6 сентября 1963 г.
Бэрри Майлз: «В этот день в Великобритании выходит мини-альбом «Хиты Битлз» (The Beatles’ Hits), но только в формате моно. В мини-альбом вошли следующие песни:
Сторона «А»: «От меня тебе» (From Me To You), «Спасибо, девушка» (Thank You Girl);
Сторона «Б»: «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me), «Люби же меня» (Love Me Do)».
beatlesbible.com: «В мини-альбом была включена версия песни «Люби же меня» с Энди Уайтом за ударными».
прим. – Мини-альбом (или миньон, EP от англ. Extended Play) – грампластинка, на каждой стороне которой помещались только 2-4 музыкальных композиции общей длительностью звучания 15-20 минут. Помимо термина «мини-альбом» в русском языке также употребляется термин «миньон». В англоязычных странах этот формат в 1950-е гг. стали называть «EP» — «Extended Play» – расширенное звучание, чтобы обозначить различие между ними и синглами (SP; одно-, двухпесенными пластинками); термин «мини-альбом» также используется в английском языке.
Конверты для мини-альбома были с ламинированием на лицевой стороне. Отпечатаны фирмой «Гэррод и Лофтхаус» (Garrod & Lofthouse). На обложках первого тиража верхний и нижний загибы были округлой формы, «Гэррод» напечатан по центру внизу.
Часть ковертов для мини-альбома была отпечатана фирмой «Баклэнд Принтерс» (Buckland Printers), на которых верхний и нижний загибы имели косой срез, а в правом нижнем углу имели надпись «БаПр» (BuPr).
Первый тираж пластинок имел черную наклейку с логотипом желтого цвета и текстом, нанесенным серебряной краской.
Тони Бэрроу: «Должно быть, я написал несколько миллионов слов в профессиональных целях, в качестве агента по связям с общественностью и свободного художника журналистики за последние 50 лет, но, к моему удивлению, наиболее продолжительный интерес публики вызывали те несколько тысяч, которые я написал для обложек альбомов и мини-альбомов. Я изумлён количеством корреспонденции, которую я получаю о моих аннотациях на конвертах, особенно тех, что я сделал для альбомов и мини-альбомов «Битлз». Наиболее часто обсуждаемой и цитируемой является аннотация для «Хиты Битлз», 18-сантиметрового мини-альбома, который вышел в сентябре 1963 года и содержал «От меня тебе», «Спасибо тебе, девушка», «Пожалуйста, обрадуй меня» и «Люби же меня».
Часть этих заметок гласила: «Четыре номера для этого мини-альбома были выбраны из песенника Леннона и Маккартни. Если это описание звучит немного помпезно, возможно, могу я предположить, вы хранили этот конверт десять лет, раскопали его откуда-то из вашей коллекции примерно в середине 1973 года и пишете мне очень злобное письмо, если люди поп-музыки семидесятых не говорят с уважением, по крайней мере, о двух из этих песнях, как о «ранних примерах стандартов современного бита, взятых из песенника Леннона и Маккартни».
Да, я и в самом деле получал письма в семидесятые и много позже, напоминавших мне об этих словах, но абсолютно ни одно из них не являлось злобным».
beatlesbible.com: «Мини-альбом «Хиты Битлз» войдет в парад популярности 21 сентября 1963, где с 2 ноября будет занимать первое место в течение трех недель. В параде популярности мини-альбомов «Хиты Битлз» пробудут 43 недели, а также 18 недель в параде популярности синглов, достигнув там 14 позиции».
Бэрри Майлз: «Выступление в зале кинотеатра «Одеон», Лутон (Odeon Cinema, Luton)»
beatlesbible.com: «Это было единственное выступление группы на этой концертной площадке. В городе Лутон «Битлз» также выступали 17 апреля 1963, и выступят 4 ноября 1964».
В этот день за кулисами кинотеатра «Одеон» Крис Хатчинс (Chris Hutchins) взял у группы интервью. Статья будет опубоикована в «Новом Музыкальном Экспрессе» 13 сентября 1963:
«Джордж надеется, что с самолетом ничего не случится. Страх полета перед отпуском в Америке. На следующей неделе битл Джордж Харрисон полетит в Америку на каникулы. Но после инцидента с самолетом, который случился на прошлой неделе и который мог лишить Великобританию одного из известной четверки, будущий перелет через Атлантику вызывает у него некоторое беспокойство. В конце недели за кулисами театра в Лайтоне, Джордж рассказал мне об этом инциденте, во время которого он подумал, что пора оплакивать его музыкальную карьеру!
