25 февраля (четверг) 1965 г.
Фото Генри Гроссмана.
Генри Гроссман (фотограф): «Однажды утром во время съемок фильма «На помощь!» в Нассау, когда я завтракал с Харрисоном, я взял фотоаппарат и сделал этот снимок. На снимке Джордж выглядит так, как я представляю себе Гамлета. Раннее утро, полная открытость, он о чем-то думает. Я называю этот снимок своим «Портретом Гамлета». Он выглядит как актер, играющий Гамлета: прямой, простой, непринужденный, без притворства, без какой-либо маски. Это один из лучших моих портретов».
Генри Гроссман (фотограф): «Несмотря на свою молодость, у них была глубина, которая произвела на меня впечатление. У меня есть 25-минутная аудиозапись, на которой мы с Джорджем беседуем о философии. Он был настолько выше того, что я знал тогда и знаю даже сейчас. Боже мой. Такое взрослое сознание того, кто знает и размышляет обо всем».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Съемки фильма на острове Нью-Провиденс, Багамы».
beatlesbible.com: «В этот день они продолжили съемки сцены с велосипедами на дороге Интерфилд-Роуд».
Джон: «Но это не храм». Пол: «Я сверялся по карте».
С ди-джеем Мюрреем Кауфманом.
Фото Роберта Фримена.
Джордж: «Снимали сцену, в которой мы ездили на велосипедах, и пока устанавливали кинокамеру, мы сидели у дороги. Тут подошел Свами Вишну Девананда (прим. – Свами – отшельник или йогин, получивший посвящение в религиозном монашеском ордене; почётный титул в индуизме). Это был самый первый Свами, с которым мне довелось встретиться, и было очевидно, что он знал, что мы были именно там. Это было 25 февраля 1965 года, в мой день рождения, мне исполнилось 22 года, и много лет спустя Вишну Девананда сказал мне, что во время медитации у него было сильное чувство, что он должен был разыскать меня. Он дал мне книжку, но в то время подробно разбираться в ней мне было некогда».
Джон: «Впервые мы узнали об индийской культуре на съемках фильма «На помощь!». В фильме была индийская восточная секта, были кольцо и жертвоприношения. Когда мы снимались на Багамах, то встретились там с йогами. Тогда мы ещё ничего не знали о них, и один индиец, ходивший босиком, подошел к нам и подарил каждому по книге о йоге. Все они были подписаны для нас. Мы даже не заглянули в них, а сунули в кучу других подаренных вещей.
А потом, почти два года спустя, Джордж увлекся хатха-йогой. А потом через несколько лет он встретился с йогом, который подарил нам книги, забыл, как его звали, потому что их всех зовут похоже, что-то вроде Барам-Барам-Бадулабам или как-то в этом же духе. Все наше увлечение Индией связано с этим фильмом».
Джордж: «Думаю, для меня с этого всё и началось. Знакомство было достаточно случайным – тот парень жил на острове Пэрадайз, и, наверное, какой-то внутренний голос нашептал ему в ухо подарить нам иллюстрированную книгу о йоге. Мы катались на велосипедах в ожидании съемок, а навстречу нам шел Свами в оранжевом балахоне – Свами Вишну Девананда, который первым начал пропагандировать хатха-йогу. В тот день я словно заново родился.
Позднее, когда я втянулся в индийскую философию и захотел побывать в Ришикеше. Несколько лет спустя (прим. – в 1968-м) я поехал в Индию, уже не в первый раз, поехал в Ришекеш, куда меня странным образом влекло, и перед поездкой обнаружил книгу, которую Вишну Девананда подарил мне несколько лет назад, открыл её, на титульном листе большими буквами было выведено «ОМ» и ниже: «Академия Форест Хилл, Ришекеш». Я не поверил своим глазам: он был родом из ашрама Шивананда, что в Ришикеше. Мир, как говорится, тесен.
В основном он жил в Монреале, но у него был маленький самолет, он летал в разные страны, где его арестовывали, сажали в тюрьмы, тем самым делая рекламу тому, что он называл своим «турне, ломающим границы». Он восставал против самой идеи государственных границ и даже выдал всем нам паспорта граждан планеты Земля. Художник Питер Макс, который прославился своими рисунками в духе «Желтой подводной лодки», разрисовал самолет Вишну Девананды.
Я прочел эту книгу после того, как стал вегетарианцем. От мяса меня заставила отказаться мысль о том, что нельзя убивать животных. Но вся суть далее не в этом. Есть мясо вредно для здоровья и противоестественно. В книге он пишет, что обезьяны не страдают головной болью, все человеческие заболевания и недомогания – результат противоестественного питания.
А ещё в этой книге он показывает, как очищать носовой проход, он протаскивает шнурок через нос и вынимает его изо рта.
