16 января 1964 г.
Из дневника девушки Лайзы: «16 января 1964 г. Утром, еще только проснувшись, я почувствовала, что сегодня появится новый альбом «Битлз». Во время обеденного перерыва я позвонила из школьного телефона-автомата Биллу в магазин. Как только автомат проглотил мой пятицентовик, Билл ответил, что получил несколько сигнальных экземпляров от «Кэпитол» и один из них отложил для меня. Я попросила его отложить еще один в стереоварианте для Дебби. Я даже захотела позвонить Дебби в ее школу, но, конечно же, это невозможно. После этого я позвонила маме и сказала, что сегодня она должна встретить меня после школы, и мы пойдем с ней, не мешкая, в магазин.
Я была настолько сильно возбуждена, что когда мы шли в магазин, я только в последний момент вспомнила, что не позвонила Дебби. Билл проигрывал новый альбом «Встречайте Битлз!» (Meet The Beatles!) и звучал он просто здорово! Я готова была остаться в магазине и прослушать его весь, но маме нужно было успеть вернуться домой, чтобы успеть приготовить обед. Хотя раньше я уже видела на фотографии изображение обложки, но когда посмотрела на ее «живьем», то была впечатлена. Когда мы ехали в машине домой, мне очень хотелось, чтобы в машине его можно было бы начать слушать.
Кроме альбома «Встречайте Битлз!» была еще сорокапятка с песнями «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand) и «Я увидел ее, стоящую там» (I Saw Her Standing There). Я прослушала альбом пять раз подряд! Мне кажется, он даже лучше, чем их первый альбом. Я позвонила Дебби и она подтвердила, что он лучший из лучших. Вы обязательно должны купить эту пластинку!».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «В этот день песня «Совершенно счастлив» (Glad All Over) заняла 1-е место в хит-параде Соединенного Королевства. Национальные газеты, штаб-квартиры которых располагались в Лондоне, изначально были заинтересованы в том, чтобы охладить тот энтузиазм, что возник по поводу музыкальной революции в Ливерпуле, и хотели снова выдвинуть Лондон на передний план. Когда в январе 1964 «Пятерка Дейва Кларка» (Dave Clark Five) стала номером 1, заголовок в «Дейли Экспресс» гласил: «Звучание Тоттенхэма сокрушило Битлз», в то время как «Дейли Мейл» разместила на своих страницах карикатуру, на которой группа поклонников Дейва Кларка насмехается над одной из своих приятельниц, говоря: «Должно быть она весьма стара. Она помнит Битлз».
Утро в отеле, фото Дезо Хоффмана, январь 1964 г.
Дезо Хоффман: «В журнале «Пари Матч» решили, что они хотели бы получить большой фотоматериал, включая фото на обложку. Обычно «Битлз» никогда не просыпались до полудня, и я потерпел неудачу, когда попытался поднять их в 9.30, чтобы устроить фотосессию. Я решил, что было бы хорошо для всех заинтересованных сторон, если бы у нас была серия фотографий, которые бы запечатлели, как они бреются, переодеваются и так далее. Я настоял, чтобы они отменили запланированное интервью с «Новым Музыкальным Экспрессом», поскольку «Пари Матч» был более важен, и так как Джон никогда о нем ничего не слышал, он не мог мне этого простить в течение нескольких месяцев».
На Монмартре.
(фото Ринго Старра) Ринго: «Это часть картины, на которой один художник изобразил всех нас. Можете сказать, кто это из Битлов?».
Кафе «Богема», художник Людмила Кондакова, 1999.
Билл Харри: «Одна из самых наиболее известных фотографий, которую сделал Дезо Хоффман в Париже, это фотоснимок ребят с девушкой в юбке с разрезом».
Дезо Хоффман (фотограф): «День был очень холодный. Мы зашли в бистро, чтобы выпить по чашечке горячего чая. Вместо этого нам дали по чашечке хорошего французского кофе. За стойкой стояла молодая девушка. Она была настолько привлекательна, что я попросил её попозировать с «Битлз» снаружи на тротуаре. Она никогда о них не слышала, но сделала мне одолжение, и поднялась наверх, чтобы изменить кое-что в своей одежде, которая бы соответствовала стилю французских открыток. Чтобы сделать эти фотографии, мне потребовалось что-то около трех минут, но все равно она посинела от холода, несмотря на то, что сзади Джон прижимался к её спине. Девушку звали Мирей (Mirielle)».
