5 октября 1963 г.
Дмитрий Мурашев (dmbeatles.com): «Альбом «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) номер 1, 22-я неделя в параде популярности британского издания «Рекорд Ритейлер».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «С 10.00 до 12.00 радиостанция «Би-Би-Си» транслирует специальный выпуск программы «Субботний клуб» (Saturday Club). Запись от 7 сентября».
Ринго: «В октябре мы отправились на неделю в Шотландию, дать несколько концертов. Когда мы летели из Лондона в Глазго, в самолете было всего три свободных кресла, и я по своей наивности предложил: «Я постою». – «Боюсь, это невозможно, мистер Старр…».
Последний трамвай Глазго, фото 1 сентября 1962.
Глазго 1963 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в концертном зале города Глазго (Concert Hall, Glasgow). Первое из трех выступлений в Шотландии».
beatlesbible.com: «Концертный зал располагался по адресу 625 Эрджил-Стрит. Он был открыт в 1899 году как театр эстрады «Тиволи». В 1968 был закрыт, и здание было снесено».
Алекс Тейлор: «Я жил в 200 метрах от концертного зала. Это был кинотеатр «Гэйти» (Gaeity cinema), а концертным залом Глазго он стал потом уже, как временная концертная площадка после того, как сгорел зал Святого Эндрю (он был намного крупнее)».
Барбара Митчелл: «Мне было тогда 17 лет. Алекс Тейлор прав. Концерт должен был состояться в зале Святого Эндрю, но так как он сгорел, концерт провели в зале кинотеатра «Гэйти».
Алекс Тейлор: «Чтобы купить мне и моему приятелю билеты, моя мать простояла несколько часов в музыкальном магазине Катбертсона на Сошихолл-Стрит. Если я правильно помню, они стоили шесть шиллингов и восемь пенсов, или тридцать три пенса в десятичной системе. Мне и моему приятелю Питеру Лэннигэну было по 13 лет, и мы были без ума от «Битлз».
beatlesbible.com: «Три концерта в Шотландии были организованы Альбертом Боничи (Albert Bonici), который заключил с Брайеном Эпстайном эксклюзивное соглашение на организацию концертов».
Альберт Боничи.
Альберт Боничи (промоутер): «В 1963-м я заплатил им за выступление 300 фунтов-стерлингов».
Энди Лотиан (промоутер): «Мы с Альбертом заплатили группе по 40 фунтов-стерлингов во время короткого шотландского турне в январе, и 500 фунтов-стерлингов за каждое из трех выступлений в октябре».
Гордон Харди (промоутер): «В начале 60-х [промоутер] Альберт Боничи часто привлекал меня и Энди Лотиана, чтобы мы помогали ему организовывать музыкальные мероприятия. Когда Энди Лотиан впервые услышал «Битлз» во время их выступления в Бридж оф Алане 5 января 1963, он сказал: «Эти парни достигнут вершины». Я ответил: «Эти парни слишком шумные».
Энди Лотиан (промоутер): «Услышав «Битлз» во время их выступления в Бридж оф Аллане 5 января, на следующее утро я позвонил Альберту Боничи и предложил заключить с Брайеном Эпстайном новый контракт на их выступления, когда они вернутся в Лондон».
Альберт Боничи: «В понедельник [6 января 1963] я приехал на станцию Абердина, где меня подобрал мой помощник Гордон Харди. Как обычно, мы пошли в ресторан «Чивас» на Юнион-Стрит, но в этот раз официантки в зале шумно переспрашивали: «Кто такие эти Битлз?». По-видимому, днем ранее группа посетила этот ресторан и произвела большое впечатление».
Джон С. Винн (автор книги «Бесподобный путь: Битлз – записанное наследие»): «После первого турне «Битлз» в Шотландии [в январе], промоутер Альберт Боничи через лондонского промоутера и своего друга Джека Фэллона, связался с Брайеном Эпстайном, и 9 февраля нанес ему визит. Боничи прилетел из Абердина в Лондон и встретился с Эпстайном в его офисе. Вместе с ним [Боничи] был молодой промоутер Энди Лотиан младший».
