21 августа 1965 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Днем «Битлз» вылетели из Чикаго в Миннеаполис, штат Миннесота».
Фото Боба Бониса.
Миннеаполис – город на севере США, крупнейший город штата Миннесота и округа Хеннепин. Находится на берегах реки Миссисипи. Миннеаполис примыкает к Сент-Полу, столице штата и второму городу по величине. Вместе они образуют столичный район «Города-близнецы».
Колин: «Мне было 15, и я помню, что делала домашние уроки в своей комнате, когда услышала объявление, как приобрести билеты на «Битлз»! Моя мама сразу же выписала чек на два билета – по 5 долларов 50 центов каждый, и мы поехали в центр города к почтовому офису, уверенные, что наш заказ сразу выполнят. В день концерта я попросила мальчика, который был в меня влюблен (и у которого были водительские права), отвести меня в аэропорт, чтобы увидеть прибытие «Битлз».
Джон Брим (газета «Стар Трибьюн», 2015): «В аэропорту «Битлз» встречали примерно три тысячи подростков».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Всё началось не лучшим образом, когда в аэропорту группу осадила толпа из сумасшедших поклонников. В 16:15 они вышли из своего чартерного самолета. Первым по трапу сошел Ринго, и один из поклонников перебрался через ограждение из проволочной сетки и дернул его за руку».
Дугласа Шерри (помощник шерифа): «Никогда в своей жизни не видел толпу, подобной этой. Я думал, с Фрэнком Синатрой были сложности, но эта толпа разорвала бы его в клочья».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Запланированное фотографирование на трапе пришлось отменить».
Джон Брим (газета «Стар Трибьюн», 2015): «Когда Леннон вышел из самолета, один из репортеров подошел к нему и задал вопрос. Джон врезал ему, после чего сел в лимузин. Позднее Ларри Кейн в своей книге написал, что Джон сказал ему: «Тот мудак спросил, уверен ли я в верности своей жены».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Едва они сели в машину, как толпа прорвала оцепление 60 полицейских. Пит Хекман забрал их из аэропорта и отвез прямо на стадион. На следующий день он также отвезет их обратно в аэропорт».
Энн Грейвсон («Миннетонка Рекорд», 19 августа 1965): «В апреле 1964 года «Большому Реджи» (он же Рэй Колихен) была предложена возможность стать организатором выступления английских музыкальных талантов во время их августовского турне, но он отказался организовать выступление «Битлз» в «Городах-близнецах» за 20 000 долларов. Скрипя зубами, он признался, что отказался от этого, «потому что не думал, что к августу они останутся популярными».
Дон Моррисон (Газета «Звезда», 1964): «Реджи решил, что: «это слишком рискованно, поскольку к августу популярность группы упадет, став жертвой непостоянства увлечений молодых поклонников». Реджи упомянул о своем трудном решении знакомому ди-джею Дилу Биллу, который сообщил об этом своим слушателям «Даблви-Ди-Джи-Уай», и Реджи получил от поклонников «Битлз» жесткую критику в свой адрес. Чтобы наверстать упущенное, 7 июня 1964 года он провел «День Битлз» в своем концертном зале. В качестве призов вручались пластинки «Битлз», а в зале выступала группа под названием «Фэмели Битлз». Колихен постарался собрать достаточно подписей под самой длинной петицией в мире, умоляя британских друзей предстать перед нашей публикой».
Энн Грейвсон («Миннетонка Рекорд», 19 августа 1965): «К сентябрю он осознал свою ошибку и вылетел в Чикаго, чтобы попытаться организовать их концерт на центральном стадионе в этом году. Вместе с диск-жокеем радиостанции «Даблви-Ди-Джи-Уай» Биллом Дилом он отправился на концерт Потрясающей четверки в Чикаго, чтобы посмотреть на них своими глазами.
В течение нескольких недель Большой Реджи был осажден со всех сторон. Девочки-подростки (и их родители) пишут ему, чтобы получить билеты и узнать, где можно остановиться; поклонницы группы угрожают ему покончить жизнь самоубийством, если он не познакомит их с Потрясающей четверкой; его телефон звонит в офисе и дома с десятками запросов, каждый из которых всё более срочный (а иногда и более странный), чем предыдущий.
«Все спрашивают, как у нас дела с билетами, и я отвечаю, что всё хорошо», – сказал он во вторник утром. – «Думаю, что это будет самая крупная предварительная распродажа из всех, что были в «Городах-близнецах». По нашим оценкам, заказано около 30 000. Насколько я знаю, около 8 000 билетов заказано из других штатов. Есть заказы на 400 билетов из Виннипега, Канада, и запросы из Омахи, Денвера и Канзас-Сити. Большинство из них – это дети, приезжающие со своими родителями. Есть одна группа из 350 поклонников из Чикаго, которые собираются пойти на концерт «Битлз» там, а затем сядут в автобусы и приедут сюда на другой концерт, который состоится на следующий вечер!»
Еще один животрепещущий вопрос: не повредил ли популярности группы тот факт, что Ринго (барабанщик) недавно женился? Рэй говорит, что не видит ничего такого. В Нью-Йорке было продано 55 000 мест, а билеты на концерт в Чикаго уже распроданы на два выступления по 33 000 мест каждое.
Слух о том, что Миннеаполис тоже распродан, усугубляет проблемы Рэя. Места определенно есть, и они поступят в продажу на стадионе. Но ему звонят иногородние, которые собираются приехать, и это его пугает.
Последний вопрос, как всё это пройдет, учитывая темперамент неугомонных поклонников. Они кажутся настроенными довольно решительно. Рэй договорился с группой поклонников «Битлз», чтобы они на трибунах постарались удержать своих соседей от криков. Как только в газете появилась информация об этом, ему стали звонить разгневанные поклонники: «Мы кричим, когда хотим!» На это он просто пожимает плечами и качает головой: «Взрослые ничего об этом не знают».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Концерт широко рекламировался на конкурирующих рок-н-ролльных радиостанциях «Кей-Ди-Даблви-Би» и «Даблви-Ди-Джи-Уай». В течение нескольких месяцев информация о концерте передавалась ими по одной минуте каждый час».
Билл Дил (ди-джей радиостанции «Даблви-Ди-Джи-Уай»): «Опасаясь столпотворения (которое всё-равно случилось) Колихен рекламировал концерт только в устной и печатной форме, но не на радио».
