Запись песни Michelle

3 ноября 1965 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Запись песни «Мишель» (Michelle)».

 

Джордж: «Нам всегда хотелось, чтобы свободного времени было больше. Но всё главное происходило в студии».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Норман Смит».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Хотя эта композиция была записана только 3 ноября 1965 года, возникновение песни «Мишель» восходит к предыдущему десятилетию. Если быть точным, Пол упомянул её среди самых первых своих сочинений, которые он когда-либо написал, и даже назвал гитару. Это была акустическая гитара «Зенит», которую он выменял на трубу».

 

Пол: «Все мои первые песни были написаны на гитаре «Зенит», такие как «Мишель» (Michelle) и «Я увидел её, стоящую там» (I Saw Her Standing There). Именно на этой гитаре я выучил «Двадцатипролетный рок» (Twenty Flight Rock), песню, которая позже позволила мне войти в группу «Кворри Мен».

В 1959 году парень по имени Остин Митчелл, который был одним из репетиторов Джона в художественной школе, любил устраивать довольно-таки недурственные вечеринки на всю ночь. Там можно было закадрить девочек, что было главной целью; там можно было выпить, что было ещё одной целью, и вообще, можно было заявить о себе. Помню, что как-то сидел там в уголке, по-моему, в черном свитере с высоким воротом, такой весь загадочный, наигрывая что-то вроде французской мелодии. Я делал вид, что умею говорить по-французски, потому что тогда все хотели быть похожими на Сашу Дистель или Джульетту Греко. Так что я сидел и что-то напевал про себя. Это был момент, когда мой Морис Шевалье встречает Жюльетт Греко: я пытался быть загадочным, чтобы девушки подумали: «Кто же этот очень интересный француз в углу?» Я пользовался такими приемами, и Джон знал, что это была одна из моих уловок. Раньше я притворялся французом: «Жю, жю, жю», и никто не улавливал разницы».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В то время песня была только инструментальной».

 

Пол: «Мелодия «Мишель» была написана в стиле Чета Аткинса. У него есть песня «Тормбон» (Trambone), в которой он играл основную мелодию на верхних струнах и аккомпанемент на нижних одновременно. И хотя это был обычный прием игры для классических гитаристов, для нас он был совершенно новым. Первым кого мы узнали, кто использовал технику игры пальцами, был Чет Аткинс. Взяв за основу песню «Тормбон» (Trambone) Аткинса, я хотел написать что-нибудь сочетающее линии мелодии и баса, что я и сделал, только это была инструментальная композиция в «до».

Ещё один интересный момент – в ней есть совершенно джазовый аккорд: «Мишель, моя прекрасная» (Michelle ma belle). Этот аккорд использовался дважды в «Битлз»: один раз в конце соло Джорджа в песне «Пока не появилась ты» (Till There Was You) и ещё раз, когда я использовал его в этой композиции. Это был аккорд, который показал нам джазовый гитарист по имени Джим Гретти – в Ливерпуле он работал за прилавком у Фрэнка Хесси, где мы в рассрочку покупали себе инструменты. Так что Джим Гретти показал нам этот отличный и довольно неуклюжий джазовый аккорд, черт возьми! Мы с Джорджем узнали этот аккорд от него».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «За многие годы Полом Маккартни ни разу не было предпринято ни одной серьезной попытке поработать над этой инструментальной композицией, но, поскольку они понимали, что им нужно записать ещё несколько песен собственного сочинения для грядущего альбома, об этой мелодии вспомнили».

 

Пол: «Годы спустя Джон спросил: «Ты помнишь ту французскую вещицу, что наигрывал на вечеринках у Митчелла?»

– Да, – ответил я.

– Хорошая мелодия. Тебе следует подумать над ней, – сказал Джон.

Мы всегда подыскивали мелодии, потому что к тому времени записывали много альбомов, и на каждый альбом требовалось по четырнадцать песен, а между ними были синглы, так что материала нужно было много. Так я и сделал».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Таким образом это переносит нас в сентябрь 1965 года, сразу после завершения американского турне «Битлз». Во время отдыха в Португалии Пол остановился в летнем доме Мюриэля Янга, радиоведущего Радио Люксембург».

