Запись песен Paperback Writer и Rain

14 апреля 1966 г.

 

 

 

Соглашение о выступлении «Битлз» в Лос-Анджелесе 14 апреля 1966 года.

 

 

 

Благодарственное письмо Брайена в адрес журналистки Морин Клив: Мисс Морин Клив. С некоторой задержкой хочу сказать, что мне очень понравилась и доставила удовольствие не только статья обо мне, но и все статьи, которые вы написали о «Битлз». Они, вероятно, одни из лучших из тех, что были о них написаны. Что касается меня лично, хотя, признаюсь, я был обеспокоен, когда вы так любезно позвонили мне в Америку, но был весьма рад в тот день, когда она появилась. С наилучшими пожеланиями, Брайен Эпстайн.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Продолжение записи песни «Автор бестселлеров» (Paperback Writer) и запись песни «Дождь» (Rain)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Студия 3 «И-Эм-Ай». Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик.

С 14:30 до 19:30 был записан ряд наложений, не все из которых были использованы в окончательной версии».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «14 апреля 1966 года группа собралась в студии 3 «И-Эм-Ай», чтобы сделать оставшиеся наложения, необходимые для завершения записи песни «Автор бестселлеров» (Paperback Writer). На выполнение этих задач было потрачено пять часов с 14:30 до 19:30».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «На одну из дорожек Пол Маккартни записал вокал, а на другую добавил басовую партию на гитаре «Рикенбэкер». Последний был записан вместе с фальцетным вокалом второго плана Джона и Джорджа».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Пол перезаписал партию бас-гитары, используя Рикенбэкер 4001-Эс».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Наш эксперимент был попыткой добиться более мощного звучания бас-гитары, о чём Пол попросил накануне. Я поделился своим планом с Филом Макдональдом, но его ответ был достаточно предсказуем: «Не глупи. Ты совсем рехнулся». Не обращая на него внимания, я вышел в холл и поговорил об этом с Кеном Таунсендом, нашим инженером по техническому обслуживанию. Он посчитал мою идею реалистичной. «Звучит выполнимо, – сказал он. – Давай подключим динамик таким образом и попробуем».

В течение следующих нескольких часов, пока парни репетировали с Джорджем Мартином, мы с Кеном провели несколько экспериментов. К моему удовлетворению идея использовать динамик в качестве микрофона, похоже, сработала очень даже хорошо. Несмотря на то, что он не передавал сильный сигнал и звук был приглушен, мне удалось добиться хорошего звучания басов, поместив его напротив решётки усилителя низких частот, от одного динамика к другому, а затем направив сигнал через сложную систему компрессоров и фильтров, включая одно огромное экспериментальное устройство, которое я тайно позаимствовал в офисе господина Кука, менеджера отдела технического обслуживания.

Вдохновившись результатом, я вернулся в студию, чтобы попробовать по-настоящему. Пол с подозрительностью посмотрел на меня, когда я установил большой громоздкий динамик перед его усилителем вместо обычного микрофона, но ничего не сказал, как и Джордж Мартин. Они вернулись к репетиции, дав тем самым мне возможность осторожно поднять регулятор уровня басового сигнала».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «На протяжении всей песни заметно выделяется мощная партия бас-гитары.

Говорят, что Джон Леннон как-то раз поинтересовался, почему партия бас-гитары на одной из композиций Уилсона Пикетта звучала громче, чем на любой из записей «Битлз». Таким образом песня «Автор бестселлеров» (Paperback Writer) наконец-то оправдала ожидания Леннона.

Маккартни удалось достичь такого звучания благодаря использованию громкоговорителя вместо микрофона, который был установлен напротив динамика бас-гитары».

 

Джордж Мартин (продюсер записи): «В песне «Автор бестселлеров» (Paperback Writer) звучание тяжелее, чем в ранних работах, и отличный вокал. Думаю, к этому все шло: ритм стал самой важной составляющей их стиля».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «В песне «Автор бестселлеров» (Paperback Writer) бас-гитара впервые звучит во всей своей красе. Эта Характерная плавная басовая линия Пола состояла в основном из высоких нот, сыгранных на самых низких струнах, что позволило ещё больше выровнять тональность. Звук показался мне настолько внушительным и сильным, что я забеспокоился о том, что когда начнут нарезать винил, игла может выскочить из канавки. Но Полу звук понравился».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Вполне возможно, что это наложение стёрло с ритм-дорожки басовую партию Джорджа, записанную накануне».