Сэм Шервуд (генеральный директор «Кей-Ди-Даблви-Би»): «Я познакомился с «Битлз» в 1964 году в Нью-Йорке, когда они выступали на шоу Эда Салливана. Я общался с ними в отеле «Плаза», подключив к номеру нашу телефонную линию. Я позвонил Лу Ригерту, находящемуся на радиостанции в Миннеаполисе, и Лу взял интервью у ребят в прямом эфире. Также мне удалось (не скажу, как) получать ацетатные пластинки с каждой новой песней «Битлз» из моего секретного источника в Нью-Йорке. Я держал их в своем столе, а когда получал добро, перезаписывал на диск и ставил в эфире. Во время трансляции ди-джей объявлял: «Это эксклюзив Кей-Ди-Даблви-Би», чтобы никто на других радиостанциях не смог записать песню и использовать её в своих программах. Мне удалось это со всеми песнями, кроме немецкой версии «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand).
В 1965 году, когда Большой Реджи заключил сделку на организацию концерта «Битлз» в Миннеаполисе, я поехал в Чикаго и встретился с ним. Он сказал, что «Даблви-Ди-Джи-Уай» обладает исключительным правом, она спонсирует пресс-конференцию и ведет шоу. Это подтвердил менеджер отделения «Кэпитол Рекордз» Пол Гетц. Я умолял Гетца позволить мне принять участие в концерте «Битлз». Гетц спросил Дила, смогу ли я принять участие в концерте, и тот ответил отказом. Тогда я заявил Гетцу, что, если не смогу выйти на сцену, чтобы объявить группу, «Кей-Ди-Даблви-Би» никогда больше не поставит в эфир ни одной песни «Битлз». После этого Гетц снова обратился с вопросом, смогу ли я также присутствовать на сцене, чтобы представить Потрясающую четверку, но Дил ответил ему, что «Битлз» настаивают на том, чтобы ведущий был членом Американской гильдии эстрадных артистов (союза исполнителей), в котором я не состоял. Переговоры продолжались некоторое время, и, наконец, Дил смягчился и позволил мне ненадолго выйти на сцену.
«Кей-Ди-Даблви-Би» арендовала лимузин, оснащенный мобильными телефонами, чтобы мальчики могли разговаривать с ди-джеями по дороге на стадион».
Джон Брим (газета «Стар Трибьюн», 2015): «Перед концертом в помещении стадиона «Битлз» провели пресс-конференцию. Они вошли в сопровождении пяти полицейских. Всего в комнате собралось около 150 человек».
Рэй Крамп (менеджер клуба «Миннесота Твинс»): «За кулисами мальчики вели себя очень по-деловому, не так, как на публике. Когда Битлы впервые появились с сумками и чемоданчиками в руках, то выглядели на все сто процентов по-деловому. Но когда они покинули костюмерную, всё стало похоже на какой-то спектакль. Они напомнили мне борцов-рестлеров, размахивающих руками и кричащих друг на друга. Они знали, как себя подавать. В раздевалке они были намного сдержаннее».
Далана Боландер: «Мне было 17 лет, я жила в Йорктауне, штат Индиана. Мне удалось попасть на пресс-конференцию с «Битлз». Внезапно засверкали фотовспышки, потому что в комнату вошли Битлы. Я стояла в сантиметрах от первого ряда. Один мужчина передо мной, должно быть, увидев боль в моем сердце, обнял меня за талию и подтолкнул на место перед собой. Я похлопала его по плечу и сказала: «О, спасибо. Я вас обожаю. Он улыбнулся.
Ринго был прямо передо мной, как и Джон. Рядом с Джоном сидел красивый Пол Маккартни, затем Джордж Харрисон, который сел последним. Я совсем забыла о фотоаппарате в руках, просто сидела и смотрела на них несколько мгновений.
У меня с собой были подарки для каждого из «Битлз». Я даже не рассчитывала на то, что у меня действительно появится шанс подарить их. Ринго посмотрел на меня, и я сказала: «Поздравляю тебя и Морин». Он улыбнулся и ответил: «Спасибо». Его голос был низким».
Фред Андерсон: «В то время я работал курьером в музыкальном журнале «Твин-сити Гоу-Гоу». Редактор Брюс Голдштейн договорился с Большим Реджи о том, чтобы экземпляры второго выпуска журнала легли на стол, за которым сидели Битлы во время пресс-конференции. На обложке третьего журнала будет размещена фотография «Битлз», сделанная на этой пресс-конференции. Снимок сделал Кент Коберстин из «Миннеаполис Трибьюн». Я сделал распечатку негатива и передал Брюсу».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Перед ними стояли 12 микрофонов, их снимали пять телекамер. В зале присутствовало 150 репортеров и несколько подростков, выигравших конкурс».
Сэм Шервуд (генеральный директор «Кей-Ди-Даблви-Би»): «Наша радиостанция планировала провести пресс-конференцию, но из-за дружбы Билла Дила с Луизой Колдуэлл, последний получил эксклюзивное право трансляции конференции на «Даблви-Ди-Джи-Уай», размещение логотипов станции на всех микрофонах и баннер «Добро пожаловать в край Даблви-Ди-Джи-Уай» позади стола».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Дело в том, что сестра Джорджа Харрисона – Луиза Колдуэлл, переехала в Соединенные Штаты в 1950-х годах, и Джордж до того, как стал знаменит, приехал в Штаты, чтобы её навестить. Когда началась битломания, и группа приехала с гастролями в США, Джордж был единственным, кто был здесь раньше. Вполне вероятно, что Луиза была на концерте 1964 года в Чикаго и познакомилась там Биллом Дилом. Когда в 1965 году «Битлз» приехали в Миннесоту, Дил пригласил её в гости и поселил в мотеле «Тандерберд», где они все пошли купаться. Во время своего недельного пребывания она согласилась за плату посещать танцевальные залы, где Билл вел программы. Оплату производили владельцы залов. Иногда они отказывались, но в большинстве случаев платили».
Билл Дил (ди-джей «Даблви-Ди-Джи-Уай»): «Дети любили с ней разговаривать и просили её дать автограф. Тем не менее Луиза Колдуэлл не имела к пресс-конференции никакого отношения и у «Даблви-Ди-Джи-Уай» было право из-за соглашения с Колихеном».
Сэм Шервуд (генеральный директор «Кей-Ди-Даблви-Би»): «В ответ на это я велел своим репортерам занять первые места и предварять свои вопросы фразой: «Кей-Ди-Даблви-Би хочет знать…».
Билл Дил (ди-джей радиостанции «Даблви-Ди-Джи-Уай»): «У нас было исключительное право на освещение событий, а также возможность установить на микрофоны логотипы нашей радиостанции. «Кей-Ди-Даблви-Би» предприняла ответные меры, начиная каждый свой вопрос с «Кей-Ди-Даблви-Би хотела бы узнать…».