Жак Волькув (эксперт): «Я не верю в эту историю. Все это не соответствеут действительности. В данном случае Дезо Хоффмана подвела память. В тот же самый день они приняли участие в студийной фотосессии, во время которой «Битлз» были в характерных для Франции головных уборах, таких как треуголка Наполеона, кепи полицейского и баскский берет. Девушку же звали Софи Харди (Sophie Hardy), и она была актрисой. Я брал у неё интервью, и она сказала, что в то время она была моделью и из её агенства ей позвонили и попросили попозировать с иностранной группой под названием «Битлз». Она ничего о них не знала, и просто сделала свою работу, не ведая, с кем она снималась. Высказывание Дезо Хоффмана по этому поводу взято из публикации «Вирджин Букс» – «Битлз покорили Америку», в которой содержится множество фотографий Дезо, включая и те, что были сделаны на Елисейских полях, и в том числе с девушкой в юбке с разрезом».
Софи Харди.
Плащ Леннона сохранился до наших дней и был выставлен на аукцион.
(фото Ринго Старра) Ринго: «Я сделал этот снимок, когда мы были в Париже. Джордж был одет как полицейский, а я щеголял в шляпе Наполеона. Это было на самом деле здорово!».
Фото Ринго Старра.
(фото Ринго Старра) Ринго: «Ага, французский Маккартни. Трес биен, Пол (фр. – превосходно)».
(фото Ринго Старра) Ринго: «Пол выглядит очень по-французски».
Бэри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в театре «Олимпия», Париж (Olympia Theatre, Paris)».
Кадр кинохроники.
Джордж: «В январе 1964 года мы дали несколько концертов в Париже».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «На афише: Трини Лопес, французская певица Сильви Вартан, а также полная эстрадная программа, включая неизбежного жонглера».
Кадры кинохроники.
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «По-видимому, Джон был впечатлен тем, что «Битлз» были на афише первыми, так как он тогда сказал следующее: «Мы довольно долго взбирались вверх до того момента, пока не возглавили список в «Олимпии». Если мы открываем шоу, и не будем делать это достаточно хорошо, то скатимся вниз».
Джон: «Нам есть чем гордиться, особенно тем, что на афишах «Олимпии» наше название значится первым. Если бы мы открывали шоу и сделали бы это скверно, нам не было бы оправдания, тем более что после нас должны были выступать другие артисты. Но мы звезды концерта – будем надеяться, что это сработает».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «То, что «Битлз» возглавляли афишу, было заслугой Брюно Кокатрикса и Жан-Мишель Бориса (Jean-Michel Boris), помощника директора».
Брюно Кокатрикс и Жан-Мишель Борис.
Жак Волькув (эксперт): «Я брал интервью у владельца «Олимпии» Брюно Кокатрикса. Он впервые услышал о группе, когда из Англии получил один из их синглов. Он решил, что их звучание было интересным.
Первоначально они должны были приехать в Париж 26 сентября, чтобы выступать вместе с крупной французской звездой Жильбером Беко (Gibert Becaud), а затем отправиться в Израиль, как об этом было написано в «Новом Музыкальном Экспрессе». Брюно Кокатрикс настоял, чтобы «Битлз» возглавляли афишу. Когда 17 июля 1963 он договорился с ними, они еще не были большими звездами, поэтому Брайен Эпстайн согласился на весьма небольшую плату в размере 3 000 фунтов-стерлингов, что составляло 75 фунтов-стерлингов за одно выступление, что было на самом деле мало.
К тому времени, когда они должны были прибыть, Битломания уже захватила Англию и Швецию. Можно было легко отменить сезон выступлений в Париже, заплатив Брюно Кокатриксу сумму контракта. Но Брайен был очень щепетилен в отношении выполнения всех своих принятых обязательств, и группа отыграла в театре все три недели».
Хар Ван Фулпин (основатель голландского клуба поклонников «Битлз»): «Первые два выступления в театре «Олимпия» прошли 16 января. Ни на один из концертов не были распроданы все билеты».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Олимпия – самый лучший музыкальный зал Франции. Здесь каждый сезон начинается с присутствия «напыщенных особ» на открытии. Здесь мех из норки и бриллианты заполняют все места, а смокинги заполняют все остальное.
Театр не кажется большим. Внешне с улицы он выглядит невзрачно, но внутри он красиво оформлен. Небольшой бар украшен изображениями старых эстрадных афиш. Некоторые из них британские. Современный, да… но буквально дышит атмосферой идолов шоу-бизнеса, возглавлявших афиши «Олимпии».
