Выступление в зале кинотеатра «Глойб», Стоктон-он-Тис (Globe Cinema, Stockton-on-Tees)

22 ноября 1963 г.

 

Газета «Ньюс энд Стар»: «Утром 22 ноября группа покинула Карлайл».

 

Бэрри Майлз: «В этот день в Великобритании поступил в продажу альбом «Вместе с Битлз» (With The Beatles), Parlophone PMC 1206 (моно) и PCS 3045 (стерео).

Сторона «А»: «Ещё не долго» (It Won’t Be Long), «Всё, что мне нужно сделать» (All I’ve Got To Do), «Всю мою любовь» (All My Loving), «Не беспокой меня» (Don’t Bother Me), «Малышка» (Little Child), «Пока не появилась ты» (Till There Was You), «Пожалуйста, господин почтальон» (Please Mister Postman).

Сторона «Б»: «Перевернись, Бетховен» (Roll Over Beethoven), «Обними меня покрепче» (Hold Me Tight), «Ты взяла меня в плен», (You Really Got A Hold On Me), «Хочу быть твоим мужчиной» (I Wanna Be Your Man), «Дьявол в его сердце» (Devil In His Heart), «Не во второй раз» (Not A Second Time), «Деньги (Это все, что мне нужно)» (Money (That’s What I Want))».

 

 

63-11-22-BC21

 

63-11-22-BC22

 

Конверты альбомов отпечатаны на типографских фирмах «Гэррод и Лофтхаус лимитед» и «Эрнест Дж. Дэй и компани», имеют ламинированную поверхность и крупную надпись «моно». На оборотной стороне конверта название песни «Ты взяла меня в плен», (You Really Got A Hold On Me) напечатано с ошибкой: «You Really Gotta Hold On Me». Конверты альбомов от «Гэррод и Лофтхаус лимитед» (с неправильным словом «Gotta») были напечатаны в большом количестве и встречаются довольно часто.

В то же время первый тираж фирмы «Эрнест Дж. Дэй и компани» имеет, в основном, правильное написание «Got A», либо потому, что они вовремя заметили ошибку, либо потому, что решились уничтожить такую пресс-форму.

 

 

63-11-22-BC23

 

На первом тираже пластинки имели черный лейбл с желтым логотипом и текстом серебряного цвета.

 

 

63-11-22-BC31

 

63-11-22-BC32

 

63-11-22-BC33

 

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В 1963 году при подготовке к выходу второго альбома группы «Вместе с Битлз», я написал к нему аннотацию, которая была размещена на конверте этого альбома: «Четырнадцать недавно записанных номеров (включая зажигательные, впервые сыгранные вживую на сцене и ставшие любимыми песни) представлены на двух щедро заполненных сторонах этой пластинки. «Битлз» пожали плоды удачного рецепта, с помощью которого они создали свою первую долгоиграющую пластинку «Пожалуйста, доставь мне удовольствие», вошедшую в число наиболее быстро распродающихся альбомов 1963 года. Снова битлы помещают на пластинке восемь своих собственных оригинальных композиций наряду с лично отобранными произведениями, входившими в репертуар американских исполнителей ритм-энд-блюза, которыми они более всего восхищаются.

Первая сторона альбома открывается шумным началом в яркой подаче Джона – песней «Ещё не долго». Далее следуют еще две композиции Леннона-Маккартни – этих необычайно талантливых «кузнецов мелодий», создавших их на свои собственные стихи: «Всё, что мне нужно сделать» и «Всю мою любовь». В первом медленном номере Джон ведет партию ведущего вокала с Полом, обеспечивающим гармонию. В песне «Всю мою любовь» центральным вокалистом является Пол, а Джон и Джордж выступают в роли бэк-вокалистов. Послушайте превосходное, тонкое гитарное соло в стиле кантри в исполнении Джорджа, интригующе звучащее в песне «Всю мою любовь».

«Не беспокой меня» отмечен дебютом Джорджа Харрисона на альбомах в качестве композитора. Это довольно быстрый номер с повторяющейся музыкальной темой. Помимо дважды записанного голоса Джорджа, легендарная четверка создает, заполняя музыкальные паузы и лакуны, необычные инструментальные эффекты. Пол отбивает скупой ритм на клавишах рояля, Джон использует тамбурин, а Ринго наносит удары по арабскому бонго со снятой кожей (только не спрашивайте меня, где он раздобыл такое!), выдавая бит с невиданной энергией ударных инструментов.