Сэм Шервуд (генеральный директор «Кей-Ди-Даблви-Би»): «Когда один вопрос не был задан таким образом, Леннон спросил: «Погодите, разве Кей-Ди-Даблви-Би не хочет знать?»
Билл Дил (ди-джей «Даблви-Ди-Джи-Уай»): «Кто-то из «Кей-Ди-Даблви-Би» находился в ближайшей телефонной будке с трубкой в руке, чтобы транслировать пресс-конференцию, но «Даблви-Ди-Джи-Уай» разместила поблизости двух своих парней, чтобы они рядом с ним речитативом провозглашали: «Даблви-Ди-Джи-Уай – номер один», и на этом всё закончилось».
Далана Боландер: «На протяжении всей пресс-конференции Ринго жевал резинку и надувал огромные пузыри. Однако всякий раз, когда кто-нибудь из фотографов просил Ринго надуть пузырь для фотоснимка, он отрицательно качал головой и говорил: «Нам нельзя». Ринго забавный и всегда говорит смешные вещи. Он курил больше остальных и, казалось, находил удовольствие в том, чтобы выпускать дым кольцами.
У Джона всё время было саркастическое выражение лица, но это делало его ещё более красивым! Когда в комнате что-нибудь происходило, то Джон всегда высматривал, что случилось.
Пол очень милый, внимательный, красивый, да ещё и холостяк! Люблю его.
У Джорджа самая бледная кожа в мире. Он худощав, но не слишком. Он действительно крутой!»
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Большинство вопросов были глупыми, как и ответы на них».
Вопрос: Кто из вас лучший актер?
Джордж: Я думаю, что Ринго! Ринго!
Джон: (показывая на Ринго, напевает мелодию из какой-то постановки) «Да-дa-дa-да, Дa-дa-дa-дa ДA!».
Ринго: (обращаясь к Джону) Я думаю, что это ТЫ.
Джон: О, нет, я думаю, что это ТЫ.
Ринго: ТЫ!
Джон: (обнимая Ринго) Нет, это ТЫ!
(смех)
(задается вопрос без микрофона о финансовом положении и налогообложении)
Ринго: Мы в этом не разбираемся, правда.
Пол и Ринго: Мы платим большие налоги.
Вопрос: Вы относитесь к группе с высокими доходами?
Ринго: Да, вот почему мы платим большие налоги.
(смех)
Вопрос: Ринго, будет ли у вас свободное время во время гастролей, и если да, чем планируете заняться в это время?
Ринго: С понедельника у нас будет около пяти выходных дней в Лос-Анджелесе, и мы будем просто сидеть и прохлаждаться.
Вопрос: Ваши акции растут? Или падают?
Ринго: Растут, я полагаю.
Джон: (шутливо обращаясь к Ринго) У тебя? Ты никогда не говорил мне, что у тебя есть акции.
Ринго: У меня твои акции.
Джон: O, «Северные песни».
Вопрос: Не хотите основать свою [торговую] марку, и если да, то где она будет находиться?
Джон: Мы никогда не займемся собственной маркой. Это слишком проблемно.
Вопрос: Вы будете вкладывать средства в другие компании, как «Битлз»?
Джон: Не знаю. Все зависит от мистера Эпстайна.
Вопрос: Когда истекает ваш контракт с «Кэпитол»?
Джон: Не знаю. Даже не помню, чтобы я его подписывал!
(смех)
Джордж: Через год.
Джон: O.
Вопрос: После того, как вы сочиняете песню, как вы решаете, кто из вас будет её петь?
Джон: (шутливо) Я думаю, тот, кто знает больше слов к тому времени, как мы приступаем к записи.
(смех)
Джон Брим (газета «Стар Трибьюн», 2015): «Наш любимый вопрос: «У вас настоящие волосы?». Джордж: «Наши настоящие, леди. А как на счет ваших?».
Вопрос: Я бы хотел задать персонально каждому вопрос о ваших прическах. Как вы спите по ночам, когда они такие длинные?
Джон: Ну, когда засыпаешь, этого не замечаешь.
(смех)
Пол: Правда, правда. Ха! Что тут скажешь.
Джордж: Точно также как спите вы, сложив руки и ноги.
Ринго: Ты привыкнешь.
Джордж: Наверное, поэтому мы просыпаемся каждую ночь.
Пол: Да, наверное, ПОЭТОМУ мы устраиваем вечеринки. Вот и всё. Мы не можем уснуть из-за этих длинных волос.
(репортеры хихикают)
Пол: Отлично!
Джон: Люди стали носить короткую стрижку только после мировой войны. А до этого они в течение тысячелетий спали с длинными волосами.
Пол: Это не проблема, вот что я вам скажу. Это не более проблематично, чем носить короткие волосы, которые кажутся вам нормой.
Джон: Гораздо проблематичнее носить короткую стрижку, поддерживать их длину.
Вопрос: Создается впечатление, что всякий раз, когда вы приезжаете в эту страну, это превращается в грандиозное турне…
Джон: Какой смысл приезжать для одного или двух концертов. Мы можем приехать в столько мест, на сколько способны.
Вопрос: Вы рассчитываете делать это каждый год?
Ринго и Джон: Да, я думаю, что так.
Ринго: На самом деле мы не знаем, всё решает наш менеджер.
Вопрос: Ещё, ваши сценические костюмы, которые вы используете, или одежда, которую вы носите… Позвольте мне спросить, кто вам шьет?
Джон: Человек по имени Дуглас Миллингз.
Пол: Миллингз Лондона.
Джон: Он шьет нам под заказ. Мы объясняем ему, чего мы хотим, и он делает это.
Вопрос: (к Полу) Не планируешь жениться?
Пол: Нет, не особо.
Юноша: Ринго?
Ринго: Да?
Юноша: Из-за вас я начал играть на барабанах. С тех пор, как начал слушать ваши песни, с того времени и начал играть.
Ринго: (шутливо) А, ты ничего не добьешься, если будешь меня слушать!
(смех)
Ринго: Да, продолжай.
Юноша: Мне интересно, как давно вы играете на барабанах?
Джордж: (шутливо) Лет 30, не так ли?
(хихиканье)
Ринго: Нет, примерно семь лет.
Пол: А сколько тебе лет?
Юноша: Мне четырнадцать.
Пол: Ты наш ровесник. Здорово!
Джон: (обращаясь шутливо к остальным) К тому времени, когда он этому научится, это будет делать машина.
Далана Боландер: «Потом я крикнула Джону: «Джон, по-моему, твоя жена просто прекрасна!» Его лицо озарилось гордостью, и он ответил с усмешкой: «Спасибо».