Энди Лотиан: «Вместе с Альбертом Боничи я был вторым организатором концертов 5, 6 и 7 октября 1963 в Шотландии. Я провел переговоры с Брайеном в его офисе в начале января. В 1960-х мы с Альбертом были деловыми партнерами по организации ряда крупных мероприятий, но самыми успешными из них были эти три концерта «Битлз». Я предложил Брайену 400 фунтов-стерлингов за 10 выступлений в танцевальных залах Шотландии. Его ответ был таков: «Вы не сможете получить их на 10 дней для танцев. Это будет три концерта, и не по 40 фунтов-стерлингов за вечер, а по 500 за вечер».
beatlesbible.com: «Также в концерте выступали Майк Берри (Mike Berry) и группа «Фредди Старр и Полуночники» (Freddy Starr and the Midnighters)».
прим. – агентский договор между «НЕМС» и группой «Фредди Старр и Полуночники» был подписан 31 мая 1963.
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «Популярный исполнитель Майк Берри, его настоящее имя Майкл Борн (Michael Bourne), родился в Нортгемптоне 24 сентября 1942 года. Сценическое имя ему дал независимый продюсер записи Джо Мик. Он же продюсировал его хит «Не думаю, что пришло время» (Don’t You Think It’s Time).
Майк начал регулярно выступать в клубе «Пещера» с группой «Майк Берри и Внезаконники» (Mike Berry and the Outlaws) с 21 по 25 мая 1962. Среди членов его группы были два музыканта, имена которых впоследствии обрели собственную известность. Это были Ричи Блэкмор и Чес Ходжес.
Во время выступлений Майка Берри в «Пещере» в мае 1962, его увидел Брайен Эпстайн, который неделей ранее видел его выступление на телевидении в программе «Благодари свои счастливые звезды» (Thank Your Lucky Stars) с песней «Не думаю, что пришло время».
Боб Вулер познакомил его с Брайеном Эпстайном, который пригласил 19-летнего певца к себе в квартиру на Фолкнер-Стрит, где проиграл ему демонстрационную запись «Битлз». Вместе с Майком также был Чес Ходжес. Брайен сказал Берри, что если тот поможет организовать появление «Битлз» на телевидении, то он способствует тому, чтобы у Берри было много заказов в Мерсисайде».
Майк Берри: «Брайен имел довольно большие сборы для «Битлз» в местном масштабе. Они получали за вечер 30 фунтов-стерлингов. Это было столько же, как у нас, лондонской группы, имеющей пластинку. Звучание «Битлз», записанных на маленький «Грюндик ТК20» Брайена, было очень небрежным и шумным. Даже на нашем уровне мы привыкли слушать приличные записи».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «Три месяца спустя Майк вернулся, но уже в составе группы «Майк Бери и Фантомы» (Mike Berry and the Phantoms). Они выступили в «Пещере» вместе с «Битлз» в воскресенье 26 августа».
Мойра Уоррен: «Это был мой первый концерт «Битлз» – в субботу 5 октября 1963. Волшебное свидание. День, когда я впервые увидела ИХ. Для меня этот день начался еще за несколько недель, когда однажды моя подруга Джуна появилась у порога, запыхавшись от бега, размахивая двумя драгоценными маленькими голубыми бумажками, и спросила, не хочу ли я пойти с ней на концерт «Битлз»! Это я-то? Задохнувшись, я выдохнула в ответ какой-то звук, и, схватив один из билетов, расцеловала его так, что она сразу поняла – я хочу увидеть «Битлз»!
Все это время до 5 октября буквально еле-еле тащилось. На работе я часто просто сидела в оцепенении, думая о том, что я на самом деле увижу «Битлз»! Их пластинка «Она любит тебя» была первой в хит-параде, и хотя это был уже их третий «номер 1», большинство людей только начали замечать эту довольно новую группу из Ливерпуля, но я заметила их еще за несколько месяцев до этого. Я влюбилась в звучание «Битлз» и Пола в частности в начале 63-го. А увидев их по телевизору и услышав их интервью на радио, я просто умирала от желания встретить их наяву.