В прекрасных номерах предыдущей записи «Битлз» продюсер Джордж Мартин добавил к инструментальным аранжировкам группы соответствующие звуки рояля. Его вклад клавишных в звучание этой пластинки мы увидим несколько позже, а в песне «Малышка» на пианино играет Пол. Джон и Пол объединяют усилия в вокале, исполняя этот рок. В то время как Пол накладывал один фортепианный бит на другой, Джон стоял в стороне возле другого микрофона, в нужное время вставляя музыкальные фразы на губной гармонике.

Те, кто обратил внимание на интерпретацию Полом Маккартни песни «Вкус меда» (A Taste Of Honey), выделявшейся своей привлекательностью на первом битловском альбоме «Пожалуйста, доставь мне удовольствие», будут еще более рады услышать его в роли исполнителя романтической баллады «Пока не появилась ты» – типичного хита из шоу «Продавец музыки».

Ринго играет на бонго, сопровождая исполняющего сольную партию Пола. Джордж и Джон переключаются на акустические гитары – только пульсирующий бас Пола использует электричество.

Если вы прочитали в музыкальной прессе множество материалов об опорном пункте ливерпульского бита – клубе «Пещера», то можете представить себе, как завсегдатаи этого ливерпульского «погребка» обычно требовали исполнения вещей только в быстром темпе. В этой связи любопытно будет узнать, что трактовка Полом Маккартни песни «Пока не появилась ты» хорошо принималась в клубе «Пещера» задолго до того, как «Битлз» стали покорителями вершины таблицы популярности.

Первая сторона пластинки заканчивается еще одним номером, относящимся к периоду выступления «Битлз» в клубе «Пещера». Песня «Пожалуйста, господин почтальон», записанная группой «Марвелетс» и в свое время достигшая первого места в американском хит-параде, исполнена Джоном с дважды записанным голосом при вокальной поддержке Джорджа и Пола.

«Перевернись, Бетховен» Чака Берри был одним из наиболее популярных номеров программы в недавних концертных выступлениях «Битлз». В этой песне мы слышим дуэт Джорджа с самим собой (дважды записанный голос Джорджа); ребята поддерживают атмосферу активной эмоциональности хлопаньем в ладоши.
Пол выходит вперед с приглашением в игривой песне «Обними меня покрепче», второй по счету записи на второй стороне пластинки. Как и в предыдущей песне, пение поддерживается хлопаньем в ладоши и энергичным вокалом Джона и Джорджа.

Ребята выказывают огромное восхищение американской группой «Мираклз», которой они отдают дань уважения своей интерпретацией песни «Ты взяла меня в плен». Джон и Джордж ведут бурный, неутомимый вокал, а Пол поддерживает товарищей в припевах. Интересно, что на сей раз на рояле играет Джордж Мартин.

Принимая во внимание потрясающую реакцию публики, которую всякий раз вызывает Ринго, когда поет песню «Мальчики», Джон и Пол соединили свои голоса с неистовым голосом своего ударника в новом специфическом номере. Результатом стал настоящий рейв под названием «Хочу быть твоим мужчиной». Джон Леннон играет здесь сопровождение на органе «Хэммонд».

Несмотря на то, что американская женская группа «Донейс» менее известна на нашей стороне Атлантики, чем группы «Кристелз» или «Ширеллиз», она всегда пользовалась профессиональным уважением «Битлз». Поэтому они переключились на стихи песни «Дьявол в его сердце» и поручили исполнить этот умеренного темпа бит Джорджу Харрисону. Джон и Пол обеспечивают гармонию вместе с Ринго, использующим в качестве ударных маракасы.

Последняя композиция Леннона-Маккартни на этом альбоме исполняется дважды записанным голосом Джона Леннона, поющего «Не во второй раз». Джордж Мартин исполняет здесь партию рояля и еще раз делает это в завершающей программу пластинки песне «Деньги». Пол характеризует песню «Деньги» как действительно потрясающую вещь и воскрешает в памяти многочисленные случаи времен клуба «Пещера», когда этот номер вызывал такую же неистовую реакцию публики, как и песня «Танцуй твист и вопи». Неоднократно записывавшуюся американскими исполнителями песню «Деньги» Джон поет, выкрикивая задевающий за живое текст с потрясающей силой и чувством, в то время как Пол и Джордж подают ответы.

