22 марта 1963 г.
Официальный пресс-релиз альбома «Пожалуйста, доставь мне удовольствие».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В Великобритании поступил в продажу альбом «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me): Parlophone PMC 1202 (моно), PCS 3042 (стерео).
Сторона «А»: «Я увидел ее, стоящую там» (I Saw Her Standing There), «Страдание» (Misery), «Анна (Уходи к нему)» (Anna (Go to Him)), «Цепи» (Chains), «Мальчики» (Boys), «Спроси меня, почему» (Ask Me Why), «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me);
Сторона «Б»: «Люби же меня» (Love Me Do), «Посриптум, я люблю тебя» (P.S. I Love You), «Крошка, это ты» (Baby It’s You), «Ты хочешь узнать секрет?» (Do You Want To Know A Secret?), «Вкус меда» (A Taste Of Honey), «Есть место» (There’s A Place), «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout)».
beatlesbible.com: «В этот день в продажу поступила только версия альбома, записанная в монофоническом режиме (PMC 1201). Версия альбома, записанная в режиме стерео (PCS 3042), поступит в продажу только 26 апреля. Альбом был выпущен фирмой «Парлофон» – дочерним предприятием «И-Эм-Ай», и будет весьма успешен. В параде популярности Великобритании, начиная с 6 апреля, он проведет в общей сложности 70 недель, при этом, с 11 мая – занимая наивысшую позицию в течение 30 недель. Аннотацию для альбома написал Тони Бэрроу».
Джордж: «Конверт для альбома ««Пожалуйста, доставь мне удовольствие» дрянь, но в то время это не имело значения. Мы даже не думали о том, что он выглядит паршиво, – вероятно, потому, что радовались самой пластинке».
Валерий Романов (rockshop.te.net.ua): «Особо редкой является первое издание дебютного альбома «Пожалуйста, доставь мне удовольствие». Отличить его очень просто – по наклейке на самой пластинке. В тот момент, когда альбом вышел в свет, фирма «Парлофон» была в процессе смены своего графического знака. На месте стилизованного черно-золотого обосновался и продержался до конца шестидесятых черно-желтый. Счастливчики, которым удалось успеть в течение первых трех недель в марте обзавестись этим альбомом стали обладателями настоящего раритета. Большинство этих пластинок были монофоническими, но только очень немногим досталась стереоверсия этой пластинки! Вот это уже невероятная редкость».
thebeatles-collection.com: «Второй вариант лейбла первого тиража имеет круглую выемку, которая была результатом использования старых штамповочных машин. Эта выемка могла быть на либо на стороне 1, либо на стороне 2».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В свете моей предыдущей работы в «Декке» было само собой разумеющимся, что я буду писать аннотации на конвертах для альбомов «ребят». «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» был, по сути, «живым» выступлением в том отношении, что он был сделан без каких-либо репетиций и с наименьшим возможным числом дублей. Но я не стал затрагивать этот аспект в своей аннотации на конверте, потому что в 1963 году не было ничего необычного в том, чтобы какая-нибудь группа записала альбом за один день сессий. В то время для звукозаписывающих компаний было обычным делом вслед за синглом-хитом спешно выпустить альбом с таким же названием.
В своей аннотации я написал: «У продюсера Джорджа Мартина совсем не было головной боли по поводу выбора песен для «Битлз». Их собственная неотъемлемая композиторская команда из Джона Леннона и Пола Маккартни уже имеет достаточное количество написанных ими самими номеров, чтобы стабильно выпускать лишь собственные синглы с настоящего момента до 1975 года! Битлы усвоили подход «сделай сам» с самого начала. Они сочиняют свои собственные стихи, задумывают и в итоге выстраивают своё собственное инструментальное сопровождение, и составляют свои собственные вокальные аранжировки.
