23 ноября 1964 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день в США поступил в продажу сингл с песнями «Мне хорошо» (I Feel Fine) и «Она женщина» (She’s A Woman)».
beatlesbible.com: «За первую неделю после выхода сингла, он был продан в количестве более миллиона экземпляров. 5 декабря он войдет в хит-парад под номером 22, а к 26 декабря станет номером один. Он будет занимать первую строчку в течение трех недель и в течение 11 недель будет находиться топ-40.
Американский сингл был ремикширован Дэйвом Декстером-младшим из «Кэпитол Рекордз», который добавил реверберацию в обе песни. Эти миксы также будут включены включены в альбом «Битлз ’65».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В США поступил в продажу двойной альбом «История Битлз» (The Beatles ‘Story), представляющий собой 48 минут повествования истории группы, и содержащий фрагмент выступления 23 августа 1964 года в «Голливудской Чаше». Сторона A: «На сцене с Битлз», «Как началась Битломания», «Битломания в действии», «Человек, стоящий за Битлз – Брайен Эпстайн», «Джон Леннон», «Кто такой миллионер?»; Сторона Б: «Битлз будут Битлз», «Человек, стоящий за музыкой – Джордж Мартин», «Джордж Харрисон»; Сторона С: «Вечер трудного дня – их первый фильм», «Пол Маккартни», «Стрижки втихаря и многое другое о Поле»; Сторона Д: «Танцуй твист и вопи» (концертное исполнение), «Битловский взгляд на жизнь», «Жертвы битломании», «Всякая всячина Битлз», «Ринго Старр», «Ливерпуль и весь мир!».
Брюс Спайзер (автор книги «Битлз на Кэпитол Рекордз»): «Даже недостаток нового материала «Битлз» не мог остановить «Кэпитол»: в ноябре 1964 поступил в продажу двойной альбом «История Битлз», состоящий из различных интервью и фрагментов песен. Продолжительность этих двух пластинок меньше 50 минут, что означает, что весь альбом мог бы легко поместиться на одну пластинку.
Когда «Кэпитол» отчаялась подготовить альбом «Выступление Битлз в Голливудской Чаше», возник вопрос, какую очередную пластинку выпускать вслед за «Что-то новое!» (Something New!). Тогда и пришла идея альбома, который бы отразил документальное свидетельство феномена «Битлз» и историю битломании. Первоначально альбом получил название «Документальная повесть Битлз». К 8 сентября были готовы стереоацетаты, к 17 сентября – моно. Работа над обложкой началась 30 октября. Очевидно, что «Кэпитол» подготовила пластинку без участия «Битлз», Брайена Эпстайна, Джорджа Мартина и кого-либо из «И-Эм-Ай».
Продюсерами проекта стали Гарри Юшер и Роджер Кристиан. Специальный материал для проекта написал Джон Бэйбук. Альбом был предназначен исключительно для американского рынка США и Канады. Переименованный в «История Битлз», двойной альбом появился на прилавках 23 ноября.
Описание на лицевой стороне обложки предлагало избранные композиции, интервью, много новых фотографий и полную историю группы «от начала и до ошеломительной популярности!». На задней стороне значилось, что прослушивание альбома «подобно проведению уникального вечера в компании Битлз». Для многих покупателей альбома этот вечер оказался вовсе не таким, на какой они рассчитывали. Продолжительность всего альбома на четырех сторонах была менее пятидесяти минут, так что вечер оказался очень коротким. И что ещё больше разочаровывало слушателей, то это отсутствие полноценных песен в исполнении «Битлз». Но зато было больше дюжины новых фотографий группы.
Альбом открывается композицией «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand) в исполнении музыкантов «Кэпитол» – оркестром «Голлирайдж Стрингз». Затем начинаются крики. Безумный диск-жокей рассказывает слушателю, каково это, быть на одной сцене с «Битлз»: «И вот они, «Битлз!» Вы слышите Битломанию! Я не знаю, как объяснить этот шум! «Битлз» на сцене! Все зрители вскочили на ноги! Со всех сторон вспышки фотоаппаратов! Я стою на сцене в пятидесяти футах от «Битлз» и слышу визг, вопли, крики, возгласы! Слушайте толпу! Это то, чего мне никогда не доводилось видеть!»