 

Фил Макдональд (помощник звукоинженера): «Эти наложения были записаны на вторую дорожку – единственную свободную дорожку четырёхдорожечной ленты».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Одновременно с наложением баса звучал вокал второго плана Джона и Джорджа, местами переходя на фальцет».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После этого они сделали наложение фортепианной партии через динамик Лесли».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Согласно студийной документации студии, для песни «Автор бестселлеров» (Paperback Writer) был испробован ещё один новый звук, который был получен с помощью устройства «джангл-бокс», пропущенного через вращающийся динамик «Лесли». «Джангл-бокс» известен также как «пианино с гвоздями», представлял собой модифицированное фортепиано «Стейнвей» студии Эбби-Роуд. Молоточки инструмента были обработаны целлюлозой, которая высохнув изменила звучание инструмента, в связи с чем некоторые струны были настроены заново. В результате получился перкуссионный рокочущий звук фортепьяно».

 

прим. – так называемое «пианино с гвоздями» представляло собой изменённую версию обычного фортепиано, в котором такие предметы, как канцелярские кнопки или гвозди, помещаются на молоточки с войлочной подкладкой в том месте, где они ударяются по струнам, что придаёт инструменту металлический, более ударный звук. Используется, чтобы вызвать ощущение фортепиано хонки-тонк (фортепиано, в котором одна или несколько струн каждой тональности слегка расстроены). Первоначально инструмент использовался вместо клавесина для исполнения классической музыки.

 

Фил Макдональд (помощник звукоинженера): «Это звучание, сыгранное Джорджем Мартином, было признано неподходящим и от него отказались. В этот день было много экспериментов, а также наложений, которые в итоге так и не были использованы».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем было сделано наложение партии на электрооргане «Вокс Континенталь» в исполнении Джорджа Мартина. Также были записаны дополнительные гитарные вставки Харрисона».

 

Фил Макдональд (помощник звукоинженера): «Одновременно с вокалом второго плана и басом Пола Джордж Харрисон записал гитарные брейки».

 

Пол: «В песне «Автор бестселлеров» (Paperback Writer) бас-гитара звучит как ли­дирующая. Я играл [на бас-гитаре] рифф. Тогда на нас очень сильно повлиял Брайен Уилсон, что довольно странно, поскольку у него не было репутации исполнителя на бас-гитаре. Если послушать их альбом «Любимые звуки» (Pet Sounds), то там можно обнаружить очень интересную бас-гитару с чуть-чуть смещённым оф-битом. Если песня написана в до мажоре, то первая нота на бас-гитаре, как правило, будет именно «до». А у него это была нота «соль». Он вставлял тот или иной звук там, где его никто не ждал, где ему не полага­лось быть. И при этом все получалось, но как будто приоткры­вались новые просторы».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Хотя, как сказал Пол, он сам сыграл характерные гитарные риффы, и в «дубле один» ритм-трека, записанного накануне, уже есть эти риффы, которые звучат в финальной версии песни, похоже, что Джордж играл на гитаре во время этого наложении в то время, когда Пол играл на басу».

 

Пол: «Во время записи песни «Автор бестселлеров» (Paperback Writer) мы все время делали звук погромче. Джон поднял его на отметку 7, Джордж – до 8, a уже через минуту Джон выкручивал ручку до 9».

 

Джордж: «Вся песня «Автор бестселлеров» (Paperback Writer) была записана вживую с помощью дабл-трекинга и без этого эффекта звучала паршиво. И мы поступали так (по крайней мере, во время американского турне): доходили до трудновоспроизводимого места и начинали подражать движениям Элвиса, махали толпе, все поднимали крик и заглушали нас. Как говорил Пол, вопли зрителей скрывали немало наших огрехов».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Промежуточное сведение позволило освободить четвертую дорожку».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После этого был добавлен вокал второго плана Леннона и Харрисона, включая припев и знаменитую мелодию «Братец Жак» (Frere Jacques)».

