22 августа 1963 г.
Дмитрий Мурашев (dmbeatles.com): «Объявлено, что число предварительных заказов на сингл «Она любит тебя» (She Loves You) / «Я тебя добьюсь» (I’ll Get You) составило 500 000».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день фотограф Роберт Фримен сделал фотоснимок для обложки альбома «Вместе с Битлз» (With The Beatles)».
Роберт Фримен (фотограф): «Как-то Брайену позвонил продюсер Джордж Мартин и сообщил, что новый альбом может не появиться вовремя, что нужен фотограф. Брайен попросил меня сделать несколько снимков к концу следующего дня. Я сделал все как надо».
Джордж: «Конверт альбома «Вместе с Битлз» породил больше всего подражаний в том десятилетии. Фотографию сделал Роберт Фримен. Мы показали ему снимки, сделанные Астрид и Юргеном в Гамбурге, и спросили: «А вы так можете?».
Роберт Фримен (фотограф): «Снимок для альбома «Вместе с Битлз» был сделан вскоре после того, как я встретился с ними в Борнмуте. Столовая отеля, в котором они проживали, оказалась самым подходящим местом для съемки: из окон лился яркий естественный свет, а темно-каштановые шторы служили хорошим фоном».
Пол: «Недавно один фотограф из мира моды расспрашивал меня про этот снимок. Он думал, это фотомонтаж. Нет! Причем отснято все в гостинице за час, мы просто не могли уделить фотографу [Роберту Фримену] больше времени. Он нашел место в конце коридора, какое-то окошко, в которое струился солнечный свет, и усадил нас перед объективом: «Садись вон туда, в первый ряд». Он [Фримен] вытащил четыре стула и поставил нас в коридоре отеля. Это было очень непо-студийному. Коридор был довольно темным, в его конце было окно, и, используя этот довольно скудный источник света справа, он и сделал это фото».
Джордж: «Сеанс проходил в студии, нас снимали на черном фоне».
Роберт Фримен (фотограф): «Нил Аспинал пригласил их в полдень и попросил надеть черные свитера с высоким воротом. Фотография должна была выполнена в черно-белом изображении и быть естественной: ни портных, ни парикмахеров – только я, «Битлз» и камера «Пентакс Эс-Эл-Эр» с 180-миллиметровым теле-фотообъективом, предназначенным для «сжатия» фотографии, чтобы она получилась небольшой и компактной. Для обложки конверта пластинки подходит больше фотография квадратной формы. Чтобы не выстраивать их в шеренгу, я поставил Ринго в правый угол (кстати, он пришел на съемку последним), а так как он должен был быть гораздо ниже остальных, то ему пришлось встать на колени на табурет. Некоторые считают, что фотография на альбоме – фотомонтаж. Но в действительности, это моментальный снимок».
Пол: «Он сделал этот меланхоличный снимок, над которым, как считали люди, он должно быть много работал долгое время с большими техническими ухищрениями. Но он был сделан за час. Он подготовился к работе, взял пару катушек пленки и сделал его. Роберт был хорош. Мне очень нравились его фотографии. Теперь снимок стал легендарным, и все считают: «Нет, это, конечно же, монтаж, разве можно снять все четыре лица так красиво?».
Роберт Фримен (фотограф): «Правда, фотография получилась слишком контрастной: четыре светлых лица на темном-темном фоне, как в подвале. Черно-белые снимки – это обычная моя манера при фотографировании джазовых музыкантов. Конечно, размещение такой фотографии на обложку альбома поп-группы не совсем типично; в то время практиковались другие стандарты».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Брайен Эпстайн был сильно разочарован этим снимком, и «Битлз» приложили немало усилий, чтобы он согласился с ними и отправил снимок в «И-Эм-Ай».
Роберт Фримен (фотограф): «Джорджу Мартину удалось добиться утверждения этого снимка, несмотря на существовавшие в то время определенные нормы».
Патрик Роеффлаер (журналист): «Руководитель по маркетингу «И-Эм-Ай» решил, что у этого фотоснимка была «отталкивающая мрачность». «Где радость? Почему они выглядят так мрачно? Мы хотим продемонстрировать счастливым поклонникам счастливых «Битлз».
Роберт Фримен (фотограф): «Первоначально было задумано, что на альбоме будет только фотография без всяких надписей и имен. Но тогда ни «Битлз», ни Брайен Эпстайн не имели еще такой известности, поэтому Джорджу Мартину пришлось прибегнуть к лейблу. Мой гонорар за работу составил 75 фунтов стерлингов, хотя предполагалось заплатить мне только 25 фунтов!»
Джордж: «С этого конверта началось наше активное участие в работе над оформлением своих пластинок. Конверт для альбома ««Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) – дрянь, но в то время это не имело значения. Мы даже не думали о том, что он выглядит паршиво, – вероятно, потому, что радовались самой пластинке».