Затем театральный голос Джона Бабкока на фоне «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love) в аранжировке оркестра «Голлирайдж Стрингз» рассказывает «как началась Битломания»: «Это началось в Ливерпуле, в Англии. Звук, переживание, чувство. Это началось в Ливерпуле, в Англии, и захлестнуло молодежь всего мира. И пока взрослые, говорящие на всевозможных языках, с трепетом наблюдали происходящее, четверо молодых парней из бедного английского портового города, чьи прически бросают вызов традициям, чья музыка ломает стереотипы, завоевывают известность, о которой и не мечтали и, возможно, никогда не желали… четверка музыкантов-мятежников, не пытающихся очаровать, но, что странно, именно этим они и околдовывают самых строгих критиков, и словно Крысоловы с дудочками, повелевают неисчислимой толпой поклонников, чьи проявления служения культу невероятны».
Далее слушателю предлагается порция «Битломании в действии», проиллюстрированной истерическими рыданиями поклонницы, пытающейся объяснить свои чувства. Рассказчик Бабкок говорит, что «на самом деле Битломания – это временное состояние рассудка, которое точно может описать только тот, кто находится в её власти». После слов «существует много причин Битломании», слушателя наконец радуют фрагментом настоящей композиции «Битлз», продолжительностью около минуты. Это фрагмент песни «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand). Затем снова дело принимает серьезный оборот в истории о «Человеке, стоящем за «Битлз» – Брайене Эпстайне». Для Брайена звучит композиция «От меня тебе» (From Me To You) в исполнении «Голлирайдж Стрингз».
После волнующего музыкального вступления и первого куплета песни «Сбавь темп» в исполнении «Битлз» (Slow Down) звучит голос Роджера Кристиана, он читает рассказы Джона Леннона на фоне «Поскриптум, я люблю тебя» (P.S. I Love You), исполняемой оркестром «Голлирайдж Стрингз». Ал Уимам говорит о книге Джона Леннона и даже позволяет самому Джону сказать несколько слов. Далее слушателю предлагается послушать начало композиции «Битлз» «Этот парень» (This Boy), которая быстро затухает, переходя в вопрос: «А что если бы не было бы ни клуба «Пещера», ни Брайена Эпстайна, ни Джорджа Мартина, ни компании «Кэпитол Рекордз», ни Леди Фортуны, улыбнувшейся четырем парням из Ливерпуля? Джордж Харрисон запросто отвечает на этот вопрос: «Я не знаю, но я знаю, что если бы мы не зарабатывали кучу денег, и не были бы такими популярными, мы были бы всего лишь бедными неизвестными Битлами».
Первая сторона заканчивается интервью группы на тему «Кто миллионер?». Когда Джон говорит, что ни он, ни кто-либо другой из группы, ни даже Брайен Эпстайн не являются миллионерами, его спрашивают, куда же идут все деньги. На что он отвечает: «По большей части Её Величеству», а Пол добавляет: «Она – миллионер». Роджер Кристиан заверяет слушателя, что «она тоже большая поклонница «Битлз», и пока есть поклонники «Битлз», я думаю, всегда будет Битломания».
Вторая сторона открывается песней «Тебе не надо так делать» (You Can’t Do That), которую около минуты поет Джон, пока его не прерывает Роджер Кристиан вопросом: «Великолепно звучит, не так ли?» Что заставляет слушателя подумать: «Да, здорово, так зачем прекращать песню и заставлять меня слушать голоса Кристиана, Бабкока, Уимама и оркестр «Голлирайдж Стрингз», играющий «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me)». Честно говоря, трек «Битлы останутся Битлами» излагает достаточно верную и интересную историю группы, однако в конце он подпорчен мелодраматичной чушью: «Леди Фортуна будет пятым Битлом. И под мудрым руководством молодого Брайена Эпстайна Битлы скоро покинут стартовую площадку Ливерпуля с достаточной мощью, чтобы вывести весь музыкальный мир на орбиту».
