8 февраля 1964 г.
9 февраля 1964 «Дейли Миррор» вышла с передовицей: «До свидания, Британия – привет, Нью-Йорк. Йе! Йе! США!».
beatlelinks.net:
Альбом «Вместе с Битлз» (With The Beatles) – номер 1, 10-я неделя в хит-параде британского издания «Рекорд Ритейлер»;
Альбом «Встречайте Битлз!» (Meet The Beatles!) – номер 3, 2-я неделя в хит-параде американского издания «Биллборд»;
Песня «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand) – номер 1, 2-я неделя в хит-параде американского издания «Биллборд», 4-я неделя в 100 лучших американского издания «Биллборд»;
Песня «Она любит тебя» (She Loves You) – 3-я неделя в лучшей сотне американского издания «Биллборд»;
Песня «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) – 2-я неделя в лучшей сотне американского издания «Биллборд»;
Песня «Я увидел ее, стоящую там» (I Saw Her Standing There) – 1-я неделя в лучшей сотне американского издания «Биллборд».
«Биллборд»: «Британия не имела такого влияния на американскую жизнь с 1775 года».
Газета «Гардиан», 8 февраля 1964: «Битл-истерия поражает США. «После всех контрактов, которые мы послали Англии, они должны были сделать это для нас?» Так высказался сегодня один из уважаемых членов нью-йоркской общины после того, как услышал о прибытии «Битлз».
Физически, вторжение «Битлз» началось только после 13:00, когда их воздушный лайнер приземлился в переполненном Аэропорту имени Кеннеди. Но фактически, Нью-Йорк был во власти Битломании в течение нескольких недель, и прибытие их просто подтверждало, что идолы действительно существуют телесно, а не только их голоса.
В аэропорту было более трех тысяч подростков, которые прибыли как из отдаленных штатов, так и из Нью-Йорка, прогулявших школу, столкнувшихся с увольнением с их рабочих мест. Они несли плакаты, которые содержали такие фразы, как: «Я люблю вас, пожалуйста, останьтесь». Как плакали в Лондоне, когда они улетали из него, точно так же плакали и здесь, когда «Битлз» прибыли сюда. Но слезы эти были слезами радости.
Были также крики и визги, когда четыре битла с их многочисленным окружением появились из самолета. Для них была вызвана максимальная по численности полицейская охрана, какая обычно привлекается для королей и президентов. Конечно, ведь без полицейских барьеров немного бы осталось от «Битлз» к настоящему времени – ведь каждый хотел получить что-нибудь от Битл-ауры.
Пока они находятся в городе, сотня полицейских будет постоянно находиться с ними. Один из полицейских сухо отметил, что мир сошел с ума. Он не мог припомнить подобных сцен с тех пор, как генерал Макартур был отозван из Кореи.
Сегодня радиостанции с раннего утра играли записи «Битлз», и «йе-йе-йеее» вертится у всех на устах. Даже сдержанные корреспонденты были замечены в том, что сегодня делали свою работу в Битловском ритме, а в универсаме транзистор играл прямо на груде апельсинов, в то время как клерк упаковывал мои покупки. Во многих мужских парикмахерских клиенты просили сделать прически «под Битлз», и стали популярными парики Битл».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Утром «Би-Би-Си» в программе «Субботний клуб» транслирует интервью Брайана Мэттью с «Битлз»».
beatlesbible.com: «Мэттью записал это интервью с группой из нью-йоркского отеля «Плаза» накануне вечером. Во время интервью в их номере присутствовал радиожурналист Мэлкольм Дэвис (Malcolm Davis), который записывал их ответы. Позднее он отправил в Лондон запись, на которую Мэттью добавил свою часть. Дэвис также записал репортаж прибытия «Битлз» в аэропорт имени Кеннеди и в отель «Плаза», а также интервью с нью-йоркским ди-джеем Мюрреем Кауфманом и возбужденными поклонниками.
В этот день аудитория программы «Субботний клуб» составила около 11 миллионов человек, что составляло пятую часть населения Великобритании. Интервью Брайана Мэттью вышло в эфир после 10 часов утра, а десятиминутный репортаж Мэлкольма Дэвиса закрывал двухчасовое шоу».
Из дневника девушки Лайзы: «8 февраля. Площадь [перед отелем «Плаза»] всё ещё заполнена поклонниками! Мы с Дебби проснулись довольно рано, потому что все ещё были в возбуждении. Мы живём в том же отеле, что и «Битлз»!!! Мама Дебби заказала для нас в номер завтрак, который принесли около восьми утра. Интересно, что подали на завтрак Битлам».
Эд Руди (репортер, 1964): «В субботу 8 февраля они [«Битлз»] проснулись рано утром, после чего из своих номеров начали звонить друг другу по местному телефону, чтобы договориться о времени, когда они смогут собраться вместе на завтрак».
Джон Винн (автор книги «Бесподобный путь: Битлз – записанное наследие»): «Утром из номера отеля «Плаза» Джон с Ринго дали по телефону интервью ди-джею радиостанции «Даблви-Оу-Эл-Эф» Баду Баллу (Bud Ballou). Бад был одним из многих, кто получил возможность взять интервью по телефону из отеля «Плаза», пока Брайен не прекратил такую практику. В своем интервью Ринго с Джоном сказали несколько слов перед тем, как отправиться завтракать, оставив Джорджа выздоравливать. «Да, мы оставляем его в постели. Мы все идем есть, но он должен остаться».
Нет ничего удивительного в том, что Бад Баллу попытался получить кредит доверия к «Даблви-Оу-Эл-Эф» заявив, что именно эта радиостанция открыла «Битлз», будучи «одной из самых первых радиостанций в стране», начавших транслировать в эфире песню «Я хочу держать тебя за руку». Ринго был вежлив, но не впечатлен этим заявлением, в то время как Джон просто призвал тех немногих слушателей, что еще не купили пластинки «Битлз», успеть на этот бал».
Берни Илсон (агент по рекламе шоу Эда Салливана): «Когда «Битлз» прибыли в Нью-Йорк, я организовал на целый день интервью в отеле «Плаза», куда со всей страны съехались ди-джеи и газетные репортеры. Все хотели с ними поговорить. Когда они сюда прибыли, то были настолько хорошо известны, насколько это было возможно».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Еще одна [после 7 февраля] пресс-конференция прошла в отеле «Плаза» в зале «Барокко». К этому времени для «Битлз» пресс-конференции стали обычным явлением. Большинство пресс-конференций с ведущими артистами звукозаписи проходили в консервативной манере, но «Битлз» изменили эту практику, проявляя дерзкое, а иногда и нахальное чувство юмора, которое журналисты принимали с энтузиазмом, часто публикуя интервью дословно. По этой причине «Битлз» часто сравнивали с братьями Маркс (прим. – популярный комедийный квинтет из США, специализировавшийся на «комедии абсурда»), за их явно импровизированное остроумие, которое очаровывало даже скептично настроенных циников. «Как вы нашли Америку?» – спросили Джона. «Свернули налево от Гренландии», – ответил он. «Что вы делаете с воих гостиничных номерах в течение дня?», – спросили Джорджа. «Катаемся на коньках», – ответил он».
Джуд Саузерленд Кесслер (автор книги «Она любит тебя (1963-1964)»): «Ещё один день и ещё одна пресс-конференция. «Это становится привычкой, не так ли?», – отметил Джон.
«Что вы думаете о своем выступлении на этой неделе в Карнеги-Холле, центре американской культуры?».
«Ну», – Ринго посмотрел на остальных, перед тем как продолжить, – «немного нервничаем, но не слишком сильно, нет. Просто надеемся, что найдем взаимопонимание с большинством американцев».
«Почему вы выбрали отель «Плаза», Джордж?».
«Я не выбирал. Это сделал наш менеджер». Джордж был непривычно раздражителен. Даже Джон наклонился, внимательно на него посмотрев. «Все, что я могу вам сказать, это то, что мне не нравится здешняя еда!».
Раздался всеобщий вздох. Битл жалуется! Не остроумная и сладкоречивая завуалированность, а в чистом виде нелюбезный ответ.
Брайен бросил на Соммервилля осуждающий взгляд. Соммервиль сделал глубокий вздох, и сделал шаг вперед, готовый закрыть этот форум, если понадобится. Но, несмотря на бесцеремонность Джорджа, вопросы продолжали сыпаться.
«Почему Битлз?», – выкрикнул кто-то. – «Почему Битломания?». «А почему нет?», – выкрикнул в ответ Джон, и Брайен выдохнул с облегчением.