Песня «Деньги» становится достойной кульминацией этой нокаутирующей программы. Надеюсь, этот рок-н-ролл не собьет вам дыхание, и у вас хватит сил перевернуть пластинку обратно на первую сторону для повторного прослушивания альбома «Вместе с Битлз».

 

Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Компания «И-Эм-Ай» спешила выпустить второй альбом «Битлз», записанный в середине июля, и не выходивший в свет в ожидании момента, когда продажи первой пластинкой пойдут на убыль. Этот второй альбом вышел 22 ноября. Никогда прежде долгоиграющая пластинка не выпускалась вот так просто, безо всяких заслуг в «Первой десятке», а лишь в силу успеха предыдущего альбома».

 

beatlesbible.com: «На этот альбом было 300 000 предварительных заказов».

 

Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Едва появилось объявление о выходе альбома, как немедленно посыпались предварительные заказы: их оказалось 250 000 — максимальное количество на долгоиграющие пластинки за всю историю грамза­писи, отмечали комментаторы. Это было мировым рекордом, побив­шим рекорд предварительного заказа на пластинку Элвиса Пресли «Голубые Гавайи» (Blue Hawaii), который получил в свое время 200 000 заказов».

 

beatlesbible.com: «Почти сразу после выхода альбома было продано более полумиллиона пластинок».

 

Брайан Хадсон (музыкант группы «Кэсс и Казановы»): «Пластинка быстро продавалась. Меня поразило то, сколько более старших по возрасту людей её покупало, не только подростки».

 

Наталья Фатеева (актриса): «В ноябре 1963 года я была в Лондоне с Сергеем Михалковым и Станиславом Ростоцким, и он купил по просьбе своей жены пластинку «Битлз». Вот тогда я впервые услышала, что такие существуют. Я уже, правда, не помню, какие там песни были. А потом я уже слушала «Битлз». Или, может быть, даже раньше услышала, на съемках «Три плюс два», по-моему, Андрюша Миронов приносил записи. Но это не точно, а ту пластинку я помню».

 

beatlesbible.com: «К сентябрю 1965 будет продано более миллиона экземпляров. Сместив альбом «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me), «Вместе с Битлз» будет возглавлять список популярности среди альбомов 21 неделю подряд, позволив тем самым «Битлз» оставаться на первом месте в течение 51 недели.

Также альбом «Вместе с Битлз» достигнет 11-й позиции в списках популярности среди синглов. Эти списки в начале 1960-х формировались в соответствии с количеством проданных экземпляров, независимо от их формата».

 

Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Самым затруднительным для Брайена был выбор обложки для альбома. Он месяцами показывал свою пробную копию друзьям и взволнованно спрашивал, что они о ней думают».

 

Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «На конверте была помещена контрастная черно-белая фотография [фотографа Роберта Фримена], выполненная весьма талантливо: плечевой портрет четырёх «Битлз», одетых в черные водолазки. Лицо каждого было освещено только с одной стороны, другая половина полностью оказалась в тени, как ещё в Гамбурге придумала Астрид».

 

Крис Хатчинз (газета «Нью Мюзикл Экспресс», 4 сентября 1964): «Понедельник [31 августа 1964 года] в Атлантик-Сити: сегодня днем у нас с Полом Маккартни состоялся длинный телефонный разговор с Элвисом Пресли. Они поговорили о пластинках, и Элвис сказал, что его особенно восхитила обложка альбома «Битлз», на которой их неулыбчивые лица изображены в полутьме. «Она немного необычна, а мне нравятся необычные вещи. Ваши лица на обложке напоминают мне лица в фильме «Дети проклятых», – рассмеялся он».

 

Роберт Фримен (фотограф): «Когда в ноябре альбом вышел в свет, битломания уже всколыхнула нацию. Правда, неко­торые высказывались: «Это временное явление». Но я никогда так не думал. Причиной тому была их му­зыка – жизнерадостная, несущая энергию, наследниками которой сегодня мы являемся».

 

Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Первый альбом был на самом деле лишь отражением их репертуара. В то время мы не думали об альбоме как о чем-то целостном. Мы записывали синглы, а те вещи, которые не входили в них, попадали в альбом – так был составлен и второй альбом – «Вместе с Битлз». Это просто собрание их песен и одна-две чужие вещи».

