29 июня 1964 г.
Брисбен. Местный клуб поклонников «Битлз» с двадцатифутовым транспорантом перед прибытием группы.
Департамент гражданской авиации был настолько сильно обеспокоен проблемой безопасности, что еще в мае провел три совещания с представителями полиции Квинсленда, Австралийской федеральной полицией, частной охранной компанией, которая несла дежурство за периметром аэропорта и представителями авиакомпаний.
Для обеспечения безопасности, было возведено дополнительное ограждение, чтобы удержать толпу, с предполагаемой численностью в тридцать тысяч человек. Для обеспечения патрулирования внутри и снаружи линии ограждения, терминалов и других общественных мест была запланирована дополнительная охрана полиции и частной службы безопасности. На всякий случай были задействованы две машины скорой помощи.
Первый сбой в планировании мероприятий по безопасности, связанных с прибытием «Битлз», возник, когда вместо регулярного рейса было принято решение использовать чартерный самолет из Сиднея, прилет которого был назначен на время после полуночи. Эта новость была озвучена 17 июня газетой «Брисбен Телеграф» еще до того, как об этом изменении узнала полиция. Планы пришлось менять. Полиция и сотрудники охраны закрыли и оградили часть аэропорта с 16.00. По плану полиция Квинсленда должна была нести дежурство на основном и дополнительном ограждении, контролировать выезды и дороги общего пользования, а также помогать в контроле за выездом на взлетно-посадочную полосу. В общей сложности нести дежурство будут 210 полицейских в форме и 24 детектива в штатском.
Австралийская федеральная полиция будет охранять международный терминал и контролировать движение людей по периметру. Частная охранная компания будет нести дежурство вокруг терминала и административных зданий.
Внутри оцепления будет находиться дополнительная пожарная машина, так как в случае аварийной ситуации с самолетом, её движение по дороге будет затруднено. У бригады скорой помощи будет наготове шесть носилок и несколько десятков одеял. Департамент гражданской авиации предоставит чай.
Примерно к семи часам вечера в аэропорту начала собираться толпа, стали прибывать представители средств массовой информации. Позднее прибытие самолета оказалось благом, поскольку только около десяти тысяч человек находилось в зоне видимости.
Бэрри Майлз: «Сразу после полуночи «Битлз» прибыли в Брисбен, где их ожидала толпа из восьми тысяч поклонников».
Группа прибыла в Брисбен, конечный пункт назначения в своем мировом турне 1964 года, сразу после полуночи 29 июня.
Гленн Э. Бейкер (австралийский журналист, комментатор и телеведущий): «Когда самолет коснулся взлетно-посадочной полосы, восьмитысячная толпа пришла в неистовство, и деревянное ограждение, воздвигнутое по этому поводу, начало рушиться под напором толпы, после чего было объявлено, что если порядок не будет восстановлен, то самолет сядет на другом аэродроме».
Бэрри Майлз: «Группу провезли мимо толпы в грузовике с открытой платформой».
Бэрри Майлз: «В толпе оказались ненавистники «Битлз», которые начали забрасывать группу яйцами, помидорами и деревяшками».
Фрэнк Бишоф (комиссар полиции): «Этот парад был несколько омрачен небольшой группой правонарушителй, которые, как утверждалось, были учащимися университета. Они бросили в грузовик, везущий «Битлз», несколько яиц и помидоров».
Брюс Ренвик (автор книги «Битлз в Новой Зеландии»): «Джордж спрятался за кабиной, остальные просто увертывались».
Эдди Леонард: «В то время я учился в колледже. Наша группа студентов решила прославиться, поэтому, что было глупо, но мы решили, что в аэропорту забросаем «Битлз» яйцами. Молодые и глупые. Бедные Битлы решили, что это станет новой модой, подобной той, когда девушки бросали свои трусики в Тома Джонса. Это было во всех газетах».
Фрэнк Бишоф (комиссар полиции): «Стало очевидно, что под напором толпы, ограждение может вот-вот рухнуть. Если бы это произошло, то многие получили бы серьезные травмы. Естественно, что фотографы из газет стремились это сфотографировать, и, как я полагаю, некоторые из них начали подстрекать толпу, чтобы они «наклонялись вперед во время фотографирования». Это было опасно, и совершенно правильно, что было пресечено полицией».