«Мы летели из Ливерпуля. Это был обычный перелет по стране, и вдруг самолет начал падать. Это было очень неприятно думать, чем это может закончиться, и я понял, что сочувствую Элвису Пресли, который тоже боялся летать. Мы сидели около аварийного выхода, как вдруг неожиданно во время полета открылся люк! Я слышал разные рассказы об авиакатастрофах и допускал, что с нами такое тоже могло случиться, но я сильно испугался. Наш менеджер Брайен Эпстайн, который сидел рядом со мной, схватил меня за руку. Я начал громко звать стюардессу, но она решила, что я валяю дурака, так как мы частенько дурачились в полете».
Наконец люк был закрыт, но Джордж, который в детстве уже испытывал кошмары, получил еще один незабываемый опыт. Надеемся, что ничего не случится с ним на следующей неделе, когда реактивный лайнер унесет его и его брата Питера в Соединенные Штаты. После окончания гастролей в конце этой недели все четверо из «Битлз» отправятся в свой шестнадцатидневный отпуск. Джордж собирается наведаться в Сент-Луис к своей сестре, которую он не видел уже девять лет.
«Я давно мечтал об этой поездке, – признался он мне, – но оставаться там я не хочу».
Джон Леннон планирует отдохнуть в Париже, в городе, где в конце прошлого года и появился знаменитый битловский стиль стрижки.
«Я собираюсь проехать по Европе, точно так же, как мы ездим в Англии. Но есть одно отличие – теперь я могу сам оплатить свою поездку», – сказал мне Джон.
Ринго Старр бережно поглаживает перевязанную руку, которую он обжег об радиатор своей машины. Ринго признался мне, что он собирается провести отпуск вместе с Полом Маккартни. Они отправятся в солнечную Грецию, посетят Афины, чтобы «увидеть своими глазами то, о чем пишут исторические книги, а еще загореть под настоящим солнцем после долгого арктического света», – сказал Ринго.
Возможно, что Пол возьмет с собой кинокамеру. Это его и Джорджа последнее увлечение. Пол признался мне: «В течение последнего года мы довольно много времени провели перед телекамерами. Только что «Би-Би-Си» закончила съемки фильма. Теперь у меня и Джорджа будет возможность оказаться по другую сторону телекамеры. Мы собираемся снимать фильмы в разных частях света для наших поклонников».
Том Хэнли (Tom Hanley, фотограф): «Сегодня в кинотеатре «Одеон» в Бедфордшире (Лутон), как и в другие вечера в других местах, мы (с журналистом Майком Хеннесси) сидели с ними [«Битлз»] в их костюмерной, пока на сцене выступали первые артисты. 1963-й год стал для «Битлз» переломным годом, когда из феномена Мерсисайда они стали вершиной популярной музыки Великобритании. Майк Хеннесси (Mike Hennessey) договорился с ними на самую первую статью «от первого лица» для нашего журнала «Сегодня». Мы заплатили каждому из них по 25 фунтов-стерлингов, они были в восторге и старательно избегали общений с другими журналистами на период нашего эмбарго [журнал «Сегодня» выйдет с материалом о группе в ноябре 1963].
Когда они были уже готовы выйти на сцену, они вдруг оживились, стали более взволнованными. Когда они уже взяли свои гитары, я задержал их на мгновение. «Моя фотокамера – это зеркало», – произнес я, – «поправьте свои галстуки в моем зеркале». Они все поняли правильно, и хотя понадобилось три попытки, все было сделано в считанные секунды, и в результате получилось это фото».
Пол Григгс (музыкант): «Их сингл «Она любит тебя» (She Loves You) вышел две недели назад, и уже поднялся до вершины хит-парадов, и сегодня я впервые собираюсь увидеть «Битлз» на сцене. Но сначала мне нужно было вытерпеть рабочий день в Вестминстерском банке. У меня чуть было не случился нервный срыв.
В конце концов, рабочий день закончился, и я с двумя своими товарищами поехал в Лутон на концерт, который начинался в 20.45. Я помню длинную очередь на входе, и за нами стояли «Зомби», местная группа. Я был знаком с Колином Блунстоном, ведущим гитаристом группы. Он жил за углом от меня.
Места у нас были довольно хорошие, ряд 15 по центру. До выхода «Битлз» пришлось вытерпеть еще четырех исполнителей. Было неважно, насколько хороши они были, поскольку зрители пришли только на одного исполнителя.
Закончила свое выступление группа «Зажигающий Генри и Деревенщины» (Rockin’ Henry and the Hayseeds), и до «Битлз» оставался только еще один исполнитель – «Тихая пятерка Патрика Дейна» (Patrick Dane’s Quiet Five). Внезапно конфераньсе Тед Кинг (Ted King) объявил: «Дамы и господа, Битлз!», и появились они. В «Одеоне» не было занавеса, они просто выбежали на сцену в своих знаменитых серых костюмах, подключили инструменты и сразу же начали с песни «Перевернись, Бетховен» (Roll Over Beethoven). За ней последовали «Спасибо, девушка» (Thank You Girl), «Вкус меда» (A Taste Of Honey), «Она любит тебя» (She Loves You), «Крошка, это ты» (Baby It’s You), «От меня тебе» (From Me To You), «Мальчики» (Boys), «Я увидел ее, стоящую там» (I Saw Her Standing There) и в самом конце «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout). А затем они исчезли.