 

Ринго: «Для альбома «Вместе с Битлз» каждый из нас выбрал песни, которые ему нравились, и мы сделали на них свои кавер-версии. Любопытно, что когда я присоединился к «Битлз», мы еще не досконально знали друг друга (остальные трое, конечно, успели познакомиться лучше), но, если посмотреть наши коллекции дисков, оказывается, что у всех четырех были одни и те же пластинки. У каждого была пластинка группы «Миреклз», записи Баррета Стронга и тому подобное. Полагаю, именно это помогло нам сыграться как музыкантам и сплотиться группе».

 

Пол: «Все мы увлекались американской музыкой. Она интересовала нас гораздо больше, чем английская. Ринго появился в группе, уже зная блюз. Живя в Дингле у реки, он был знаком со множеством матросов торгового флота (таким образом ливерпульские парни выбирались в Новый Орлеан и Нью-Йорк), которые привозили на родину множество блюзовых записей. Ринго познакомил нас со старым кантри-энд-вестерном, Джимми Роджерсом и тому подобными исполнителями. Таких записей у Ринго была целая коллекция. Но что касается Элвиса и ему подобной музыки, то здесь наши вкусы во многом совпадали, хотя пристрастия немного и отличались, но от этого только становилось еще интереснее».

 

Джордж: «Второй альбом получился чуть лучше первого, поскольку мы потратили на его запись больше времени и записали больше собственных песен. Для этого альбома мы записали песню “Деньги” и другие кавер-версий хитов: “Пожалуйста, господин почтальон”, “Ты взяла меня в плен” и “Дьявол в его сердце” – малоизвестная песня американской группы “Донейс”.

Поскольку записывающих компаний в Америке было множество, пластинки в основном расходились там, где их выпустили. Распространение было региональным, некоторым артистам удавалось прославиться на всю страну, а другим – нет. Но многие мелкие компании сотрудничали с крупными, распространяющими пластинки в Великобритании, поэтому некоторые малоизвестные американские записи прекрасно продавались в Великобритании, оставаясь неизвестными в Америке. Существуют бесподобные американские записи в стиле ритм-энд-блюз, о которых большинство американцев даже не слышали.

В «НЕМС» Брайан завел правило покупать по крайней мере по одному экземпляру каждой выпущенной пластинки. Если его удавалось продать, он заказывал еще один или сразу пять. Следовательно, у него были записи, не ставшие хитами ни в Великобритании, ни даже в Америке. Перед концертами мы собирались в магазине после его закрытия и лихорадочно рылись в пластинках, разыскивая новые. Так мы нашли записи Артура Александера и Ритчи Баррета «Другой парень» (Some Other Guy) – отличная песня, и пластинки вроде «Если тебе надо кого-нибудь одурачить» (If You Gotta Make A Fool Of Somebody) Джеймса Рейса. В начале своей карьеры мы исполняли эти песни в клубах, а позднее многие английские группы стали записывать их. Например, «Дьявол в его сердце» и «Деньги» (Money) Баррета Стронга мы нашли в магазине, прослушали и сочли интересными.

Для альбома «С Битлз» я спел «Перевернись, Бетховен» – эта песня мне нравилась. У меня была пластинка Чака Берри, я часто пел эту вещь в клубах».

 

Чак Берри: «С тех пор как они с огромным успехом спели песню «Перевернись, Бетховен», я всегда чувствовал нашу общ­ность».

 

Джордж: «А еще я написал для этого альбома свою первую песню «Не беспокой меня» (Don’t Bother Me)».

 

Стивен Кноултон (музыкальный критик, автор книги «Незаменимый Ринго»): «Если раньше нужно было удерживать внимание переполненного танцпола клуба «Пещера», то теперь задачей «Битлз» стало доведение до неистовства аудитории, состоящей из подростков. Чтобы увеличить энергетический заряд аранжировок Ринго начал действовать в ином ключе. Он более агрессивно использует брейки и, что более важно, почти все играет с открытым хай-хэтом. Весь альбом имеет «свистящее» звучание, исходящее от ударных. Танцевать под это несколько сложнее, зато зарядиться энергией проще.

Новый стиль стал частью звучания «битломании», завоевавшей континенты. В таком ключе Ринго исполняет почти все номера на диске. Даже кавер-версии, в оригинале исполняемые барабанщиками иначе, получили «битловскую» обработку. «Перевернись, Бетховен» звучит еще круче, чем версия Чака Берри (чему, кроме прочего, способствовало изменение тональности и ускорение темпа). Другой кавер, «Ты взяла меня в плен» (You Really Got A Hold On Me), вызывает некоторые вопросы, игра ударника немного контрастирует с подачей вокалиста, однако, брейки-ответы Ринго в бридже бесподобны – намного лучше, чем в оригинале.