Мальчик, которого я люблю больше всех в этом мире, сидел на расстоянии вытянутой руки от меня, и я не знала, что сказать. Наконец, я вынула конверт с огромной сигарой в подарочном исполнении и протянула её Полу. «Вот, Пол, это тебе». Он открыл угол синего конверта, прочитав надпись на лицевой стороне: «Полу, с любовью, Далана». На его лице появилась очаровательная улыбка. Он вытащил огромную сигару, широко открыв рот. Джон посмотрел на него и произнес низким хриплым голосом: «О! Сигара!» Все четверо начали повторять: “О, сигара!”»
Далана Боландер: «Меня охватило чувство гордости! Пол сунул сигару в рот, и фотографы тут же сошли с ума. Все начали кричать Полу: «Держи сигару, Пол! Возьми её в рот!» Он делал именно то, что хотели фотографы».
Далана Боландер: «Мне хотелось выглядеть оригинальной настолько, насколько это было возможно, а не быть просто одной из кричащих поклонниц, но в какой-то момент я не смогла сдержать гордость, когда Пол держал мою сигару. Мои губы были крепко сжаты, а глаза были на грани экстаза. Пол посмотрел на меня! Я сразу же выпрямилась, но понимала, что он видит мои чувства.
Я спросила Ринго, могу ли я пожать ему руку. Он безучастно посмотрел на меня и протянул руку. Моё сердце чуть не остановилось!
Для Джона я написала стихотворение и короткое письмо. Достав его, я привлекла его внимание, потому что он был очень близко, а затем сказала: «Вот, Джон. Это тебе». Он взял у меня из рук листок бумаги и быстро сунул в карман, после чего вызывающе посмотрел на всех, кто засомневался, что именно там было. (Мне кажется, он подумал, что это было какое-то любовное письмо или что-то в этом роде).
Зная, что Джордж был чемпионом по игре в «Монополию», я взяла с собой игровую фишку в виде маленькой красной гостиницы. Я протянула руку Джорджу: «Это для тебя». Он посмотрел на неё и после долгой паузы спросил: «Что это?» Я сказала: «Знаю, что ты играешь в монополию, и решила, что тебе это может понравиться». На мгновение я подумала, что он её не возьмет, но, наконец, он наклонился и взял из моей руки маленькую вещь, и стал её рассматривать, в то время как Джон чуть сломал себе шею, чтобы рассмотреть, что это было. «Ой! Отель! Ха!» Затем, как и раньше, все остальные Битлы начали повторять: «О, отель!»
Если вы помните фильм «На помощь!», Пол превратился в мальчика-с-пальчика, и обернул вокруг себя обертку от жевательной резинки «Спирминт». Поэтому я купила для Пола пачку жевательной резинки «Спирминт». Я сказал ему: «Пол, это тоже для тебя». Он взял из моей руки жевательную резинку, и я добавила: «На днях я смотрела «На помощь!», и решила, что тебе это может понравиться». Он засмеялся и убрал жевательную резинку.
Через некоторое время Пол перегнулся через стол и произнес: «Я не курю их, понимаешь?»
Я спросила Джона, могу ли я пожать ему руку. Между нами были микрофоны и какое-то ещё оборудование. Каким-то образом мне удалось протянуть руку над всем этим оборудованием и дотянуться до руки Джона, но при этом моя рука опрокинула маленький микрофон. Ринго скривился, поставил микрофон на место и произнес: «Эй, мы не хотим здесь ронять всё это оборудование!» Джон строго посмотрел на Ринго, а затем ударил по плечу, сказав шутливым тоном: «Так не разговаривают с девушками, Ринго!» Ринго с обычным печальным выражением глаз посмотрел на меня, потом на Джона, потом на стол. Он выглядел так мило, мне было его жалко, хотя Джон всего-лишь дурачился.
Я пожала Полу руку без каких-либо проблем или трудностей, но Джордж доставил мне проблему. Он стоял над Полом, и я спросила, пожмет ли он мне руку. Он посмотрел на меня так, будто кто-то покрасил мое лицо в зеленый цвет или что-то в этом роде. Наконец он протянул руку, потом передумал, потом снова протянул руку и пожал мою. Он действительно странный, но забавный!
Всё это произошло за 7 минут.
Я не спеша вернулась на свое место в первом ряду и начала рассказывать девушке рядом, что со мной произошло, пока я была впереди. Похоже, её интересовало что-то другое, поэтому я просто хмыкнула и села на своё место».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Джон сказал, что к нему обратились с просьбой написать сценарий фильма на основе двух его книг, и что он начнет работу над проектом после турне по США».
Фото Билла Карлсона.
Билл Карлсон (фотограф): «В 1965 году я был учеником средней школы и работал с Мерлом Моррисом – внештатным корреспондентом агентства «Юнайтед Пресс Интернэшнл». Я был юным фотографом, помогал в фотолаборатории, даже занимался уборкой. Делал почти всё, а Мерли был моим боссом, моим наставником. Он позволял мне пользоваться материалами, фотографическим оборудованием, а я показывал ему свои работы. Поэтому я постоянно искал разные объекты для фотографий. В то время я не был поклонником «Битлз». Я играл на тромбоне джаз и классику.
У нас были связи в «ЮПИ», и они присылали нам пропуска для прессы практически на все основные мероприятия в Миннеаполисе. Если они хотели осветить какое-нибудь событие, то просто связывались с нами через старый телекс, и сообщали: «Мы хотим осветить такое-то событие». После стадиона «Ши» и некоторых других крупных мероприятий, связанных с «Битлз», они решили осветить и это событие. Тогда я поинтересовался у своего босса, можно ли мне получить пропуск для прессы. Он ответил: «Конечно. Нам это не интересно». В то время никто даже и не предполагал, что «Битлз» продержатся так долго. Я сказал: «Отлично. Пойду пофотографирую».
Я взял у Мерли фотокамеру, ещё у меня была своя маленькая 35-миллиметровка. Там я отснял около двадцати пленок. Мне очень понравилось. От пресс-конференции я получил удовольствие. Они были очень забавные и раскрепощенные».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В тот день Джордж был самым счастливым из всех Битлов, потому что ему подарили новую гитару».
beatlesbible.com: «Местная радиостанция «Даблви-Ди-Джи-Уай» совместно с Роном Батвином и Рэнди Резником из местного магазина «Би-Шарп Мюзик» подарила Джорджу Харрисону новую электрическую 12-струнную гитару «Рикенбэкер 360-12».
Рэнди Резник (сотрудник магазина «Би-Шарп Мюзик»): «В августе 1965 года у меня возникла идея прорекламировать музыкальный магазин, в котором я работал, вручив Джорджу Харрисону не ключ от города Миннеаполис, а ключ от футляра с 12-струнной гитарой «Рикенбэкер». Джеймсу Лопесу, владельцу магазина, идея понравилась, поэтому я начал обзванивать радиостанции. После множества звонков и обсуждений с радиоведущими, я наконец получил место на пресс-конференции. Один из ключей от гитарного футляра Джорджа мы оставили себе».