Звуковая система состояла всего из двух маленьких громкоговорителей, стоящих с каждой стороны сцены, и из-за непрекращающихся воплей вы могли только догадываться, какие они исполняли песни, но все это было просто невероятно. Мы ехали из Лутона домой и думали, когда же мы снова их увидим».
Дмитрий Мурашев (dmbeatles.com): «В этот день Брайен Эпстайн подписывает соглашение с Присиллой Уайт (Priscilla White) – первой певицей в его арсенале исполнителей. В ее ливерпульском доме 380 по Скотланд-Роуд (380 Scotland Road, Liverpool) Брайен убедил ее отца согласиться на изменение сценического имени на Силлу Блэк (Cilla Black)».
Силла Блэк: «Он [Брайен] был великим человеком и истинным джентельменом. Он верил в меня, и я верила в него. Если бы Брайен мне сказал «ты можешь покорить Эверест», я бы взяла рюкзак и отправилась бы в путь. Я действительно сделала бы это, поскольку я верила ему».
В этом доме 380 по Скотланд-Роуд жила Силла Блэк, фото 1978 г.
Силла с матерью и братом в родном доме.
Местные магазины и кафе напротив дома Силсы Блэк, фото 1960-е.
Кэти Кирби (журналист): «28 августа 1963 года в студии «И-Эм-Ай» у Силлы Блэк состоялось прослушивание. Брайена Эпстайна познакомил с Силлой Блэк не кто иной, как Джон Леннон, который убедил его прослушать ее в танцевальном зале «Маджестик» в Биркенхеде (прим. – выступления «Битлз» в этом зале состоялись 17 января, 21 февраля, 10 апреля 1963)».
Силла Блэк: «Я была в зале «Маджестик» в Биркенхеде [прим. – предположительно 21 февраля 1963], и тут ко мне подошел Брайен Эпстайн и сказал: «Никогда не слышал, как ты поешь, попробуй сегодня спеть с ребятами». В общем, я снова запела «Летний день» (Summertime), а «Битлз» мне подыгрывали, но я дико, просто жутко нервничала. Я решила исполнить «Летний день», но в самый последний момент пожалела, что не передумала. Я обожала эту песню и пела ее, когда приехала в Биркенхэд с группой «Большая тройка», но я не репетировала ее с «Битлз», и подумала, что они не смогут ее сыграть в нужной тональности. Однако на долгие размышления не было времени. Озорно подмигнув мне напоследок, Джон подготовил группу к аккомпанементу. Я не зря беспокоилась. Музыка была не в моей тональности, и какие либо корректировки, чтобы спасти мое положение, ребятам делать было поздно. Мой голос звучал ужасно, и Брайена мое пение совершенно не впечатлило, а я подумала, ну и ладно, так мне и надо, буду и дальше выступать по клубам в Ливерпуле».
Алан Уильямс: «Худенькая рыжеволосая девчонка с выпирающими зубками стала частенько появляться в «Джаккаранде», чтобы повидать свою подружку по имени Терри, которая водилась с Эдрианом Бэрбером из группы «Кэсс и Казановы». Девчонку звали Силлой Уайт. Вскоре она станет Силлой Блэк, очень популярной «поп-звездой» в Британии. Когда выпадал случай, Силла брала микрофон и пела пару песен с ансамблями, игравшими в «Джаке» или в подвальчике «Голубого ангела». Я считал, что она великолепна. У меня дрожь пробегала по позвоночнику, когда она пела. Джон Рубин, лидер группы, которая часто играла в «Голубом», обычно орал, чтобы она проваливала. Он не хотел, чтобы она пела и портила тем самым звучание ансамбля. Смех, да и только. Если Силла не пела, то она тихонько сидела в уголке «Голубого ангела» рука об руку со своим будущим мужем, Бобби Уиллисом.
Однажды вечером я слушал Силлу и сказал ей: «Как ты смотришь на то, если завтра я приведу сюда Брайена Эпстайна, и он послушает, как ты споёшь несколько песен. Вдруг из этого что-нибудь получится». Брайен теперь считался самым авторитетным менеджером в шоу-бизнесе. Выше «Битлз» не было никого. «О-о-о, Алан, в натуре что ли, малыш?», – протянула Силла со своим тяжёлым ливерпульским акцентом со Скотланд-Роуд. «Конечно. Я думаю, ты великолепна. Просто надень свою шляпку. И постарайся спеть как можно лучше, когда он появится».
