5 августа 1965 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день «Юнайтед Эртистс» объявила о сборах в британских кинотеатрах фильма «На помощь!» за первую неделю, которые были на 37 процентов выше, чем у фильма «Вечер трудного дня» годом ранее».
Владимир Плетинский (израильский журналист): «В 1995 году было продано здание, в котором в 1960-х размещалась компания, ответственная за печать билетов на концерт в Израиле (прим. – см. также материал от 19 июня 1965 года). В здании были обнаружены билеты на различные концерты в Израиле, и среди них около четырехсот неиспользованных билетов на концерт «Битлз», который так и не состоялся».
Владимир Плетинский (израильский журналист): «Билет поддельный, но коллекционеры не любят об этом распространяться».
Владимир Плетинский (израильский журналист): «Ещё в 1963 году Малка Эпстайн, мать Брайена Эпстайна, хотела похвастаться родственникам в Израиле достижениями своего сына, и спросила Брайена, может ли он организовать выступление «Битлз» в этой стране. Брайен связался с известным организатором концертов Гиорой Годиком, но он ему отказал.
Через некоторое время дочь Годика указала ему, что он ошибся, и спустя несколько месяцев после телефонного звонка Эпстайна, он связался с ним, чтобы сообщить, что готов организовать выступление «Битлз», но было уже поздно. Британия была охвачена Битломанией, и они были недоступны.
В январе 1964 года другой израильский промоутер Яаков Ори связался с Эпстайном, пытаясь организовать концерт в Израиле в рамках их предстоящего мирового турне».
Ю.Дж. Дрейман (jerusaleminstitute.blogspot.com): «В январе 1964 года израильские промоутеры Авраам Багтье и Яаков Ори попросили комитет одобрить выступление «Битлз» в Израиле».
Владимир Плетинский (израильский журналист): «Однако с этого времени начались проблемы. Любой иностранный исполнитель, выступающий в Израиле, должен был получать оплату в иностранной валюте. Такие операции должны были получить специальное разрешение от Министерства финансов. Министерство же только одобрило рекомендацию совместного специального комитета с Министерством образования и культуры».
Ю.Дж. Дрейман (jerusaleminstitute.blogspot.com): «Комитет отклонил просьбу промоутеров Авраама Багтье и Яакова Ори на том основании, что он опасался, что группа окажет негативное влияние на израильскую молодежь.
Багтье и Ори обжаловали это решение в феврале.
Месяц спустя комитет решил не допускать концертов в Святой Земле, потому что музыка группы не имела никакой художественной ценности, и её появление в Израиле привело бы к массовой истерии среди молодежи на концертах. Это решение было основано на многочисленных зарубежных и местных газетных статьях о группе и впечатлениях Отдела по культурным связям Министерства иностранных дел».
Владимир Плетинский (израильский журналист): «В иерусалимской прессе появилось сообщение, в котором было сказано следующее: «Битлз не получат одобрение. Сегодня министерским комитетом одобрения зарубежных артистов во главе с господином Авнером Израели из Министерства иностранных дел было принято решение не одобрять проведение концерта «Битлз» в Израиле».
Это решение было принято большинством голосов после того, как комитет пришел к выводу, что «Битлз» не обладают достаточным художественным уровнем, и что они не могут ничего привнести к духовной и культурной жизни молодежи в Израиле. Некоторые из членов комиссии высказались, что выступления «Битлз» вызывают сексуальное возбуждение, и поэтому лучше их не приглашать.
В своем решении комитет сослался на многочисленные материалы, особенно иностранной прессы, в которых указывалось на то плохое влияние, которое группа оказывает на публику во время выступлений. Ни один из членов комитета не одобрил выступление «Битлз» в Израиле.
Комитет по образованию и культуре Кнессета (парламента) с большим удовлетворением приветствовал решение не предоставлять «Битлз» возможность приехать в Израиль».
Ю.Дж. Дрейман (jerusaleminstitute.blogspot.com): «Это побудило главу ассоциации промоутеров Израиля Баруха Гилона написать председателю комитета письмо протеста. Он обвинил комитет в превышении своих полномочий, утверждая, что он не уполномочен судить о художественном уровне какой-либо группы. Он попросил комитет отменить запрет и разрешить выступление «Битлз», добавив, что полномочия комитета ограничиваются вопросами ценностей и безопасности.
В ответ юрисконсульт Министерства образования написал, что комитет имеет полномочия для определения соответствия «профессионального уровня» исполнителей, выступающих в Израиле.
В августе 1964 года председатель комитета написал двум промоутерам, что даже вашингтонский чиновник, занимающийся молодежью, призвал запретить выступления группы, исходя из проблем, возникших на их концертах: беспорядков, массовой истерии (девочки-подростки кричат, возникновение толп в местах, где должна была появиться группа), травмирование людей и необходимость вмешательства полиции. Он утверждал, что никакой серьезный промоутер не должен брать на себя такие риски.