 

Мюриэль Янг (радиоведущий «Радио Люксембург»): «Он сидел на диване с Джейн Эшер и пытался подобрать слова. Тогда это ещё не была «Мишель, моя прекрасная» (Michelle ma belle). Он пел: «Спокойной ночи, дорогая», а затем: «Привет, моя дорогая», просто подбирал что-то, что подходило бы под ритм».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Джан Вон, жена друга детства Пола, Айвена Вона (тот самый, который ещё в 1957 году познакомил Пола с Джоном), преподавала французский язык, поэтому Пол решил этим воспользоваться».

 

Пол: «Я спросил её, что тут можно сказать по-французски, и чтобы это хорошо сочеталось. Всё потому, что я всегда думал, что эта песня звучит как-то по-французски. Сам я плохо говорю по-французски, поэтому мне нужна была помощь в подборе слов».

 

Джон: «Использовать французский было идеей Пола».

 

Джан Вон: «Он спросил, могу ли я придумать имя французской девушки, состоящее из двух слогов, а затем описание девушки, которое могло бы рифмоваться. Он сыграл мне ритм на гитаре, и я придумала «Michelle, ma belle», что на самом деле было не так уж и сложно. Несколько дней спустя он позвонил мне и спросил, могу ли я перевести фразу: «Эти слова так хорошо сочетаются», и я сказала, что это должно быть «sont les mots qui vont tres bien ensemble».

 

Пол: «Она подсказала мне, как это произносится, вот и всё. Я получил это от Джан, а спустя годы отправил ей чек. Я подумал, что так будет лучше, потому что она, по сути дела, соавтор песни. Таким образом я просто собрал эти стихи по кусочкам».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Очевидно, на этом этапе песня состояла только из куплетов».

 

Пол: «Мы сочиняли «Мишель» (Michelle) во время последних гастролей, в ка­кой-то американской гостинице».

 

Джон: «Мы с ним где-то остановились, он вошел, напевая первые несколько тактов со словами, и спросил: «Куда дальше-то двигать?»

 

Пол: «Вначале я показал Джону припев».

 

Джон: «Я в это время слушал Нину Симон (прим. – блюзовая певица). Мне кажется, это была песня «Я наложила на тебя заклятие» (I Put A Spell On You). В ней была строчка: «Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя». Это навело меня на мысль о восьмитактовом проигрыше для «Мишель». Так что мой вклад в песни Пола всегда заключался в том, чтобы добавить в них немного блюзового оттенка. В противном случае «Мишель» – это чистая баллада, не так ли? Он привносит легкость, оптимизм, в то время как я всегда обращаюсь к грусти, дисгармонии, блюзовым нотам».

 

Пол: «Первоначально строчки «Я люблю тебя, люблю тебя, люблю тебя» не было – просто вокальное многоголосие. Это звучит как Нина Симон, и я это вижу. Я дам ему за это десять баллов».

 

Michelle ma belle,  Мишель, моя прекрасная,

These are words that go together well,  Эти слова так хорошо сочетаются,

My Michelle.  Моя Мишель.

Michelle ma belle,  Мишель, моя прекрасная,

Sont les mots qui vont tres bien ensemble,  Эти слова так хорошо сочетаются,

Tres bien ensemble.  Хорошо сочетаются.

 

I love you, I love you, I love you,  Я люблю тебя, люблю тебя, люблю тебя,

That’s all I want to say,  Это все, что я хочу сказать.

Until I find a way,  Пока я не найду нужных слов,

I will say the only words I know,  Я буду говорить те, которые, знаю,

That you’ll understand.  Ты поймешь.

 

Michelle ma belle,  Мишель, моя прекрасная,

Sont les mots qui vont tres bien ensemble,  Эти слова так хорошо сочетаются,

Tres bien ensemble.  Хорошо сочетаются.

 

I need you, I need you, I need you,  Ты мне нужна, ты мне нужна, ты мне нужна,

I need to make you see,  Мне нужно, чтобы ты поняла,

Oh, what you mean to me.  О, что ты для меня значишь.

Until I do I’m hoping you will know,  Прежде чем я добьюсь успеха, надеюсь, что ты поймешь,

What I mean,  Что я хочу тебе сказать,

I love you.  Я люблю тебя.

 

I want you, I want you, I want you,  Я не могу, не могу, не могу без тебя.

I think you know by now,  Думаю, ты уже поняла,

I’ll get to you somehow,  Когда-нибудь ты будешь моей,

Until I do I’m telling you,  Прежде чем я добьюсь успеха, я скажу тебе,

So you’ll understand.  И ты поймешь.

