9 ноября 1963 г.
Дмитрий Мурашев (dmbeatles.com): «Альбом «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) номер 1, 27-я неделя в параде популярности британского издания «Рекорд Ритейлер».
Аэропорт Лондона. Группа возвращается из Белфаста.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в зале кинотеатра «Гранада», Ист Хэм, Лондон (Granada Cinema, East Ham, London) в рамках осеннего турне».
Поклонницы группы, Ист Хэм, фото Джейн Боун.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Толпа возле театра была настолько велика, что когда «Битлз» отправили посыльного за едой, то полиции пришлось его сопровождать. Они наблюдали в окно, как они прошли сквозь толпу строем через дорогу».
beatlesbible.com: «Это было второе выступление группы на этой концертной площадке. До этого они выступили там 9 марта 1963.
Перед выступлением Джордж Мартин передал «Битлз» новости от «И-Эм-Ай», что их предстоящий сингл «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand) достигнет уровня предварительных продаж в один миллион копий».
Сью Андерсон (журналист): «Долгое время Джейн Боун проработала фотожурналистом в «Обсервер», снимала «Битлз», Ричарда Никсона, Бертранда Расселла, Мика Джаггера и этот список можно продолжить. В 1963-м было принято решение (хотя Джейн не может вспомнить, кем), чтобы она сфотографировала «Битлз». Она прибыла на место, и ее провели мимо толпы визжащих девочек в комнату, где расположились «Битлз».
Джейн Боун (фотограф): «Несмотря на то, что на снимке Джон здесь неподвижен, на самом деле он был гиперактивен».
Сью Андерсон (журналист): «Фотограф Джейн Боун провела с ними довольно много времени, фотографируя их (хотя, с ее слов, могла бы сделать фотографий больше), когда кто-то дал понять, что ей пора уйти».
Джейн Боун (фотограф): «Кто-то сказал мне, чтобы я ушла, но один из участников группы, не могу вспомнить, кто именно, сказал, чтобы я осталась. Я их веселила, как мне кажется».
Сью Андерсон (журналист): «Это был Ринго: «О, нет, нам нравится, что она здесь».
Джейн Боун (фотограф): «Мне разрешили остаться в гримерке, и я этим воспользовалась».
Дмитрий Мурашев (dmbeatles.com): «Вечером «Битлз» участвуют в вечеринке у магната машинной стирки Джона Блума в его доме по адресу: 60 Парк-Лейн, Мэйфэйр, Лондон».
«Дейли Мейл»: «Ринго танцует с женой издателя Лу Леви».
Рэй Конноли (журналист): «Пожалуй наибольшее изумление в тот первый год вызывало стремление всех и каждого вскочить на их колесницу славы. Члены парламента задавали о них глупые вопросы в палате представителей, консерватор Эдуард Хит возмущался тем, что и как они говорили, религиозные лидеры произносили в их адрес всякого рода скучные банальности».
Письмо от 9 ноября 1963: «Уважаемые г-н и г-жа К. Джемисон. Ваше письмо от 27 октября на имя Фреды Келли (прим. – секретарь клуба поклонников) было передано мне для рассмотрения. Буду рад узнать, что вы получите билеты в Северном секторе, выделенном для членов клуба поклонников, в театре «Одеон» на субботу 7 декабря, в связи с тем, что Расселл является почетным членом клуба. Искренне ваш, Тони Бэрроу, сотрудник связей с общественностью.
Дейв Эджли (менеджер клуба «Гоу-Гоу»): «В этот день Роллинги опоздали. Джаггер приехал с немытой шеей. Я попросил их расписаться на конверте альбома «Битлз» «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me), на что Брайан Джонс отозвался так: «А мы пытаемся обскакать их».
Аарон Крерович (журналист): «Одним из наиболее интересных аспектов исторического исследования является сбор вместе разрозненных свидетельств по конкретной теме, чтобы на основании этого сделать логический вывод. Так детектив выискивает такое множество ключей к разгадке, какое только возможно, чтобы собрать их воедино и раскрыть тайну. Именно таким способом можно попытаться выяснить, когда Пол Маккартни написал песню «Вчера» (Yesterday). Говоря о том, как ему пришла идея песни «Вчера», Пол сказал, что мелодия пришла ему во сне, когда он жил у Джейн Эшер в лондонском доме ее родителей».