Конечно, Ринго не ограничивается открытыми тарелками. К этому прилагается ритмическое разнообразие. «Не беспокой меня» (Don’t Bother Me) – это на самом деле серф-рок, «Пожалуйста, господин почтальон» (Please Mister Postman) – здесь интересные переходы к куплету. «Еще не долго» (It Won’t Be Long) – невероятно сложная композиция, но и в ней барабаны удачно соответствуют всем переменам по ходу песни. «Всё, что мне нужно сделать» (All I’ve Got To Do) – предлагается непростой рисунок дуэта хай-хэт/снэйр на слабые доли в куплете, который затруднились бы сыграть многие ударники, но у Ринго он звучит непринужденно и дополняется иногда замечательными брейками при переходе к припеву.

Но в целом, несмотря на местами отличную игру ударных, думаю, этот альбом не лучший у Ринго. «Пока не появилась ты» (Till There Was You) показывает, что не следует барабанщику работать за перкуссиониста, а многие номера, такие как «Всю мою любовь» (All My Loving) и «Не во второй раз» (Not A Second Time), пожалуй, чересчур переполнены высокочастотным свистом.

В конечном счете, однако, Ринго более чем достойно выступает в песне «Деньги» (Money). У него могло быть искушение вновь накалить атмосферу открытыми тарелочками, но вместо этого мы слышим простой рисунок тома, который позволяет все внимание слушателей сосредоточить на жгучей вокальной линии. К сожалению, ударник чуть теряет бит ближе к концу, но с успехом возвращается, чтобы завершить номер неплохой концовкой».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в зале кинотеатра «Глойб», Стоктон-он-Тис, в рамках осеннего турне (прим. – город в северо-восточной Англии)».

 

 

63-11-22-CB21

 

Кинотеатр «Глойб», Стоктон-он-Тис.

 

 

63-11-22-CB22

 

63-11-22-CB23

 

Сцена театра в 2013 году.

 

 

63-11-22-CB31

 

 

 

beatlesbible.com: «Еще раз группа выступит на этой концертной площадке 15 октября 1964 года».

 

 

63-11-22-DB21

 

Тиренс Спенсер (фотограф журнала «Лайф»): «На снимке Пол смотрит по телевизору Эдди Уоринга».

 

 

63-11-22-DB23

 

Тиренс Спенсер (фотограф журнала «Лайф»): «Подчас и сами полицейские выступали в роли их преданных поклонников – как правило, у них были дочери подросткового возраста. Это было бы для них сродни самоубийству, не попытаться даже получить автограф Потрясающей Четверки. Все это вносило определенное оживление в их работу».

 

 

63-11-22-DB31

 

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Я попытался придумать новую фразу, чтобы дать группе описание, и, если это станет возможным, такую, которая войдёт в моду. Размышляя над текстом на конверт альбома «Вместе с Битлз», мне пришла идея о «первоклассной четвёрке», но я решил, что это трудно произносимо. И я сократил её до «Потрясающей четверки» (Fab Four). Потом выяснилось, что у меня появилась модная фраза, которая будет существовать и использоваться прессой и более чем через 40 лет».

 

 

63-11-22-DC21

 

63-11-22-DC31

 

63-11-22-DC41

 

 

63-11-22-DC51

 

63-11-22-DC53

 

63-11-22-DD21

 

Тиренс Спенсер (фотограф журнала «Лайф»): «Они постоянно возили с собой гоночный трек с игрушечными автомобильчиками».

 

Линн Фэрроу: «Однажды, одним ноябрьским вечером, мой отец пришел домой с двумя билетами на концерт 22 ноября. В сильном волнении и с двумя билетами в руке я со всех ног помчалась к своей лучшей подруге Энн Биббис. Благодаря этому мы стали предметом зависти всей школы».

 

Энн Маккормик: «Мне было тогда 14 лет. Когда я услышала о том, что билеты поступили в продажу, мы с моей подругой Аннет Рид впали в отчаяние, потому что билеты были распроданы за пару часов. Но потом промелькнул лучик надежды. Хозяйка отеля «Брансвик» на Уилсон-Стрит выставила на продажу два билета во время благотворительного аукциона в помощь исследованиям лейкоза. Цена билетов стремительно возросла от первоначальных тринадцати шиллингов за два билета до 7 фунтов-стерлингов, что в 1963 году составляло недельный заработок рабочего. Такая цена была для нас непосильна, и нам казалось, что наша надежда разбилась. По пути домой из школы я зашла к Аннет, которая встретила меня в дверях, возбужденно подпрыгивая. «Энн, мы идем, мы идем!». «Куда?», – спросила я. «На Битлз!», – ответила Аннет.

