28 июля 1964 г.
Газета «Ливерпуль Эко», 28 июля 1964: «Группа «Битлз» по-прежнему наверху. Опубликованный сегодня хит-парад 50 лучших от «Мелоди Мейкер» остается без изменений. «Битлз» остаются на первом месте с песней «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night), а группа «Роллинг Стоунз» остаются на втором месте с песней «Все кончено» (It’s All Over Now)».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В 11.10 из аэропорта «Хитроу» группа вылетела в Стокгольм, Швеция».
Газета «Ливерпуль Эко», 28 июля 1964: «Прощание с поклонниками, провожающих «Битлз» в полет до Стокгольма».
Газета «Ливерпуль Эко», 28 июля 1964: «Улетают сегодня, должны вернуться в четверг – «Битлз» не долго будут отсутствовать. Но сегодня утром эти поклонницы, стоящие на крыше, провожали группу как в долгий путь».
Джон Винн (автор книги «Бесподобный путь: Битлз – записанное наследие»): «Примерно в 12.30 группа приземлилась в аэропорту «Арланда». На борту самолета у них взял интервью их старый друг Клэс Барлинг. Во время этого короткого интервью «Битлз» представились шутливыми именами. Пол представился как Дейв Кларк, Джордж как Джордж Чекириз, а Джон назвался Джоном Джаггером.
Проверка паспортов осуществлялась прямо на борту самолета, и Ринго сказал, что он хорошо помнит Швецию, и спросил, есть ли еще поблизости девушки».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Несмотря на то, что аэропорт расположен более чем в 25 милях от центра Стокгольма, более трех тысяч поклонников пришли поприветствовать группу в Швеции».
Газета «Ливерпуль Эко», 28 июля 1964: «Когда «Битлз» прибыли в Стокгольм, поклонники прорвались через полицейское ограждение и ринулись на взлетно-посадочную полосу. Служащие аэропорта сказали, что никогда не видели здесь таких толп».
Джон Винн (автор книги «Бесподобный путь: Битлз – записанное наследие»): «Когда «Битлз» вышли из самолета, их встретила с букетами цветов королева красоты Керстин Дахлаф».
Керстин Дахлаф встречает «Битлз» в аэропорту «Арланда».
Когда «Битлз» прибыли в Стокгольм, в аэропорту играл оркестр студенческой группы «Меркблекет» из Стокгольмской школы экономики.
На кадрах кинохроники участник группы «Меркблекет», английский студент по обмену Роджер Уоллис в униформе, подходит к Маккартни, когда он спускается по трапу. После этого «Меркблекет» начинает играть «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand), после чего Маккартни делает вид, что дирижирует группой.
Пол: «Мне они понравились, у них был хороший ритм! Это действительно было здорово!».
Джон Винн (автор книги «Бесподобный путь: Битлз – записанное наследие»): «Из аэропорта они отправились в отель «Фореста».
Газета «Ливерпуль Эко», 28 июля 1964: «После того, как «Битлз» поприветствовали толпу примерно в 1 500 человек, они покинули аэропорт через служебные ворота в сопровождении полицейского эскорта на мотоциклах».
Стокгольм, 1964 г.
Джон Винн (автор книги «Бесподобный путь: Битлз – записанное наследие»): «В 15.15 в отеле «Фореста» началась пресс-конференция».
Пресс-конференция в отеле «Фореста».
beatlesbible.com: «В этот день «Битлз» выступили на шведском телевидении. Они обсудили свои планы на будущее, а Джон прочитал свой рассказ «Добрый пес Найджел» из своей книги».
Джон Винн (автор книги «Бесподобный путь: Битлз – записанное наследие»): «После пресс-конференции Джон принял участие в коротком телеинтервью, во время которого он в шутку представил своих товарищей как «Джордж Парасоль, Ринго Стоун и Пол Чармли», и в разговоре продолжил настаивать на том, что его творчество не является следствием влияния Джеймса Тёрбера (прим. – американский художник газетных сатирических комиксов, писатель и юморист) или Джеймса Джойса (прим. – ирландский писатель и поэт, представитель модернизма)».
В отеле «Фореста».
С репортером Ингер-Мари Опперуд. В 1963 году она начала работать в «Экспрешен». В 1964 году Ингер-Мари познакомилась с «Битлз» и после выступления группы она обедала вместе с ними. Спустя 25 лет, в 1989 году, когда Пол Маккартни посетил Стокгольм, Ингер-Мари напомнила ему о той встрече. «Помню, что в Стокгольме было здорово», – сказал Пол Маккартни. – «Я помню людей и места, а вот концерты нет».
Лэсси Бенгтссон (beatlessweden.com): «Возле отеля «Фореста» собралось около 500 поклонников. Многие провели здесь весь день, в надежде увидеть кого-нибудь из группы. У водителя «Крайслера» возникли проблемы из-за толпы, столпившейся у входа. «Толпа облепила автомобиль со всех сторон, капот, крышу, везде. «Вскоре вся машина была исцарапана. Антенна была сломана», – рассказывал водитель. Полиция с трудом расчистила путь, чтобы «Битлз» смогли сесть в автомобиль».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление на стадионе «Йоханнешов», Стокгольм (Johanneshovs, Isstadion, Stockholm), совместно с группой «Кейс» (The Kays), группой «Мунлайтерс» (The Moonlighters), группой «Стиплерс» (The Streaplers), Джимми Джастисом (Jimmy Justice), группой «Мэскотс» (The Mascots) и группой «Шейнс» (The Shanes)».