«Джон… как долго это всё продлится?». Это был Мюррей Кэй. «До тех пор, пока вы продолжите задавать вопросы, я полагаю, Мюррей», – игриво ответил Джон. Но на фоне грубоватого ответа Джорджа, Джон предпочел сахарин. «Я не знаю. Прямо сейчас у нас время жизни. Когда это остановится, будет забавно».
Это была идеальная «высокая нота», чтобы закончить этот короткий «концерт». Соммервиль завершил встречу, поблагодарил журналистов за затраченное время и терпение».
Эд Руди (репортер, 1964): «Я и Мюррей Кэй, ведущий нью-йоркский ди-джей с «Даблви-Ай-Эн-Эс», вместе записали интервью с битловскими мальчиками. Во время интервью у Джорджа проявилась ангина».
Томас Бакли («Нью-Йорк Таймс», 9 февраля 1964): «Харрисон, известный как тихий Битл, проснулся с ангиной».
Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «Джордж заболел тонзиллитом».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Джордж Харрисон был серьезно болен, и температура у него держалась высокая. Однако Брайен и все остальные решили, что Джорджу, если только он не умрет, нельзя ни в коем случае пропустить первое выступление в Америке. В номер привели врача – доктора Гордона, обслуживающего отель».
Эд Руди (репортер, 1964): «Сразу же был вызван врач гостиницы, доктор Гордон. Врач порекомендовал Джорджу остаться в постели».
Томас Бакли («Нью-Йорк Таймс», 9 февраля 1964): «Его [Харрисона] лечит доктор Джул Гордон, используя паровой ингалятор».
Эд Руди (репортер, 1964): «К счастью, там присутствовала сестра Джорджа, которая вышла замуж за американца и жила в штате Иллинойс. Она взяла на себя обязанности медсестры по отношению к своему брату».
Луиза Колдуэлл (сестра Джорджа Харрисона): «Поначалу Джордж собирался приехать в Иллинойс между двумя выпусками шоу Эда Салливана, но началась вся эта безумная свистопляска, и ему не удалось выбраться. Джордж предложил, чтобы я приехала в Нью-Йорк на выходные. Он снял для меня номер в «Плазе», но у него сильно разболелось горло, и врач отеля доктор Гордон решил, что родная сестра обеспечит ему лучший уход, нежели нанятая сиделка.
Врач сказал, что он [Джордж] не сможет выступить в шоу Эда Салливана, потому что у него тепмпература 104! (прим. – 104 градуса по Фаренгейту составляет 40 градусов по Цельсию). Но они накачали его всем возможным. Врач решил, что медсестра будет давать ему лекарство каждый час. Потом он узнал, что я была там, и что я являюсь ему сестрой, и он сказал мне: «Вы можете присмотреть за ним? Пожалуй, это хорошо, что вы здесь, потому что не думаю, что какая-либо женщина в этом городе не сходила бы с ума от «Битлз»! Вы, вероятно, единственная женщина в этом городе, которая в состоянии нормально себя вести в его присутствии».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Врач напичкал Джорджа лекарствами и, по словам Нила, всадил лошадиную дозу амфетамина, который остальные ребята уже приняли».
Эд Руди (репортер, 1964): «Когда Джордж находился в постели, его пришли проведать Пол, Джон и Ринго. Они ждали трансатлантического звонка из Лондона от Брайана Мэттью, английского ди-джея. Брайан вёл программу «Субботний клуб» и хотел записать интервью для аудитории английских поклонников».
Альбом, подписанный доктору Гордону. Надпись Джорджа: «Доктору Гордону. Спасибо за уколы… от Джорджа Харрисона». Джон, Пол и Ринго также поставили свои автографы. Джулс Гордон работал в нью-йоркском отеле «Плаза» с 1942 по 1985 годы.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После пресс-конференции Джон, Пол и Ринго отправились в Центральный парк, чтобы позировали перед прессой. Джордж с ангиной остался в номере отеля под присмотром своей сестры Луизы Колдуэлл (Харрисон)».
Из дневника девушки Лайзы: «В 10.00 уже сотни детишек собрались возле «Плазы». Они пели «Мы хотим Битлз, мы хотим Битлз» снова и снова. Несмотря на то, что было прохладно, мы с Дебби решили стать частью событий и на некоторое время присоединились к толпе».
Эд Руди (репортер, 1964): «Примерно в 10 утра Пол, Джон и Ринго покинули отель, чтобы попозировать перед прессой в знаменитом Центральном парке Нью-Йорка, который расположен через дорогу от отеля «Плаза». Они снова заскочили к Джорджу, прежде чем уйти в сопровождении фотографов из Америки, Англии, Швейцарии, Бельгии, Швеции и Франции, последовавших за ними следом. Лимузины «Кадиллак» остались стоять напротив входа в отель как приманка».
Джозеф Зорентини (швейцар отеля «Плаза»): «Мне кажется, что это было самое сумасбродное событие из тех, что когда-либо происходили в «Плазе». Чтобы избежать подростков, которые круглосуточно дежурили возле отеля на Пятой авеню, «Битлз» были перепровождены к ожидающему их лимузину через подземный туннель, что вёл ко входу в метро».
Синтия: «На другой день была назначена репетиция шоу Эда Салливана. Студия, где должна была проходить репетиция шоу, находилась совсем рядом с «Плазой», но для организации поездки туда потребовалось искусство Брайена и содействие американской полиции. С утра до поздней ночи отель находился в осаде. Тот день чуть было не стал последним в моей жизни. Полиция расчистила нам путь ровно настолько, насколько было нужно, чтобы мы могли погрузиться в автомобили. Длинная рука закона прекрасно делала своё дело, сдерживая напор орущей толпы, и ребятам удалосъ без помех влезть в машину. Я, по заранее условленному плану, должна была держаться позади, пока они не окажутся в автомобиле. Но коль скоро ребята туда проникли, толпа прорвала полицейский кордон, и я оказалась в caмом центре огромной массы охваченных истерией толкающихся людей. «Ну всё, дорогая, ты своё отжила» – мелькнуло у меня в голове. Как выбраться? Сквозь метущуюся толпу я видела только взволнованное лицо Джона, отчаянно кричащего блюстителям порядка, чтобы они спасли меня. Полицейские, разумеется, не знали меня в лицо, и я уже оставила всякую надежду и прощалась с жизнью, когда вдруг почувствовала, что какая-то сила поднимает меня в воздух, несколько раз переворачивает и бросает на колени чертыхающихся битлов. И никакого сочувствия, только строгая лекция на тему выживания: «Чёрт тебя подери, надо же шевелиться! Тебя могли затоптать!»
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Тем временем «Битлз» – исключая Джорджа Харрисона – сидели в лимузине, так сжатом энергичными девицами, что водитель смог влезть в него путем вползания в окно с его крыши. Он спросил Джона Леннона, сидевшего в темных очках и кепи, не беспокоит ли это его. «Ничуть», – беспечно ответил тот. – «Это же не наша машина».
Из дневника девушки Лайзы: «Примерно в обеденное время в толпе произошло какое-то волнение. Так как толпа была слишком большой, я не смогла разглядеть, что там случилось. Позже мы услышали, что «Битлз» проскользнули в автомобиль и уехали в Центральный парк».
В Центральном парке.
Джуд Саузерленд Кесслер (автор книги «Она любит тебя (1963-1964)»): «Когда британский журналист «Дейли Телеграф» попросил их изобразить пресыщенность, парни послушно зевнули».
Эд Руди (репортер, 1964): «Однако поклонники сообразили, что к чему, и тоже перебрались в парк».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Там их сопровождала группа девушек в количестве около четырехсот человек».
Эд Руди (репортер, 1964): «Огромная толпа поклонников «Битлз» вызвала путаницу, поэтому полицейским пришлось начать из хаоса попытаться создать некоторый порядок. Они оцепили часть Центрального парка, и мальчики позировали для всех видов фотоснимков».
Кадры кинохроники. Пол: Всем доброе утро! Репортеры: Вы смотрели вчера телевизор? Пол: Нам было лень. Вечером мы слушали радио.
Из дневника девушки Лайзы: «Мы тоже решили отправиться в парк. Попытались сообразить, куда они могли поехать. Дебби предположила, что они должны позировать на фоне красивых мест. Лодочный сарай показался нам подходящим местом, и мы отправились в путь. Наши усилия были вознаграждены. Мы увидели их, позирующих для фотокамер. Из опасения, что полицейские нас прогонят, мы не решились подойти ближе. Джорджа не было видно».
