30 августа 1963 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Через много лет»): «В Великобритании вышел сингл группы «Формоуст» (The Fourmost) с песней Леннона-Маккартни «Привет, малышка» (Hello Little Girl)».
Дмитрий Мурашев (dmbeatles.com): «Объявлено, что группа «Джерри и Лидеры» (Gerry & The Pacemakers) будет играть главную роль в рождественской пантомиме «Малыши в лесной чаще» (прим. – Babes In The Wood – традиционная детская сказка, часто исполняемая в пантомиме)».
Бэрри Майлз (автор книги «Через много лет»): «Продолжение съемок документального фильма Дона Хаурта «Звук Мерси».
Съемки фильма.
Паб «Эмпресс» и Адмирал-Грув (улица справа от паба) в 2014.
Дом 10 по Адмирал-Грув.
beatlesbible.com: «В четвертый день съемок документального фильма «Би-Би-Си» группа снималась в Ливерпуле. Первый сюжет этого дня снимался возле дома Ринго Старра, расположенного по адресу дом 10 Адмирал-Грув».
Ринго Старр выходит из своего дома через парадную дверь в окружении орды местных детишек.
beatlesbible.com: «В этот день на съемках также присутствовали Джон Леннон и Пол Маккартни, хотя кадры с ними не были включены в окончательную редакцию фильма.
Впервые фильм Дона Хаурта «Звучание Мерси» будет показан 9 октября 1963 года, в день рождения Джона Леннона, с 20.10 до 20.40 в северных регионах Англии. Первая общенациональная трансляция состоится 13 ноября в 19.10».
Бэрри Майлз (автор книги «Через много лет»): «Выступление в зале кинотеатра «Одеон», Саутпорт (Odeon Cinema, Southport)».
Статья Тома Спенса с интервью, взятом в конце августа 1963 года, будет опубликована 7 сентября в газете Коммунистической партии Великобритании «Дейли Уоркер» (Daily Worker»):
«Бит-город — родина «мерсисаунда». Тяжелая работа, но нам это нравится», – говорят «Битлз». Ритм разрывает сцену, наполняет ее электронными звуками блестящих усилителей и воплями девчонок. Воздух внезапно и дико наполняют тысячи криков, как будто при появлении кинозвёзд. Трехминутные песни практически не слышны из-за пронзительных криков, сопутствующих им, несмотря на помощь электроники. Яркие пятна света скачут по сцене, выхватывая из темноты то одного, то другого из четырех безукоризненно одетых молодых парней.
Мы видим, но мы не слышим, как трое из них бренчат на электрогитарах, а четвертый выбивает неслышный ритм на барабанах. Рты раскрываются в такт беззвучной песне. Четыре головы с зачесанными вперед волосами, четыре воротника маленького лорда Фаунтлероя и четыре пиджака без отворотов: «Битлз» (прим. – Маленький лорд Фаунтлерой – персонаж одноименной повести для детей Фрэнсис Элизы Бернетт, написанной в 1886 г.). Они кланяются (единственный признак окончания песни), и крики стихают. Но едва раздается «Большое спасибо», как все начинается снова.
На этом представлении тысячи стриженых голов, топающих ног и хлопающих рук, но все это тонет в крике. Ближе к концу пот градом льет с Битлов, стихает и шум в зале: исполнители и публика выдохлись. Это была ночь с «Битлз» в Саутпорте: обычный концерт для самой популярной в Британии группы, веселье и радость для их поклонников. Позже, в своей уборной они обсуждали выступление и курили сигареты. Они беспокоятся, когда вы говорите им, что их не слышно. «А где ты сидел? На заднем ряду?». «Пусть обращает внимание на звук», – кричит Джордж из дальнего угла комнаты. «Слова — не самое главное», — говорит Джон.
Они беседуют, изредка поглядывая на экран телевизора, у которого вежливо убрали звук из-за моего прихода. Это было похоже на беседу добрых знакомых, если бы не крики «Мы хотим Битлз!», доносящиеся из окна.