 

Michelle ma belle,  Мишель, моя прекрасная,

Sont les mots qui vont tres bien ensemble,  Эти слова так хорошо сочетаются,

Tres bien ensemble.  Хорошо сочетаются.

 

And I will say the only words I know,  И я произнесу единственные слова, которые знаю,

That you’ll understand,  Которые ты поймешь,

My Michelle…  Моя Мишель…

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В сочетании с мастерски написанной мелодической линией простой тект перекликается с чувствами Шекспира. Привлекательный в своей простоте, сюжет искренне рассказывает об англоговорящем мужчине, который отчаянно хочет сказать прекрасной («ma belle») франкоговорящей девушке, что он её любит. Пол не дал этой истории дальнейшее развитие, но в этом нет необходимости. После окончания песни слушатель задается вопросом, действительно ли он «нашел способ» донести своё чувство.

Возможно, что Полу следовало немного поработать над текстом. В конце концов слушателю предлагается принять, что единственные французские слова, которые он знает, «это слова, которые хорошо сочетаются друг с другом»? Не знаю, как вы, но не думаю, что такой словесной формулировкой можно добиться расположения какой-либо женщины, даже если вы Пол Маккартни. Разве он никогда не слышал слова «любовь»?

 

 

 

Фото Лесли Брайса (фотографа журнала «Битловская книга»).

 

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В этот день состоялось две сессии записи. На первой с 14:30 до 19:30 группа провела репетицию и за один дубль записала ритм-трек, содержащий акустическую гитару «Эпифон Тиксэн» Пола Маккартни, Джорджа Харрисона, играющего на 12-струнной акустической гитаре «Фрамус» Джона Леннона, и ударных Ринго Старра. Все гитары на ритм-треке были с каподастрами на пятом ладу».

 

 

 

 

 

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Это была единственная песня на всем альбоме, которой потребовалось больше четырех дорожек. Во время первой сессии были заполнены четыре дорожки, первая из которых содержала ритм-трек, состоящий из ударных и акустических гитар. Поскольку для этого ритм-трека потребовался только один дубль, без сомнения, сначала была проведена основательная репетиция, чтобы аранжировка была записана идеально.

Послушав ранее записанную демонстрационную версию песни Пола в сопровождении акустической гитары, мы можем вполне логично предположить, что на этом ритм-треке он сам играл на одной из акустических гитар, поскольку восходящие и нисходящие джазовые аккорды в четвертом такте куплетов были ранее уже доведены им до совершенства».

 

 

 

 

 

 

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Фотографии, сделанные во время работы над песней «Мишель», показывают, что Маккартни использовал гитару «Эпифон Тиксэн», Харрисон «Джей-160Е», а Леннон испанскую классическую гитару ручной работы, которая была куплена им в Мадриде 2 июля 1965 года у производителя. На всех гитарах установлен каподастр, который был необходим для поднятия тональности песни. Это устройства они редко использовали раньше, но теперь оно применялось на многих треках альбома».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Удивительно, но Ринго вернулся к использованию ударной установки «Людвиг» 1964 года (своему третьему набору ударных), вместо новой установки 1965 года, которой он до этого времени пользовался в студии. В дальнейшем он больше никогда не воспользуется набором 1965 года во время работы с «Битлз».

Поскольку для ритм-трека были задействованы три акустические гитары и ударные, предположение Йена Макдональда (автора книги «Переворот в сознании») о том, чтобы Пол сам записал наложением все инструменты оказалось неверным.

Следует отметить, что темп ритм-трека в конце песни замедляется, что некоторыми музыкальными критиками было признано случайностью».

 

Пол: «В последней части темп замедляется только потому, что мы решили, что так звучит лучше».

 

Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Пол попросил замедлить темп музыки в последней части песни «Мишель», чтобы придать ей больше выразительности. Думаю, это дало желаемый эффект».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Затем, до завершения первого сеанса записи, остальные три дорожки четырехдорожечной ленты были заполнены наложениями. Вторая дорожка содержала ведущий вокал Пола, третья дорожка содержала дополнительную вокальную линию на три голоса (Джона, Пола и Джорджа) в аранжировке Джорджа Мартина, а четвертая дорожка содержала эту же вокальную линию, но записанную с двойным наложением для более богатого и полного звучания. Поэтому в песне слышно семь голосов».