Рон Батвин (сотрудник магазина «Би-Шарп Мюзик»): «Когда несколько недель назад в городе выступала ещё одна английская группа «Ремо Фо», они посетили наш магазин, мы показали им эту гитару, и они от неё офигели. Участники группы были знакомы с Битлами, и один из них сказал, что Джордж Харрисон хотел бы иметь такую гитару. Я решил, что мы с Рэнди должны подарить её ему, когда они приедет в наш город, и поблагодарить «Битлз» за то, что наш гитарный бизнес процветает».
Рон Батвин (сотрудник магазина «Би-Шарп Мюзик»): «Джордж засиял, как ребенок в магазине конфет».
Джон Ф. Кроули (автор книги «Гитары Джона»): «Когда Джордж получил гитару, Джон улыбнулся и пошутил: «Потрясающе! А мне?» Тщетно. Шутки шутками, но на этот раз Джону суждено было остаться без подарка».
Джон Брим (газета «Стар Трибьюн», 2015): «Ринго напустив серьезный вид, спросил: «А мне вы не принесли набор ударных?»
Джордж Харрисон: «Я получил второй экземпляр этой модели. Мой друг в Англии, который занимается гитарами, Алан Роган, узнал, что моя 12-струнная гитара «Рикенбэкер» была второй, которую они изготовили. Первую подарили одной женщине, а вторую подарили мне».
Билл Карлсон (фотограф): «Когда Джорджу Харрисону подарили гитару, пресс-конференция закончилась, и все разбрелись по углам. Я был некрупным парнем, и меня затолкали в угол, где находился Джордж с гитарой в руках. Я не знал, что сказать. Наверное, был испуган. Я посмотрел на гитару, посмотрел на него и произнес: «Славная гитара». Он оглянулся на меня и сказал: «Да, очаровательная».
Джон Ф. Кроули (автор книги «Гитары Джона»): «Подобно более ранней модели, новинка также блистала инкрустацией в виде треугольников соответствующих ладов. Бросающееся в глаза отличие – не такие острые, закругленные «рога» корпуса, филигранное соединение частей гитары (только сзади), пять хромированных ручек регуляторов и R-образный струнодержатель. После такой роскошной обновы Харрисон убрал в чулан старую модель 360-12. А новая впервые зазвучит 16 октября 1965 года во время записи песни «Если бы мне был кто-то нужен» (If I Needed Someone). По мнению наблюдательных источников, эта гитара будет замечена в последний раз в студии Эбби-Роуд в марте 1969 года. Нынешнее местонахождение её неизвестно».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Электрическая 12-струнную гитара «Рикенбэкер 360-12» нового стиля. Она отличалась от первой гитары Харрисона закругленным краем корпуса, более широкую насадку с буквой «R» и звуковое отверстие в форме косой черты. Во время американского турне 1965 года Джордж не использовал эту гитару».
В письме от 7 сентября 1965 года Джордж выразил свою признательность Батвину: «Не могу передать, насколько я оценил вашу щедрость. Когда мы были в Миннеаполисе, вы подарили мне такую дорогую гитару. Как вы знаете, у меня есть более старая модель, но в будущем я обязательно буду использовать новую как во время работы в студии, так и во время выступлений на сцене».
Рон Батвин (сотрудник магазина «Би-Шарп Мюзик»): «После этого в течение нескольких месяцев мы не успевали вывешивать гитары на стенах магазина. Продажи выросли в пять раз».
Стадион «Метрополитен» в 1962 году.
beatlesbible.com: «В качестве костюмерной была использована раздевалка бейсбольной команды «Миннесота Твинс».
Рэй Крамп (менеджер клуба «Миннесота Твинс»): «Мне было 29 лет. Я знал, кто они такие, но меня не особо привлекала их музыка. Я обожал кантри. Так что я мало что знал о них. До этого я видел их на шоу Эда Салливана. Я знал, что они особенно нравятся девочкам. Мне было 29, а тем, кому они нравились, были лет по 14-15.
Я познакомился с Потрясающей четверкой только потому, что работал в команде «Миннесота Твинс» менеджером по оборудованию команды. В тот день я отправился на стадион, чтобы заняться делами, связанными с бейсболом, и совсем не ожидал, что мои пути пересекутся с Джоном, Полом, Джорджем и Ринго.
Их решили разместить в раздевалке для гостей. На самом деле это был барак по сравнению с раздевалкой местной команды. Поэтому я предложил Брайену Эпстайну заключить со мной сделку. Я размещу их в раздевалке клуба, если он позволит мне находиться с ними всё время до их отъезда.
Хотя команда «Миннесота Твинс» уехала в другой город на соревнования, командное снаряжение и личные вещи игроков, хранившееся в их шкафчиках, оставались в здании клуба. Я отвечал за сохранность имущества, и не собирался оставлять его без присмотра. После этого я провел с ребятами восемь часов.
Эпстайн согласился, но при условии, что я найду заслуживающих доверия людей, которые смогут продать пять тысяч концертных программок до начала концерта, не выбросив их куда-нибудь в озеро. Поэтому я попросил своих ребят, подбирающих мячи во время матчей, продать эти сувениры по одному доллару за штуку. Они продали всё в течение часа, предлагая их на стоянке и трибунах. В раздевалке деньги были разделены между всеми, один из дорожных менеджеров поставил стол для игры в рулетку, после чего Битлы и их окружение приступили к игре. Больше всех выиграл Пол».
Бейсбольный клуб «Миннесота Твинс», стадион «Метрополитен», фирменный бланк Блумингтона с автографами «Битлз» и Брайена Эпстайна на обороте. Автографы были получены за кулисами на стадионе Метрополитен, 21 августа 1965 года. Владелец автографов: «Я всегда был поклонником «Битлз»! В августе 1965 года «Битлз» выступали в Блумингтоне (прим. – пригород Миннеаполиса). Мой брат работал на местной радиостанции, а также был билетером в спортивном центре «Мет». Перед выступлением они там обедали, и мой брат имел возможность получить все автографы Битлов, включая Брайена Эпстайна, на фирменном бланке. Поскольку я был большим поклонником группы, а наши родители не разрешали мне ходить на концерты, он подписывал для меня автографы».
Рэй Крамп (менеджер клуба «Миннесота Твинс»): «Я обеспечил их обедом с ростбифом».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «На обед им подали салат, ростбиф с картофельным пюре, стручковую фасоль и молоко».
