелин Хаманн, Ринго, Джон и Беттина Дерлин.
Фото Петера Брухманна.
С Беттиной Дерлин.
Брайен Гриффитс (участник группы «Биг три»): Беттина была буфетчицей в клубе «Звезда», и была без ума от Джона Леннона».
Беттина Дерлин: «Он был моей первой настоящей любовью».
Тони Шеридан (музыкант): «Я даже не догадывался, что они любовники, но тогда никто не мог их понять».
Джон: «Она угощала меня выпивкой, когда у нас не было денег. И пилюлями – напечатайте это!» (прим. – пилюли – прелюдин, таблетки, содержащие амфетамин)».
Альберт Голдман (автор книги «Жизни Джона Леннона»): «Беттина не всегда была толстушкой. Когда Джон познакомился с ней, она была стройной и симпатичной. К несчастью, она забеременела, и Джон настоял на том, чтобы она сделала аборт. В то время в Германии это было незаконно. По её словам, именно после этого подпольного аборта у неё началось гормональное расстройство, и она стала толстеть, как на дрожжах. Отношения Джона с Беттиной закончились, едва он покинул пределы Гамбурга.
Летом 1963 года [14 августа] Беттина упросила Большого Тейлора захватить её с собой в Англию, чтобы посмотреть на «Битлз» во время первой волны нахлынувшей на них известности. Они добрались до гостиницы, в которой остановились музыканты, выступавшие в уэльском курортном городке Лландидно. Войдя в номер, Джон бросил взгляд в направлении Беттины, а затем уселся в другом конце гостиной и принялся слушать радио, будто он её не заметил. Чтобы увидеть его, девушка проехала тысячу двести миль, а он даже не удосужился с ней поздороваться. Все остальные почувствовали себя ужасно неловко и просто не знали, что сказать. Одному только Ринго хватило приличия поприветствовать вновь приехавших. Беттина вернулась в Гамбург, где в последний раз Тейлор видел её среди проституток на Хербертштрассе – той самой улице, где девиц выставляют прямо в витринах».
Из письма Джорджа Харрисона к Астрид Киршер, август 1963: «Бетти (большая) приехала в Англию вся такая жирная и слезливо стенала: «Почему ты не написал Астрид», как будто это я виноват, так что, пусть заткнется. Жирная Бетти видела все фотографии Счастливых каникул [на Теренифе в апреле 1963], не так ли?».
Рози Вебер (подруга Беттины Дерлин): «Многое из того, что люди говорили о Беттине и Джоне, было слухами, но я знаю, что у Джона был очень сильный сексуальный аппетит, и довольно странные вкусы».
Фото Фионы Адамс.
Пол с электронным бас-инструментом тубон.
Инструмент был изготовлен в 1966 году шведским производителем электронных ламповых органов «Джох Мустад» в Гетеборге, продавался по лицензии в Великобритании как «Ливингстон». Один из инструментов был куплен Полом Маккартни (партитура песни «Земляничные поляны навсегда» (Strawberry Fields Forever) включала вступление на тубоне, но в процессе записи этот инструмент был заменен на Чемберлин – электромеханический клавишный инструмент, предшествовавший Меллотрону).
Фото Роберта Уитакера.
Роберт Уитакер (фотограф): «Толпа возле зала Эрнста Мерка» (прим. – надпись: «Я Брайен Эпстайн!» была добавлена к фотоснимку позднее Мартином Шарпом. Речь идет об инциденте, о котором ему рассказал Боб Уитакер. В Гамбурге Брайен Эпстайн вышел из концертного зала, забыв свой пропуск. Перед началом концерта он попытался вернуться обратно, но не смог доказать охранникам, кем был на самом деле. В конце концов он сумел убедить одного из полицейских пройти в зал и проверить его полномочия».
Фото Фионы Адамс.
Фото Фионы Адамс.
Фото Роберта Уитакера.
Фотограф Йохен фон Бредов, Пол, Джордж и музыканты немецкой группы поддержки «Раттлз» из Гамбурга.
Йохен фон Бредов (фотограф): «Я познакомился с ними в начале шестидесятых, когда они выступали в гамбургском клубе. В 1966-м я работал журналистом».