 

 

 

 

 

 

Пол: «Записывая дополнительную вокальную линию, которую пели я, Джон и Джордж, мы впервые заняли все четыре дорожки. Магнитофоны в те времена были четырехканальными, и для наложения основной вокальной партии пришлось освобождать ещё одну дорожку. Звукотехники свели один из записанных каналов на другие и равномерно распределили звучание. Подобный технический трюк позволял удваивать количество дорожек, кото­рых нам перестало хватать. Для создания плотной звуковой стены нам требовалось всё больше места на магнитной пленке. В дальнейшем во время записи следующих альбомов этот прием применялся довольно ча­сто до тех пор, пока на Эбби Роуд не появился восьмиканальник».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Во время записи ведущего вокала Пола в контрольную комнату студии случайно зашел Джерри Бойз, который время от времени работал оператором плёнки».

 

Джерри Бойз: «Я стоял как завороженный. Это звучало прекрасно. Джордж [Мартин] спросил меня, что я думаю о «Битлз», поющих песню с текстом на французском языке, и у меня сложилось впечатление, что, так как я был ещё молод, он спросил меня, возможно, потому что они сами не были слишком уверены. Я ответил, что звучит очень приятно, что, безусловно, так и вышло!»

 

 

 

 

 

 

 

Питер Джонс (журналист журнала «Битловская книга»): «Пока Джон, Пол и Джордж заняты записью, Ринго присоединился к Мэлу и Нилу. Альф сдаёт карты».

 

 

 

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Когда все четыре дорожки были заполнены, третью и четвертую дорожки объединили вместе на третьей дорожке. Четвертая дорожка стала свободной для дальнейших наложений, которые были сделаны в следующей сессии этого дня».

 

 

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Когда закончилась дневная сессия, Мэл Эванс принес в студию еду для группы. На фотографиях видно, что на тарелках картофельное пюре с зеленым горошком, а также другая еда».

 

 

 

 

 

 

 

 

Питер Джонс (журналист журнала «Битловская книга»): «Во время перерыва Венди Хэнсон (персональный помощник Брайена Эпстайна) обсуждает с ребятами дела».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Во второй сессии с 19 до 23:30 Леннон записал на вторую дорожку акустическую гитару «Рамирез», на которой сыграл нисходящие ноты во вступлении и мелодических вставках песни; Маккартни записал партию бас-гитары, а Харрисон соло на электрогитаре».

 

 

 

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Как обычно, аранжировки и дополнения происходили во время работы в студии, что было так и в этот день во время вечерней сессии. Во-первых, было сделано наложение басовой линии Пола».

 

Пол: «Партия баса была придумана там же. Я бы никогда не сыграл «Мишель» на бас-гитаре, пока мне не пришлось записывать басовую партию. Бас – это не тот инструмент, с которым можно сидеть и сочинять песню. Помню, что вступительная фраза из шести нот на фоне нисходящих аккордов была для меня великим моментом в жизни. Думаю, что за годы игры у меня было достаточно музыкального опыта, так что всё это было внутри меня. Я понял, что могу это сделать. Довольно известный прием. Уверен, что джазовые исполнители делают это. Так что я никогда не забуду басовую партию в «Мишель», потому что это было что-то вроде Бизе. Это действительно изменило песню к лучшему. И это получилось сделать с басом, что было очень захватывающе».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Фотографии, сделанные во время этой сессии, запечатлели Пола, играющего на бас-гитаре «Рикенбэкер» с установленным каподастром, что довольно необычно для бас-гитары».

 

Пол: «Попробую каподастр. Я бы повозился с любым экспериментальным эффектом».

 

Норман Смит (звукоинженер): «Не подлежит сомнению, что именно Пол яв­лялся главным экспертом по музыкальной части, равно как и в вопросах производства. Большую часть времени Джорджу Мартину приходилось отдыхать от дел, которые входили в круг его обязан­ностей, поскольку рядом постоянно находился Пол Маккартни, прекрасно справлявшийся со всеми проблемами самостоятельно. Пожалуй, единствен­ное, чего Пол не умел делать, – это записывать музыку в виде знаков на нотном стане; он не владел нотной грамотой. Но он мог вполне квалифициро­ванно объяснить аранжировщику, как и что надо сделать, просто напевая кусочек за кусочком, хотя, конечно, заранее не знал, удастся ли струнным или ударным воспроизвести то, что ему хочется. Но большинство идей исходило от Пола».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «После наложения басовой партии было сделано наложение ещё одной акустической ритм-гитары, а также акустической соло-гитары, которая звучит во время соло и в конце песни».