Служебный вход находится в небольшом переулке. «Битлз» прибыли в «Принцесс», выскочили из машины и быстро направились в костюмерную комнату. Крошечная комнатка для четырех парней, с едва заметной комнаткой чтобы повесить там гитару. В гостинице у них у каждого ванная комната больше, чем эта костюмерная, которую они должны использовать все вместе».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Вид полупустого фойе театра резко контрастировал с теми истеричными толпами, которые собирались во время выступлений «Битлз» в Великобритании».
beatlesbible.com: «Начиная с этого дня и до 4 февраля 1964 «Битлз» выступали с концертами в парижском театре «Олимпия» в течение восемнадцати дней, ежедневно давая два, а иногда и три выступления в день. За все это время у них было только два выходных дня, 21 и 28 января.
В концертную программу «Битлз» были включены следующие песни: «От меня тебе» (From Me To You), «Перевернись, Бетховен» (Roll Over Beethoven), «Она любит тебя» (She Loves You), «Этот парень» (This Boy), «Мальчики» (Boys), «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand), «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout) и «Долговязая Салли» (Long Tall Sally). На некоторых концертах, в частности, дневных, они играли меньшее время».
Хар Ван Фулпин (основатель голландского клуба поклонников «Битлз»): «В концертах также принимали участие Трини Лопес (Trini Lopez), Сильви Вартан (Sylvie Vartan), Лос Хоганас (Los Hoganas), Vinicio, Miller & Archer, Larry Griswold, Pierre Vassiliu».
Крис О’Шауннесси: «Мой дядя Берни Эским (Bernie Askem) был ударником в группе под названием «Инициалы» (The Initials), и они тоже играли в «Олимпии» в январе 1964. Должно быть, они были одними из девяти исполнителей, принимавших участие в этих концертах. Другими участниками группы были Пит Фуллер, Мик Лау (Джин Беннетт) и Тони Хобб-Айнли. Все родом из Брайтона, с южного побережья Великобритании».
Мик Лау (участник группы «Инициалы»): «Мы не фигурировали на афише «Олимпии». У нас просто были дружеские отношения с «Битлз», и мы выпивали с ними в баре театра».
Мики Джонс (Mickey Jones) – ударник группы Трини Лопеса, Трини Лопес и Дэвид Шрайвер (David Shriver) – бас-гитарист.
Мики Джонс (музыкант): «В 1964-м, когда я играл с Трини Лопесом, мы выступали в парижском театре «Олимпия» вместе с «Битлз». Как оказалось, они были просто обычными парнями. Мы с ними много повеселились. В то время, когда мы работали с ними вместе в Париже, я даже и не думал, что у них будет какой-либо успех в Америке. Я считал, что у них все в порядке, но что они, в некотором роде, группа пузыристого рока (прим. – предельно упрощённая музыка в стиле «рок»). И причёски хотя у них и были клёвые, но я не думал, что они будут хорошо приняты в Штатах. На протяжении многих лет я был в музыкальном бизнесе, и сталкивался с этими ребятами много раз, и они всегда относились ко мне как к другу. Они лучшие».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Снаружи были установлены ограждающие барьеры, полицейские стояли с дубинками, чтобы сдерживать энтузиазм поклонников, скандирующих «Битлз, Битлз, Битлз».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Трини Лопес закрывал первую половину шоу».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «И если Битломания потерпела неудачу в Париже, то фактом является то, что «Если бы у меня был молоток» (If I Had a Hammer) Трини Лопеса была очень популярна, и аудитория при ее исполнении танцевала в проходах зрительного зала».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Сильви Ватан выступала непосредственно перед «Битлз».
beatlesbible.com: «16 января «Битлз» выступили с аншлагом на дневном концерте перед восторженной толпой».
Хар Ван Фулпин (основатель голландского клуба поклонников «Битлз»): «На дневной концерт, проходивший в 2 часа дня, пришли главным образом студенты».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «В четверг 16 января днем «Битлз» выступали перед аудиторией, большинство которой составляли студенты».
Мик Джаггер: «Кажется, что поклонники рока во Франции в основном парни. Мне сказали об этом Битлз».
Ринго: «В зале вместо визга слышался рев, как если бы мы выступали в какой-нибудь школе для мальчиков, типа «Стоу».
Гарри Бенсон (фотограф): «Когда они выступали в Париже, то их музыку можно было расслышать. Оглушительных криков еще не было».