Так получилось, что ее дядюшка Джон, почти в самом конце торгов предложил 20 фунтов-стерлингов от нашего имени за два билета, и предложение было принято. Так мы смогли пойти на концерт».

 

Джиллиан Сэмплс: «Мы не пошли в школу, чтобы на автобусе добраться из Редкара до Стоктона и купить билеты на концерт в «Глойбе» наших любимых «Битлз». Куча поклонников образовала очередь на Стоктон Хай-Стрит, расположившись еще с ночи на морозном тротуаре. Один мой приятель сказал, что если придти очень рано, то может и удастся купить билет и, к счастью, мы смогли их приобрести».

 

Кристина Липтхорп: «Я, и мои подруги Маргарет Бриско, Рос Уорд и Энн Робинсон провели в очереди всю ночь. Это была самая захватывающая ночь в нашей жизни».

 

 

63-11-22-KB21

 

На сцене кинотеатра «Глойб», Стоктон-он-Тис, фото Яна Райта.

Ян Райт (фотограф): «Один из моих самых исторических и знаковых фотоснимков, который был сделан в семь вечера после того, как открылся занавес 22 ноября 1963 года. Это было примерно в то время, когда в Далласе застрелили Джона Кеннеди».

 

 

63-11-22-KB31

 

 

Мелоди Греинджер: «Первой песней, как мне кажется, была «Она любит тебя», а потом наступило столпотворение! Единственным способом услышать их пение, это было заткнуть свои уши! Это заглушало крики и можно было расслышать их в фоновом режиме».

 

 

63-11-22-KB35

 

Вейл Бейнбридж: «Мне было тогда 16 лет. Мое место было прямо перед Джоном Ленноном, моим любимым Битлом. Помню, как я подпевала, визжала и орала на протяжении всего концерта. В конце я была полностью без сил».

 

 

63-11-22-KB39

 

 

Мелоди Греинджер: «Толком ничего нельзя было разглядеть и расслышать, так сильно все кричали. А что ещё скажешь? Это же были «Битлз», собственной персоной. Я тоже кричала. Всевышний знает, почему, но слезы текли по моему лицу. Я была влюблена в Джона, он был самым сексуальным. Пол, с его детским личиком, так не волновал».

 

 

63-11-22-KB43

 

Кинотеатр «Глойб», Стоктон-он-Тис, фото Яна Райта.

Ян Райт (фотограф): «В одном из интервью за кулисами Джон Леннон сказал: «Эти девушки намочили свои панталоны, не так ли?».

 

 

63-11-22-KB45

 

Кинотеатр «Глойб», Стоктон-он-Тис, фото Яна Райта.

 

Кэрол Джонс: «В тот вечер мы визжали, кричали и плакали. Они исполнили все свои ранние хиты, но самой лучшей была песня «Пожалуйста, доставь мне удовольствие». Когда Пол пел, его волосы закрыли ему глаза, и с моей младшей сестрой случилась истерика. Некоторые из песен были полностью загушены криками».

 

Линда Ричардсон: «Мне было 16 лет. Я работала в магазине тканей «Диксонс» в Редкаре. Наш босс купил для своей дочери Полины, а также для меня и еще трех сотрудниц билеты на концерт «Битлз». В сильном возбуждении мы отправились на автобусе в Стоктон. Прибыв туда, мы не могли поверить, что наши места были всего в пятом ряду от сцены. Мы дали себе зарок, что не будем кричать во время концерта, но когда «Битлз» вышли на сцену, то визжали непереставая от начала до конца, и, в конце концов, остались без голоса».

 

Джиллиан Сэмплс: «Звук, который производила аудитория, был таким оглушительным, что к концу выступления казалось, что началась Третья мировая война. Мне всегда нравились «Битлз», но на самом деле я хотела услышать больше музыки. По мне, визжать было «не круто».

 

 

63-11-22-KB65

 

63-11-22-KB75

 

Кинотеатр «Глойб», Стоктон-он-Тис, фото Яна Райта.