Следующий за этим фрагмент песни «Если я влюблюсь» (If I Fell) в исполнении «Битлз» сопровождается комментарием: «звук, который потряс мир» и небольшим, но напыщенным рассказом о растущей популярности рок-музыки по всему миру, и наблюдаемом увеличении объемов продаж пластинок. Затем отдается должное «Человеку, стоящему за музыкой – Джорджу Мартину», рассказывается о классическом образовании Мартина и его участии как музыкального продюсера группы. На фоне «Голлирайдж Стрингз», играющих «Она любит тебя» (She Loves You), «Кэпитол» не забывает упомянуть и о своих заслугах: «Когда формула Битломании еще только испытывалась на нашем континенте, знакомство Америки с «Битлз» происходило посредством коротких попыток малых звукозаписывающих компаний, неспособных организовать начальную рекламу для правильного представления молодых музыкантов американскому слушателю». В этой фразе делается намек на историю взаимоотношений «Битлз» с компаниями «Ви-Джей», «Свон» и, в конце концов, «Кэпитол». При этом совершенно игнорируется тот факт, что именно «Кэпитол» в начале отказалась издавать «Битлз», также, как и другие интересные факты, приведшие к выходу на лейбле «Ви-Джей» альбома «Представляем (вам)… Битлз» (Introducing… The Beatles) и пластинки «Кэпитол» «Встречайте Битлз!» (Meet The Beatles!). Только циник согласился бы с тем, что у «Кэпитол» был генеральный план, и компания обеспечила «Битлз» рекламой, необходимой для успешного продвижения группы на американском рынке.
Гитарное соло из «И я люблю её» (And I Love Her) переходит в завершающую дорожку второй стороны, являющейся биографией Джорджа Харрисона. Он изображен в виде интересной комбинации бита и мудрости, и он относится к музыке серьезно. Его поклонникам приходится довольствоваться не слишком обширной информацией. Джордж отвечает на пару вопросов, и «Голлирайдж Стрингз» играют «От меня тебе» (From Me To You).
Третья сторона открывается укороченным вариантом песни «Битлз» к трэку «Вечер трудного дня — их первый фильм». Короткий рассказ повествуют о фильме и его шумном одобрении критиками. Джону даже удается сказать несколько слов об отсутствии у него актерского таланта. «Голлирайдж Стрингз» исполняет «Люби же меня» (Love Me Do). Первый куплет и половина второго «И я люблю её» (And I Love Her) переходят в историю о «Поле Маккартни», который описывается как битл с детским личиком. За этим следует обсуждение на тему «Стрижки втихаря и многое другое о Поле» под аккомпанемент «Голлирайдж Стрингз» исполняющих «Всю мою любовь» (All My Loving).
Четвертая и последняя сторона «Истории Битлз» включила в себя и самые хорошие, и самые плохие моменты альбома. Начинается с хорошего – это сорокасекундный отрывок «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout), взятый из приостановленного проекта «Кэпитол» под названием «Выступление Битлз в Голливудской Чаше». Этот дразнящий фрагмент с пластинки, которая наверняка бы понравилась поклонникам «Битлз», переходит к треку «Битловский взгляд на жизнь». Несмотря на высокопарное название, это самый худший момент альбома, который представляет собой едва ли чуть больше, чем взгляд «Битлз» на жизнь в понимании Джона Бабкока.
«Жертвы» Битломании» содержит несвязные высказывания родителей, расстроенных идолопоклонническим отношением своих детей к группе. Далее четвертая сторона предлагает интересное попурри, состоящее из фрагментов композиций «То, о чем мы говорили сегодня» (Things We Said Today), «Я счастлив просто танцевать с тобой» (I’m Happy Just To Dance With You), «Малышка» (Little Child), «Долговязая Салли» (Long Tall Sally) и «Она любит тебя» (She Loves You). Трек «Ринго Старр» начинается воодушевляющим исполнением Ринго песни «Мальчики» (Boys). Так как альбом выходил позже 15 октября 1964 года, «Кэпитол» могла использовать эту песню, которая до этого официально издавалась компанией «Ви-Джей» на альбоме «Представляем (вам)… Битлз» (Introducing… The Beatles). На фоне «Я увидел ее, стоящую там» (I Saw Her Standing There) и «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand) в исполнении «Голлирайдж Стрингз» ведется рассказ о детстве Ринго и его преображении из заморыша-ударника в Битла. И опять мы больше слышим Роджера Кристиана и Ала Уимана, чем самого Ринго.