Джордж: «У меня заболело горло – вот почему меня нет на рекламных снимках, сделанных в Центральном парке. Остальных троих сняли на фоне зданий Нью-Йорка. Понятия не имею, как в разгар битломании, когда повсюду за нами следовали поклонники, они выбрались на съёмки в многолюдный парк».
Джуд Саузерленд Кесслер (автор книги «Она любит тебя (1963-1964)»): «Дезо Хоффман попросил ребят изобразить восхищение городом, Пол охотно и преувеличенно драматично указал на небоскребы, в то время как Джон с Ринго начали смотреть с изумленным выражением лица, якобы находясь под впечатлением».
Фотограф Гарри Бенсон подсадил на плечо Джона Леннона пятилетнюю девочку. Её отец Эндрю Файелл (Andrew Fyall) был репортером лондонской «Дейли Экспресс».
«Битлз» и пятилетняя Дебби Фойелл (Debbie Fyall), юная жительница Лондона. Центральный парк, лодочная станция.
Дебби Файелл: «Я была немного напугана, потому что не могла видеть своих родителей. Я видела перед собой море объективов фотокамер. Потом я посмотрела выше, и увидела своего отца, который сказал: «Всё хорошо, я здесь». Помню, как утром мои родители сказали: «Одевайся. Мы собираемся увидеть Битлз». А я не знала, что это означало. Помню, что Джон Леннон спросил у меня моё имя и сколько мне лет. Он поднял меня на плечи. В тот момент я была там единственным ребенком».
Из интервью Гэри Джеймса с Дебби Воуг (Файелл):
Гэри Джеймс: В Центральном парке фотографировал ли в тот день твой отец?
Дебби Воуг: Нет. Определенно нет в профессиональном качестве. Я даже не знаю, была ли у него фотокамера. Не думаю, что он фотографировал в тот день. Мы просто пришли туда вместе благодаря его тогдашнего коллеги. Мой отец в то время был репортером «Лондон Дейли Эекспресс». Его коллега и друг Гэрри Бенсон был вместе с «Битлз» во время их первой поездки в США. Это Гэрри в тот день подвел нас поближе к ним, когда у них была фотосъёмка в Центральном парке. Мои родители туда пришли, но отец не фотографировал. Мы полагались на других, кто фотографировал.
Гэри Джеймс: Чья это была идея, посадить тебя на плечо Джона Леннона?
Дебби Воуг: На самом деле это был Гэрри Бенсон. Я очень хорошо помню, что стояла с родителями. Гэрри подошел, взял меня за руку и потянул от родителей. В этом не было никакой проблемы, потому что в то время для меня он был Дядя Гэрри. Он сказал: «Давай, я хочу, чтобы ты познакомилась с некоторыми из моих друзей». И он передал меня Джону Леннону. Помню, как я смотрела и видела всех этих фотографов. Помню своё ощущение опаски, беспокойства. Мои родители стояли в стороне и могли это видеть. Отец всегда вспоминал, как у меня дрожала нижняя губа (смеется).
Потом еще помню, что я смотрела в одну точку, потому что боялась потерять их из виду, и я была расстроена. Помню, как увидела их, и отец помахал мне рукой, беззвучно сказав: «Всё в порядке. Мы здесь». В то время мне показалось, что они были от меня гораздо дальше, чем на самом деле. Рассматривая потом эти фотоснимки, на некоторых из них сделанных под одним углом, я смогла рассмотреть в кадре своих родителей, и они, в действительности, стояли совсем рядом. Но в то время казалось, что они гораздо дальше.
Помню, по-моему, это был Пол, кто спросил у меня моё имя и сколько мне лет. Помню, как ответила: «Дебби. Мне пять». А еще помню, как Джон Леннон спросил что-то вроде: «Ты не против?», после чего водрузил меня на плечо. Он просто поддерживал меня.
Гэри Джеймс: Предполагаю, что это один из фотографов крикнул Джону, чтобы он взял тебя на плечи.
Дебби Воуг: Возможно.
Гэри Джеймс: Там был Джон. Там был Пол. А остальные два Битла были там?
Дебби Воуг: Нет. Только Ринго. Джорджа Харрисона не было там в тот день. Он, видимо, был простужен. Так что, тогда в Центральном парке были только трое из них.
Гэри Джеймс: Эта фотосессия продлилась не очень долго, не так ли?
Дебби Воуг: Нет. Это был очень холодный день. Я это помню. Это можно увидеть на фотоснимках. Я даже не помню, как он опустил меня на землю, и что произошло после этого.
Фото Билла Эпприджа.
Билл Эппридж (фотограф): «На снимке фотограф Эдди Адамс снимает Джона, Пола и Ринго в Центральном парке».
Джон: Это птица. Пол: Это самолет. Ринго: Это… Джордж.
Эд Руди (репортер, 1964): «Было холодно, на земле лежал снег, а озеро было замерзшим. Битловские мальчики уселись в один из немногих сохранившихся в Нью-Йорке конных экипажей, развозящих экскурсионные группы по Центральному парку, чтобы попозировать в ней перед фотографами».
Ринго: «В тот приезд мне понравился Нью-Йорк. Мы отправились в Центральный парк в карете, запряженной лошадью».
Роберт Фримен (фотограф): «Я договорился со своим помощником Бетси Шерманом (Betsy Scherman) взять напрокат шляпы «дяди Сэма» и одежду индейцев, с тем, чтобы сделать снимки «Битлз» в этом виде. Но нам так и не удалось претворить это в жизнь».
Томас Бакли («Нью-Йорк Таймс», 9 февраля 1964): «Во второй половине дня возле отеля «Плаза» несколько сотен девушек стояли за полицейским ограждением. Некоторые держали плакаты, выражающие преданность искусству четырех молодых британских исполнителей рок-н-ролла. Однако были и инакомыслящие. Один высокий молодой человек размахивал плакатом с надписью: «Алонзо Таск ненавидит Битлз».
В «Палм Курт» (прим. – ресторан в отеле «Плаза») скрипач отклонил просьбу сыграть попурри из хитов «Битлз». Он сказал, что на скрипке они не звучат должным образом.
Руководство отеля «Плаза» не сделало никаких комментариев по поводу того, что они не согласились бы принять «Битлз» – Пола Маккартни, Ринго Старра, Джорджа Харрисона и Джона Леннона, если бы знали, кем они являлись на самом деле, но их напряженность была заметна при упоминании «Битлз».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «С утра у Брайена в номере настойчиво звонил телефон. Первый звонок был на 57-ю Вест-стрит, поверенному Уолтеру Хоферу. К этому времени Хофер не был уверен, является ли он еще нью-йоркским адвокатом «НЕМС».
Уолтер Хофер: «Брайен сказал мне: «Вы наш поверенный, и вы нужны нам сейчас». Он поручил мне заняться корреспонденцией, поступавшей в адрес «Битлз». Я привлек к этому делу свою обычную службу доставки. Вскоре мне позвонил разносчик: «Мистер, мне уже семьдесят семь лет, а здесь тридцать семь мешков с почтой!» Мы создали специальный отдел в другом отеле для разбора почты. Одно из писем, которое мы открыли, было от Линдона Джонсона. Другое было от управляющего «Плазы»: «Парни, когда вы собираетесь оплатить ваши счета?»
Джуд Саузерленд Кесслер (автор книги «Она любит тебя (1963-1964)»): «Когда в прошлый вечер парни записывали программу «Субботний клуб», Брайен встретился с Брауном Меггзом (Brown Meggs) из «Кэпитол Рекордз», чтобы подготовить Меггза к предстоящей встрече с Джорджем Мартином, который на следующий день должен был вылететь в Нью-Йорк.
Во время этой встречи Брайену позвонил Ники Бирн, потом Норманн Вейсс и Сид Бернстайн с подробной информацией о предстоящем концерте в Карнеги-Холле. Эпстайну пришлось общаться с менеджерами радиостанций, с телевизионными магнатами, со звукозаписывающими компаниями, которые следовали один за другим. В городе, который никогда не спал, бизнес не прекращался ни на минуту.