 

Джон Робертсон (автор книги «Полный путеводитель по музыке Битлз»): «Сложность инструментальной и вокальной работы в сочетании с концепту­альной амбицией даже заставила вечных кон­курентов «Битлз» – группу «Бич Бойз» напи­сать ещё более сложную композицию «Приятные вибрации» (Good Vibrations.

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В 19:30 закончилась запись песни «Автор бестселлеров» (Paperback Writer), после чего последовал перерыв на час. Тем временем с 19:30 до 20:00 Джордж Мартин, Джефф Эмерик и Фил Макдональд собрались в аппаратной студии 3, чтобы сделать моносведение. Было предпринято две попытки и, по-видимому, вторая попытка была признана успешной.

Процесс создания этого мономикса был намного сложнее, чем большинство других».

 

Джордж Мартин (продюсер записи): «Это был первый раз, когда мы слышим эффект эхо».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Мы добились эффекта трепещущего эха в конце каждого припева, которое добавили на стадии микширования. Это было достигнуто путём перенаправления вокала на отдельный двухдорожечный магнитофон с последующим подключением его линейного выхода ко входу. В конце каждого припева Фил должен был медленно увеличивать уровень записи, пока не достигал точки обратной связи. Если он превышал уровень на одну ступень, эффект эхо выходил из-под контроля, поэтому во время сведения нам пришлось сделать множество попыток. Каждый раз, когда он превышал эту точку или недостаточно доводил до неё, нам приходилось останавливаться и снова делать микширование всей песни.

И всё потому, что, согласно архаичному подходу «И-Эм-Ай», редактирование записи не одобрялось. Руководство не хотело, чтобы кто-то резал мастер-ленту, поэтому многодорожечное редактирование, которое позволило бы нам соединить начало одного дубля с концом другого, в те дни редко когда разрешалось, поэтому нам было необходимо без огрехов микшировать от начала и до конца. Если бы мы испортили середину трека или даже если затухание в самом конце песни было не совсем правильным, нам пришлось бы начинать всё сначала. В результате мы получили массу адреналина, и сами миксы стали нашим достижением».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Упомянутый выше «отдельный двухдорожечный магнитофон» в итоге оказалась в руках одного из участников группы».

 

Джордж: «Я купил у «И-Эм-Ай» этот большой агрегат за 3 фунта. У него было что-то вроде регулятора скорости головки воспроизведения. То, что мы использовали в песне «Автор бестселлеров» (Paperback Writer), как известно. «Автор бестселлеров, бестселлеров, бестселлеров, бестселлеров, бестселлеров». Древность. Выглядит, как будто у него внизу что-то вроде духовки. Просто антиквариат. Теперь он у меня стоит на кухне».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Поскольку песня предназначалась для следующего сингла, а не для включения в последующий альбом «Револьвер», стереосведение в то время не делали».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «В конечном итоге нарезать мастер-лак пришлось моему товарищу Тони Кларку (прим. – в процессе создания виниловой пластинки первый шаг называется «резание лака», когда вибрирующая игла гравирует травлением мягкий нитроцеллюлозный лак, который затем покрывается металлом и используется для создания штамповочных пластин)».

 

Тони Кларк: «Это была первая в «И-Эм-Ай» высокоуровневая нарезка, и я использовал замечательную новую машину, только что изобретённую «хитрыми умниками». АКПП – автоматический контроль перегрузки в переходном режиме. Это был огромный ящик с мигалками и чем-то вроде глаза циклопа, смотрящего на вас. Но он позволял добиться желаемого результата. Я сделал две версии, одну с АКПП, а другую без, проиграл их Джорджу Мартину, и он одобрил высокоуровневую».

 

Джефф Эмрик (звукоинженер): «Я был рад, что это задание поручили Тони, и он проделал блестящую работу. Если бы на его месте оказался один из более великовозрастных парней, то он бы удалил из этого весь бас, или отослал бы его назад с указанием, смикшировать все заново. Я не являюсь большим поклонником каких-либо переизданий «Битлз» на компакт-дисках. Их песни были записаны для того, чтобы их слушали на виниле, и, по моему мнению, на нём и должны прослушиваться. Сингл с песнями «Автор бестселлеров» (Paperback Writer) и «Дождь» (Rain) исключительно хорош на виниле».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем началась работа над песней «Дождь» (Rain)».