Ян Райт (фотограф): «На концертах «Битлз» медсестры скорой помощи Сент-Джонс всегда были наготове, чтобы дать нашатырь потерявшим сознание поклонницам».

 

Мелоди Греинджер: «Потом все закончилось, мы забрались в автобус и отправились домой, вспоминая песни, которые они пели».

 

Пол Дельпланк (журналист): «Первый концерт начался в 18:15, второй в 20:30. Это означает, что аудитория первого выступления покинула театр где-то между 19:30 и 20:00. В то же время весь мир облетела трагическая новость из Далласа. Вскоре после 19:00 телепрограммы были прерваны сообщением об убийстве президента Кеннеди».

 

Брюс Спайзер (автор книги «Битлз на Кэпитол Рекордз»): «В этот день в США планировалось дать в эфир репортаж [от 16 ноября 1963] в утренних и вечерних новостях «Си-Би-Эс». Но вместо этого Уолтер Кронкайт вышел в эфир с сообщением, что в Далласе был убит президент Кеннеди».

 

Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «В этот день в Далласе убили президента Кеннеди. В течение дня начали поступать новости, которые для каждого англичанина имели не меньшее значение, чем для американца».

 

beatlesbible.com: «В этот день в США был убит президент Джон Ф. Кеннеди. Говорят, что когда Джон Леннон услышал об этом, то поинтересовался, состоится ли концерт?».

 

Из интервью Лэрри Кейна с Полом Маккартни в 1965:

Лэрри Кейн: Когда убили президента Кеннеди, что ты, прежде всего, подумал об Америке, об этом убийстве, и о том, что же случилось в этот час в 1963?

Пол: Первой мыслью было «Идиоты!» Идиоты – те, кто всё испортил. Парень, который убил его, не знаю, был ли это Освальд или нет. По официальной версии убийцей был Освальд. Хм, он был идиотом. С моей точки зрения, и с точки зрения многих англичан, Кеннеди был лучшим президентом Америки за очень долгое время. Он создал хороший образ Америки, и думается, делал замечательные вещи. Похоже, что у него была голова на плечах, и это было всем на пользу, я так считаю.

 

Ян Райт (фотограф): «Это случилось между двумя концертами. Я был с ними всю вторую половину дня, фотографировал их за кулисами с подругами, а также Эпстайна, Аспинала и Мэла Эванса. Потом я сфотографировал их на сцене. Мне кажется, что это был или Фил Бэрроуз, или Роджер Кук, или же Роджер Гринвей из группы «Кестрелз», они были одними из первых, кто услышал новость, что Кеннеди убит. Вся атмосфера вмиг изменилась. И это было как раз между двумя шоу».

 

Джефф Уильямс (группа «Кестрелз»): «В тот вечер мы услышали новость, что в Джона Кеннеди стреляли еще до того, как вышли на сцену. Это было около семи часов вечера. Только потом мы услышали, что он был убит. По-моему, в кинотеатре не было телевизора. Это просто передавали устно. Честно говоря, не думаю, что реакция зрителей на втором концерте отличалась от любого другого во время этих гастролей. Это может показаться странным, но аудиторию составляла молодежь, которая любила «Битлз», и они пришли хорошо провести время. Они были слишком молоды, чтобы понимать значение того, что произошло. Они ничего не смыслили в политике. А мы должны были продолжать концерт».

 

Питер Джей (группа «Питер Джей энд Джейуолкерс»): «Мы выполняли свою работу. Там была публика, и мы продолжили выступать».

 

Жан Оуэн (группа «Вернонс Гёрлз»): «Мы собирались выйти на сцену, когда Джон Леннон сказал: «Слышали, что стреляли в Джона Кеннеди?». Морин ответила: «Ох, Джон, не будь таким мрачным!». И только потом мы примолкли, когда узнали, что это было правдой.

Первой мыслью было – Боже, сегодня аудитория будет дерьмовой. А вам нужно выполнять свою работу. Но не помню, чтобы аудитория вела себя как-то иначе. Реакция толпы на выступление «Битлз» была совершенно обычной».

 

Пол Дельпланк (журналист): «Для тех, у кого были билеты на второй концерт, новость застала их до того, как они вошли в театр. Средства коммуникации тогда были не такими, как сейчас, и большинство людей в театре, в том числе и артисты, были не в курсе случившегося».