Наблюдая все это, Браун Меггз ненавязчиво предложил Эпстайну решение этой проблемы. Он предложил Брайену помощника. Меггз порекомендовал взять в высшей степени способного помощника Уэнди Хэнсон. «В Кэпитол Рекордз», – сказал он, – «она хорошо известна».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): ««Кэпитол Рекордз» получила распоряжение для её секретаря работать в контакте с Брайеном в Нью-Йорке и Майами. Через свой отдел классической музыки руководители «Кэпитол» разыскали Уэнди Хэнсона, импозантную блондинку, которая совсем недавно была персональным помощником Леопольда Стоковски».
Джуд Саузерленд Кесслер (автор книги «Она любит тебя (1963-1964)»): «Мисс Хэнсон работала помощником знаменитого оперного композитора Джанкарло Менотти. Но Менотти со своим партнером Сэмуэлем Барбером уехали в Италию на несколько недель. И опытная мисс Хэнсон была готова протянуть руку помощи.
Поначалу, Брайен заколебался. Помедлив, он сказал, что не привык к американскому способу ведения деловых переговоров, и его беспокоил тот факт, что он не видел воочию мисс Хэнсон. Но Меггз уверил Брайена, что мисс Хэнсон была безупречной йоркширской девушкой, и «настолько же хорошо одевается, насколько сметлива и остра на язык». В конце концов, Брайен согласился».
Уэнди Хэнсон (помощница Брайена): «Я познакомилась с Брайеном в Нью-Йорке, где работала в одной фирме грамзаписи. Когда я пришла в «Плазу» и зашла к нему в номер, то увидела его, сидящего за обеденным столом с крайне гордым выражением на лице. «А, входите, входите, моя дорогая», – сказал он, – «не хотите ли чаю?».
В то время поп-музыка была для Брайена всем. Он говорил, что его представление о рае – это десять «хитов» подряд в списке бестселлеров. Он был очень близок ко всем «Битлз» и нежно их любил. Ему доставляло огромное удовольствие показывать им старые кинокадры о них самих. Особенно его веселил тот кадр, где Ринго говорит, что если он станет по-настоящему знаменит, то откроет целую сеть парикмахерских».
Гарри Бенсон (фотограф): «Пока остальные трое катались на конной упряжке и дурачились для фотографов, Джордж лежал в отеле «Плаза» в постели больной. В отель Джорджу пришло множество телеграмм с пожеланиями выздороветь. Разложив у себя на коленях, он попытался их все прочитать. На нём была шёлковая пижама, чей-то подарок, несмотря на то, что эта пижама была ему слишком мала и закрывала его ноги только до колен.
Днем ему позвонили с радио ток-шоу, чтобы взять у него интервью и справиться о его здоровье. На радиостанции сказали: «Мы в эфире в постели с заболевшим Джорджем». Ему принесли огромную акустическую колонку и поставили её возле его кровати, чтобы он мог слушать радиотрансляции».
Джон Винн (автор книги «Бесподобный путь: Битлз – записанное наследие»): «Днем из номера отеля «Плаза» Джордж дал по телефону интервью репортеру Эду Руди. Оставаясь в постели, Джордж разговаривал по телефону с Мюрреем Кауфманом и другими ди-джеями. Одним из таких домогающихся интервью был журналист Эд Руди. В один из моментов этого интервью, Руди говорит Джорджу: «Возможно это кажется странным, что я не отвечаю тебе. Я стараюсь, чтобы ты был настолько свободным, насколько это возможно, чтобы тебя не прерывать». Причина этого станет понятна, когда Руди выпустит промо-версию своего альбома, в котором этот разговор предстанет в виде открытого интервью. Этой записью воспользуется ди-джей из Майями Чарли Мердок, который выпустит её в виде «эксклюзивного» интервью на сувенирном миньоне «Йе-йе-йе – Битлз в США», записав вопросы от своего имени.
Это интервью представляет собой нечто вроде учебника «Битлз» для начинающих, в котором Джордж рассказывает о происхождении названия группы, стрижках и музыкальном стиле. Он объясняет отличия между модами и рокерами, рассказывая большинству американских подростков об этом как о последних тенденциях Англии, так как моды и рокеры были еще неизвестны в США. Руди недопонимает и уточняет, кто такие Рокеры, а также не уверен в том, как обратиться: «Джонни Леннон, или Джек – как вы к нему обращаетесь? Джек или Джон?». Со своей стороны, Джордж озадачен термином Руди, означающим свидание, в котором участвуют две пары («Что ты имеешь в виду?»).
Руди шутливо называет Джорджа «много повидавшим», потому что большинство амбиций «Битлз» уже достигнуты (лондонский «Палладиум», выступление перед королевой, первое место в хит-парадах США).
Отвечая на вопрос, не хотел бы он навсегда эмигрировать в Америку, Джордж дипломатично говорит, что они должны еще посетить такие страны, как Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка, где их популярность набирает силу, и что уехать было бы несправедливо по отношению к британским поклонникам.
Также из номера отеля «Плаза» Джордж дал по телефону интервью репортеру Джеку Даймонду (Jack Diamond) для радиостанции «Даблви-Эс-Пи-Эр». В этом интервью Джордж говорит, что это его вторая поездка в Соединенные Штаты, и что ему нравится американское телевидение и радио. Он сказал, что «Битлз» вернутся в Англию восемнадцатого числа (интервью состоялось еще до того, как их отдых в Майями был продлен), что они выпустят в марте новый сингл, и рассказал о замысле их нового фильма. После объяснения того, что из себя представляют Битловские ботинки, Джордж добавил, что в действительности это был двоюродный брат Пола, кто сделал ему стрижку («Я только вчера постригся») перед тем, как они покинули Лондон».
Грег Трилиз (masslive.com): «В субботу днем 8 февраля 1964 диск-жокей радиостанции «Даблви-Эс-Пи-Эр» Джек Даймонд в 16.45 позвонил в отель «Плаза» Джорджу Харрисону, который из-за гриппа лежал в своем гостиничном номере. К его удивлению Харрисон ответил на его звонок. В течение нескольких минут Джек Даймонд добился того, к чему стремилась каждая радиостанция страны – интервью с настоящим живым битлом. Во время того интервью Харрисон рассказал о своих любимых американских телешоу, о планируемой поездке в Майами и о новом фильме группы «Вечер трудного дня». Еще более впечатляющим было то, что Даймонд убедил Харрисона прорекламировать радиостанцию «Даблви-Эс-Пи-Эр» всего за день до исторического дебюта «Битлз» на шоу Эда Салливана: «Это Джордж Харрисон из «Битлз», и вы слушаете Джека Даймонда – вашего битловского ведущего в Спрингфилде».
Джек Даймонд: «Когда они стали очень успешными, это было похоже на ураган. Мне нравилась их музыка, но всего по нескольким песням трудно было предугадать, какая впоследствии у этой группы будет карьера».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В 1.30 дня «Битлз» отправились в лимузинах на 53-стрит в студию «Си-Би-Эс» для настройки звука перед выступлением».
Эд Руди (репортер, 1964): «Лимузины подобрали трёх битловских мальчиков в парке, и они направились в телестудию, размещенную в переоборудованном для этих целей театре, расположенном на пересечении 52-стрит и Бродвея в десяти кварталах от отеля».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «По пути по личной просьбе ребят пара лимузинов сделала значительный крюк, чтобы они смогли совершить молниеносную поездку по Гарлему. Это была одна из немногих инициатив, связанных с осмотром достопримечательностей, которая НЕ включала дуэт [кинохроникеров] Мэйлзов».
Альберт Голдман (автор книги «Жизни Джона Леннона»): «Но сквозь стекла лимузина рассмотрели только трущобы и забаррикадированные двери магазинов. Так вот, значит, что такое негритянская Америка!».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В один из моментов кинохроники видно, как Пол развалился на заднем сидении битловского лимузина, слушая рекламный ролик программы одной радиостанции, которую – как они утверждали – можно будет услышать позже, в тот день, когда «битлы будут читать свою собственную поэзию». В этот момент у Пола отвисла челюсть, глаза широко раскрылись, и он сказал прямо в камеру: «Да ладно! Правда?»
Радиоведущий: Завтра в семь часов вечера, на нашем радио Даблви-Ай-Эн-Эс Битлз прочитают стихи собственного сочинения…
Пол (комментируя радиопередачу): На самом деле? Что-то я ничего не понимаю.
Радиоведущий: Завтра вечером, на Даблви-Ай-Эн-Эс, не пропустите!
Пол (продолжая комментировать радиопередачу): Но мы не читаем никаких стихов!