Йохен фон Бредов, Беттина Дерлин, Катя Бергер, Ганс-Вальтер «Ики» Браун.
Мэл Эванс, Нил Аспинал, Альф Бикнел.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Группа отыграла два концерта в зале Эрнста Мерка (прим. – крытая арена вместимостью 5600 человек, названа в честь немецкого бизнесмена и политика Эрнста Мерка)».
Ведущим был актер Чарли Хикман.
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Зал был переполнен. Зная о том, как много друзей и старых поклонников находится среди аудитории, «Битлз» на сцене дали самые прекрасные выступления своего последнего гастрольного сезона».
Джордж Харрисон специально для немецких поклонников исполнил старый джазовый номер 1939 года «В воскресенье моя возлюбленная хочет уплыть со мной» (Am Sonntag will mein Suber mit mir segeln gehen).
Фото Гюнтера Цинта.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Между выступлениями состоялась пресс-конференция».
Фото Гюнтера Цинта.
Фото Гюнтера Цинта.
Пресс-конференция не блистала умными вопросами. Журналисты, например, назойливо выспрашивали, принимают ли подруги или жены Битлов противозачаточные таблетки. В конце концов, Маккартни прервал их: «У кого-нибудь есть вопрос, заслуживающий ответа?» Молчание. «Тогда мы уходим». И «Битлз» встали и вышли из зала.
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Между концертами «Битлз» в отель не возвращались. Вместо этого, они остались в концертном зале, чтобы встретиться и пообщаться в костюмерной со своими старыми друзьями, Астрид Киршер и Бертом Кемпфертом».
Астрид Киршер и Брайен Эпстайн.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Среди многочисленных гостей были Доктор Бернштейн – врач с времён Репербана, а также гамбургский продюсер Берт Кемпферт (прим. – продюсировал запись пластинки «Моя милая» (My Bonnie) с Тони Шериданом)».
Из дневника Альфа Бикнела: «У парней было много посетителей, которых они не видели в течение нескольких лет. Среди них довольно много известных имен. Одним из первых был Берт Кемпферт».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В гамбургском «Эрнст Мерк Холле» также появился и Берт Кемпферт, ветеран музыки, которому «Битлз» начали напевать «Странники в ночи» (Strangers In The Night), когда композитор вошел в комнату (прим. – композиция Берта Кемпферта, впервые записанная в 1965 году в исполнении оркестра)».
Беттина Дерлин: «Джон не стал с ним общаться».
Алан Клейсон (автор книги «Великая четверка»): «Несколько старых друзей были допущены в гардеробную. В сопровождении Гибсона Кемпа пришла Астрид, чтобы возобновить знакомство с «милым ребенком» [Джорджем], которого когда-то изгнали из Германии за нарушение комендантского часа для несовершеннолетних».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Как правило сотрудники службы безопасности обращались ко мне, чтобы оперативно посоветоваться, кому можно пройти за кулисы, а кого следует держать подальше. В Гамбурге мне понадобилась небольшая помощь – хотя я узнал нескольких из приглашенных гостей, включая подругу покойного Стю Сатклиффа, фотографа Астрид Киршер, «Гибби» Пэдди, Клауса и Гибсона».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Джон встретился с Астрид Киршер, которая передала ему несколько писем Стюарта Сатклиффа».
Джон: «Лучший подарок, который я получил за многие годы».
Джордж: «Джон радовался возвращению в Гамбург. Всё было бегом. Впрочем, так в то время дела обстояли везде».
Питер Браун (персональный помощник Брайена Эпстайна): «В это время Астрид работала в баре для трансвеститов. Она так и не получила ни цента за свои всемирно известные фотографии ребят в кожаных костюмах».
Пол: «Было странно снова встретить в Гамбурге всех наших старых друзей. Казалось, мы изменились, стали другими. Нет, в чем-то мы всё-таки остались прежними. Но все мы понимали, что, после того как мы прославились, нам не следовало давать такие концерты».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Западная Германия теперь кишела своими группами в ливерпульском духе. «Не слушайте нашу музыку. Мы сейчас ужасно играем» – сказал Джон немецкой группе поддержки».
Фото Роберта Уитакера.
Фото Фионы Адамс.
Фото Гюнтера Цинта.
