9 июля 1963 г.
Бэрри Майлз: «Выступление в зале «Зимние сады», Маргит (Winter Gardens, Margate)».
(условная дата)
Рэй Мортон (журналист): «В результате невероятного успеха группы, каждая музыкальная компания хотела выпустить их пластинку. Однако эксклюзивный договор группы с «Парлофоном» и ее головным предприятием «И-Эм-Ай» исключал эту возможность.
Тем не менее, где-то в конце лета или начале осени 1963, Ноэль Роджерс (Noel Rodgers), руководитель отдела грампластинок лондонского офиса «Юнайтед Артистс Рекордз» (прим. – United Artists Records — американский лейбл звукозаписи, основанный Максом Э. Янгстайном в 1958 году, первоначально, для распространения саундтреков), обнаружил лазейку в кажущемся неуязвимом соглашении между «Битлз» и «Парлофоном». Хотя контракт однозначно подразумевал выпуск синглов и долгоиграющих пластинок только на «И-Эм-Ай», в нем не было никакого упоминания об альбомах с саундтреками. Таким образом, Роджерс рассудил так, что если «Битлз» выпустят альбом с саундтреком, то они не нарушат соглашение с «Парлофоном».
Конечно, прежде чем записать альбом с саундтреком, «Битлз» должны будут сперва сняться в фильме. К счастью, «Юнайтед Артистс Рекордз» была в уникальном положении, чтобы воспользоваться этой лазейкой, поскольку являлась филиалом «Юнайтед Артистс», легендарной кинокомпании, начавшей выпускать с 1919 года фильмы с участием таких артистов, как Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс, Д.У. Гриффит и Чарли Чаплин. Если «Юнайтед Артистс» выпустит фильм с «Битлз», тогда «Юнайтед Артистс Рекордз» сможет выпустить саундтрек.
Надеясь на это, Роджерс связался с Джорджем «Бадом» Оренстайном (Bud Ornstein), руководителем европейского отдела кинопроизводства «Юнайтед Артистс», чтобы выяснить, не заинтересует ли его идея снять фильм с этой группой. Так как Битломания на тот момент была, прежде всего, британским феноменом, то не было ясно, будет ли фильм с ливерпульской четверкой в гоавной роли пользоваться успехом за пределами Великобритании. Однако Оренстайн решил, что если фильм можно будет снять с достаточно низкими затратами, то дело может выгореть, и даже если это будет не так, то выручка за альбом с саундтреком почти наверняка станет достаточно внушительной, чтобы заняться этим проектом. Так что, да, он заинтересован».
Джордж «Бад» Оренстайн: «Наш отдел грамзаписей хотел заполучить альбом с саундтреком, чтобы распространять его в Штатах, а то, что мы потеряли бы на фильме, восполнили бы этой пластинкой».
Рэй Мортон (журналист): «План был представлен Дэвиду В. Пикеру (David V. Picker), производственному руководителю нью-йоркского офиса «Юнайтед Артистс». И хотя Пикер никогда не слышал о «Битлз», он одобрил идею Роджерса и Оренстайна».
Дэвид В. Пикер (руководитель нью-йоркского офиса «Юнайтед Артистс»): «Моей основной обязанностью была работа с режиссерами и принятие решений, какие фильмы мы будем снимать. Я также был ответственным за нашу музыку и выпуск пластинок. Я сказал нашему лондонскому офису, что мне было бы интересно подписать соглашения с парой групп, набирающих популярность. Одной из групп, которую они мне порекомендовали, были «Битлз».
Рэй Мортон (журналист): «Оренстайн встретился с Брайеном Эпстайном и озвучил предложение «Юнайтед Артистс». Эпстайн передал предложение Леннону, Маккартни, Харрисону и Ринго. Парни ответили согласием, таким образом, Эпстайн вернулся к Оренстайну и принял предложение.