Тиренс Спенсер (фотограф): «На концертах аудитория тоже вела себя более чем пристойно и небыло никакой необходимости во вмешательстве страж порядка».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Я всегда был убеждён, что ни словесное, ни письменное описание «Битлз» не были способны должным образом описать их энергичные зримые и музыкальные отличительные способности, и что необходимо увидеть их в действии на сцене, чтобы получить полное представление об их мощи. Французская публика была не такой шумной, как те, что мы видели в Британии и где бы то ни было по миру».
Джордж: «Это было хорошо для публики и хорошо для нас. Это было то, что время от времени случалось в Гамбурге, когда наша публика вдруг оказывалась состоящей из восприимчивых местных студентов, а не из пьяных туристов. Они на самом деле слушали то, что мы пели и играли. Нам нравится играть для такого рода публики».
Газета «Новый музыкальный экспресс»: «Битломания не была заметна в Париже, когда великолепная четвёрка попыталась произвести впечатление на невосприимчивых посетителей «Олимпии» во время первого вечера из трёхнедельной череды концертов».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «Качество выступлений «Битлз» на парижской сцене было наилучшим, так как Париж еще не был охвачен битломанией. Они могли слышать сами себя, и их вокальные гармонии были превосходны. Аудитория вела себя тихо, позволяя себе только аплодисменты. Когда Пол обратился к аудитории с просьбой помочь им во время исполнения песни «Долговязая Салли» (Long Tall Sally), ответом ему была тишина, на что Пол сказал: «Ну, хотя вы и не хотите к нам присоединяться, мы все равно продолжим».
Джон: «Если от нас хотят такие вещи, как «Салли» или «Бетховен», то нам не нужно для этого стоять на ушах. Мы могли бы хоть завтра изменить программу концерта в «Олимпии», вставить в нее ранние рок-н-ролльные номера, которые мы исполняли еще в Гамбурге и в «Пещере», – такие, как «Шестнадцатилеточка» (Sweet Little Sixteen) и так далее. Легко».
Джерри Андерсон: «Я жил в пригороде Парижа и был на одном из их концертов. Больше всего мне запомнилось то, что выступление «Битлз» в их черных костюмах было очень чопорно-благопристойным. За свою работу они получили вежливые аплодисменты. Сильви Вартан была очень сексуальной молодой женщиной и хорошей певицей. И все-таки Трини Лопес со своей песней «Ла Бамба» (прим. – La Bamba — народная песня, наиболее известная в адаптации американского исполнителя Ричи Валенса, написанной им в 1958 году) был гвоздем программы, и он просто обрушил толпу».
Линда О’Берт: «Мой отец служил в воздушных силах США и имел отношение к НАТО в Париже. Мы с сестрой (нам было по 15 лет) были на концерте в театре «Олимпия» в 1964. Трини Лопес спел несколько своих хитов, включая песню «Если бы у меня был молоток» (If I Had a Hammer) под шквал аплодисментов. Он был великолепен. Сильви Вартан была восхитительна в своем голубом платье и с короткими светлыми волосами. С музыкой «Битлз» мы тоже были знакомы, и всем концертом насладились безмерно. Но кто же знал, что они были в шаге от суперзвезд!».
Майкл Браун (журналист, 1963): «Только когда Джон запел «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout), публика по-настоящему ожила. «Еще! Еще!» – неслось из зала».
Фото Андре Саса.
Фото Андре Саса.
Фото Роджера Каспаряна.
Фото Жана-Пьера Лелюара (Jean-Pierre Leloir).
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Несомненно, что относительно спокойная ситуация в «Олимпии» помогла Норману Вейсу из «Джи-Эй-Си» – который был там, чтобы навестить своего клиента, Трини Лопеса – оценить выступление «Битлз» на сцене и увидеть всю величину их таланта, как эстрадных артистов. Это привело к тому, что «Джи-Эй-Си» стала представителем «Битлз» в США и занималась организацией их концертных турне в этой части света с 1964 по август 1966 года, когда гастроли прекратились».
Фото Жана-Пьера Лелюара.
Фото Роджера Каспаряна.
Журнал «Битловская книга»: «Для этого шоу в «Олимпии» группа надела черные костюмы из ангорской шерсти».
Фото Роджера Каспаряна.
Фото Жана-Пьера Лелюара.
Тиренс Спенсер (фотограф): «Некоторое небольшое количество полицейских присутствовало в отеле, но единственное нарушение порядка, которому я стал свидетелем за кулисами «Олимпии», случилось не из-за поклонников, а из-за нескольких из «папарацци», отчаянно пытавшихся сфотографировать парней».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «За кулисами «Олимпии» представители французской прессы столкнулись с откровенной грубостью: двери театральной уборной, где находились «Битлз», были захлопнуты перед их носом».