Наконец наступило 5 октября. Я встала на рассвете, но не смогла съесть ни кусочка. Не помню, во что я была одета, но, скорее всего, это была черный джемпер поло с высоким воротом с юбкой или брюками. Но я точно помню, что нацепила с дюжину значков с «Битлз» на свой черный джемпер! Все фанаты «Битлз» носили тогда черные джемпера поло. В Америке их называли водолазками. Все утро я не знала, куда себя деть, каждые две минуты поглядывая на часы.
В тот день было довольно прохладно, но не могу сказать, что почувствовала это, когда мы в 14.30 сели на автобус, направлявшийся в центр города. Наш концерт (второй) должен был начаться в 20.30, поэтому у нас было несколько часов ожидания. Мы решили просто погулять по городу.
Еще до концерта мы выяснили, что ребята остановились в отеле «Центральный», и хотя мы прошли мимо него как минимум дважды, но никого не увидели.
Наконец мы вернулись к концертному залу и встали в очередь на второй концерт. Перед входом стояли сотни девушек. Итак, после всез ожиданий, это свершилось! Мы стояли снаружи зала, а ОНИ были там внутри! До нас донеслась новая волна громких визгов, что, должно быть означало, что звучал последний номер первого концерта. Так и было, и вскоре заплаканные, рыдающие девушки, спотыкаясь, выходили наружу на Эрджил-Стрит, возвращаясь к обыденности. Прохожие в возрасте старше 20 лет смотрели на них в изумлении. Они не догадывались, что это «Битлз» были причиной всех треволнений.
Мы заметили, что появились дополнительные полицейские силы, и вскоре начались перешептывания, что в здании заложена бомба! Я молилась, чтобы это не было правдой. Только не с «Битлз» внутри – этого не должно случиться! Конечно же спустя десять минут слух оказался ложным, но эти тревожные десять минут!
В этот вечер одна из наших местных газет «Ивнинг Ситизен» поместила на первую полосу специальный репортаж о «Битлз», и я никогда не видела, чтобы газета распродавалась так быстро! Мы с Джуной с чувством почтения отдали наши 3 пенса за экземпляр «Ситизена» и разговорились с одной очень возбужденной девушкой. Мы еще до этого заметили ее, и она показалась нам более взволнованной, чем другие, хотя в это время все девушки (включая и меня) дрожали как осиновые листья! Она сказала: «Привет. Я Ирен. Джордж мой любимый [Битл], и я хочу встретиться с ними после концерта!». Я ответила: «Привет, я Мойра. Пол мой любимчик». Конечно, мы ей не поверили, но Ирен продолжала подпрыгивать, продолжая настаивать на том, что собирается с ним, Джорджем, встретиться. При этом она размахивала газетой, в которой подтверждалась ее история о шести счастливчиках, выйгравших встречу с «Битлз» после концерта.
К этому моменту мы медленно зашли в зал, и это было все, что занимало наши умы. В фойе мы заплатили за программку 2 шиллинга, задыхаясь от вида четырех узнаваемых лиц на обложке, и я сказала: «Гляди, Пол!», на что Джун ответила: «О, гляди, Джон!». Мы поспешили на свои места, которые были со стороны Джона. Билеты стоили 17 шиллингов и 6 пенсов, но это стоило того, чтобы получить такие хорошие места (прим. – до перехода на десятичную систему в 1971 фунт делился на 20 шиллингов, а каждый шиллинг состоял из 12 пенсов).
Наконец начался концерт, но казалось, мы просидели целую вечность, прежде чем они вышли на сцену. Мы сидели шаркая ногами, кусали ногти и вежливо хлопали целому ряду таких артистов, как «Каравеллы» (Caravelles), «Мэлкольм Кларк и Крестерсы» (Malcolm Clarke and the Cresters), «Джонни Хадсон и Тинбитс» (Johnny Hudson and the Teenbeats), «Хьюстен Уэллс и Снайперы» (Housten Wells and the Marksmen), «Гуртовщики» (Overlanders) и «Энди Росс и его шоу-группа» (Andy Ross and his Show Band). Оглядываясь назад, я не могу вспомнить никого из них, как они выглядели. Из-за чего поклонники «Битлз» должны были страдать!».
