30 мая 1963 г.
Бэрри Майлз: «Выступление в зале кинотеатра «Одеон», Манчестер (Odeon Cinema, Manchester). Турне с Роем Орбисоном».
beatlesbible.com: «Группа выступила на этой концертной площадке только один раз».
Гарри Гудвин (фотограф): «Я вырос на промышленном севере Англии, недалеко от Ливерпуля. Британский рок еще только начинал становиться на ноги, когда я нанялся работать в новом проекте телекомпании «Би-Би-Си» — «Лучшие из лучших» (Top Of The Pop). Первоначально передача создавалась и выходила в эфир из одной из бывших церквей Манчестера. Никто и представить себе не мог, во что разрастется это скромное шоу. Это был север Англии — Лондон, с его толчеей, звукозаписывающими студиями, регулярными поп-обозрениями и акулами музыкального бизнеса, казался невероятно далеким. Но уже через два года наше шоу перебазировалось в лондонскую телестудию «Би-Би-Си». Однажды вечером 1963 года я отправился в манчестерский кинотеатр «Одеон» в надежде раздобыть пару-тройку удачных снимков «Битлз». Сказать по правде, фотографии были не главной моей целью. «Битлз» к тому времени уже были хорошо известны, а тем более на северо-западе Англии, и, когда они приехали в мой родной город, я загорелся идеей увидеть их и в первый раз поймать их в видоискатель моего фотоаппарата. Я был знаком с Брайаном Бинтом, который в то время был управляющим «Одеона», и он разрешил мне прийти до начала представления, чтобы я мог сфотографировать Битлов «в неформальной обстановке».
Я нашел их в гардеробной, и с первой же минуты язвительный северо-английский юмор Джона и мое босяцкое хитроумие помогли нам найти общий язык «Кого еще ты снимал из таких же крутых, как мы?» — не без вызова спросил Джон. «Как тебе Чак Берри, подойдет? — спросил в ответ я. — Он даже был у меня в гостях, пил чай с тостами». «Для меня сойдет, — фыркнул Джон, — давай тогда начинай». Я в то время еще не знал, что Джон — давний поклонник Чака Берри. После этой коротенькой перепалки они стали очень покладистыми и дали мне себя сфотографировать. Джон, известный своим чувством юмора и страстью к экспериментам, охотно согласился с тем, что фотографии должны быть не совсем обычными.
В ту пору у Битлов уже появились клубы поклонников, и девушки-поклонницы соорудили к их приезду в Манчестер большущую открытку с пожеланиями удачи. Они тогда как раз читали эту открытку, и, поговорив с ними, я решил сделать ее частью моей первой фотографии. Какое-то смешное и не совсем приличное посланьице привлекло внимание Джона, и он, засмеявшись, позвал меня посмотреть, что там написано. В этот самый момент я щелкнул фотоаппаратом: Джон смотрел прямо на меня и указывал на открытку. Это была моя первая фотография «Битлз», и мне по сей день кажется, что она отличается от всех остальных, поскольку в ней схвачена сущность Джона. Я сделал еще несколько снимков и лучше узнал этих ребят, но, к сожалению, их продюсер, Брайен Эпстайн, не разрешил мне больше трех или четырех фотографий».
Дерек Тейлор (с 1964 пресс-агент «Битлз»): «Впервые я увидел «Битлз» во время концерта 30 мая 1963 года, когда Джоан (моя жена) и я посетили кинотеатр «Одеон» в Манчестере, где мы тогда жили. В то время мне исполнилось всего тридцать лет, но в 1963 году я был слишком далек от интересов молодежи и потому не слышал о новом феномене. Я работал там театральным критиком и корреспондентом северного издания лондонской «Дэйли Экспресс». Битлы завершали замечательное «сборное выступление» (фраза из 1960-х годов, означающая концерт, в котором большое количество исполнителей выступало в течение получаса или меньше, дважды за вечер, и в основном в кинотеатрах), которое включало Джерри и «Лидеров» и Роя Орбисона. Организатором был Артур Хауз, уважаемый в те дни человек.
Джоан видела «Битлз» по телевизору, и они ей очень сильно понравились. Я их не видел, но, несмотря на то, что понадобилось много времени, чтобы новости достигли газетчиков, я слышал о них, и мы оба считали, что это будет славный вечер. Выступление было совершенно изумительным. Мы сидели в первом ряду и могли видеть мельчайшие детали выступления, хотя, будучи неподготовленными, мы почти не слышали музыки за самыми громкими воплями, с которыми я когда-либо встречался. «Битлз» были превосходны (так же, как Джерри и «Лидеры» и Рой Орбисон), и было совершенно ясно, что происходит нечто исключительное».
Очевидица: «Я видела Роя Орбисона, когда он гастролировал с «Битлз», в манчестерском «Одеоне». Рой, который в то время имел многочисленные хиты, возглавлял афишу. «Битлз» закрывали первую половину концерта. К тому времени, когда Рой вышел на сцену, театр практически опустел, потому что сотни девочек в аудитории выбежали наружу в надежде хотя бы мельком увидеть потрясающую четверку. Мы с моей подругой Анной прослушав буквально пару тактов песни «Поймёт лишь одинокий» (Only the Lonely), посмотрели друг на друга и, к моему вечному стыду и сожалению, тоже покинули театр. К этому времени осталась всего лишь горстка людей, слушавших Роя. Театр был почти пуст. Кстати, снаружи мы так и не увидели «Битлз» – они давно уехали».
прим. – судя по этому воспоминанию, возможно, что «Битлз» не всегда закрывали шоу, а время от времени менялись с Роем Орбисоном.
Дерек Тейлор: «Я посмотрел концерт, а два часа спустя, в шумном баре, подошел к телефону и на одном дыхании продиктовал свою статью, предварительно даже не написав ее. Статью опубликовали. Я был уверен, что в лице «Битлз» мир обрел истинных героев века, а может быть, и не только.
Я написал чересчур хвалебную статью, в которой утверждал, что «в Манчестер прибыло ливерпульское звучание», что оно было «великолепно» и что благодаря этому «после многих лет невыразимой ерунды популярная музыка вновь стала хорошей и доброй». Я описал битлов, как «самобытных, нахальных, едких и юных», и даже сейчас эти слова не хуже других подходят для объяснения того, какими они были. После первого выступления они все были для меня на одно лицо; я и понятия не имел, кто есть кто. С того дня, 30 мая 1963 года, меня никогда не покидала уверенность в том, что они зажгли над миром новую радугу, с каждого конца которой лился золотой дождь».
Алан Клейсон (журналист): «Джефф Тэггарт из группы «Зефирс» (Zephyrs) пробрался за кулисы манчестерского «Одеона», чтобы продемонстрировать некоторые из своих песен Рою Орбисону. Затем он передал свою фотокамеру Полу Маккартни, чтобы тот запечатлел его вместе с великим американцем. Ему не пришло в голову попросить Роя сфотографировать его вместе с Полом».
Ответное письмо Джорджа поклоннице по имени Джуди Смит было отправлено из манчестерского «Одеона»: «Дорогая Джуди. Спасибо за письмо, жаль, что у меня нет бумаги. У нас по-прежнему нет списка театральных выступлений, поэтому я не могу сказать тебе название театра в Уэстон-Супер-Маре, так что тебе придется дожидаться концертных афиш. Рад, что тебе понравился наш альбом, и что ты купила его (вы совершаете большое дело). Пока-пока, с любовью от Джорджа Харрисона хх (Битлз)».