Пол: «Я жил в маленькой квартире на верхнем этаже, пианино стояло возле моей постели. Однажды я проснулся утром, понял, что в голове у меня вертится мелодия. Я сел за пианино и подобрал к ней аккорды».
Аарон Крерович (журналист): «Точная дата переезда Пола к Эшерам неизвестна, но благодаря Бэрри Майлзу – другу и биографу Пола Маккартни – известен месяц: «В ноябре [1963], взяв свои пожитки, он [Маккартни] переехал из квартиры на Грин-Стрит в дом семьи Эшер». В ноябре 1963 у «Битлз» был весьма изнурительный график выступлений. 26 концертов за 30 дней. Свободными от выступлений на концертах были следующие дни: 11, 12 и 18 ноября. Можно предположить, что в один из этих дней Пол переехал к Джейн Эшер».
Питер Эшер: «Одним из «побочных эффектов» отношений между Полом и Джейн было то, что он постоянно околачивался возле нашего дома. В конце концов родители сжалились над ним и предложили ему гостевую комнату на верхнем этаже дома, рядом с моей спальней. Пол переехал, и мы пару лет жили на верхнем этаже родительского дома».
Аарон Крерович (журналист): «Конечно, тот факт, что Пол выступал вечером на концерте не исключает вероятность того, что он не мог переехать утром того же дня. Но можно с большой степенью вероятности предположить, что Пол вряд ли занимался переездом, если выступления проходили не в Лондоне. Правда, если учесть, что, согласно Бэрри Майлзу, личных вещей у него было немного, то можно допустить, что он переехал утром, а днем уехал на вечернее выступление, но все же, это кажется маловероятным. В Лондоне «Битлз» выступили два раза: 4 и 9 ноября. Возможно, что переезд Пола состоялся в один из этих дней. Концертов в радиусе ста миль от Лондона было два: 5 ноября в Слау (всего 25 миль от лондонского дома Эшеров) и 6 ноября в Нортгемптоне (70 миль от Лондона). Таким образом, 5 и 6 ноября тоже могут быть добавлены к дням переезда.
Итак, вероятные дни переезда в ноябре: 4, 5, 6, 9, 11, 12, и 18.
4 ноября представляется маловероятным, поскольку в предыдущий день «Битлз» играли в Лидсе, расположенного в 200 милях к северу от Лондона, и вернулись домой они очень поздно.
5 ноября почти наверняка маловероятно, потому что днем у них было интервью, а вечером они выступали в Слау.
6 ноября возможно, но маловероятно, потому что «Битлз» выступали в Нортгемптоне. Не знаю, где группа провела предыдущую ночь, в гостинице или в своей лондонской квартире.
9 ноября представляется наиболее вероятной датой, поскольку «Битлз» в этот день выступали в Лондоне.
11 ноября крайне маловероятно. Несмотря на то, что этот день был свободным от выступлений, в прошлый вечер они играли в Бирмингеме, расположенном в 120 милях к северо-западу от Лондона, а концерт в Портсмуте 12 ноября был отменен из-за болезни Пола.
18 ноября тоже маловероятно, хотя этот день был свободен от выступлений. В предыдущий день они играли в Ковентри, а следующий концерт состоялся в Вулверхэмптоне. Города расположены всего в 30 милях друг от друга, и вряд ли они вернулись за 100 миль в Лондон, чтобы затем снова уехать в том же направлении. Возможно, но маловероятно.
Таким образом, представляется вполне вероятным, что Пол Маккартни переехал в дом Эшеров утром 9 ноября 1963.
Конечно, Пол и до этого часто ночевал в доме Эшеров. Но вряд ли до переезда его пианино находилось в доме Джейн, поскольку согласно Бэрри Майлзу Пол сказал следующее: «В конце концов, у меня в распоряжении появилось пианино в мансарде. Очень артистично. Это было то пианино, за которое я сел, проснувшись и на котором подобрал аккорды к песне «Вчера».