Кстати, первым фильмом, в котором «Битлз» было предложено сняться в эпизодической роли, был «Желтые плюшевые медвежата» (Yellow Teddy Bears) – мрачная драма о сексуальных отношениях подростков и беременности школьниц английских пригородов. Парням предложили сыграть группу, аккомпанирующую одному из персонажей фильма, мечтающего стать поп-звездой. Поскольку режиссер фильма Роберт Хартфорд-Дэвис (Robert Hartford-Davis) хотел сам написать всю музыку к фильму, которую им предполагалось исполнять, они отказались. Их место заняла другая бит-группа под названием «Угольки» (The Embers)».
прим. – 30 августа 1968 Нил Аспинал женится на Сьюзи Оренстайн, дочери Джорджа «Бада» Оренстайна, с которой он познакомится в 1964/1965 годах.
Рэй Мортон (журналист): «Снимать фильм Пикер и Оренстайн выбрали Ричарда Лестера и Уолтера Шенсона, режиссера и продюсера, которые уже доказали, что они могут эффективно работать, сняв фантастическую комедию «Мышь на луне».
Бэрри Майлз: «Уолтер Шенсон был калифорнийским продюсером, но жил в Лондоне. В 1959 он был сопродюсером фильма «Рёв мыши» (прим. – The Mouse That Roared — комедия 1959 года по мотивам одноимённого романа Леонарда Вибберли), и был в этом бизнесе некоторое время».
Альберт Голдман: «Поскольку руководители «Юнайтед Артистс» не хотели слишком тратиться на реализацию столь незначительного, с кинематографической точки зрения, проекта, они пригласили независимого продюсера Уолтера Шенсона, в чьем активе насчитывалось несколько малобюджетных фильмов, имевших зрительский успех, таких, например, как «Рев мыши». А поскольку он был хорошо знаком с Великобританией и ее театральным миром, на него также полагались в том смысле, чтобы держать в стороне от съемок Брайена Эпстайна».
Брюс Спайзер: «Идея снять малобюджетный фильм с участием «Битлз» была рассчитана на то, чтобы получить возможность издать саундтрек. Бад Оренстайн пояснил продюсеру фильма Уолтеру Шенсону это так: «Наш отдел записи хочет продавать в Штатах альбом с саундтреком, и то, что мы потеряем за фильм, мы вернем назад на пластинке».
Уолтер Шенсон: «Таким образом нужен был фильм с единственной целью – получить альбом с саундтреком. Просто приложить все силы, чтобы получить достаточное количество новых песен для альбома с саундтреком, и не превысить бюджет».
Майкл Виннер (британский режиссер): «В общем, Бад Оренстайн сплавил работу по съемке Битловского фильма бывшему специалисту по рекламе Уолтеру Шенсону. В те дни продюсеры в «Юнайтед Артистс» получали огромную долю прибыли, обычно 50 процентов. Впоследствии Уолтер Шенсон скажет Баду Оренстайну: «Я вообще не сделал ничего, чтобы получить эти фильмы с «Битлз». Вы преподнесли мне их на тарелочке».
Рэй Мортон (журналист): «Уолтер Шенсон встретился с Брайеном Эпстайном, рассказал о себе, после чего в офисе Шенсона была назначена неофициальная встреча с участием Шенсона, Эпстайна и «Битлз» (прим. – предположительно на 17 июля 1963)».
Джон: «Во время битломании нам в голову пришла идея сняться в фильме».
Пол: «Мы всегда любили кино и мечтали сделать фильм о рок-н-ролле».
Джон: «Когда мы еще жили в Ливерпуле, все местные фанаты бегали в кино на Элвиса Пресли. Ждали, когда же он, наконец-то, появится на экране, и орали от восторга. Было здорово не только слушать, как поет артист, но и видеть его перед собой на экране».
Пол: «Некоторое время мы размышляли о том, чтобы снять фильм. Нам нравилась картина «Девушка ничего не может с этим поделать» (The Girl Can’t Help It), и мы знали, что можно снять рок-н-ролльный фильм. Мы видели все эти короткие американские ленты, и, хотя они были малобюджетными и не слишком удачными, в них звучала музыка, и мы часто смотрели их. Вот мы и захотели тоже снять фильм с нашим участием, но хороший».
Ринго: «Брайен нашел продюсера Уолтера Шенсона, а может быть, Уолтер Шенсон нашел его – уж очень всем хотелось снять этот фильм».