Мэл Эванс: «Проблемы начались, когда французскому фотографу не разрешили войти и сделать эксклюзивные фотоснимки».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Но французских фотографов – особенно тех, кто побывал в театре военных действий в Алжире и Индокитае – это не очень обескуражило».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Без драки, разумеется, не обошлось – когда «Битлз» отказались предстать перед фотокамерами, папарацци спровоцировали потасовку. Сцепились фотографы, французские полицейские и Брайен Соммервилл, новый агент «Битлз» по рекламе, который отныне отвечал за связь с прессой во время гастролей».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Завязалась ожесточенная потасовка, в ходе которой Брайен Соммервилл получил хороший пинок, а Брайен Эпстайн – который попытался вмешаться, выставив вперед руки и крича: «Нет! Не сметь к моим ребятам!» – был вытолкан вон дородным французом, который к тому же отдавил ему все пальцы на ногах».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «За кулисами разгорелась настоящая драма. В тесном пространстве залетали кулаки. Пол призвал к порядку. Никто не прислушался. Джордж защищал свою гитару от размахивающих кулаков».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Попытки выломать дверь в гримерную быстро пресекла поспешно вызванная жандармерия».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Потасовку удалось остановить только прибывшей на место полиции».
beatlesbible.com: «Была вызвана полиция, и группа решила никого не пускать за кулисы на время всех оставшихся концертов».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Битломания еще не поразила Париж. Возбуждение царило только среди фоторепортеров, которые соперничали между собой за «право первой ночи». В целом, ребятам был оказан теплый прием. Правда, на следующее утро газеты напомнили, что главной звездой шоу является все же Трини Лопес» (фото Тиренса Спенсера).
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Прибыли жандармы, чтобы попытаться разобраться и все уладить. Но они только добавили неразберихи.
В конце вечера пространство за кулисами было объявлено «нейтральной зоной». Полиция категорически отказывалась пропускать кого-либо. Но первый ущерб уже был причинен. В горячке битломании многие, у кого были куплены билеты, были отстранены от театра. Некоторые, кому удалось пройти к своим местам, оказались в выигрыше. Они смотрели шоу, находясь позади кресел партера».
Вечером состоялось второе шоу.
Джон Винн (автор книги «Бесподобный путь: Битлз – записанное наследие»): «В этот вечер «Битлз», как и Сильви Вартан, дали интервью Мишель Лемер (Michel Lemaire) для бельгийского радио «Эр-Ти-Би-Эф». Каждый из Битлов назвал свое имя и инструмент (Джордж сказал: «соло-гитара», Джон пошутил: «лучшая гитара»)».
Майкл Браун (журналист, 1963): «Вскоре после полуночи объявили выход «Битлз», но сразу после этого объявления на сцене почему-то появился иллюзионист. После него, наконец, вышли «Битлз».
beatlesbible.com: «Вечером они выступили перед более старшей по возрасту аудиторией».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Вечером зал заполнили утончённые парижанки».
Хар Ван Фулпин (основатель голландского клуба поклонников «Битлз»): «В то время как вечерний концерт посетили высшие представители парижского общества (в том числе Петула Кларк, Джонни Холидей, Франсуа Харди, Ричард Энтони, Брайан Эпстейн и Джордж Мартин с невестой)».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «16 января публика вечернего выступления, казалась, состояла из публики, одетой в вечерние платья и смокинги. На концерт пришли знаменитости, включая Джонни Холидея, Франсуазу Арди, Петулу Кларк и Ричарда Энтони. Это была одна из самых сложных аудиторий».
Катрин Денёв на концерте «Битлз» в «Олимпии», предположительно 16 января 1964.
Майкл Браун (журналист, 1963): «Они выступали, как обычно, не делая никаких скидок на то, что сидевшая публика не понимала английского языка».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «Трини Лопес который закрывал первую половину шоу, очаровал аудиторию, общаясь с ними на французском языке».
Майкл Браун (журналист, 1963): «Незадолго до них выступал американец Трини Лопес, и публика бурно аплодировала, когда тот произнес несколько слов по-французски. «Битлз» не последовали его примеру».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «Битлз» не умели разговаривать на французском, но все же сделали небольшую попытку. Когда Джон произнес «Я встаю в семь часов» (Je me lève á sept heures), это вызвало у одной из женщин в первом ряду возглас: «Какая дикость!».