Бэрри Майлз: «После чего их быстро повезли в отель».
Бэрри Майлз: «Прибыв в отель, Леннон заявил: «Больше никаких незапланированных мероприятий. Пока мы в Брисбене, для нас только отель и концертная площадка».
Гленн Э. Бейкер (австралийский журналист, комментатор и телеведущий): «Когда они добрались до отеля, то были очень рассержены. Как сказал Дерек Тейлор, в Брисбене они не собирались нигде появляться, за исключением выступлений на концертах. Вот почему «Битлз» не стали выходить на балкон отеля».
Газета «Телеграф», 29 июня 1964: «Управляющие отелем «Леннонс» продолжают скрывать тайну о том, где остановились Битлз».
Отель «Леннонс».
«Битлз» заняли 4-й этаж, который круглосуточно находился под охраной. В течение дня подростками было предпринято несколько попыток проникнуть в номера «Битлз», включая одного изобретательного шестнадцатилетнего юношу, который переоделся в одежду священника, позаимствованную у своего дяди, и попытавшегося войти в отель в час дня. На нем были очки в роговой оправе и маленькая черная книга в руках. Озадаченным охранникам он сказал, что «пришел дать Битлз наставление». Но, случайно споткнувшись, он обнажил свои ноги, и выяснилось, что он был обут в «битловские ботинки», а библия оказалась учебником по истории.
Паула: «Это было в 1964 году, когда «Битлз» выступали в Брисбене. Наша группа школьниц отправилась к отелю «Леннонс» в надежде увидеть «Битлз». Мы подошли к отелю, выжидая возможность попасть вовнутрь. Я притворилась, что мне плохо, и меня ненадолго оставили там одну, но потом кто-то меня пожалел. Не помню, попала ли я в здание отеля, но мне сказали: «Это для тебя», и дали подписанный Джоном, Полом, Джорджем и Ринго бланк отеля с автографами».
Бэрри Майлз: «В отеле состоялась пресс-конференция».
Письмо от Марджори Стэплтон из еженедельного журнала «Австралийские женщины» комиссару полиции: «Уважаемый господин Ф.Е. Бишоф. Что касается предстоящего визита «Битлз» в Брисбен, то у меня есть редакционное задание получить цветные фотоснимки, и, если возможно, интервью с ними. У меня и у моих сотрудников нет пропусков для прессы, выдаваемых полицией, поскольку наша работа обычно не выходит за рамки освещения обычных общественных событий. Во время приездов членов королевской семьи мы получаем у вас специальные пропуска.
Боюсь, что в случае, если прием группы «Битлз» будет весьма насыщенным, то нас не пропустят через оцепление, и я была бы благодарна, если вы предоставите нам три пропуска (фотографу, помощнику репортера, и мне). Наши имена: миссис Марджори Стэплтон, мисс Милдред Иден и мистер Боб Миллар.
Я буду весьма благодарна за любую помощь, которую вы сможете оказать нам в этом деле. Также, следует ли нам подавать заявку для получения пропусков для прессы, выдаваемых полицией, при освещении событий подобных этому? С уважением, Марджори Стэплтон».
На пресс-конференции Пол высказался по поводу инцидента с яйцами: «На самом деле, мы не сильно плачем по этому поводу. У нас нет отвращения или тревоги. Просто разочарование. Это так бессмысленно». Джон добавил: «Сейчас всякие тупицы по всему миру начнут бросаться яйцами весь следующий месяц или около того, пока какой-нибудь другой идиот не придумает выходку получше». На вопрос, не ощущают ли они себя как животные в клетках, Джон ответил: «Нет, мы сами себя кормим».
Джек Бонуэлл из Брисбена вручает Дереку Тейлору бумеранги с ручной росписью каждого из участников группы. Являясь поклонником группы, Джек захотел сделать «Битлз» подарок в честь их австралийского турне.
Брисбен, 1964 г.
Джон Говард (фотограф): «Когда «Битлз» были в Брисбене, они захотели увидеть настоящих австралийских животных. И я это устроил (прим. – это произойдет 30 июня 1964). Я прилетел в Брисбен вместе с ними, и планировал устроить еще одну вечеринку с помощью Патриции Нэльки и Дэвида Флеея, которые управляли заповедником фауны. Ринго хотел встретиться с коренными австралийцами, что было любезно организовано Миссией методистской церкви, которые пригласили на встречу сестер-аборигенок Мону, Джоан и Эми Смит».