Дерек Берджесс: «Помню, что концерт открывал Томми Дин (Tommy Dene)».
Мойра Уоррен: «Затем, когда армия из полицейских, работников скорой помощи и обслуживающего персонала (около 50 человек) выстроилась перед сценой, когда мой желудок сделал с дюжину кувырков, а занавес раздвинулся, по залу, разметавшись от стены к стене, разнесся самый громкий пронзительный визг из тех, что когда-либо слышал Глазго! Никогда в жизни я не слышала ничего подобного!».
Наконец-то они появились! Казалось что Джордж был ошарашен от шума, так как он осторожно шагнул вперед, взялся левой рукой за микрофон и сказал что-то совершенно неразборчивое, прежде чем начать петь. Они открыли концерт песней «Перевернись, Бетховен» (Roll Over Beethoven), но об этом знали только они сами. Что это была за песня, я узнала только на следующий день из газет. Я ничего не могла расслышать, кроме пронзительных визгов и криков «Джон, Пол, Джордж и Ринго!».
Дерек Берджесс: «Я был на этом концерте. Уверен, что они начали с «Перевернись, Бетховен» (Roll Over Beethoven)».
Мойра Уоррен: «Теперь я понимаю, почему Джордж выглядел таким испуганным. Еще до того, как он закончил петь, он был по колено в конфетках «Джели Бебис»! Он вздрагивал, когда то одна, то другая пролетали около его головы. Казалось, он с облегчением вернулся к месту возле барабанов Ринго, оставив Пола и Джона на передней линии огня (поделом ему за его признание любви к «Джели Бебис»!).
Когда Пол вышел вперед, я смогла разглядеть его получше. Мы сидели прямо перед Джоном, поэтому мне пришлось повернуться, чтобы лучше видеть Пола. Я была рада, что Джон близорук и не мог видеть аудиторию! У Пола был еще более ангельский вид, когда он представил следующую песню (какая бы она там ни была). В своем прелестном костюме без воротника он смотрелся как прекрасный мальчик из хора. Их костюмы были серо-голубого цвета, складки на брюках Пола были острыми как лезвие ножа. Я это помню! На своих кубинских каблуках черных ботинок он выглядел гораздо выше, чем я его представляла. Я просто обожала его взглядом. Я точно знала, что Пол Маккартни останется в моей жизни чем-то особенным.
30 или 40 минут, которые они провели на сцене, показались 30 секундами. Я не помню порядок песен или даже какие это были песни. Но я помню Ринго в луче огромного прожектора, изо всех сил громко поющего песню «Мальчики» (Boys). Пол подпевал ему пронзительным голосом, как будто пытаясь заглушить бедного Ринго. Мне кажется, что Джордж тоже пел в микрофон, но, если честно, не помню. В общем, Ринго отплатил, задрав перцу своим барабанам. Я думала, что в любую минуту его нога может пробить этот пол!
Помню, что Пол спел «Вкус меда» (A Taste Of Honey), «Я тебя добьюсь» (I’ll Get You), затем «Она любит тебя» (She Loves You), когда Пол с Джорджем пытались превзойти друг друга, ну, знаете, это «Оооо», чтобы выяснить, кто может трясти своей головой более неистово! Никогда не забуду, как они смотрели друг на друга и смеялись. Наверное они знали, какой это производило эффект на нас, бедных девушек.
«Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me), «От меня тебе» (From Me To You), «Я увидел ее, стоящую там» (I Saw Her Standing There), «Ты хочешь узнать секрет?» (Do You Want To Know A Secret?), и затем, после того, как все промчалось слишком быстро, Джон попросил нас хлопать в ладоши и топать ногами в песне «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout). Никогда не будет песни равной этой для закрытия шоу! В тот вечер он в буквальном смысле потряс здание, потому что, если бы вы взглянули вверх, то увидели бы, как весь балкон подпрыгивал вверх и вниз в такт музыке! Помню, как глянула вверх раз или два. Джон так пронзительно пел «Танцуй твист и вопи», как будто от этого зависела его жизнь! Он пел ее с такой силой, что даже мне пришлось отвернуть свою голову. После чего одним глазом я смотрела на Джона, а другим на Пола с Джорджем».