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Вскоре Битлы осознали, что многое из того, что они слышали по музыкальному радио, было чистым вымыслом с небольшим количеством фактов. Одной из американских артисток, которую битлы слушали постоянно по нью-йоркскому радио, была Мэри Уэллс со своей известной песней «Господин парень», которая очень нравилась великолепной четвёрке. Песня часто передавалась по радио. Во время поездки в лимузине они решили, что попросят Брайена Эпстайна пригласить её на свои гастроли в Британии, которые должны были пройти позже в том же году».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «По пути в студию на их автомобиль набросилась толпа поклонников, в связи с чем конной полиции пришлось сопровождать «Битлз» до места прибытия».
Фото Ринго Старра. Ринго: «Поклонники – это мои любимые люди. Я хотел бы больше времени тратить на знакомство с ними, но исходя из своего опыта, думаю, что они разорвали бы меня на кусочки».
Брюс Морроу (ди-джей «Даблви-Эй-Би-Си»): «Видел, как на одной остановке из стоящей группы молодых девушек две из них бросились к окурку, который Пол Маккартни выбросил в водосточный жёлоб. Они подобрали эту сигарету, улыбающиеся и грязные».
Эд Руди (репортер, 1964): «Поклонники «Битлз» были вездесущи и напористы. Конные полицейские пытались расчистить дорогу, и, в конце концов, мы добрались до театра на репетицию шоу Эда Салливана, куда, опять же, пришлось пробираться через толпы битловских поклонников».
– Впереди лошади!
– Это хорошо. Они будут сопровождать нас.
– Посмотри на них…
– Что это было?
– Всадник только что пнул [нашу] машину.
– Это он? Быстро выбирайтесь!
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Студию охраняли 52 пеших и десять конных полицейских».
Томас Бакли («Нью-Йорк Таймс», 9 февраля 1964): «Пятьдесят пеших патрульных полицейских, десять конных и две женщины-полицейские поддерживали порядок возле старого театра «Хаммерстейн» на Бродвее и 53-Стрит».
Из дневника девушки Лайзы: «У Деббиной мамы был знакомый на студии «Си-Би-Эс». Она сказала, что перед шоу Эда Салливана всегда проходит репетиция. Мы решили, что «Битлз» тоже должны отправиться туда после обеда. Поэтому мы покинули парк и на такси поехали на Бродвей в студию 50. Мы были не единственными, кто знал о репетициях. Тут были уже сотни подростков. А еще конная полиция. Она заблокировала часть улицы перед входом, поэтому нам пришлось оставить такси и пойти пешком.
Довольно скоро мы увидели черный Кадиллак, приближающийся по Бродвею. Мы бросились к нему. Когда он остановился, мы с Дебби и еще несколько девушек бросились к автомобилю, пытаясь рассмотреть сквозь стекло. Я оказалась одной из первых и успела разглядеть Пола, Джона и Ринго! Я закричала «Я люблю тебя, Пол!». Пол улыбнулся и сказал: «Привет, девочки!» Автомобиль снова тронулся с места. Возле входа «Битлз» быстро выскочили из него и скрылись внутри».
Ринго: Тут толпа детишек.
Пол: Как мы тогда попадем внутрь?
Ринго: Закрой свою дверь. Привет, девчонки!
Эд Руди (репортер, 1964): «Театр был заполнен большим количеством фотографов, кинооператоров программ новостей и репортеров».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В студии «Битлз» пришлось вступить в Американскую федерацию актеров (профсоюз музыкантов), подписав соотвествующий формуляр».
Эд Руди (репортер, 1964): «Перед репетицией битловские мальчики должны стать членами Американской федерации телевидения и радио, поэтому им пришлось затратить некоторое время, чтобы зарегистрироваться и присоединиться к этому союзу».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Когда на утренней репетиции Эд Салливан обнаружил нехватку одного битла – Джордж остался в «Плазе» и лечил своё больное горло, то он оказался очень недовольным. Пресмыкаясь – что он хорошо умел делать, когда это было абсолютно необходимо – Эпстайн извинился за отсутствие четвёртого из великолепной четвёрки, выразив уверенность, что ко времени шоу с Джорджем всё будет в порядке».
Винс Каландра (помощник продюсера): «Помню ту ситуацию, когда Эд Салливан с париком «Битлз» в руках сказал по поводу заболевшего Джорджа: «Лучше бы ему завтра показаться, иначе я буду четвертым Битлом!». После чего он надел на себя парик».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Самодовольный, обладающий чопорным голосом и не обладающий чувством юмора господин Салливан ответил: «Ему лучше БЫТЬ в порядке, иначе я сам надену на себя парик». Очевидно, в данном случае престарелый Салливан был наиболее близок к тому, чтобы отпустить шутку».
Билл Эппридж (фотограф): «Салливан конечно выглядел неуклюже, и на самом деле имел довольно суровый характер. Но он был восприимчив почти ко всему новому, что происходило в музыке, и ему очень нравились Битлз».
Росс Бенсон (автор книги «Пол Маккартни. Личность и миф»): «На репетициях программы шоу Салливана Пол Маккартни превзошел в вежливости самого себя».
Гэрри Бенсон (фотограф): «Он [Пол] все время повторял: «Мистер Салливан, сэр».
Томас Бакли («Нью-Йорк Таймс», 9 февраля 1964): «Внутри театра, в тщательно охраняемой студии было всего несколько молодых людей. Представитель сетевой организации сказал, что бесплатные билеты на 728 мест театра закончились еще несколько недель назад. «Были отклонены просьбы трех вице-президентов «Си-Би-Эс», – сказал он. – «Я полагаю, что теперь они знают, чего они стоят».
С продюсером шоу Эда Салливана.
С Нэнси и Кэти Кронкайт, дочерьми телеведущего Уолтера Кронкайта.
Фото Билла Эпприджа.
Фото Бернарда Готфрида (Bernard Gotfryd).
Фото Ринго Старра.
Бэрри Майлз: «В студии Джорджа подменял Нил Аспинал».
Джордж: «На репетициях у Эда Салливана их тоже фотографировали без меня».
Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «Джордж [из-за болезни] не смог придти на репетицию для шоу Эда Салливана. Я был за него, вставал там, где должен был стоять он, чтобы они знали, где кто стоит; мне на шею повесили гитару. Она не была подключена (вообще никто ничего не играл), поэтому мне было особенно забавно читать через несколько дней в солидном американском журнале, что я «посредственно играл на гитаре».
Томас Бакли («Нью-Йорк Таймс», 9 февраля 1964): «До прибытия господина Харрисона, Нил Аспинал, один из менеджеров «Битлз», держал бас-гитару (прим. – ошибка Томаса Бакли)».
Томас Бакли («Нью-Йорк Таймс», 9 февраля 1964): «Господин Старр, чье настоящее имя Ричард Старки, сидел за барабанами на платформе, возвышающейся на четыре фута».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Во время репетиции шоу Эда Салливана Ринго Старр играл на жемчужно-белой ударной установке «Людвиг» без логотипа «Битлз», а не на своем обычном наборе барабанов. Дэнни Бургауэр (Danny Burgauer), бывшый глава отдела ударных в музыкальном магазине Мэнни на Манхэттене, объяснил, что их попросили предоставить группе для выступления в шоу ударную установку Людвиг».
Дэнни Бургауэр: «Ринго не понравился цвет той установки, которую мы первоначально им предоставили, поэтому нам нужно было отправить другой комплект такого цвета, какой он обычно использует. Позднее они пришли в магазин, и мы заменили оборудование. Также Ринго получил несколько тарелок для ударной установки».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «6 февраля во время интервью британский репортер Джун Харрис спросил: «Будут ли у вас какие-нибудь проблемы с багажом?». Харрисон ответил: «Нет, если это касается нашего оборудования. Ринго не берет свой набор ударных. Нам пообещали, что у нас будет всё, что нам нужно».
Ринго Старр, действительно, оставил дома большую часть своего барабанного набора, и получил новую установку в Нью-Йорке. Тем не менее, он привёз из Лондона малый барабан «Людвиг», тарелки, и новую, свежеокрашенную пластину большого барабана с логотипом «Битлз».
Кроме того, у группы не было выбора, кроме как взять в Штаты свои новые усилители «Вокс».