Рэй Крамп (менеджер клуба «Миннесота Твинс»): «Они настояли на том, чтобы я с ними пообедал. Представьте себе прекрасный фарфор и повара в белой шляпе, работающего на выезде».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «После обеда ди-джей Билл Дил забрал грязную посуду, которую впоследствии раздал на одном из конкурсов».
Рэй Крамп (менеджер клуба «Миннесота Твинс»): «В какой-то момент времени я попросил Брайена Эпстайна сфотографировать меня с ними на мою фотокамеру “Инстаматик”».
С Лин Кордас.
Рэй Крамп (менеджер клуба «Миннесота Твинс»): «На снимке Брайен запечатлел меня с Джорджем Харрисоном, настраивающем свою новую гитару».
Фото Брайена Эпстайна.
Рэй Крамп (менеджер клуба «Миннесота Твинс»): «Я установил им раскладные кровати, чтобы они могли отдохнуть перед выступлением».
Рэй Крамп (менеджер клуба «Миннесота Твинс»): «До этого времени они никогда в жизни не видели сауну, поэтому я сказал им: «Если хотите в сауну, идите». Я был единственным, кто был там с ними».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Отдыхая перед концертом Джон Леннон смотрел по телевизору рестлинг, Ринго уселся в кресло Хармона Киллебрю (прим. – знаменитый бейсболист), Пол играл на гитаре в углу».
Фото Роберта Уитакера.
Рэй Крамп (менеджер клуба «Миннесота Твинс»): «Я показал им шкафчик Хармона Киллебрю и то, что он одевал во время матчей, объяснил, как подающие используют мешочек с канифольным порошком, чтобы убрать пот бросающей руки, и почему зачем прикрепляют к бите утяжеленное кольцо. Они были похожи на маленьких детей, когда я им это рассказывал».
Бейсбольный мяч Американской лиги, на котором по просьбе Рэймонда Крампа участники группы шариковой ручкой поставили свои автографы.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление на центральном стадионе «Твин Ситиз».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Билеты стоили 2,50 доллара, 3,50 доллара, 4,50 доллара и 5,50 доллара».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Реджи попросил Билла Дила из «Даблви-Ди-Джи-Уай» быть ведущим концерта. Дил поехал в Чикаго, чтобы увидеть их выступление и провел с ними полтора дня. Он привез 16-миллиметровую пленку с записью, которую сделал во время концерта в «Сток-ярдз».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «На концерте присутствовало 22 000 зрителей».
beatlesbible.com: «Сцена располагалась возле второй базы, на расстоянии около 40 метров от ближайших зрителей».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Все сотрудники службы безопасности стадиона, включая полицейских и 150 билетёров, имели при себе нашатырный спирт на случай, если в аудитории кто-то потеряет сознание.
Также на концерте выступили местные группы «Акцентс», «Андербитс», «Ти-Си Атлантик» и «Грегори Ди энд Эвэнтис».
Род Итон (группа «Андербитс»): «В те дни Ассоциация музыкантов Миннеаполиса, так называемый «профсоюз», требовала участия в концертах определенного «минимума» местных исполнителей. Поэтому, чтобы выполнить требование профсоюзного минимума, Реджи пришлось привлечь несколько местных групп. Но «Битлз» не разрешали местным группам выступать на своей сцене. Поэтому «Андербитс» и несколько других местных групп попросили сыграть перед концертом на площадке стадиона, где собираются зрители. Никому из нас это не понравилось, и мы чувствовали унизительность положения, но, поскольку это была просьба Реджи, согласились. За это нам всем дали отличные места на трибунах. Так что я вообще не помню, чтобы там играл.
Долгое время был уверен, что «Андербитс» не выступали в тот вечер. Но поскольку мне все говорят, что мы это сделали, я вынужден согласиться. Значит так оно и было. Просто я ничего не помню кроме того, что мы с Пэт были на концерте. Помню, что было много криков, и «Битлз» было трудно расслышать. Помню, что они не так уж хорошо звучали – отчасти из-за шума, а отчасти из-за усталых голосов. Ещё я помню, как слушал выступление группы «Ти-Си Атлантик» на площадке стадиона. До этого я много слышал об этой группе, но у меня не было возможности их услышать. Через год я стал их барабанщиком».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Концерт начался в 19:30. Перед «Битлз» на сцене выступила Бренда Холлоуэй в сопровождении группы «Кинг Кёртис Бэнд», затем «Кэннибэл энд Хедхантерс». После них на сцену вышла группа «Саундз Инкорпорейтед».
Билл Дил удостоился чести представить звезд шоу с предупреждением о том, что концерт будет остановлен, если поклонники выскочат на сцену. У руководства «Битлз» было множество правил, в том числе одно: перед началом концерта ведущий не должен рассказывать бородатые анекдоты. Однако Билл обманул это правило своим объявлением: «По пути на концерт со мной произошла забавная вещь…. БИТЛЗ!»
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Преодолевая ужасную акустику, за 35 минут «Битлз» исполнили 11 песен: «Она женщина» (She’s A Woman), «Мне хорошо» (I Feel Fine), «Потрясная мисс Лиззи» (Dizzy Miss Lizzie), «Билет на поездку» (Ticket to Ride), «Каждая хочет быть моей крошкой» (Everybody’s Trying To Be My Baby), «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love), «Крошка в черном» (Baby’s In Black), «Хочу быть твоим мужчиной» (I Wanna Be Your Man), «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night), «На помощь!» (Help!) и «Я подавлен» (I’m Down). Песня «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout) была исключена из-за проблем с горлом».
Фото Билла Карлсона.
Фото Боба Бониса.
Ринго: «Меня считают очень точным барабанщиком. Но, помню перед концертом в Миннеаполисе я сильно накачался и вообще не мог играть – ни быстро, ни медленно».
Пресс-агент группы Тони Бэрроу.
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «В соперничестве с «Даблви-Ди-Джи-Уай» у Шервуда был ещё один туз в рукаве. Чтобы создать «сенсационную новость», он нанял вертолет с надписью: «Кей-Ди-Даблви-Би приветствует Битлз». Концерт начался, и он ждал и ждал, но ничего не происходило. Стало уже темнеть, и вот, наконец, он появился, загудев над стадионом. Джон Леннон поднял свою гитару, как бы стреляя в вертолет, и Шервуд получил огромное удовольствие от такой ситуации. Фотографии вертолета пока никто не обнаружил».
(имя не установлено): «Примерно в 2002 году появилась любительская запись концерта с кассеты, которая была перезаписана в семидесятых годах с оригинальной пленки. Я тот человек, который записал концерт «Битлз» на стадионе. Я и не думал, что моя пленка стала единственной записью этого концерта. В августе 1965 года я был очкариком с дешевым кассетным магнитофоном «Сирс». Я пошел на концерт с другом. Насколько я помню, мы сидели примерно в 8-10 метрах от поля.