В ответ на письмо от девочки-подростка, выразившей своё разочарование в связи с запретом комитета на концерты «Битлз», представитель министерства образования написал, что в данном случае речь идет не о разрыве между поколением пожилых людей и молодежи. «Это не является попыткой лишить их удовольствия, – писал пресс-секретарь, – но это реальный страх перед негативными явлениями, которые сопровождали выступления группы в других местах».
Дебаты о группе «Битлз» дошли до Верховного суда. В апреле 1965 года он постановил, что комитет действительно имеет право запрещать выступления в Израиле зарубежных исполнителей и групп».
Владимир Плетинский (израильский журналист): «В конце концов, договоренность о выступлении «Битлз» в Израиле была заключена с израильской компанией «Интрадиск», которая занималась выпуском пластинок «Парлофон» с записями «Битлз» в Израиле. Их выступление должно было состояться на стадионе «Рамат-Ган» в четверг 5 августа 1965 года. Этот стадион был построен в 1953 году и вмещал 40 000 зрителей.
Подготовка к концерту шла полным ходом. Были распроданы билеты на концерт, который должен был состояться на стадионе в Рамат-Гане. Но параллельно с организацией концерта в Израиле началась антибитловская вакханалия. В газетах всемирно известную группу называли «навозными жуками», требовали «не пущать», а на высшем уровне была выпущена директива о тлетворном влиянии «низкопробной музыки британской группы на молодежь и истерику вокруг её концертов». Что интересно, главными виновниками во многих публикациях называют министра иностранных дел Голду Меир и генерального директора минпроса, уроженца Украины Яакова Шнайдера. Но, как выяснилось, нигде нет официальных цитат Голды, и лишь в публикациях (например, известного израильского журналиста Исраэля Сегаля) говорится, что Голда Меир запретила пускать «Битлз» в Израиль, называя их носителями «культуры вырождения». Что же касается Шнайдера, то он в тот период столь высокий пост в минпросе не занимал, и его мнение решающего значения не имело, а было лишь одним из многих в общем хоре голосов.
Насколько мне удалось выяснить, единственным официальным документом, подтверждающим нежелание руководителей страны впускать «Битлз» в Израиль, было решение специальной комиссии под руководством Авнера Исраэли, зафиксированное в 1964 году под номером 691. Вердикт гласил: «Просьбу импресарио Авраама Богатира и Яакова Ори отклонить в связи с возможностью тлетворного влияния группы на израильскую молодежь».
Неофициально же МИД (наверняка не без указаний пламенной Голды) противодействовал этому концерту, через посольства в нескольких странах собрав «компромат» на британскую группу и выложив его на стол вышеозначенной комиссии. Случайно ли фрагменты из собранных отрицательных публикаций перекочевали тогда же в израильские СМИ, обслуживающие правящую партию победивших социалистов? Вопрос, думается, риторический.
В итоге власти снова наложили запрет».
Ю.Дж. Дрейман (jerusaleminstitute.blogspot.com): «В феврале 1966 года проблема «Битлз» даже потрясла Кнессет. Член кнессета Ури Авнери поставил перед заместителем министра образования Аароном Ядлином парламентский вопрос о причинах, по которым комитет не разрешает «Битлз» выступать в Израиле. Он объяснил, что члены группы, которые также стали фаворитами с членами британского истеблишмента, даже получили награды от королевы.
В своем ответе Ядлин отметил низкий артистический уровень группы. «С художественной точки зрения эта группа солистов не имеет реальной ценности», – сказал он, добавив, что массовая истерия, которая возникает в их присутствии, требует привлечения большого количества полицейских. В заключение он отметил, что выступления «Битлз» в других частях мира заканчивались беспорядками, и некоторые люди попадали в больницу».
Спор о «Битлз» отражает то, как группа воспринималась израильским истеблишментом. Комитет, как представительный орган этого учреждения, выразил в своем решении свое опасение в отношении иностранного влияния и подрыва ценностей израильской молодежи».
Владимир Плетинский (израильский журналист): «Спустя годы, в 2008-м, посол Израиля в Великобритании посетил ливерпульский музей «Битлз» и вручил сестре Джона Леннона Джулии Берд письмо с извинениями от государства Израиль: «Мы хотим воспользоваться случаем и исправить историческое упущение, случившееся в 1965 году, когда вы были приглашены в Израиль. К сожалению, ваши гастроли в Израиле были отменены из-за нехватки валюты в бюджете и из-за того, что некоторые политики в Кнессете посчитали тогда, что ваше выступление может поспособствовать распространению низкокачественной культуры и оказать развращающее действие на израильскую молодёжь».