Алекс Тейлор: «Не помню ни одну из песен, потому что со всех сторон были окружены вопящими девочками».
Мойра Уоррен: «В преддверии набирающего силу буйства, 100 мест рухнули и девушки, возбужденные эмоциями, проломили стену из гипсокартона! В общем, на следующий день в газетах написали о продолжительном буйстве, опасно раскачивающемся балконе, гипсокартоновой стене и т.п. В итоге все это привело к полному запрету на любые концерты в этом зале.
Как только стихли последние аккорды «Танцуй твист и вопи», занавес закрылся и они покинули сцену. Опустошенная, я плюхнулась на свое сидение, затем мы прибрали наши программки и другие сувениры, просто глядя друг на друга. Не нужно было ничего говорить, мы обе чувствовали одно и то же. Никакие слова не передадут того, что вы ощутили, когда только что их увидели. Мы медленно пошли к выходу в жуткой тишине, нарушаемой только рыданиями. Когда по пути домой я, наконец, заговорила, то обнаружила, что шепчу хриплым голосом (и это потом не проходило целую неделю). Не помню, когда и как мы в конечном счете добрались до дома. В любом случае, было уже поздно. Наверное, мы прошли пешком миль семь. Я просто не помню».
На снимке «Битлз» в окружении поклонниц, ставших победителями конкурса, организованного музыкальным изданием «Дейли Рекордз», фото, предположительно, 5 октября 1963. Во время каждого из трех выступлений в Шотландии, «Битлз» встречались с шестью поклонницами, выйгравшими в конкурсе. На снимке слева направо: Макферлейн (McFarlane) – 20 лет, Розетта Макфейден (Rosetta McFadyen) – 17 лет, Джин Гиффорд (Jean Gifford) – 18 лет, Кристина Стил (Christine Steel) – 16 лет, Томас (Thomas) – 16 лет и Мира Миллэн (Myra Millan) – 17 лет.
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Вооружившись новыми инструментами [новые гитары Джорджа и Пола, и отремонтированная гитара Джона], «Битлз» начали свое мини-турне по Шотландии. Но на первом же шоу, которое состоялось 5 октября в Глазго, новый «Рикенбэккер 425» был украден. Гитара была похищена из автофургона, стоявшего возле концертного зала. К счастью, полиция была бдительной, и инструмент был возвращен.
Об этом инциденте написала шотландская газета «Пресс энд жоурнэл»: «Они украли гитару битла». Далее в тексте: «Вчера два восемнадцатилетних молодых человека украли гитару стоимостью 150 фунтов-стерлингов, принадлежащую «Битлз», когда группа была в Глазго. Эти юноши, Джеймс Армстронг и Томас Макнама, были признаны виновными в проникновении в автофургон 5 октября и похищении гитары. Они не знали, что этот автофургон принадлежал «Битлз» и что гитара была собственностью Джорджа Харрисона, одного из членов группы. Вчера Макнама был передан на исправительное перевоспитание по борстальской системе, а Армстронгу был назначен испытательный срок на три года и выписан штраф 25 фунтов-стерлингов в качестве гарантии его хорошего поведения. Это было его первое правонарушение. Когда Армстронг вышел из здания суда, он сказал, что не является поклонником «Битлз».
beatlesbible.com: «Это было единственное выступление группы на этой концертной площадке, хотя в Глазго они выступали в других случаях. В Глазго они остановились в отеле «Главный вокзал» (Central Station Hotel)».
Согласно журналисту Макнэбу (McNab) на снимке запечатлена толпа, собравшаяся возле отеля «Главный вокзал», в котором они остановились после концерта.
Отель в настоящее время.