Дик Денни (компания «Вокс»): «У группы были первые усилители «Эй-Си 50» из тех, что выпустила компания, и они еще не были доступны в США».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Как написал один из американских музыкальных журналов: «Битлз привезли с собой не только свои знаменитые прически, но также британское оборудование, стоймостью в 1000 фунтов-стерлингов. Четверка ливерпульских парней, создателей знаменитого звучания Мерси, настаивала на том, чтобы на всех гастролях с ними были их усилители «Вокс». Эти сверхмощные усилители, которыми они пользуются в настоящее время, были специально разработаны для «Битлз» английской компанией «Дженнинг Мьюзикл Индастриез». «Эта дополнительная мощность действительно им нужна, чтобы их «Я хочу держать тебя за руку» смогла перекрыть визг поклонников-подростков», – сказал собеседник агенства. В настоящее время «Битлз» используют два усилителя «Эй-Си 50» с динамиками «Вокс Супер-Твин», и стоваттный басовый усилитель».
Томас Бакли («Нью-Йорк Таймс», 9 февраля 1964): «Битлы находились в центре полдюжины больших белых стрелок, указывающих на них. Билл Бонерт (Bill Bohnert), сценический дизайнер, сказал: «Я попытался символизировать тот факт, что Битлз здесь».
Оформление сцены, на которой «Битлз» предстояло выступить, было разработано Биллом Бонертом (Bill Bohnert) и было оформлено в виде большого количества стрелок, которые должны были подчеркнуть тот факт, что «Битлз» действительно здесь!
Билл Бонерт (художник-постановщик): «Я попытался символизировать тот факт, что «Битлз» здесь».
Концептуальный рисунок Билла Бонерта.
На снимке схема расположения источников света, разработанная Биллом Гринфилдом (Bill Greenfield).
Томас Бакли («Нью-Йорк Таймс», 9 февраля 1964): «На сцене театра «Битлз» пели в половину голоса, но играли в полную силу».
Нил Аспинал: «Было забавно прочитать в солидном американском журнале, что я посредственно играл на гитаре».
Джон Винн (автор книги «Бесподобный путь: Битлз – записанное наследие»): «Болезнь Джорджа не долго держала его в постели. К концу второй половины дня он почувствовал себя достаточно хорошо, чтобы отправиться в студию «Си-Би-Эс», и попозировать с «Битлз» и Эдом Салливаном для рекламных фотоснимков».
Эд Руди (репортер, 1964): «В начале репетиции гастрольный менеджер Нил Аспинал занимал место Джорджа, но внезапно в студию вошел Джордж, и все обрадовались, особенно Пол, Джон и Ринго».
Томас Бакли («Нью-Йорк Таймс», 9 февраля 1964): «Во второй половине дня Харрисон присоединился к своим коллегам в студии. «К завтрашнему дню я должен быть в отличной форме», – сказал он».
Эд Руди (репортер, 1964): «Когда Джордж занял своё место среди остальных Битлов, раздались аплодисменты и возгласы одобрения от всех: студийных техников, репортеров и даже Эда Салливана».
Джон Винн (автор книги «Бесподобный путь: Битлз – записанное наследие»): «После того, как Джордж прибыл в студию для фотографирования, Эд Салливан воспользовался этой возможностью, чтобы записать на плёнку рекламу телепередачи из Майями, которая состоится 14 февраля».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Битлы удивили персонал студии просьбой дать им возможность прослушать свою репетицию. Другие музыканты с такой просьбой к ним не обращались».
Луиза Колдуэлл (сестра Джорджа Харрисона): «Джордж много раз говорил мне: «Мы, знаешь ли, не самые великие музыканты. Мы всё ещё только учимся. И никто из нас не знает нотной грамоты. Никто из нас не особенно красив, и ни у кого из нас нет фантастической индивидуальности. Мы просто обычные парни». У него было практичное, реалистическое видение».
Фотоснимок с Нэнси и Кэти Кронкайт, теперь уже с участием Джорджа. Фото Бернарда Готфрида (Bernard Gotfryd).
Кэти Кронкайт (дочь телеведущего «Си-Би-Эс» Уолтера Кронкайта): «Для меня «Битлз» уже были огромной величиной, просто гигантской! Мысль о том, чтобы увидеться с ними воочию, было как побывать на другой планете. Потом мы с ними [«Битлз»] встретились. Они были очень милыми. На снимке видно, как они приобняли нас, и это было просто потрясающе. Так получилось, что мы с Ринго стояли рядом, и это был МОЙ Битл».
С сестрой Луизой Колдуэлл.
Эд Руди (репортер, 1964): «После окончания репетиции Джордж вернулся в гостиницу и лёг в кровать».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «8 февраля, после репетиции у Эда Салливана, группа во главе с Эпстайном направилась в отель «Савой Хилтон» на встречу с главой компании «Рикенбэккер» Фрэнсисом Хэллом. Время встречи было предварительно согласовано Эпстайном, который оставил сообщение на стойке регистрации: «Будем с ребятами здесь, чтобы увидеться с вами, сегодня между 4.00 и 4.30. Брайен Эпстайн».
Перед прибытием группы «Битлз» в США, «Кэпитол Рекордз» организовала в прессе большую рекламную компанию. Одим из проницательных бизнесменов, увидевших во вторжении «Битлз» новые возможности для своего бизнеса, был Фрэнсис Хэлл, владелец и президент компании «Рикенбэккер», производящей гитары.
Хэлл полагает, что это был Гарольд Бакнер, один из торговых представителей компании, кто рассказал ему о популярной британской группе, прибывающей в США.
Рой Моррис из компании «Роуз-Моррис», торгующей инструментами в Лондоне, также был одним из первых, предупредивших Хэлла относительно «Битлз». Письмо Морриса к Хэллу от 15 ноября 1963 года до сих пор хранится в архиве компании «Рикенбэккер». Моррис, желающий продавать продукцию «Рикенбэккер» в Великобритании, в своём письме пишет: «Вот лучшая иллюстрация – как это видно, группа, о которой я упоминал, использует две гитары «Рикенбэккер». Нам нужны образцы обеих этих моделей, пожалуйста». На приложенной газетной вырезке Леннон с гитарой 58-го года, модель 325, и Харрисон с 425-й.
Еще одно письмо от Морриса к Хэллу было отправлено несколько недель спустя – 23 декабря 1963, и оно содержит большее количество деталей. Моррис торопит: «Мы считаем, что было бы отличной идеей, если вы, как производитель гитар «Рикенбэккер», связались бы с менеджером «Битлз» и предложили бы им определенное количество рекламы в Америке перед их визитом в США. Если вы отправите свое письмо по адресу: г-н Брайну (прим. – так в письме Морриса «Bryan») Эпстайну, Предприятия НЕМС, 24 Морфилд, Ливерпуль, Англия, то вы обретете себе менеджера, который, как я считаю, очень очаровательный парень».
Таким образом, Хэлл отыскал Эпстайна задолго до того, как «Битлз» высадились в США, и сумел договориться встретиться с ними в Нью-Йорке. В письме Хэлла к Эпстайну от 7 января, он пишет: «Вместе с этим письмом вложение, пожалуйста, посмотрите брошюру с усилителями «Рикенбэккер». Мы хотели бы порекомендовать вам для вашей бас-гитары модель «Рикенбэккер Би-16». Для электрогитар мы рекомендуем два усилителя, это двухсекционные модели «Рикенбэккер Би-22Ди». Эти три усилителя дадут вам достаточное усиление для аудитории любого размера. Наша компания предоставит вам эти усилители взаймы без взимания платы, не только для участия в шоу Эда Салливана, но и для всех других ваших выступлений и сессий записи, пока вы будете находиться на территории США. Усилители будут доступны для вас с 7 февраля в отеле «Плаза». «Рикенбэккер» только что разработал новую приставку с эффектом «эхо», в которой использован запатентованный принцип статического электричества. Мы предоставим ребятам на пробу одну такую приставку».
К счастью для Дженнинга [владельца «Вокс»], джельтельменское соглашение Эпстайна осталось в силе, и группа осталась привержена усилителям «Вокс».
Фрэнсис Хэлл, хорошо осознавая важность запланированной встречи с «Битлз», написал своему торговому представителю компании Гарольду Бакнеру: «У меня оговорена конкретная дата на встречу с «Битлз» в Нью-Йорке. Тем не менее, пожалуйста, не упоминайте об этом, так как я не хочу, чтобы о нашей встрече знали, когда я буду в Нью-Йорке во время их пребывания».
Хэлл снял в отеле «Савой» номер, и приготовил образцы гитар, чтобы показать их «Битлз». Он попросил Тутса Телеманса (Toots Thielemans), бельгийца по происхождению, обосновавшегося в Нью-Йорке музыканта, играющего на гитаре и гармонике, чтобы он поприсутствовал на этой встрече и продемонстрировал оборудование. Еще одним музыкантом, с которым договорился Хэлл, был преподаватель игры на гитаре Тони Сакс (Tony Saks)».