 

 

 

 

Питер Джонс (журналист журнала «Битловская книга»): «Перед тем, как начать запись, они пробегаются по номеру, и звучит это просто ужасно».

 

 

 

 

Джордж Мартин (продюсер записи): «Конечно, эта студия была не самым впечатляющим местом. Стены были из кирпича, покрытого побелкой, с парусиновыми мешками, свешивающимися вниз. Огромная металлическая дверь внутри была залита цементом, и напоминала дверь в тюремной камере. «Битлз» были недовольны. Они просили компанию звукозаписи «И-Эм-Ай» облагородить это место, сделать его более приятным. Знаете, что сделала «И-Эм-Ай»? Компания прислала им устройство с тремя флуоресцентными лампами – белой, красной и синей. И всё».

 

 

 

 

Питер Джонс (журналист журнала «Битловская книга»): «Джон с Полом усердно работают над новым материалом. Как они мне сказали, как-то раз за одну неделю они написали семь новых песен. Это невероятно, если подумать, что многие известные авторы песен считают большим успехом, если они напишут хотя бы одну хорошую песню в месяц».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «На самом деле гитарное соло в «Мишель» – это моя композиция. Я написал ноты и сказал: «Я это сыграю, Джордж, а ты можешь сыграть эти ноты со мной на гитаре. Мы сыграем в унисон».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Поскольку на записи не слышно никаких клавишных, фортепианная работа Джорджа Мартина в унисон, скорее всего, была сыграна без микрофона. Эти наложения были записаны на четвертую дорожку ленты, что стало завершением записи песни. На часах было 23:30».

 

Пол: «Многие говорили, что из «Мишель» получился бы хороший сингл. Есть песни, которые нам нравились, но мы не хотели выпускать их в виде сингла, потому у нас была одна странность по поводу синглов. Мы всегда думали, что для этого нам нужно что-то довольно быстрое. Не знаю почему. Такие песни всегда звучали как синглы. Поэтому, когда мы записали «Мишель», то все решили, что песня хорошая, но в то время мы не хотели, чтобы в глазах публики она была нашим выражением».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «При том, что песня обладает очень оптимальной структурой мелодии и аккордов, анализ позволяет обнаружить в ней на удивление нехарактерные особенности. Несмотря на то, что структура содержит стандартный набор куплетов, мелодических вставок и соло, количество тактов в каждом элементе является уникальным для произведений «Битлз». Структура песни следующая: куплет / куплет / мелодическая вставка / куплет / мелодическая вставка / куплет (соло) / мелодическая вставка / куплет, включая введение и заключение с постепенным затуханием.

Интересно отметить, что песня написана в тональности фа, что тоже довольно необычно для «Битлз». Маккартни – единственный в группе, работающий с этой тональностью, как это было несколькими месяцами ранее в песне «Вчера» (Yesterday), а также в «Обними меня покрепче» (Hold Me Tight) 1963 года. Однако Пол периодически переходит от мажора к минору и обратно, в куплетах фа мажор используется в качестве основной тональности, а мелодические вставки строятся вокруг фа минор. Но, поскольку мы знаем, что первоначально песня состояла только из куплета, то можем легко определить тональность песни как фа мажор.

Выступление начинается с четырехтактного вступления, в котором начинается восхитительный нисходящий рифф акустической гитары, приправленный наложенной басовой партией в стиле Бизе. На самом деле это введение является также последними четырьмя тактами мелодической вставки, не говоря уже о том, что оно снова появится в качестве последнего слова в заключении.

Сразу после этого в сильной доле вступает римклик барабана (прим. – способ удара, когда палочка с опорой на поверхность барабана бьёт плечом по ободу) и вокал, начиная первый куплет с шестью тактами. Одновременно с этим появляется ещё один элемент – шестиголосая вокальная линия «оооо», которая добавляет всей песне романтический фон.

Затем этот куплет повторяется, но с той лишь разницей, что такты с третьего по пятый в первом куплете имеют текст на английском языке: «Эти слова так хорошо сочетаются» (These are words that go together well), а второй куплет повторяет её на французском языке: «Sont les mots qui vont tres bien ensemble». Единственное отличие состоит в том, что Пол повторяет «моя Мишель» в первом куплете, и «tres bien ensemble» во втором.