Я не записал ни одного выступления разогревающих групп, потому что хотел сберечь батарейки. Я ждал, выйдут «Битлз».
Во время их выступления я не пропустил ни одной песни. Они не исполняли песню «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout). На записи в первой песне «Она женщина» (She’s A Woman) отсутствует короткий фрагмент. Причина в том, что в своем неразумном возбуждении я давил на крышку магнитофона и останавливал вращение кассеты. Я видел это через маленькое окошко на крышке магнитофона.
В первой части пленке осталась запись того, как мы с другом дурачились, издавая глупые звуки и наблюдая, как подпрыгивает маленький индикатор записи. Стыдно подумать, сколько людей слушают эту чушь, проклиная за испорченную запись. Но, пожалуйста, пощадите нас за это. Мы были просто детьми и не задумывались о будущем.
Помню, как тогдашние радио-ди-джеи говорили всем, что «Битлз» хотят, чтобы все хорошо провели на концерте время, но просили приберечь крики на время между песнями. Кажется, это повлияло на качество записи. Несмотря на плохой звук на пленке, мне запомнилось, что я слышал музыку очень хорошо. Когда же песня заканчивалась, шум был оглушительным. Во время концерта мои родители были на парковке, и они сказали то же самое.
Ещё одна вещь, которую я помню о концерте – это вертолет».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Группа получила вознаграждение в размере 50 000 долларов и дополнительно 65 процентов от продаж свыше 18 500 билетов. Всего было продано 30 000 билетов, что принесло Колихену прибыль, даже несмотря на то, что стадион на 40 000 мест не был распродан полностью.
Простыни, на которых отдыхали Битлы в своей костюмерной, Рэй Крамп (менеджер по оборудованию клуба «Миннесота Твинс») позже продал рекламному агентству за 800 долларов. В итоге они были разрезаны на кусочки и проданы».
Рэй Крамп (менеджер клуба «Миннесота Твинс»): «Вскоре после концерта один агент по рекламе из универмага Дейтона позвонил мне и предложил купить простыни, на которых отдыхали Битлы. Он хотел разрезать их на кусочки и продать поклонникам, готовых платить за всё, к чему прикасались «Битлз». Перед тем как передать их в Дейтон, я нотариально заверил каждую простыню и имеющего к ней отношение участника группы».
beatlesbible.com: «После концерта возле стадиона поклонники обступили лимузин предполагая, что это машина «Битлз». В это время группа спряталась в автофургоне прачечной «Фалконерс», на котором и была доставлена в мотель».
Рэй Крамп (менеджер клуба «Миннесота Твинс»): «Перед дверью клуба стоял наготове лимузин, но его окружила толпа, и полиция не могла её сдержать. Я помог организовать грузовик из химчистки «Фалконерс». Мы поставили внутри четыре складных стула, и Битлы залезли вовнутрь».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Группа остановилась в мотеле «Лимингтон», который, как и отель в Чикаго, объявил, что в нем останавливаются “Битлз”».
Билл Карлсон (фотограф): «Он не был супермодным отелем, но и не был дырой. В то время это был довольно крупный отель, подобный «Хилтону». И в то время, наверное, был хорошим».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Их не такие уж роскошные номера занимали весь 5-й этаж мотеля на 4-й авеню и 10-й улице в центре Миннеаполиса. Чтобы отправить поклонников по ложному следу было объявлено, что «Битлз» разместятся в более роскошном месте, но слухи всё-равно просочились, и возле мотеля собралась толпа девушек, пытавшихся попасть внутрь».
Билл Дил (ди-джей «Даблви-Ди-Джи-Уай»): «Девушки постарше карабкались по водосточной трубе, пытаясь попасть внутрь, а полицейские стаскивали их вниз».
Сьюзан Стокинг: «Летом 1965 года я проходила стажировку в газете «Миннеаполис Трибьюн». Было около девяти вечера, когда «Битлз» ещё будоражили толпу на стадионе «Метрополитен». В это время я надела форму официантки и начала долгое ожидание в крохотной кухне отеля.
После десяти вечера наконец поступил заказ с пятого этажа, где располагалась штаб-квартира «Битлз»: один сэндвич со стейком средней прожарки, два подноса с разными сэндвичами, семь стаканов воды со льдом, семь чашек для кофе, кувшин с горячей водой и один с кофе, подставку для чайных пакетиков, три маленьких кувшина молока, блюдо с огурцами в сладком маринаде и чипсы.
С подносом в руке, дрожащей походкой я последовала за официантом с его карточкой, и поднялась с ним на грузовом лифте в их убежище. И вот они сами, живые, дышащие, косматые: Леннон в ярко-желтом свитере сидел на кровати у окна скрестив ноги; Харрисон в черной трикотажной футболке бесцельно ходил взад-вперед перед светлым бюро красного дерева, прижав к уху портативный радиоприемник; Старр в красно-белой рубашке-поло показал, куда поставить еду. Но где Пол Маккартни? «Он звонит домой», – сказал Леннон и потянулся за кофейником.
«Могу я налить?» – выпалила я, усердно хрустя чипсами, которые машинально взяла с подноса.
В течение полутора часов я сидела с ними, разливала напитки, ела и слушала, как ливерпульские гости болтают в маленькой комнатке с синими стенами.
Пятью этажами ниже на четвертой авеню скандировали: «Мы хотим Битлз!». Пение доносилось сквозь задрапированные окна, но, кажется, никто не обращал на это внимание.
«Репортер в форме официантки, а?» – ухмыльнулся Харрисон. – «Оригинально».
Битлы с чувством юмора, а? Здорово.
«Эй, а это вообще чья еда?» – спросила Старр, пережевывая сэндвич с вырезкой за 3,75 доллара. – «Мы не заказывали никакой еды, так, Джордж?» Он плюхнулся на двуспальную кровать рядом с дверью и пожал плечами, как бы говоря: «Кому какое дело?» и облизнул пальцы.
Я решила, что должно быть заказ был сделан одним из тридцати сопровождающих лиц, разместившихся на этаже.
По телевизору без звука лошадь тащила ковбоя по пыли.
«Да ладно», – проворчал Леннон, – «они сделали то же самое на прошлом концерте!»
Харрисон, по радио слушавший песню в исполнении группы «Кэннибэл энд Хедхантерс», проворчал что-то насчет «чертовых ди-джеев».
«Это неправда, что они рассказывают детям, что мы играем дольше, если они молчат», – сказал он. – «Мы играем одну и ту же программу продолжительностью от 35 до 50 минут, независимо от всего».