Эми Смит: «Самое забавное, что в то время я не была поклонницей «Битлз», в отличие от моих младших сестер Джоан (ей было тогда 18 лет) и Моны (14 лет). Я поехала в Брисбен, потому что у сестер были билеты на последний австралийский концерт «Битлз» 30 июня 1964. Наши родители не хотели, чтобы девочки-подростки были в Брисбене без присмотра, и меня попросили три дня побыть с ними. Мне было тогда 23 года.
То, что мы встретились с «Битлз», было случайностью. В Брисбене за день до концерта мы осматривали достопримечательности и делали покупки в торговом центре на Куинн-Стрит, когда к сестрам подошел какой-то мужчина, и заговорил с ними о «Битлз». Я была немного в отдалении, когда услышала, как они закричали от восторга. Я повернулась, и увидела, что они заняты серьезным разговором. Я поспешила назад, чтобы вмешаться, но он быстро успокоил меня, сказав, что не имеет в виду ничего плохого. Он сказал, что путешествует с «Битлз», и они посетовали ему, что очень разочарованы тем, что это были их последние концерты в Австралии, а они до сих пор не встретили никого из числа аборигенов. Уверена, они думали, что у нас по улицам скачут кенгуру, на каждом дереве сидят коалы, а аборигены расхаживают с копьями.
Мужчина также добавил, что Джоан имела поразительное сходство с аборигенткой [Розали Кюнот-Монк] – звездой популярного местного фильма «Джедда». Мужчина также добавил, что на следующий день устроит для сестер встречу с группой в пентхаусе отеля, где разместились «Битлз» (по иронии судьбы, в отеле Леннона). И мы согласились».
Бэрри Майлз: «Выступление в Фестивальном зале Брисбена (Festival Hall, Brisbane)».
Округ Брисбен, полицейский участок Рома-Стрит, 23 июня 1964.
В связи с: Полиция, которая будет на «особом дежурстве» в помещении Фестивального зала Брисбена вечером 29-го и 30-го июня 1964 г. во время выступлений на концертах «Битлз». Сэр, докладываю, что выполняя поручение, совместно с управляющим Фестивального зала, г-ном Бертом Поттсом было определено количество полицейских, необходимых для несения «особого дежурства» в Фестивальном зале вечером 29-го и 30-го июня.
После обсуждения этого вопроса с господином Поттсом, который посоветовал мне привлечь на особое дежурство в Фестивальном зале полицейских в количестве тридцати пяти (35) человек, они будут распределены следующим образом:
Лестница на балкон со стороны Альберт-Стрит – 4;
Верхняя площадка лестницы в костюмерную со стороны Альберт-Стрит – 2;
Вход в костюмерную (одна) – 2;
Выходы на сцену – два (2) с каждой стороны – 4;
Перед сценой – 12;
Верхняя часть балконов с каждой стороны. Два с каждой стороны – 4;
Партер с каждой стороны. Два с каждой стороны – 4;
Внутри главного вестибюля возле кассы – 2;
Патрулирование внутри зала с осмотром зала, туалетов и раздевалок – 1;
Итого – 35.
Г-н Поттс пояснил мне, что причина, по которой он просит разместить двенадцать (12) человек перед сценой, связана с предыдущим опытом их выступлений на юге, который оказался очень успешным, когда полиция останавливала подростков, которые бросались к сцене.
Дежурство будет необходимо с 17.00 до 23.00 каждый вечер.
Сержант Б.А. Брайт.
Фестивальный зал Брисбена, фото 1959 г. Следующий вопрос, после организации мер безопасности в аэропорту, относился к обеспечению порядка во время концертов. Фестивальный зал вмещал 5 600 человек, и каждый вечер должно было состояться два концерта. Комиссар полиции Фрэнк Бишоф написал своим коллегам из округов Новый Южный Уэльс, Виктория и Южная Австралия, попросив у них совет. Каждый из них предоставил ему очень подробный отчет о тех мерах, которые были ими предприняты. После обсуждения с администрациями Фестивального зала и отелем «Леннонс», было решено, что потребуется привлечь еще двести двух полицейских в форме и детективов. Планировалось, что 40 человек будет находиться снаружи отеля и 35 внутри Фестивального зала. 12 полицейских выстроятся перед сценой, чтобы предотвращать любые попытки атаковать сцену.