Есть и другой способ – заглатывание бинта, пропитанного соленой водой. Сначала надо глубоко заглотить его, а потом вытащить обратно. Все это имеет непосредственное отношение к созданию совершенного организма. Конечно же, Джон решил объединить два эти приема: пропустить бинт через каждую ноздрю, затем заглотить его – и вытащить из ануса! Джон был очень забавным и удивительным».
Из интервью с радиоведущим «Кей-Эр-Эл-Эй» Дейвом Халлом (3 марта 1965):
Дэйв Халл: Вчера был не то, чтобы несчастный случай, но машина, из которой они стреляли в вас, в Джона, Пола и Джорджа, врезалась в дерево. Так и должно было быть?
Ринго: Вчера? Это было около четырех дней назад. Три дня назад. В машине никого не было. Джордж был на вершине дерева, когда она в него врезалась, и всё это часть фильма… так что…
Дэйв Халл: Вот как?
Ринго: Поэтому большой опасности не было.
Ринго: «Привет».
Торт на день рождения Джорджа. Владелец отеля «Эль Греко» был личным поваром «Битлз» во время их пребывания в Нассау. На день рождения Джорджа он испек торт. Эти фотографии до сих пор висят в холле отеля.
Джордж: «Весь мир – это праздничный торт, так что возьмите кусок, но не слишком много».
beatlesbible.com: «Съемки фильма: Джон Леннон и Ринго Старр на стадионе Багамской ассоциации софтбола».
Реклама: «Тропические уничтожители».
beatlesbible.com: «Пол Маккартни снялся в нескольких сценах в известковых пещерах (в фильм не вошло)».
В этот день ди-джей из Детройта Том Клэй по телефону взял интервью у Джорджа Харрисона:
Джордж: Привет? Привет, Том?
Том Клей: Привет, Джордж!
Джордж: О, привет!
Том Клей: Как дела?
Джордж: Хорошо!
Том Клей: Э… с днем рождения тебя.
Джордж: Что ж, большое спасибо.
Том Клей: Но не только от меня.
Джордж: О, да.
Том Клей: Я думаю, ты знаешь, как сильно тебя всё ещё любят.
Джордж: О! Что ж, в любом случае спасибо.
Том Клей: Ну, от всех подростков – не только в Детройте, но и в Лос-Анджелесе, их 500 000, они все хотят пожелать тебе счастливого дня рождения.
Джордж: О, здо́рово, хорошо, слушай, ммм, я желаю им всем отметить своё двадцатидвухлетие. И, знаешь, спасибо, спасибо им всем от меня.
Том Клей: Передам, Джордж. Кстати, те сапоги всё ещё у меня. Помнишь, те высокие сапоги с подъемом?
Джордж: Да.
Том Клей: Э-э, фантастика, э-э, всё фантастично. Полагаю, вы приедете к нам для ещё одного турне?
Джордж: Мы приедем в августе на несколько недель.
Том Клей: Ага. И…
Джордж: Не помню, где будем выступать, но мы приедем на две недели.
Том Клей: Да.
Джордж: Знаешь, мы все этого с нетерпением ждем.
Том Клей: Да.
Джордж: И это будет здорово.
Том Клей: Думаю, вам нравится снимать фильм, не так ли?
Джордж: Ну, мы только начали, и, знаешь, мне кажется, что всё идет хорошо.
Том Клей: Хорошо.
Джордж: Но, знаешь, посмотрим, когда его закончим.
Том Клей: Джордж, могу я тебя кое о чем спросить?
Джордж: Да.
Том Клей: Как там Ринго?
Джордж: У него всё хорошо, он молодец.
Том Клей: Держу пари, он счастлив, насколько это возможно.
Джордж: Да, очень. И в этот момент он хорошо проводит время на моей вечеринке.
Том Клей: Ах, замечательно. Помнишь ночь в [клубе] «Эд Либ»?
Джордж: Да.
Том Клей: Когда я был там с тобой, моей женой и Ринго?
Джордж: Как там твоя жена?
Том Клей: О, всё хорошо, Джордж, просто прекрасно. Передай нашу любовь Полу и Джону. И, слушай, мы снова едем в Англию.
Джордж: Вы?
Том Клей: Чтобы снова навестить тебя.
Джордж: Ну, слушай, если мы в это время будем в Лондоне, то ты знаешь, где нас найти.
Том Клей: Конечно. Ну, возвращайся на вечеринку, и будь здоров.
Джордж: Хорошо! Да, скажи всем детям, знаешь, спасибо за все их пожелания и, в общем, поблагодари их за то, что пригласили.
Том Клей: Можешь передать им поцелуй, Джордж?
Джордж: Хорошо, если вы это слышите.
Том Клей: Хорошо.
Джордж: Хорошо?
Том Клей: Хорошо, Джордж, здоровья тебе, счастливого Рождества, счастливого Нового года, и всего такого!
Джордж: Хорошо, всего наилучшего.
Том Клей: Хорошо, братишка.
Джордж: Хорошо, увидимся.