Роберт Фримен (фотограф): «Как много зубов на этой фотографии», – сказал Пол. «Мы должны вкладывать наши зубы в настоящее дело», – добавил Джон». Их причудливые взаимоотношения накладывали отпечаток и на манеру сочинения песен, и на закулисную жизнь, на пресс-конференции, выступления на телевидении и публичные контакты. Плохой или хороший, но у них был собственный заведенный порядок, приправленный ливерпульским юмором, здорово помогавшим им и работавшим на них. Вот один из эпизодов их закулисной жизни, хорошо иллюстрирующий тесный характер их взаимоотношений. Ринго говорит: «Я помню, как мой дядюшка стукнул меня раскаленной сковородкой. Я не лгу. Он хотел напугать меня». Пол: «Скажи мне, Ринго, все твои родственники прикладывались к тебе горячей сковородкой?» Джон: «Это была их единственная отличительная черта». Пол: «Понимаете, Ринго выходец из унылой местности». Джон: «Некоторые называют это трущобами». Ринго: «Нет, трущобы дальше».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После обеда «Битлз» с Робертом Фрименом отправились в Саутгемптон в телецентр «Ай-Ти-Ви» (Southern ITV Centre, Southampton), где для программы «День за днем» (Day By Day) они исполнили под фонограмму песню «Она любит тебя» (She Loves You)».
Джон в гримерной, фото Роберта Фримена.
Чарльз Р. Престон: «В то время «Битлз» выступали на нескольких вечерних концертах в кинотеатре «Гомон», который был маленькой сценой для живых выступлений, во время которых экран убирался. Эти концерты проходили очень ярко, в присутствии большого количества вопящих поклонников, поэтому на «Би-Би-Си» решили снять короткий киносюжет о «Битлз». Они обратились с предложением к драматическому клубу Саутпорта (Southport Dramatic Club), поинтересовавшись, смогут ли они предоставить площадку в дневное время, чтобы бы гарантированно избежать шумных поклонников.
Очень немногие члены драматического общества Саутпорта знали, что «Малый театр» планировалось использовать для съемок фильма, и поэтому в тот день ушли. Остались художник сцены Артур Нугент (Arthur Nugent), который также выступал в качестве дежурного администратора, и я, работавший помощником сцены.
«Битлз» прибыли в 10 утра, и, пока устанавливалось их оборудование, переоделись в свои костюмы без воротника. Съемки фильма начались с исполнения песни «Люби меня» (Love Me Do), но так как у Джона болело горло, меня отправили в [аптечный магазин] «Бутс» за [лекарственной] пастилкой, чтобы он смог взять верхние ноты, и можно было бы продолжить работу.
Съемки заняли весь день, и закончились вечером в 17-30. Помню, как во время перерыва сидел в партере с Ринго Старром, который был восхищен театром, и спросил, как можно стать членом этого клуба. К сожалению, он так никогда этого и не сделал!».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Трансляция записанного выступления состоится в тот же вечер».
Джонни Дин (редактор журнала «Битловская книга»): «В те дни мы наслаждались на полную катушку. Было фантастически захватывающе доехать на машине, скажем, до Борнмута, протиснуться в толпу фанатов, окруживших отель, где остановились «Битлз», и увидеть парней, изнывающих от скуки в своей берлоге».
Фото Лесли Брайса (Leslie Bryce) для журнала «Битловская книга».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в зале кинотеатра «Гомон», Борнмут (Gaumont Cinema, Bournemouth)».
Тони Кроули (газета «Борнмут Таймс», 23 августа 1963): «Директор кинотеатра Чарльз Бут говорит, что у него есть минутка, чтобы расслабиться – «Ну, 45 секунд». Он присаживается, устроившись где-то между кучей программ, стопкой книжек для автографов и последней доставкой почты. «У нас никогда не было ничего подобного», – говорит он. – «Я в этом бизнесе уже 30 лет. Я организовывал премьеры фильмов и большие сценические шоу. Но никогда не выпадала такая неделя спроса и волнений, как эта».
И он прав. Его кинотеатр никогда не был свидетелем такого волнения из-за прибытия звезд. Даже Клифф Ричард, Адам Фэйт или Билли Фьюри не получали таких криков, аплодисментов, визгов, топота, как это происходит в настоящее время с поразительной регулярностью по два раза за вечер в этом кинотеатре. Причина? Британские звезды самых революционных и необычайно успешных записей: «Битлз».
Отдыхающие тоже следят за тем, чтобы не пропустить самую большую достопримечательность города. Есть даже такие преданные поклонники, которые специально приезжают на один-два дня из Эдинбурга и Халла. Дежурящие в зале полицейские соглашаются, что никогда не слышали ничего подобного.
Как только четыре высоких худощавых парня из Ливерпуля выходят на сцену, начинается настоящее столпотворение. Девушки кричат, прыгают вверх и вниз. Мальчики кричат, топают ногами. К счастью, 99 процентов аудитории (26 тысяч к завтрашнему дню) знают песни «Битлз» наизусть. Я говорю к счастью, потому что независимо от того, сколько они заплатили за билет, они не слышат их.
Когда они находят время, чтобы писать песни? «О, как только есть время», – бормочет задумчиво Пол. «В поезде, в костюмерной, в постели, во сне», – добавляет Джон. Как насчет фанатов? «Мы любим их всех», – улыбается Ринго. – «Они нас сделали». А их крики? «В какой-то степени», – усмехается Джордж. – «Мы начнем волноваться, если они перестанут это делать».
На снимке Джон и Ринго после выступления на вечеринке в баре кинотеатра «Гомон» с репортером Тони Кроули (Tony Crawley) и его женой, актрисой Джанет Уайлд (Jeanette Wild). Фото Гарри Тейлора.