В апреле 1964 года газета «Сандей Тратх» обвинила руководство Фестивального зала в предоставлении большого количества билетов парламентариям, авиа и нефтяным компаниям еще до того, как билеты поступили в продажу. «Кто-то серьезно ошибся при продаже билетов Битлз? Поклонники утверждают, что стали свидетелями грязной сделки», – утверждала газета 9 апреля 1964 года. Говорили, что один депутат от штата Квинсленд забронировал 35 мест за две недели вперед, в то время как поклонники выстаивали в очереди по 40 часов только ради того, чтобы купить билеты на лучшие места, которые уже были проданы.
Бэрри Майлз: «На двух концертах присутствовало по 5 500 зрителей».
Газета «Телеграф», 30 июня 1964: «Крики, визги и рыдания отражались от потолка. И девушки, и юноши выбросили вперед свои руки. Они подпрыгивают на своих местах. Они стоят на коленях в проходах. Это бедлам, и, судя вывернутыми лицами с раскрытыми ртами, настоящее блаженство. Это были Битлз».
Газета «Курьер Мейл», 30 июня 1964: «Фестивальному залу повезло остаться с неповрежденной крышей».
Газета «Брисбен Телеграф»: «В основном вы могли расслышать барабанные удары Ринго, иногда гитары, и все время нескончаемые крики. Как поют «Битлз» услышать было нельзя… Как только они открывали рты, то же самое делала толпа. На одном из концертов присутствовали губернатор Квинсленда, сэр Генри Абель Смит с женой леди Мэй. Как они заявили: «В прошлый вечер мы получили удовольствие… мы были почти оглушены, но все провели очень хорошее время»».
Бэрри Майлз: «И снова шайка ненавистников омрачила другим концерт, забросав группу яйцами. «Битлз» выразили жестами свое отношение к этому, но продолжили играть».
Кейт Бедмен: «Первый вечерний концерт был испорчен инциндентом: кто-то из зала бросил на сцену тухлое яйцо».
Джордж: «Это были шестеро парней. Мы рассказали в газете, что хотели бы с ними встретиться. И они пришли к нам в отель [30 июня 1964]».
Бэрри Майлз: «В перерыве между концертами губернатор – сэр Генри Эйбель Смит и его супруга леди Мэй Смит пообщались с группой».
«Битлз» с Джонни Честером.
Верхний ряд слева направо: Девон Минчин (глава службы безопасности «Эм-Эс-Эс»), Дейв Линкольн (лидер-гитарист группы «Фантомы»), Боб Гэрди (ритм-гитарист группы «Фантомы»), Алан Фентон (ударник группы «Фантомы»), Джонни Честер (австралийский певец), Джонни Девлин (австралийско-новозеландский певец), Пит Уэтсон (бас-гитарист группы «Фантомы»), Ноэль Трисайдер (клавишник группы «Фантомы»).
Второй ряд слева направо: Охранник службы безопасности «Эм-Эс-Эс», Мэл Эванс, группа «Корпорация звука» в составе – Дик Томас (бас-гитара), Джон Гиллард (гитара), Алан Холмс (саксофон, флейта), Дейв Глайд (саксофон), Бэз Элмс (клавишные), Тони Ньюмен (ударные), Джордж Харрисон (фотограф).
Ряд сидящих слева направо: Джон Клэпсон (офрмитель сцены), Берт Поттс (управляющий концертным залом), Мэлкольм Куки (помощник гастрольного менеджера), Кен Бродзяк (промоутер), Дик Лин (промоутер), Ллойд Равенскрофт (гастрольный менеджер), Артур Хаббард (Генеральный менеджер службы безопасности «Эм-Эс-Эс»), Нил Аспинал.
Нижний ряд: Алан Филд (ведущий), Джордж, Пол, Джон, Ринго, Дерек Тейлор.
Бэрри Майлз: «Ночью «Битлз» и двадцать девушек Брисбена веселились до самого утра, танцуя под пластинки лейбла Мотаун».