 

Джон: «Это песня о людях, которые всё время жалуются на погоду. Знаете, какая бы она ни была, всё в порядке, так должно быть».

 

Пол: «В песнях дождь традиционно рассматривается как нечто плохое, но мы пришли к выводу, что в нём нет ничего плохого. Нет ничего лучше, чем дождь, стекающий каплями по твоей спине».

 

If the rain comes,  Когда начинается дождь,

They run and hide their heads,  Они бегут и прячут головы,

They might as well be dead,  Как будто могут умереть,

If the rain comes,  Когда начинается дождь,

If the rain comes.  Когда начинается дождь.

 

When the sun shines,  Когда светит солнце,

They slip into the shade,  Они шмыгают в тень,

And sip their lemonade,  И пьют свой лимонад,

When the sun shines,  Когда светит солнце,

When the sun shines.  Когда светит солнце.

 

Rain, I don’t mind,  Дождь, я не против,

Shine, the weather’s fine.  Очищает, погода прекрасная.

 

I can show you,  Я могу показать вам,

That when it starts to rain,  Что когда начинается дождь,

Everything’s the same,  Всё то же самое,

I can show you,  Я могу показать вам,

I can show you.  Я могу показать вам.

 

Rain, I don’t mind,  Дождь, я не против,

Shine, the weather’s fine.  Очищает, погода прекрасная.

 

Can you hear me?  Вы меня слышите?

That when it rains and shines,  Когда идёт дождь и когда светит солнце,

It’s just a state of mind,  Это всего лишь отношение к этому,

Can you hear me?  Вы меня слышите?

Can you hear me?  Вы меня слышите?

 

Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «Вдохновением для песни стал дождь, под который «Битлз» попали по прибытию в Австралию».

 

Джон: «Никогда не видел более сильного дождя, чем там. Разве что, когда мы были на Таити».

 

Йен Макдональд (автор книги «Переворот в сознании»): «Дождь и солнце в песне – это физические явления, переживаемые в состоянии расширенного сознания, отражающие состояние души, в котором человек комфортно чувствует себя во вселенной».

 

Джон Робертсон (автор книги «Полный путеводитель по музыке Битлз»): «Эксперименты с наркотиками до предела расширили творческий потенциал Джона Леннона. Вместо обычных любовных исто­рий, которыми славились ранние компози­ции «Битлз», в 66-м группа предложила уже композиции-исследования человеческого сознания, в том числе и его теневых сторон. Песня «Дождь» (Rain) была первой и, возможно, лучшей из этих «наркотических» творений с «потусторонним» текстом».

 

Джон: «Это был дар Бога – Джа, на самом деле, бога марихуаны. Джа дал мне это (прим. – Джа – краткая форма имени Яхве, одно из имён Ветхозаветного Господа Бога в изначальном еврейском тексте Библии, у растаманов – добродушный и умиротворённый бог-друг, который относится с пониманием к человеческим слабостям и всегда готов прийти на помощь)».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «На первый взгляд, песня содержит простые утверждения о том, как люди реагируют на погоду: они «бегут и прячут головы», когда идёт дождь, и «прячутся в тень и пьют лимонад», когда на улице светит солнце. Но свидетельство изменённого восприятия реальности проявляет себя в намерении Джона быть учителем: «Я могу показать вам, что во время дождя всё остаётся по-прежнему». Затем он чувствует, что его слушатели-обыватели этого не понимают, нетерпеливо вопрошает: «Вы меня слышите?» Его общий посыл заключается в том, что в любом случае «это всего лишь состояние души». Если вы думаете, что дождь неприятен, значит он неприятен. Но если вы посмотрите на него как Джин Келли, тогда это будет ваше собственное восприятие (прим. – американский актёр, известен прежде всего своей ролью в знаменитом мюзикле «Поющие под дождём»). Всё вытекает из сознания! Довольно глубокая мысль.