 

Линн Фэрроу: «Когда мы выходили из театра, стоял гвалт, но когда мы вышли, то в воздухе висело напряжение. Нас встретили родители моей подруги. У них была машина, что было не так часто в то время, как сейчас. Первыми словами ее матери были не «Как прошло? Все было замечательно?», а «Президента Кеннеди застрелили». Пока мы ехали домой, то не проронили ни слова, а в понедельник в школе, казалось, что концерт забыт и все говорили только о Кеннеди».

 

Линда Ричардсон: «[После окончания первого концерта] Мы парили в небесах от прекрасного вечера, и когда сели в автобус, чтобы вернуться в Редкар, то услышали трагическую новость о Джоне Кеннеди. Это вызвало у меня чувство вины от того, что мы наслаждались по-настоящему прекрасным вечером в то время, когда его убили. По дороге домой никто не проронил ни слова».

 

Вейл Бейнбридж: «Мы ехали в автобусе домой, когда услышали о Джоне Кеннеди. Все вокруг говорили об этом».

 

Кэрол Джонс: «Когда [после концерта] мы вернулись домой, смеясь и распевая песни, там было мрачно. «Кеннеди убили», – сказала мать прослезившись. В 60-х Кеннеди был нашей надеждой на будущее. Мы погрузились в глубины печали. Вот такой вечер».

 

Мелоди Греинджер: «Когда мы сидели автобусе, я услышала, как кто-то сказал: «Скажи Мелоди!», и мне сказали, что Кеннеди застрелили, но больше никакой информации не было. Я была в шоке».

 

 

63-11-22-LB21

 

 

Эдди Дизен (актер): «В тот вечер [второе] выступление «Битлз» было внезапно прервано, но не в знак проявления уважения к Кеннеди. Какая-то девушка из третьего ряда в центре каким-то образом прорвалась через оцепление и с безумной скоростью ринулась на сцену. Она преодолела оркестровую яму шириной в три метра, вскарабкалась на сцену, и прямиком направилась к Джорджу. Некоторое время она удерживала его своим крепким объятием, прежде чем обратить свое внимание на Джона, выдававшим во всю силу «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout). Расплывшись в улыбке в его сторону, она уже собралась наброситься на него, когда охранники схватили ее и стащили со сцены. Когда они это сделали, занавес внезапно упал, хотя Джон исполнил еще только половину песни».

 

Газета «Дейли Экспресс»: «Подруга этой девушки сказала с невинным видом, что она сказала ей, что намерена поцеловать Битла. Персонал театра был в замешательстве от этой девушки, которая обскакала их строгие меры безопасности».

 

Эдди Дизен (актер): «Битлз» скрылись от обезумевшей толпы, умчавшись в полицейской машине».

 

 

63-11-22-SB21

 

 

beatlesbible.com: «С 22 по 24 ноября «Битлз» остановились в отеле «Эден амс» в Рашфорде».

 

Джефф Уильямс (группа «Кестрелз»): «На ночь мы все, включая «Битлз», остановились в одной гостинице, что было нехарактерно. Мы все собрались вокруг телевизора, и смотрели его все вместе, погрузившись в молчание».

 

Из интервью Гэрри Джеймса с фотографом Яном Райтом:

Гэрри Джеймс: Вы когда-либо встречались с Брайеном Эпстайном.

Ян Райт: Да, да, да. Я встретился с ним в тот вечер, когда застрелили Кеннеди. 22 ноября 1963 я был с «Битлз». К тому времени они возглавляли афишу. Четыре хита номер один. В то время у них был некоторый недолгий этап в их карьере, когда Эпстайн позволял им приводить своих подруг, мам и пап. После второго концерта они все собирались на славную шумную гулянку, чтобы отпраздновать событие. Но в тот вечер они этого не сделали, потому что, учитывая разницу во времени между Далласом и Стоктоном, когда Кеннеди застрелили, они были на сцене, а когда они заканчивали концерт, он умер в больнице. В тот вечер я был там единственным фотографом.

Гэрри Джеймс: Сказал ли что-нибудь Брайен Эпстайн по поводу убийства Кеннеди?

Ян Райт: Нет, потому что это случилось между двумя концертами. Когда я об этом услышал, я уехал на своем велосипеде. Я сразу же поехал в офис, потому что подумал, что будет важно, если фотоснимки опубликуют как часть новости обо всем этом. Но Гарри Эванс так не считал. Он ничего не хотел слышать о «Битлз», несмотря на то, что был большим их поклонником. В тот день они его совсем не интересовали. Вот почему эти снимки не были опубликованы.

 

 

 

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)