Последний трэк называется «Ливерпуль и мир!». В сопровождении «Голлирайдж Стрингз» Джон Бабкок пытается представить всё в перспективе, возвращаясь к началу истории: «Ливерпуль, бедный, но гордый английский портовый город… приподнял свою голову. Вместо мрачного гула нищеты, отражающегося эхом от булыжных мостовых его улиц, звуков, перемешенных с гудением кораблей вдали, и пульсирующими, похожими на орган, полицейским сиренами, теперь здесь слышен звук надежды. Это началось меньше десяти лет назад в ливерпульских подвальных клубах, принадлежащих поколению бит. Это был звук новой музыки. И развлекая мир, она приободрила и воодушевило весь город. И никто из Битлов не может провести в родном доме – в Ливерпуле, столько времени, сколько бы ему хотелось, но где бы не были «Битлз», Ливерпуль всегда будет у них в душе, и они вместе с ним. Это история Битломании!»
Альбом заканчивается так же, как и начинается – мелодией «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand) в исполнении «Голлирайдж Стрингз». Хоть и не без изъянов, альбом «История Битлз» – это неплохо составленное документальное творение, которое переносит слушателя в то время, когда четыре молодых человека приковали к себе внимание мировой общественности.
Альбом «История Битлз» был упакован в двойной конверт с разворотом. Лицевая и задняя обложки образованы единым листом, также, как и внутренний разворот. Цветные диапозитивы для лицевой стороны были изготовлены на фабрике «Литолаб», а черно-белые матрицы задней обложки и внутреннего разворота – на фабрике «Глендейл Фото Ингрэйвинг». В типографиях («Куинс Лито» в Нью-Йорке и «Берт-Ко Пресс» в Лос-Анджелесе) нужно было скомбинировать вместе цветные и черно-белые матрицы, чтоб получилась единая наружная обложка. Обложки, сделанные для моно, обрезались сверху, чтобы удалить обозначения стерео на передней стороне и корешке, обложки стерео, наоборот – снизу, чтобы удалить обозначения моно в нижней части корешка.
На лицевой стороне, дизайн которой был разработан Джорджем Осакой и Родом Дайером, изображены порванные по краям фотографии каждого из Битлз над развевающимся флагом Объединенного Королевства. Наверху красными буквами написано название альбома, а ниже – синий подзаголовок «Повествовательная и музыкальная биография Битломании на двух долгоиграющих пластинках». Далее черным шрифтом следует описание содержания альбома. Справа от текста помещена эмблема «Кэпитол» и слова «высококачественное воспроизведение». На черно-белой задней обложке содержится информация об альбоме. Логотипы «Кэпитол» и «И-Эм-Ай» расположены в верхнем правом углу, название завода – внизу, а эмблема «Эр-Ай-Эй-Эй» – в нижнем правом углу. В нижний левый угол помещена фотография группы с пресс-конференции в аэропорту Кеннеди. На фотографии справа запечатлено выступление «Битлз» в вашингтонском Колизее.
На левой стороне внутренней обложки размещена фотография из вашингтонского Колизея, на правой стороне поместилось десять фотографий участников группы, справа от них написан список песен. В правом верхнем углу монофонических альбомов расположены: номер, логотип «высококачественное воспроизведение» и пояснение «также доступно в стерео»; на стереофонических альбомах: номер, логотип «полноразмерное стерео» и «также доступно в обычном монофоническом». Обложки моно и стерео также отличаются рекомендациями по использованию, написанными над нижним краем правой стороны разворота.
Верхний край внутренней обложки заворачивается на лицевую сторону, там написано «регистратор: Битлз», нарисован черный кружок и проставлен номер. Это первый альбом «Битлз», в котором черный кружок используется для различения моно и стерео, в первом случае он сплошной, а во втором – разделен напополам белой полосой.