Он даже становится немного мрачным, описывая непросвещённое общество, говоря, что «они прячутся, когда начинается дождь, как будто могут умереть». Вместо этого надо быть похожим на него: «Дождь? Я не против. Он очищает. Погода прекрасная».

 

Пол: «Не думаю, что авторство песни «Дождь» (Rain) принадлежит только Джону. Мы вместе её написали. Песня «Дождь» (Rain) была результатом наших совместных усилий с небольшим преобладанием Джона. Не думаю, что первоначальная идея была его, просто когда мы сели её писать, то он начал первым. Склоняюсь 70 на 30 в пользу Джона.

В песне основной вокал Джона и в песне выражены его чувства, но то, что придало ей характер – это наше сотрудничество. Думаю, слишком просто заявить: «Это песня Джона. Это песня Пола», но это неправильное представление. Были некоторые песни, которые были в значительной степени моими, а другие были совместными с Джоном, над которыми мы работали часа по три. Потом те, что очень характерны для Джона. Думаю, что такие примерно делятся где-то посередине. Полагаю, что всё происходило так, что каждый из нас заявлял: «Моя “Земляничные поляны”, твоя – “Пенни-Лейн”». Это действительно начало происходить, но до этого, в таких композициях, как «Дождь» (Rain), мы все хотели её записать. Не только Джон хотел сделать такую ​​запись. Возможно, что у нас просто появился повод сделать это на его песне».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Как бы то ни было, похоже, что эта песня была ещё одним продуктом совместного творчества Джона и Пола. Работа происходила в доме Леннона «Кенвуд» предположительно в марте 1966 года».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Было записано пять дублей ритм-трека».

 

Пол: «Помню, при записи песни «Дождь» (Rain) нам никак не удавался аккомпанемент, мы решили сыграть его в быстром темпе, а потом замедлить, вот почему он такой монотонный и нудный».

 

Из дневника Альфа Бикнела: «Последней была сегодня ещё одна композиция Джона. Снова странная, но странная из-за Джордж Мартина и его электронщиков. Парни играли её быстро, а потом проигрывали, но медленнее».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Когда мы манипулировали со звуковыми петлями во время записи песни «Завтрашний день никогда не знает» (Tomorrow Never Knows), то обнаружили одну особенность, которая заключалась в том, что фактурность и глубина звучания некоторых инструментов улучшались при замедлении. Во время записи ритм-трека песни «Дождь» (Rain) группа играла очень быстро, так что, когда запись воспроизводилась с нормальной скоростью, всё было намного медленнее, и фактурность звучания изменялась. Если бы мы записали с нормальной скоростью, а затем нам нужно было бы замедлять ленту всякий раз, когда необходимо прослушать воспроизведение, то работы было бы намного больше. Теперь всё это кажется очень простым и, конечно же, такие приёмы легко выполнить на современных компьютерах, но в 1966 году это была довольно революционная техника, которую мы неоднократно использовали, чтобы добиться значительного эффекта».

 

Пол: «Барабаны превратились в гигантскую ударную установку. Если вы медленно оставляете отпечаток ноги, то он становится следом гиганта, он как бы добавляет несколько тонн к весу человека. Так что у нас было громкое, утяжелённое, оглушительное сопровождение, а затем мы замедляли скорость до обычной, так чтобы запись не звучала как замедленная, и это был громкий жутковатый шум. Это было здорово, мне очень понравилось».

 

Ринго: «Мой любимый вклад – это то, что я сделал в песне «Дождь» (Rain). Думаю, сыграл я просто великолепно! Это был рабочий барабан и хай-хэт. Мне кажется, это был первый раз, когда я использовал такой приём, когда начал сбивку, ударяя сперва по хай-хэту, вместо того чтобы сразу же играть на барабане с хай-хэта. Я считаю, что это лучшая из всех записей, что я когда-либо сделал. «Дождь» меня восхищает. Такое ощущение, что это играет кто-то другой. Я был одержим!»