Роберт Фримен (фотограф): «Затем была Франция. Там возникли некоторые трудности с языком, но на концерте в «Олимпии» Джон поблагодарил публику на французском, произнеся: «Мерси боку».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Им поаплодировали, и Джон сказал: «Мерси боку» (прим. – Джон как всегда использовал игру слов: «Merсi beaucoup» (франц.) – большое спасибо; «Mersey» (англ.) – район Ливерпуля)».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Мерси боку», – произнес Пол. Это была единственная попытка сказать по-французски».
Джордж: «Публика в «Олимпии» совершенно отличалась от той, которая у нас была до этого. Это были люди намного старше, одетые в смокинги, как будто они пришли на премьеру фильма или балет. Мы были разочарованы тем, что там не было ни одной хорошенькой французской девушки, о которых мы были так наслышаны. В те дни все они остались дома, потому что во Франции были строгие католические правила».
beatlesbible.com: «Олимпия» была роскошным музыкальным залом, который гарантировал аудиторию в вечерних платьях, стремящуюся к лучшим развлечениям Парижа из тех, что он мог им предложить. Однако этот зал был довольно плохо оборудован для Битломании. И хотя второе выступление группы было принято благожелательно, электрические пробки в зале отказали три раза из-за того, что электропитание не было рассчитано на современные усилители».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «И снова ребята выступили хорошо, несмотря на три отказа усилителей – с выскакивающим Мэлом Эвансом для устранения неисправности».
Пол: «В первый же вечер у нас были небольшие проблемы, потому что мы вдруг обнаружили, что там все подключения были рассчитаны на радиопрограммы. Усилители их перегружали, и они делали «Бумп!».
Дезо Хоффман (фотограф): «В первый вечер кто-то запнулся за электропровод, идущий на сцену, и закоротил все здание. Свет погас, и усилители отключились. Когда в зале начали свистеть, ситуацию спас Ринго. Он вдруг стал Джином Крупа со своей ударной установкой, наяривая на ней как сумасшедший (прим. – Юджин (Джин) Бертрам Крупа — американский барабанщик-виртуоз, прославившийся своим очень энергичным и ярким стилем). Все вошли в раж, скандируя: «Рин-Го! Рин-Го!». После этого парижские мальчики начали подражать ему, одеваться, как он, и носить битловские парики».
Хар Ван Фулпин (основатель голландского клуба поклонников «Битлз»): «Электросеть не выдержала перегрузки, и усилители вырубились. Это повторилось и во второй раз и в третий. Ринго начал волноваться и кричать «Это не наша вина!». Джон выразился менее печатно».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «Во время выступления у них три раза отказывало оборудование, и Джордж со сцены высказал свое мнение, что причиной всего этого были фотографы».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Фотографы были повсюду. Они обступили сцену, фотографируя со вспышкой каждое движение ребят».
Джордж: «Звук гасился в большом зале, оборудование не выдерживало, потому что оно было установлено людьми с радио (они транслировали нас в эфир, даже не спросив нашего разрешения). Все это угнетало».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Концерт в «Олимпии» прошел не особенно успешно; за год гастролей «Битлз» впервые встретили прохладный прием».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Криков и визгов не было. Но всякий раз публика аплодировала, высоко оценивая каждый номер».
Джон: «По-моему, встретили нас не то, чтобы на ура. Хотя через несколько дней уже рукоплескали вовсю. Но все же, мы слегка приуныли, потому что уже привыкли к немедленному успеху».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «Французские критики были жесткими в своих высказываниях, и Виктор Малчрум из «Дейли Мейл» так прокомментировал все это: «Битломания во Франции напоминает отношение Британии к Общему рынку – отложить решение на некоторое время». Французская газета «Франс-Суар», говоря о «Битлз», употребила слова «стиляги» и «устаревшие звезды». Когда репортер из «Би-Би-Си» спросил Джона: «Французы ничего не говорят о своем отношении к «Битлз». А что вы о них думаете?», Джон ответил: «О, нам «Битлз» нравятся. Они действительно, на высоте».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Некоторые из зрителей начали покидать свои места еще до окончания концерта, но это обычная практика в Париже – люди хотят избежать давки».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «Когда «Битлз» покидали театр, около двух дюжин полицейских удерживали свободным от фоторепертеров проход. Получив достаточно прохладный прием, группа вернулась в отель».
Полиция сопровождает «Битлз», покидающих «Олимпию».