Альбомы выпускались с двумя вариантами компоновки сторон пластинок. При компоновке 1/2/3/4 первая пластинка содержала стороны 1 и 2, а вторая – 3 и 4. Вариант 1/4/2/3 предназначался для использования на таких проигрывателях, где можно было установить стопку дисков, и они бы по очереди проигрывались. Поэтому можно было сразу поставить первую и вторую пластинки, послушать стороны 1 и 2, затем перевернуть две пластинки вместе, и послушать подряд стороны 3 и 4. Монофонические пластинки на заводах «Кэпитол» и «Декка» изготавливались в компоновке 1/4/2/3. Альбомы в компоновке 1/2/3/4 выпускались на контрактной основе заводами компании «Эр-Си-Эй» в очень небольшом количестве, поэтому они более ценные. Таким же образом изготавливались и стереофонические варианты 1/4/2/3, но ничего не известно о существовании стерео в виде 1/2/3/4.
Альбом «История Битлз» был продан в наименьшем количестве копий по сравнению с другими альбомами «Битлз», изданными «Кэпитол» в 60-ые годы. Он меньше ценился и не так заботливо хранился, как другие альбомы «Битлз», переполненные величайшими песнями. Поэтому его очень тяжело найти, и он самый ценный из всех альбомов «Битлз», выпущенных «Кэпитол». Ну и конечно, стереофонический вариант ещё ценнее, чем моно».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Несмотря на вопиющий эксплуататорский характер этого «официального» релиза, альбом «История Битлз» продавался достаточно хорошо, чтобы попасть в первую десятку США».
beatlesbible.com: «По сути, альбом был попыткой извлечь выгоду из ажиотажного спроса на «Битлз». Хотя он продавался более скромно, чем другие пластинки «Кэпитол», в первую неделю после выхода он был сертифицирован как золотой, что означает продажи более 1 миллиона долларов.
Альбом содержал 48-секундный отрывок песни «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout), записанной 23 августа 1964 года в «Голливудской Чаше» в Лос-Анджелесе.
12 декабря альбом войдет в хит-парад «Биллборд» под номером 97, а 2 января 1965 года достигнет своего пика под номером семь, занимая эту позицию в течение четырех недель».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Студии Уэмбли. Запись в программе «На старт, внимание, марш!» (Ready, Steady, Go!). Под фонограмму были записаны песни «Мне хорошо» (I Feel Fine), «Она женщина» (She’s A Woman), «Крошка в черном» (Baby’s In Black) и «Канзас-Сити / Эй-Эй-Эй!» (Kansas City / Hey, Hey, Hey, Hey!). Ведущий программы Кит Фордайс».
С Кэти Макговен.
beatlesbible.com: «Это было третье и последнее выступление в программе «На старт, внимание, марш!». Во время выступления группы присутствующие в аудитории зрители хлопали и танцевали. Они также дал интервью ведущему Киту Фордайсу.
Трансляция отредактированной записи состоится 27 ноября 1964 года с 18:08 до 19:00».
Из дневника Альфа Бикнела: «Понедельник. После моего заслуженного отдыха началась работа. Ребятам предстояла запись в студии. Необходимо было продвигать новый сингл, вышедший сегодня. Мой экземпляр к этому времени был совершенно заезжен, так как Джейн слушает его не переставая».
Приглашение на званый обед для двоих в ночном клубе «Аннабель», 23 ноября 1964 г. Приглашение подписано Джорджем Харрисоном.
Клуб располагался по адресу 44 Беркели-Сквер, Лондон. Был основан в 1963 году Марком Бирли и назван в честь его жены. Это было первое в своем роде заведение в Англии: ночной клуб только для его членов, состоящих только из эксклюзивной клиентуры. Харрисону нравилось ходить в этот клуб, потому что там почти не было шансов попасться на глаза поклонникам. Интересно, что Джордж, Патти, Брайен Эпстайн и Эрик Клэптон хотели отпраздновать там Новый 1967 год, но Харрисон отказался надеть галстук, и им всем было отказано в допуске.