Тутс Телеманс (музыкант): «Хэлл хотел, чтобы я показал им гитары. Конечно же, им никто не был нужен, чтобы сыграть на гитаре. Поэтому я пошел туда, чтобы поприветствовать их, и когда Джон Леннон меня увидел, то произнес: «О, ты тот парень». Он сказал, что купил свою первую гитару, увидев меня на фотографии с гитарой «Рикенбэккер» на альбоме «Квинтет Джорджа Ширинга», записанного с концерта в 1955 или около того (прим. – подробнее в событиях от 1 ноября 1960) . Видимо это произвело на него впечатление, потому что он сказал мне тогда со своим сильным ливерпульским акцентом: «Если она достаточно хороша для Джорджа Ширинга, то она чертовски хороша и для меня».
Альбом «Квинтет Джорджа Ширинга», Тутс Телеманс крайний справа.
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Вместе с другими гитарами Хэлл привез с собой новинку компании – 12-струнную электрогитару».
Фрэнсис Хэлл (глава компании «Рикенбэккер»): «Мы только что её разработали. Мы приготовили её для «Битлз» вместе с другими шестиструнными гитарами. Возможно, что у нас была и бас-гитара под левую руку тоже, но я не помню. Джордж был болен, поэтому он не пришел. Джон Леннон поиграл на 12-струнке и сказал: «Знаете, я хотел бы показать Джорджу этот инструмент. Не могли бы вы закончить с нами и позволить ему поиграть на ней?».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Также в отель «Савой» Хэлл принес бас-гитару «Рикенбэккер 4001», специально изготовленную для Маккартни под левую руку. По каким-то причинам, Маккартни отказался принять «Рикенбэккер».
В письме от 23 мая 1964 к Брайену Эпстайну, Фрэнсис Хэлл пишет: «У нас есть левосторонний цельнокорпусной электрический бас «Рикенбэккер» похожий на тот, что Пол попробовал во время пребывания в Нью-Йорке. Если бы он предпочел пользоваться бас-гитарой «Рикенбэккер», а не той гитарой, которую использует в настоящее время, то наша компания готова бесплатно передать ему один экземпляр. Или же он может снова попробовать наш иснтрумент, когда будет в США».
Пол: «Как только мы приехали в Америку, то стали очень популярны, и однажды перед нами появился мистер Рикенбэккер и сказал: «Джон, мы хотели бы вручить тебе подарочный «Рикенбэккер». А для тебя, Пол, у нас есть бас». О, здорово! Подарок от фирмы. Большое спасибо. Дармовая гитара была дорогой вещью по тем временам. За гитару парни готовы были душу продать. «Да! Да! Мы сделаем это, сделаем все что угодно! Могу я ее взять прямо сейчас?».
Джон Хелл (сын Фрэнсиса Хэлла): «Вручение подарочных гитар Леннону и Маккартни произошло в разное время с промежутком почти в целый год (прим. – Полу гитара была подарена в августе 1965-го)».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Существует широко распространено мнение, что во время этой нью-йоркской встречи Леннон тоже получил новую гитару «Рикенбэккер». Однако документы из архива компании показывают, что гитара модель 325 в тот день не присутствовала в наличии. По-видимому, её не успели подготовить вовремя. На самом деле с калифорнийской фабрики «Рикенбэккер» гитара была отправлена Леннону в отель только 13 февраля в отель «Довиль».
Окончательной договоренностью от 8 февраля между «Рикенбэккер» и «Битлз» стал заказ Леннона на 12-струнную 325 модель, аналогичной его 6-струнной 325 модели. Также Эпстайн попросил изготовить и отправить в Англию 12-струнную гитару 360-12 для еще одного своего исполнителя – Джерри Мэрсдена».
Эд Руди (репортер, 1964): «Вернувшись обратно в гостиницу, они заглянули к Джорджу и выяснили, что состояние его горла улучшается».
Джон: «В общем, мы все вместе гуляли по парку, а Джордж лежал в постели и слушал радио. Я [принес ему и] распаковал 12-струнку, и он некоторое время поперебирал на ней струны. Довольно скоро после этого зазвонил телефон. Это была радиостанция. Они сказали, что услышали, что он чувствует недомогание, и спросили, чем он занимается. Он ответил: «Перебираю струны 12-струнной гитары Рикенбэккер». Они спросили, нравится ли она ему, и он ответил, что да, здорово. Тогда эта станция спрашивает, если они её ему купят, то он будет на ней играть? А он и говорит: «Конечно буду». Вот так он получил эту гитару».
Джон Ф. Кроули (автор книги «Гитары Джона»): «После того, как Джон Леннон великодушно намекнул фирмачу, что такая 12-струнная гитара может понравиться Джорджу, они всей гурьбой поехали в «Плазу», где состоялась церемония вручения подарка. И тут произошел любопытный эпизод. Когда Хэлл с Битлами оказались в номере Джорджа, тот по телефону давал интервью радиостанции «Даблви-Ди-Джи-Уай» из Миннеаполиса. А так как Харрисон решил не мешкая использовать инструмент, ди-джей предложил Хэллу перекупить гитару, чтобы превратить ее таким образом в подарок от радиостанции. Но Хэлл отказался от такой сделки!»
Джордж: «В 1964 году, когда мы жили в нью-йоркской «Плазе», приехав на шоу Эда Салливана, представители компании «Рикенбэккер» пришли к нам и подарили мне двенадцатиструнную гитару. Это был замечательный инструмент.
У Джона уже был маленький шестиструнный «Рикенбеккер» – его знаменитая светлая гитара с коротким грифом, которую он позднее выкрасил в черный цвет. Поэтому, после того как мне в «Плазе» подарили двенадцатиструнную гитару, мы с Джоном стали оба играть на Рикенбэккерах».
Джон: «Джордж взял свою новую гитару потому, что он не хотел, чтобы я единственный из группы играл на Рикенбэккере».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Однако Джон Хэлл, сын Фрэнсиса Хэлла, указывает на то, что этот «Рикенбэккер» был его первой 12-стрункой, а тот, за который заплатила радиостанция, был второй 12-стрункой «Рикенбэккер», которую гитарист получил в 1965 году. История о радиостанции 1964 года может быть ошибочной из-за сестры Джорджа Харрисона, которая проживала в США и приехала в Нью-Йорк повидаться с братом».
Джордж с 12-стрункой «Рикенбэккер».
Луиза Колдуэлл (сестра Джорджа Харрисона): «В субботу вечером 8 февраля Джордж все еще лежал в постели с гриппом, а в соседней комнате находилось множество людей с радиостанции, возможно с «Даблви-Эм-Си-Эй». Они сказали мне, что их завалили почтой после конкурса «Битлз», и пригласили меня на радиостанцию.
Следующее, что я узнала, что я была в прямом эфире с ди-джеем. Они говорили: «Удерживай её, удерживай её, забудь о всех рекламных роликах, забудь перерыв на рекламу, забудь обо всём – все слушают эту радиостанцию!». Затем был озвучен неизбежный вопрос: «Могу ли я дозвониться до своего брата по телефону?». Я ответила, что, возможно, в любом случае, я должна попробовать и посмотреть, как он там. Поэтому я позвонила в отель, и он там играл на своем 12-струнном Рикенбэккере. Они спросили, как там всё было, и я решила, что он может немного спеть и сыграть несколько нот в эфире. Затем в течение всех выходных эти люди проигрывали это час за часом. Брайен был очень мною недоволен, потому что я испортила всё дело с тем соглашением, что он заключил с ди-джеем по имени Мюррей Кэй. Так что, в этом деле я в некотором роде, влезла во все это полностью».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Джордж Харрисон сказал, что ему сразу же понравился 12-струнный Рикенбэккер».
Джордж: «Мне сразу понравилось, что точно знаешь, какая струна была какой. На некоторые 12-струнки уходят часы в попытке её настроить, и у вас не получается, потому что струн так много».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Возможно, что любовь с первого взгляда Харрисона к 12-струнке имела более раннее происхождение. Впервые он попробовал 12-струнную акустическую гитару еще в начале 1963 г. В то время в одном из интервью британской музыкальной газете он объяснил: «Когда мы были в Альберт-Холле… у Тома Спрингфилда была большая 12-струнная гитара, которую сделали для него, как ни странно, в Ливерпуле. Я спросил, можно ли мне её попробовать, взял её, и весь день играл на ней в раздевалке. Какой у неё звук!».