Пол Маккартни, Джон Леннон, Джордж Харрисон и Ринго Старр — соответственно 21, 23, 20 и 20 лет (прим. – Джону на момент интервью было 22 года, Ринго – 23). Рабочий класс? Да, как и все современные поп-певцы. Отец одного из них — водитель троллейбуса, у другого — художник, а Ринго был учеником инженера. Сообщают, что они зарабатывают до 7.000 фунтов в неделю, но когда я спросил их об этом, они не знали, казалось, даже не интересовались своими доходами. «Примерно 500 фунтов за вечер», — прикинул Ринго. Снаружи слышен монотонный вой, но ребята забывают о нем.
Их музыкальный стиль? Рок-н-ролл! Их цель? Выпустить как можно больше хитов. Пока их успех феноменален. Последняя пластинка Битлз «Она любит тебя» (She Loves You) прыгнула прямо на первое место в хит-параде «Мелоди Мейкер» за эту неделю (но на третье в двадцатке «Рекорд Ритейлер»).
Песня «Ко мне неблагосклонна» (Bad To Me), исполняемая не «Битлз», но написанный двумя членами ансамбля, Джоном Ленноном и Полом Маккартни, — также хит №1. (прим. Грибушина (beatles.ru)– Сингл Билли Дж. Крэмера, занимавший до этого первое место и смещённый синглом «Она любит тебя». Упоминание именно этого сингла, а не песен самой группы, бывших хитами №1 несколько ранее, – «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) в марте и «От меня тебе» (From Me To You) в мае-июне — показывает, что корреспондент не дал себе труда разобраться в новом музыкальном феномене). Вдобавок к регулярным радиопрограммам и появлениям на телеэкранах, у «Битлз» есть ежемесячный журнал для фанов и «Битл-свитера», которые скоро появятся в магазинах.
«Наш успех зависит от выбора песен и от случая», — философствует Джордж. «Мы слушаем много американских групп», — добавляет Джон. Пол заговорил с бирмингемским акцентом. «Что это ты?» — удивляется Джон. «Это могло начаться и там», — объясняет Пол. «Где угодно. Но это началось в Ливерпуле». «Мы с Полом пишем песни», — говорит Джон. «Однако испытываем влияние американских групп», — добавляет разговорчивый Джордж. Ринго больше молчит, изредка немногословно отвечая на случайные вопросы, внимательно слушает ответы других. «Это тяжелая работа, но нам это нравится», — поясняет Джордж подход группы к своему делу.
Выделяет «Битлз» то, что именно они создали «звук Мерси» и нанесли на музыкальную карту бит-город. Бит-город? Обширная область темных трущоб и грязного моря. Этот город футбола, чековых книжек, автомобилей и площадей называется Ливерпулем. 80.000 разрушающихся домов и 30.000 безработных. И в то же время сейчас в Ливерпуле можно делать деньги, если петь и играть с акцентом. Акцент обманчив, если вы понимаете, что я хочу сказать. Мерсисайд вносит что-то британское в псевдоамериканскую поп-песню.
«Битлз» могут стать гордостью мерсисайда – талантливые парни растормошили безработную молодежь. Каждый день образуются новые группы и начинают лелеять мечты о славе и деньгах. В районе Мерси сотни бит-шоу: названия групп кричат с ярких плакатов, приглашая вас посмотреть на образец настоящего звучания мерсисайда. Это звучание вы можете услышать на танцплощадках и в погребках Ливерпуля. Звучит это громко, но в музыкальном отношении это труп. Живет оно только за счет усилителей. Звук доходит до вас из искусственной темноты входа в погребок или из тесноты танцующих, изгибающихся тел. Если вы «с ними», то вы присоединитесь или будете разглядывать девочек. Если нет, то уходите. Молодежь, конечно, с ними, Кто захочет уйти, когда в мозгу стучит необходимость искать работу, а тут твои друзья и подружки. Кто захочет сменить этот уютный, кажущийся свободным погребок на давно уже надоевшую жизнь снаружи, где отец без работы, и телевизор — единственное благо в разваливающемся доме? Возможно, эта атмосфера — самый большой акцент в бит-городе: контраст между счастьем имущих и жизнью большинством неимущих. Сегодня ливерпульские томми таккерсы поют, зарабатывая себе на ужин, но фантастический успех мерсисаунда не накормит всех».