Потом звучит первая мелодическая вставкка с нехарактерной для этого случая длиной в десять тактов. Здесь песня переходит в минорную тональность, которая убедительно демонстрирует разочарование певца из-за того, что он не может выразить ясно свою любовь. Первые два такта, содержащие предложенную Ленноном строчку с выражением страдания: «Я люблю тебя, люблю тебя, люблю тебя», исполняются Полом без вокала второго плана. Этот эффектный вокальный элемент является самым высоким регистром песни и выделяется свой максимальной эмоциональностью. За этим следует возвращение в песню фоновой вокальной линии второго плана и звучит трогательная строчка «Это всё, что я хочу сказать» (That’s all I want to say).

Эта мелодическая вставка завершается повторением вступительного отрывка, но с мелодической линией, состоящей в основном из одной ноты: «Я буду говорить те, которые, знаю, ты поймешь» (I will say the only words I know, that you’ll understand). Скорее всего к этой мелодической строке приложил свою руку Леннон, так как обычно это он удерживает мелодическую линию на одной ноте, например, в песнях «На помощь!» (Help!) и «Девушка» (Girl), написанные в том же году.

Потом мы видим повторение второго куплета под копирку, за которым следует вторая мелодическая вставка. В то время как большинство мелодических вставок «Битлз» имеют одинаковые тексты (как пример: «Билет на поездку» (Ticket to Ride)), Пол продолжает повествование изменяя текст на «Ты мне нужна, ты мне нужна, ты мне нужна» (I need you, I need you, I need you). Такой довольно новый прием начинает ими использоваться с 1965 года, например, в песне «Норвежское дерево» (Norwegian Wood).

Затем начинается переход к сольной части песни, которая исполняется поверх аккордного рисунка куплета. Сначала в первых трех тактах Пол добавляет приятный штрих простой фразой, подчеркивая своё желание донести до Мишель своё чувство: «Я люблю тебя». В это время звучит прекрасное соло акустической гитары Джорджа Харрисона на фоне дополнительной вокальной линии.

Потом следует финальная мелодическая вставка, которая также содержит другой текст. «Я не могу, не могу, не могу без тебя» (I want you, I want you, I want you) – восклицает он на этот раз с болью и желанием, чтобы она «поняла». Затем в третий раз повторяется второй куплет, заканчиваясь тем, что Пол произносит каждую согласную в слове «ensemble».

После этого появляется эмоционально насыщенное заключение, в котором в последний раз повторяется вступительный гитарный пассаж, с той разницей, что однотонная мелодическая линия, спетая Полом, заменяется той, которая выражает решимость того, что он будет пытаться «произнести единственные слова, которые знает», чтобы донести до неё свои чувства. Этот последний мелодический ход становится кульминационным моментом песни. После того, как фоновая вокальная линия в последний раз возвращается к словам «моя Мишель», песня уходит вдаль, повторяя соло-часть в несколько более медленном темпе для выразительности основной идеи.

Очевидно, что Пол играет в песне главную роль: партия бас-гитары, как минимум две партии акустической гитары, ведущий вокал и дополнительная вокальная линия. Его оригинальные гитарные партии, похожие на Чета Аткинса, несколько сглажены другими элементами аранжировки, хотя изящные восходящие и нисходящие джазовые аккорды в первом куплете и заключении отчетливо слышны и впечатляют. На протяжении всех куплетов его басовая партия остается достаточно простой, в то время как изменяющиеся басовые партии в мелодических вставках своим изяществом продолжают украшать песню. Пол знает, как с помощью вокала создать образ, заставляющий слушателя почувствовать себя свидетелем смятения чувств героя песни к французской девушке, и делает это, как обычно, безупречно.

Джордж, следуя примеру Пола, вторит ему деликатным звучанием своей акустической гитары и трижды в песне исполняет хорошо сыгранное гитарное соло.

Игра Джона на акустической гитаре едва заметна. Его главная роль – это вокал второго плана, что великолепно выполнено вместе с Джорджем и Полом в соответствии с экспертно-точной аранжировкой Джорджа Мартина.

Ринго, хотя и не блистает на этом треке, делает именно то, что необходимо для успеха хорошо написанной песни».

 

Стивен Нолтон (музыкальный критик): «В песне «Мишель» (Michelle) группа попыталась создать новый стиль на стыке лирической и попсовой песни, и Ринго находит удачные способы как в него включить барабаны. Он играет ударами палочек, при этом бочка то приятно свингует, то переходит на прямой ритм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?



    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)