Я позвонил Брайену. Конечно, он будет рад послушать. Кого? Девушку? Не совсем его тема, но он, так или иначе, ничего не теряет. В восемь часов? О’кей, Алан, я буду.
Когда Силла в тот вечер подошла к микрофону, мы с Брайеном уже сидели в задней части подвальчика. Его совершенно покорил голос Силлы, и в течение ближайших дней он подписал с ней контракт, после чего она поехала на гастроли вместе с «Битлз». Она стала «звездой» практически мгновенно. Силла работала гардеробщицей в клубе «Пещера», и существует версия, что она была «открыта» именно там. Ничего подобного. Истинную историю рассказал вам я».
Силла Блэк: «Прошло несколько месяцев, я пела в клубе «Голубой ангел», и только закончила, ко мне подходит Брайен и говорит: «Ну что же ты не пела так в «Маджестике»?» А я и не знала, что он был тогда в клубе, но ему то, что он услышал, понравилось, и он мне с ходу предложил стать моим менеджером. Потом я спросила Ринго, не он ли попросил Брайена послушать меня еще раз, потому что мы с Ринго дружили…».
Хантер Дэвис: «Мать Ринго Элси давно уже знала Силлу Уайт, жившую по соседству. Почти целый год они с другом приходили к миссис Старки по средам после работы. Силла выпивала свой чай, а потом делала Элси прическу».
Силла Блэк: «…А Ринго просто посмотрел на меня и ответил: «Это не я, это Джон». Я до сих пор благодарна ему [Джону] за это, потому что, если бы не Джон, Брайен, после того ужасного прослушивания, никогда не дал бы мне второго шанса. Тот случай изменил всю мою жизнь. Он [Джон] и всегда был такой, а вы об этом и не догадывались, потому что он любил разыгрывать из себя хулигана, такого, знаете, гордящегося своей мужественностью, хотя на самом деле был очень добрым парнем, застенчивым и острым на язык».
Джон: «У Брайана было немало ценных качеств. У него было чутьё, но не бизнесмена, а театрала. Когда он заполучил Силлу Блэк, то с каким-то яростным удовольствием принялся наряжать ее. Из него вышел бы великий модельер, он был просто создан для этого. Тоже самое он проделывал и с нами. Из-за этого я все время с ним цапался, потому что не хотел наряжаться. Я постоянно портил образ, и у Брайана с Полом было что-то вроде тайного сговора – заставить меня принять благообразный вид».
Письмо Брайена Эпстайна Алану Оуэну от 6 сентября 1963: «Мне хотелось бы узнать, захотите ли Вы присоединиться к работе по созданию фильма с участием «Битлз», в котором я выступаю в качестве менеджера и агента. Считаю, что Вы в большей степени подходите в качестве автора сценария, который продемонстрирует этих артистов должным образом. Как бы то ни было, и «Битлз», и я сам в значительной степени восхищаемся большей частью Ваших работ. Надеюсь в скором времени получить от Вас ответ. С уважением, Брайен Эпстайн».
прим. – Алан Оуэн станет сценаристом первого фильма с участием «Битлз» – «Вечер трудного дня».
Бэрри Майлз: «Уолтер Шенсон утверждает, что это Пол предложил Алана Оуэна в качестве сценариста первого фильма с участием «Битлз».
Пол: «Дик Лестер пригласил сценариста Алана Оуэна».
Бэрри Майлз: «Пригласить Алана Оуэна было несколько причин: Оуэн был ливерпульцем, уроженцем Уэльса, пионером «драматургии кухонной раковины» (прим. – бытовизм в драматургии) телевизионной драмы».
Пол: «Он писал ливерпульские пьесы в стиле драматургии кухонной раковины».
Бэрри Майлз: «Он был автором пьес для компании Джоана Литтлвуда и театрального фестиваля в Дублине. Его работы отличались реалистичностью, остротой, были наполнены симпатией к рабочему классу. Из всех британских сценаристов он мог, вероятно, лучше всего передать манеру «Битлз» говорить особенным образом, а также их остроумие».
Пол: «Алан Оуэн написал [телевизионную постановку] «Трамвай до Лайм-Стрит не ходит» с Билли Уайтлоу, которую мы смотрели по телику, и напоминал ранних Блисдейла или Вилли Расселла».
Вилли Расселл (драматург и композитор): «Меня часто путают с Аланом Блисдейлом (Alan Bleasdale), моим другом, и всегда путали авторство наших работ. Два года назад (в 2008) я послал Алану вырезку из «Ливерпуль Эко» – его фотографию с подписью «Вили Расселл», а в ответ он прислал мне плакат из шоу, которое мы сделали вместе в 1984 году под названием «Вилли Блисдейл, Алан Расселл и друзья».
Пол: «Так что Алан был хорошим выбором, а еще он был из Уэльса, а как часто говорят, Ливерпуль – это столица Уэльса, и в ней живет много уэльцев».