Также известно, что первое исполнение песни (в данном случае «исполнение» означает то, что Пол сыграл песню в ее незавершенной форме) произошло со слов Лайонела Барта в «конце 1963». Таким образом, песня «Вчера» была сочинена в промежутке времени с 10 ноября по 31 декабря 1963».
(условная дата)
Ричард Лестер (режиссер): «Впервые я встретился с «Битлз» в ноябре 1963. Я только что закончил фильм с «Юнайтед Артистс» («Мышь на луне») и Дэвид Пикер, руководитель производства, видел мой предыдущий фильм «Бегущий, скачущий и спокойно стоящий фильм», который я снял с Питером Селлерсом и Спайком Миллигэном. Он знал, что Джону [Леннону] нравится «Шоу дуралеев». Как раз в том же формате. «Юнайтед Артистс» хотели снять очень низкобюджетный черно-белый фильм. Начало съемок было запланировано на март, но в июле он должен был быть в кинотеатрах, потому что они считали, что к концу лета «Битлз» могут иссякнуть. Так что меня привезли на встречу с группой вместе с Уолтером Шенсоном, с которым я снимал «Мышь на луне».
На той первой встрече в разговоре неожиданно возникла тема, которая нас сблизила. Парни узнали, что я был так себе джазовым пианистом».
Пол: «Дик Лестер приехал повидаться с нами, и мы узнали, что он еще и музыкант: он неплохо играл джаз на пианино, что еще больше заинтриговало нас».
Ричард Лестер (режиссер): «Это дало им что-то, позволяющее надо мной верховодить, потому что я был прошлым, а они будущим. Джон Леннон ненавидел джаз, о чем он мне сказал.
В тот первый день, когда я встретился с «Битлз», они совсем недавно вернулись из Швеции, и я спросил у Джона: «Вам понравилась Швеция?», а он ответил: «Да, очень. Это был автомобиль и номер, номер и автомобиль, и у нас были бутерброды с сыром, которые нам доставляли в отель».
Рэй Мортон (журналист): «Лестер с Шенсоном решили, что героями фильма должны быть сами «Битлз». Зачем просить Джона, Пола, Джорджа и Ринго играть вымышленные персонажи, когда их собственные персоны были гораздо более яркими и интересными, чем любые выдуманные? Кроме того, учитывая, что все участники группы не имели актерского опыта, было маловероятно, что они смогли бы успешно сыграть кого-нибудь, кроме себя».
Ричард Лестер: «Сперва я выбрал Джонни Спейта в качестве сценариста, но у него были другие обязательства. До этого я работал с Аланом Оуэном на самой заре телевидения. Алан написал «Трамвай до Лайм-Стрит не ходит», о чем Джон сказал: «Беда с тобой, Алан, потому что ты профессиональный Ливерпулец». Алан отважился ответить: «Это лучше, чем быть любителем».
Денис O’Делл (постановщик фильма): «[До этого] Я немного слышал про «Битлз». В «Юнайтед Артистс» меня спросили, не хотел бы я снять недорогой фильм с новой поп-группой. Я ответил, что мне это не очень интересно, но мои дети спросили меня, как называется эта группа. Я сказал им, что группа называется «Битлз» и они просто сошли с ума: «Ты сказал им нет?». Я перезвонил, и подписал с «Юнайтед Артистс» контракт».
Дэвид В. Пикер (руководитель нью-йоркского офиса «Юнайтед Артистс»): «Это не было традиционным подходом, таким как: «О, давайте сделаем небольшой мюзикл с участием музыкальной группы, поставим их на сцену, снимем их, и получим между прочим какую-нибудь глупую и бессмысленную историю. Это был очень выразительный способ рассказать историю, которая соответствовала их музыкальному направлению».
Дик Лестер: «Фильм хотели сделать как можно быстрее, с наименьшими затратами и выпустить до того, как популярность «Битлз» пойдет на убыль».