Гитара «Рикенбэккер модель 360-12», которую приобрел Харрисон, была одной из первых 12-струнных электрогитар, изготовленных на этой фирме. Её головка грифа имела одну из самых хорошо продуманных особенностей гитары: чтобы разместить 12 гитарных колков, в Рикенбэккере придумали способ, как совместить стиль прорезей в грифе классической гитары с традиционными креплениями электрической гитары, чередуя положение каждого колка. Уникальность такой конструкции обеспечивало то, что головка грифа не стала чрезмерно удлиненной.
Двенадцатиструнные гитары имеют шесть дублированных струн стандартной гитары, которые представляют собой шесть пар струн, близко расположенных друг к другу. Дополнительный набор струн дает на одну октаву выше, чем у стандартной конструкции (за исключением первых двух, которые удвоены в унисон). Результатом этого является более глубокий, звенящий звук, как будто играют сразу на двух гитарах. 12-струнник Харрисона был первым, в котором «Рикенбэккер» сделали нетрадиционное натяжение струн, полностью изменив обычную компоновку таким образом, чтобы музыкант прикасался к паре более низких струн до октавной струны.
Модель 360-12 Харрисона была оснащена как моно, так и стерео выходами, размещенными на хромовой пластине, на боковой стороне гитары.
В некотором смысле гитару «Рикенбэккер 360-12» можно было рассматривать как прототип. Это был еще не проверенный продукт линейки гитар «Рикенбэккер». Но если бы у Хэлла не было понимания и доверия к этой гитаре, то глава «Рикенбэккер» вряд бы принес эту модель, чтобы показать группе».
Эд Руди (репортер, 1964): «Пол, Джон и Ринго отправились на обед в эксклюзивный клуб «21», который был организован «Кэпитол Рекордз».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Вечером Джон, Пол и Ринго вместе с руководителями «Кэпитол Рекордз» посетили ресторан «21». К ним также присоединился Джордж Мартин».
Роберт Фримен (фотограф): «Состоялся специальный обед в клубе «Двадцать один». Там состоялась очень короткая беседа с главой «Кэпитол Рекордз»».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): ««Битлз» угостились отбивными, в то время как руководители «Кэпитол» заказали себе фазана. Также Пол отведал блинчики Креп Сюзетт».
Эд Руди (репортер, 1964): «Руководители фирмы заказали себе бифштекс из вырезки, фазана под стеклом (прим. – жареный фазан подается под стеклянным куполом) и другие изысканные деликатесы. «Битлз» заказали себе отбивные с картофельным пюре.
Руководители применили строгий порядок мест за столом, чтобы избежать подсаживаний к столу. Никто не может приблизиться к Битлам.
Пол заказал себе [французские блинчики] Креп Сюзетт, в то время как Джон с Ринго отправились на экскурсию в винный погреб. Ринго, охватив взглядом все бутылки с вином, шутливо спросил: «А где кока-кола?».
После обеда битловские мальчики вернулись к своему лимузину и совершили беглый тур по городу, сделав особый акцент на уникальных извилистых улицах Гринвич-Виллидж (прим. – квартал на западе Нижнего Манхэттена, с начала XX века стал пристанищем для людей богемы и радикальных политических деятелей). Там они хотели посетить некоторые из богемских ресторанчиков, но этому помешала образовавшаяся плотная толпа, вызванная их присутствием».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Вернувшись в отель, они до поздней ночи слушали радио».
Ринго: «Все это приводило меня в восторг. Это было даже слишком, СМИ быстро развивались. Помню, по одному из телеканалов показывали итальянский фильм «Освобожденный Геркулес». Когда утром мы проснулись и включили телевизор, то увидели знакомые по мифологии подвиги Геркулеса. Потом мы куда-то ушли, чем-то долго занимались, а днем, когда вернулись, я включил телевизор и снова увидел на экране Геркулеса. Вечером мы опять ушли, вернулись, я включил тот же канал и увидел, что по нему идет все тот же фильм! Мне показалось, что я свихнулся. Но на этом канале была программа «Фильм недели», и там просто крутили фильм без остановки. После титров все начиналось сначала. Нам, приехавшим из Англии, это было в диковинку, ведь у нас дома телевидение появилось всего пару лет назад. А тут мы вдруг столкнулись с такими безумными каналами».
Джордж: «В американском телевидении меня раздражало то, что утром можно было увидеть на экране футбольный матч, который никак не мог состояться так рано, в такое неподходящее время суток. Есть передачи, которые я отказываюсь смотреть в определенное время дня. Я терпеть не могу смотреть «Я люблю Люси» и ей подобные ночные программы, идущие по утрам. Или, хуже того, фильм в семь или восемь часов утра. Я привык, что фильмы до одиннадцати вечера не показывают».
Эд Руди (репортер, 1964): «Потом они уделили время на специальное интервью, отвечая на телефонные звонки от ди-джеев со всей Америки».
Джон Винн (автор книги «Бесподобный путь: Битлз – записанное наследие»): «Вечером из номера отеля «Битлз» дали по телефону интервью ди-джею Мюррею Кауфману для радиостанции «Даблви-Ай-Эн-Эс». Они летели кувырком по американскому радио, и Брайену Эпстайну приходилось постоянно читать им нотации, чтобы они не занимались бесплатной рекламой радиостанций, дозванивающихся до их номера в «Плазе». Особое разрешение, по-видимому, было предоставлено диск-жокею радиостанции «Даблви-Ай-Эн-Эс» Мюррею Кауфману. По какой-то причине, он с самого начала получил режим преимущественного права, и в этот вечер «Битлз» провели пару часов, участвуя в его радиошоу, запрашивая и объявляя записи в прямом эфире.
Джордж, как это видится со стороны, наиболее охотно (в отличие от Джона) болтает с Мюрреем. Радиостанция «Даблви-Ай-Эн-Эс» дарила футболки «Битлз», и Джордж предложил Мюррею надеть прямо сейчас такую футболку, и снять с себя футболку с надписью «Наблюдатель гонок субмарин» (Submarine Race Watchers), которая была на нем накануне вечером (прим. – Наблюдатель гонок субмарин – эвфемизм, обозначающий занятие сексом в припаркованном автомобиле, название радиошоу Мюррея К)».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Также в этот день «Битлз» дали интервью группе «Ронеттс»».
Эстель Беннетт (группа «Ронеттс»): «На следующий вечер мы встретились с Джорджем в отеле. Вместе с остальными «Битлз» и Синтией, женой Джона, мы сели ужинать. Какое хорошее чувство быть снова со всеми ими, как в старые времена в Англии.
После ужина мы с Джорджем прошли в смежный номер и начали рассказывать друг другу, что у нас происходило со времени нашей последней встречи. Джордж выглядел усталым, и сказал мне, что у него никак не выдастся случай для отдыха. У меня сложилось впечатление, что ему не так нравится путешествовать, как остальным ребятам. Он взял гитару, и начал играть. Это его любимый способ получить удовольствие. Он играл несколько часов, и я была очарована, слушая его. Было спокойно и приятно. Никто из нас не ощущал какой-либо принужденности, нам просто нравилось быть вместе. Джордж играл, а я слушала.
Мы виделись друг с другом много раз. Я была с ним на той вечеринке после их концерта и другими вечерами, когда мы просто сидели в отеле с остальными из группы. Но, почему-то, не всё было также. Мы не смогли установить такие же отношения, когда я была в Лондоне. Инстинкт подсказывал мне, что это было не самое подходящее время, чтобы быть с ним. Я не хотела быть рядом, когда он не был счастлив. Так как вскоре я должна была поехать в Англию, то решила, что будет лучше, если мы увидимся на его родной земле. Там он чувствовал себя лучше всего, был расслаблен. Он был англичанином Джорджем Харрисоном, а не Битлом Джорджем Харрисоном».
Эд Руди (репортер, 1964): «Включив радио, они слышали свою музыку, которую играли практически на всех радиостанциях, что они находили. Второй великий день в Америке для битловских мальчиков подходил к концу».
Джордж Пападакис (бармен в отеле «Плаза»): «Возле каждой двери, в каждом проходе, по всей кухне, везде были охранники. До сих пор помню, как их обслужил: шотландское виски с имбирным элем для Джона, и шотландское виски с кока-колой для Ринго. Никогда до этого не слышал, чтобы виски пили с кока-колой».