«Да», – добавил Леннон. – «И когда публика кричит так громко, что не слышит нас, мы просто больше двигаемся».
Я спросила Старра, та ли это рубашка, что была на нем на концерте.
«Что ты имеешь в виду?» – переспросил он. – «Та же рубашка, которую я ношу всю неделю!»
Затем я спросила, куда они направятся завтра утром.
«В Портленд или ещё куда-то», – сказал один из них. – «Не знаю».
«Дело в том, что мы никогда не знаем, где находимся», – произнес Леннон, добавляя сахар в кофе. – «Взять, к примеру, путь сюда, на этом грузовике. Я забыл, где мы, но я не осмелился никого спросить, опасаясь затронуть их чувства!»
«Но разве вы не выходите в город, чтобы посмотреть достопримечательности там, где находитесь?» – поинтересовалась я.
«Чтобы увидеть кучу статуй?» – пробормотал Старр.
«Но в Миннеаполисе есть много озер», – возразила я.
«Посмотри на одно озеро, и ты увидишь их все».
Старр и Харрисон неторопливо вышли из комнаты, не попрощавшись.
«Они звонят домой – как Пол, – объяснил Леннон. – «Я бы тоже позвонил домой, но моя жена в Ливии навещает своего брата. А в Ливию не позвонить».
Он пригубил из стакана с медом («Менеджер сказал, что у меня хрипит горло»), зажег от спички сигарету «Мальборо» и посмотрел на телеэкран, где какой-то детектив получил в живот удар ножом.
Он рассказал мне, что Битлы «дубасят друг друга», если кто-то из них становится дерзким; как, даже когда они «не в настроении», они шутят на публике, чтобы их не называли «самовлюбленными», и как их менеджеры обычно используют пять или шесть «уловок для побега», чтобы избежать нападения толпы во время гастролей.
Он рассказал мне и о других вещах: о «зелени» Англии, величии рок-н-ролла и о том, что лучше знать, о чем говорить, прежде чем критиковать. (Он имел в виду критиков «Битлз».)
«Знаешь, – размышлял он, – эти подростки на улице… они всегда знают, где мы находимся… Они умные, некоторые из них».
Речевка «Мы любим вас, Битлз» сбилась с тональности, и кто-то закричал: «Мы знаем, что вы здесь, Битлы… да, да, да».
Я спросила, сможет ли он уснуть этой ночью при таком шуме.
«Я могу спать в любых условиях», – ответил он. – «Кстати, я иду спать после этой сигареты».
Я встала, чтобы уйти. Он проводил меня до двери.
«Всего хорошего», – усмехнулся он. – «Позволь пожать тебе руку, как англичанин». Он крепко пожал мою очень спокойную руку.
Была уже полночь. Снаружи громкоговоритель полиции прогремел: «А теперь все по домам».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «В 24:00 полиция Миннеаполиса объявила комендантский час и приказала всем в возрасте до 18 лет разойтись по домам. Некоторые девушки сказали полицейским, что ждут кого-то из своих друзей».
beatlesbible.com: «Всю ночь мотель осаждали поклонники, некоторым из них удалось проникнуть вовнутрь».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Когда я вернулся в свой номер отеля в Миннеаполисе, то обнаружил там трёх юных сексапильных девушек, свернувшихся калачиком на полу. Одна из них внешне пыталась выглядеть похожей на Патти Бойд. Девушкам было сказано ждать телефонного звонка от Джорджа, когда он скажет, что теперь её очередь присоединиться к нему. Я спросил девушку, похожую на Бойд: «Почему в моей комнате?» Она ответила: «Джордж сказал, что мы тебе понравимся».
Дональд Р. Дуайер (инспектор полиции): «Мы вывели из отеля нескольких девушек. «Мы вывели пару девушек из номера, который был зарезервирован под столовую, но они были в постеле».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Полагая, что одна из девушек была несовершеннолетней, полицейские ворвались на пятый этаж, и начали стучать в двери, где остановились «Битлз», объявляя, что наступил комендантский час и приказывая гостям покинуть отель. Девушка находилась в комнате Маккартни. Полицейские сказали Эпстайну, чтобы она вышла, иначе они выбьют дверь».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Инспектор полиции Дональд Р. Дуайер не пожалел слов, чтобы выразить свое отвращение к группе, назвав их «типичной бродячей труппой», сродни артистам цирка. Он утверждал, что обнаружил в комнате Пола девушку и обвинил его в «фальшивом бронировании номера». К счастью, девушке удалось доказать, что ей 21 год (причем, она была из Кливленда). Как сказал Дуайер корреспонденту «Миннеаполис Стар»: «Эти люди – худшие из тех, кого я когда-либо видел в этом городе».
Дональд Р. Дуайер (инспектор полиции): «Некоторые участники группы были возмущены. Они сказали нам, что Миннеаполис – это город с предрассудками, как и его полицейские, и что в других городах весьма терпимо относились к вечеринкам, которые они устраивали у себя в номерах. Но нам было очевидно, что это типичная гастролирующая труппа, очень похожая на циркачей, которые сегодня здесь, а завтра там. Мы, конечно, несем ответственность перед всеми гражданами Миннеаполиса, и заботимся о благополучии и безопасности их детей, даже если они могут быть немного истеричными и могут немного переборщить с подобными вещами. Мы знаем, в чем заключается наша ответственность.
Я не поклонник «Битлз». Я слышу их музыку в своем доме, но я не поклонник. Что касается музыки «Битлз», меня лично она не волнует.
Один из участников этой группы с британским акцентом сказал мне, что они никогда больше не приедут в Миннеаполис, на что я ему ответил, что, если они вообще больше не приедут, то даже это для меня будет слишком скоро».
Стивен Хоффбек (автор книги «Битлз в Миннеаполисе»): «Желание Дуайера исполнилось. Группа больше никогда не посещала этот город».
Билл Дил (ди-джей «Даблви-Ди-Джи-Уай»): «Я был там с «Битлз», и Брайен Эпстайн, учитывая, сколько в них вложено средств, не мог позволить им участвовать в скандальных делах с девушками в их номерах. Полиция солгала о том, что произошло на самом деле. Поэтому нельзя винить «Битлз» за то, что они заявили, что никогда не вернутся в Миннеаполис».
beatlesbible.com: «Стадион был снесен в 1985 году. Сейчас на этом месте стоит торговый центр, открывшийся в 1992 году».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «По прибытию в Лондон Брайан Мэтью прямо из аэропорта прибыл на «Би-Би-Си», чтобы из первых рук рассказать радио-аудитории «Субботнего клуба» об американском турне «Битлз».