 

Стивен Нолтон (автор книги «Незаменимый Ринго»): «Песня «Дождь» (Rain), по мнению многих включая самого Ринго, его самая блестящая работа. Подозреваю, что всё зависит от того, что вы считаете хорошей работой ударника. Если вы имеете в виду эффектные сбивки, которые размазывают вокалиста по звуковому полотну и прячут местоположение сильных долей такта, это первоклассная работа. Если же вам нужен прочный ритм, являющийся опорой аранжировки, и помогающий развивать энергетический потенциал композиции в своём движении, то это никуда не годный номер».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Во время пятичасовой вечерней сессии (с 20:30 до 1:30) было записано пять дублей ритм-трека, на котором Джон с Джорджем играли на электрогитарах, Пол на басу и Ринго на барабанах».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Пятый и последний дубль был единственным с вокалом».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «После того, как пятый дубль был признан лучшим, было решено сделать на него наложение вокала Джона. Было принято решение изменить скорость записи его ведущего вокала, который Джон записал с замедленной записью в 42 цикла в секунду вместо обычных 50. Таким образом его голос зазвучал несколько быстрее при воспроизведении с обычной скоростью».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Побочным эффектом техники Искусственного двойного наложения (ИДН) было то, что у нас был большой генератор звуковой частоты для изменения скорости записи на магнитофоне. Мы пропускали его через усилитель мощности, и усилитель мощности приводил в движение лентопротяжное устройство и позволял по желанию ускорять или замедлять скорость записи. Джон или Джордж, если это была его песня, кто-то из них как правило сидел в аппаратной во время процесса сведения и фактически играл на генераторе».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В результате ускоренный ритм-трек воспроизводился на фоне записываемого с более медленной скоростью вокального трека – ещё одно нововведение группы».

 

 

 

Фото Роберта Фримена. В некоторых источниках эту фотосессию относят к 11 и 26 апреля.

 

 

 

 

 

 

 

Наложения включали ведущий вокал Джона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С Миком Джаггером.

 

 

 

 

 

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Вполне вероятно, что в этот день Маккартни также записал басовую партию, но она будет заменена 16 апреля, когда будет сделан ряд дополнительных наложений».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «На этом работа над песней была завершена и в 1:30 группа покинула студию».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Поскольку Джон, как и все остальные Битлы, владели магнитофонами «Бренелл», они могли брать с собой бобины с плёнкой, когда им хотелось послушать незавершённые произведения. Когда мы записали ритм-трек и вокал для песни «Дождь» (Rain), Джон попросил черновой микс, и Фил сделал ему копию».

 

Джордж: «Обычно, если мы работали над песней, то брали её домой. Она переписывалась с катушки на катушку. Мы записали половину материала песни «Дождь» (Rain) и когда уже заполночь покидали студию, Джон сказал: «Можно мне черновой микс?» В те дни использовались трёх- или четырёхдюймовые бобины – магнитофонные плёнки для копирования. То есть, записывался черновой микс на маленькую катушку, а когда процесс заканчивался, то плёнку отрезали и отдавали в коробке так, чтобы хвост торчал наружу – это называлось «хвост наружу». Джон этого не знал в то время (я тоже не думаю, что знал об этом), поэтому, когда он вернулся домой, то заправил её в свой магнитофон, как будто это было «начало», и включил. Он услышал песню задом наперёд и этого было достаточно для идеи: «Вот это да, потрясающе!» Это определенно ему понравилось, потому что на следующее утро он пришёл в восторге от неё, и мы начали экспериментировать».

 

Джон: «Я забрал треки домой, чтобы посмотреть, какие ухищрения можно было бы ещё добавить, потому что песня звучала не так, как мне хотелось. Из студии я пришёл домой, слегка не в себе от марихуаны, и, как обычно, прослушал то, что записал в тот день. Каким-то образом я вставил её задом наперёд и сидел как зачарованный грандиозным сплетением хаотичного шума в наушниках. На следующий день я ворвался в студию и сказал: «Я знаю, что с этим делать, я знаю… Послушайте это!» Так что я заставил их всех прослушать её задом наперёд».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Следующий день, о котором идёт речь, был на самом деле 16 апреля».

 

Из дневника Альфа Бикнела: «Странно, что когда мы возвращались домой, не пошёл дождь!».

 

 

 

Заметки Фила Макдональдса о работе в студии 14 апреля 1966 года.

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?



    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)