Лэсси Бенгтссон (beatlessweden.com): «В концерте также принимали участие следующие группы и исполнители: Джимми Джустайс – английский певец, в то время более популярный в Швеции, чем в Англии; Группа «Мэскотс» – стокгольмская группа, созданная по подобию «Битлз». Их дебютный альбом включал версию песни Леннона-Маккартни «Кончик моего языка» (Tip Of My Tongue). Во время концерта они встретились с «Битлз» и поведали прессе несколько интересных фактов, таких, как: «У Пола было две бас-гитары. Одна новая блестящая, с которой он позировал перед фотографами, и другая, старая, потрепанная, на которой он играл»; шведская группа «Шейнс» из города Кируна, расположенного на самом севере Швеции».
Группа «Кейс».
beatlesbible.com: «Первый концерт начинался в 18.45, второй в 22.00».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «В конце июля группа отправилась в Стокгольм с коротким двухдневным визитом. В четырех выступлениях, которые состоялись 28 и 29 июля, Харрисон и Леннон использовали пару новых усилителей «Вокс Эй-Си-50», в то время как Маккартни продолжал пользоваться своей басовой установкой «Вокс Эй-Си-100». Две акустические колонки «Эй-Си-50» нового дизайна визуально отличались от тех, что были использованы до этого. Они были полностью закрыты фронтальной решеткой «Вокс» с алмазным рисунком декоративной ткани. Новая версия «Эй-Си-50» имела отделку декоративной тканью только в нижней части фронтальной поверхности, что напоминало «Эй-Си-30». Эти новейшие «Вокс Эй-Си-50» использовались Ленноном и Харрисоном в июле 1964 только в течение короткого периода».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Во время одного из выступлений Джон получил удар током от одного из микрофонов на сцене».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Во время исполнения своего номера «Хочу быть твоим мужчиной» (I Wanna Be Your Man) Ринго уронил свой микрофон, после чего ему пришлось мужественно имитировать большую часть песни».
Лэсси Бенгтссон (beatlessweden.com): «Охрана знала, что это будет тяжелый для них вечер, но не до такой степени. В конце выступления, когда «Битлз» заиграли «Хочу быть твоим мужчиной» (I Wanna Be Your Man), аудитория ринулась к сцене. И когда Пол объявил последний номер «Долговязая Салли» (Long Tall Sally), беспорядки превратились в хаос. Сотни и сотни подростков начали штурмовать сцену. Охрана отрабатывала свой хлеб действительно тяжелым трудом. Но до тех пор, пока «Битлз» не покинули сцену, охрана сумела сдержать напор толпы. В давке серъезно пострадали 10 человек, трое были задержаны полицией. Всего в ограждении стояли 55 полицейских и представителей охраны».
Лэсси Бенгтссон (beatlessweden.com): «Во время двухчасового перерыва между концертами, охрана затребовала подкрепление и служебных собак.
Во время второго выступления первые 15 минут было относительно спокойно, но когда они заиграли «Она любит тебя» (She Loves You), зал взорвался. Толпа начала пробиваться к сцене. У полицейских и сотрудников охраны не было возможности мирно сдержать толпу, которая в основном состояла из несовершеннолетних девочек-подростков. В самый разгар столкновения полицейские начали просто сбивать с ног, чтобы очистить сцену. Одну девушку так сильно ударили в живот, что она потеряла сознание. Другие падали в обморок из-за жары и спертого воздуха.
«Битлз» медленно отступили к задней части сцены, и когда их попросили остановить шоу, они оставили свои инструменты и бросились в свою гримерную».
Стокгольм, 1964 г.
Лэсси Бенгтссон (beatlessweden.com): «В полночь в номере № 3 отеля «Фореста» четверо усталых парней вместе с Нилом Аспиналом, Дереком Тейлором и еще несколькими людьми подвели итоги дня и обсудили хаос на концертах. Джон сказал: «Отлично! Вы видели этих охранников? Они выглядели по-настоящему испуганными! Мы хотим завести аудиторию, и мы всегда это делаем, но всегда есть нарушители спокойствия. Они не наши».
Ринго выглядел довольным. Он слушал версию «Она любит тебя» (She Loves You), исполненную шведским духовым оркестром «Меркблект», с альбома, только что вышедшего в Швеции. «Мне, правда, нравится», – сказал Пол. – «У них, действительно, получился бит. Это, правда, здорово!».
Безусловное сходство обложки альбома «Меркблект» с оформлением «Сежанта Пепера» способствовало появлению предположений о том, что он был его прототипом.
Лэсси Бенгтссон (beatlessweden.com): «Компания заказала себе мясо на шесть персон и бутерброды. Потом в номере Дерека Тейлора они устроили небольшую вечеринку. Джордж перед вечерикой ушел спать. Пара фотографов и журналистов и пара девушек из шведского фан-клуба разговаривали и выпивали. Одна из этих девушек – Барбро Каллбек, и рассказала мне обо всём этом. Ринго сидел в углу, слушал музыку и отбивал ритм. Джон разговаривал с журналистом из «Дейли Экспресс». Пол общался с девушками из шведского фан-клуба. Было почти 3 часа ночи, когда «Битлз» отправились спать».