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Полиция ожидала, что у них возникнут проблемы с поклонниками, и они начались после вечернего концерта, когда на железнодорожной станции тысячи подростков стали причиной остановки городского транспорта – некоторые из них даже швыряли бомбы со слезоточивым газом. В результате полиции пришлось применить брандспойты, чтобы успокоить нарушителей спокойствия. На Монкеберг-штрассе, где буйствовало пятьсот человек, были разбиты витрины. В результате беспорядков было арестовано 117 человек и ранено восемь полицейских».
Газета «Глазго Геральд», 27 июня 1966: «Столкновение фанатов «Битлз» в Гамбурге. Сегодня на улицах Гамбурга разгорелась битва, когда полиции пришлось отбивать атаки фанатов «Битлз» с помощью слезоточивого газа, водомётов и дубинок. Дополнительные силы полиции с собаками и громкоговорителями, перекрытые улицы вокруг зала, где выступала британская бит-группа, призывы к тысячам подростков без билетов очистить улицы были встречены несмолкаемыми криками. С наступлением темноты и выходом ситуации из-под контроля полиция начала кидать в толпу гранаты со слезоточивым газом. В конце концов с помощью дубинок полиции удалось расчистить территорию».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Точная цифра гонорара «Битлз» западногерманского турне не раскрыта, но, по слухам, она составила 150 000 немецких марок».
Из дневника Альфа Бикнела: «Концерты прошли хорошо, хотя Брайен, кажется, был больше обеспокоен людьми, которые хотят видеть Битлов».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «В 20:54 «Битлз» вернулись на машине в Тремсбюттель».
Из дневника Альфа Бикнела: «После концерта вернулись назад в спокойную ночь, в большой кампании старых друзей».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После полуночи Джон с Полом пошли прогуляться по Репербану, посетив свои старые места (прим. – они не были в Гамбурге с 1 января 1963 года)».
Тони Бэрроу: «В полночь с шумной свитой из старых друзей, приятелей и подруг Джон и Пол прогулялись по Рипербану. Было ещё не поздно».
Из дневника Альфа Бикнела: «Гамбург так много значит для парней. Они, на самом деле, взволнованы пребыванием здесь. Джон с Полом даже ушли, по-тихому, погулять. Хорошо, что Брайен не знал».
Питер Браун (персональный помощник Брайена Эпстайна): «Как и многое другое, Гамбург для них потерял своё очарование. Они больше не могли неузнанными прогуляться по городу, заглянуть в секс-шопы и полюбоваться на проституток в витринах. Больше не могло быть ночных вакханалий и встречи рассвета, занимающегося над крышами Гербер-штрассе. Бары и клубы, где они выступали всего четыре года назад, были закрыты. То, что когда-то казалось соблазнительным и экзотическим в ночном мраке, теперь, при дневном свете, выглядело убого».
Джордж: «Гамбург вызвал у меня противоречивые чувства. Хорошо было то, что мы вернулись туда, уже став богатыми и знаменитыми, – в прежние приезды мы играли в грязных ночных клубах, пытаясь пробиться наверх. А плохо то, что материализовалось множество призраков, людей, которых мы уже не хотели видеть, хоть и считали их лучшими друзьями в 1960 году, в эпоху спиртного и прелудина. К 1966-му году мы претерпели миллион изменений, и вдруг снова столкнулись со своим прошлым».
Ринго: «Похоже, Гамбург почти не меняется. В 1992 году я играл там, и ощущения были теми же самыми. Я приезжал туда раз в год или раз в два года, и Рипербан вызывал у меня одни и те же чувства – он до сих пор приводит меня в трепет. Район «красных фонарей» – самое удивительное место, куда только может приехать двадцатилетний парень, чтобы играть в ночных клубах: выпивка, колеса, проститутки и соответствующая атмосфера. Было невероятно и здорово вернуться туда в 1966 году».
Пол: «Тем не менее всё было неплохо. Помню этот совершенно сумасшедший, душноватый вечер. Наши немецкие друзья-гангстеры, как когда-то, рыдали, а мы ощущали ностальгию по прежним временам. Не знаю, насколько хорош был тот концерт в музыкальном отношении, но я порадовался возможности вернуться в прошлое – в последний раз».