Пол: «Мы с самого начала решили приписывать авторство песен и Леннону, и Маккартни, потому что мы стремились стать такими, как Роджерс и Хаммерстайн. О создании песен мы знали только то, что их пишут такие люди, как Роджерс и Хаммерстайн или Лернер и Лоу. Мы слышали эти имена, создание песен ассоциировалось у нас с ними, поэтому сочетание двух фамилий звучало интересно.
Я хотел, чтобы на пластинках указывали авторство как «Маккартни – Леннон», но Джон оказался настойчивее, и, похоже, он уладил это дело с Брайеном, прежде чем я успел вмешаться. Все вышло так, как хотел Джон. Я не говорю, что это несправедливо, просто, может быть, мне недоставало ловкости. Джон все-таки был на полтора года старше меня, а в этом возрасте такая разница означала, что он мог лучше навешать на уши лапши.
Помню, мы как-то собрались, и мне сказали: «Мы думаем, песни надо подписывать «Леннон – Маккартни». Я возразил: «Почему это Леннон первый? А может, лучше «Маккартни – Леннон»?» Все заявили: «Леннон – Маккартни» лучше, это звучит!» Я сказал: «Маккартни – Леннон» тоже звучит неплохо». Но, в конце концов, мне пришлось смириться: «Ладно, будь по-вашему!» – хотя мы договорились, что если захотим, то всегда можем поменять фамилии местами, чтобы быть равными. В сущности, когда вышел первый тираж альбома «Пожалуйста, доставь мне удовольствие», все песни там были подписаны «Маккартни – Леннон». Надпись «Леннон – Маккартни» стала привычной позднее, но теперь я иногда меняю фамилии местами, подписывая такие песни, как «Вчера» (Yesterday), чтобы показать, чья это вещь. Вот так примерно мы стали подписывать свои песни «Леннон – Маккартни». Но к тому времени мы уже добились своего, стали такими же, как Роджерс и Хаммерстайн. Мы превратились в авторский дуэт».
Джон: «В прежние времена наши с Полом музыкальные вкусы во многом совпадали. По мнению астрологов, Близнецы и Весы отлично ладят друг с другом. Полагаю, мы сработались еще потому, что оба любили одну и ту же музыку. Иногда мы писали вместе, иногда – порознь. Вначале мы писали каждый свое, потому что Пол был опытнее, чем я. Он всегда знал на пару аккордов больше, в его песнях аккорды были более многочисленными. Его отец играл на пианино. Он предпочитал джазовые и популярные стандарты, и Пол перенял это у него. Некоторые Пол написал сам. А песню «Следующий после Девяти-Ноль-Девять» (One After 909), вышедшую на каком-то из наших альбомов [в 1969], я написал сам, без помощи Пола. Мне тогда было лет семнадцать или восемнадцать. Мы писали вдвоем, потому что иногда нам это очень нравилось. Было приятно иметь возможность писать, знать, что ты на это способен. А еще мы думали о том, что понравится слушателям. Я всегда помнил о них. «Под это они будут танцевать», – и так далее. Поэтому большинство песен были просто предназначены для танцев. А еще нас спрашивали: «А вы собираетесь записывать альбом?». И мы быстренько сочиняли несколько песен, будто на заказ. Но я всегда считал лучшими те песни, которые придумывались сами.
Если мне предложат написать песню к фильму или что-нибудь вроде этого, я смогу сесть и сочинить ее. Но радости она мне не принесет, мне будет трудно, но я могу. Этот процесс я называю ремесленничеством. Я много лет писал вот таким способом, но это меня никогда не радовало. Мне нравится то, что приходит вместе с вдохновением, из глубины души.
Обычно один из нас писал большую часть песни, а второй помогал закончить ее, слегка изменяя мелодию или слова. Когда я писал стихи для песни и, промучавшись с ними пару недель, заходил в тупик, я рассказывал об этом Полу, а потом мы или писали вдвоем, или он предлагал: «Давай сделаем так или этак».
Мы действовали наугад. Правил сочинения песен не существует. Мы писали их где угодно, но обычно просто садились с Полом за пианино, или брали гитару, а то и две, или один садился за пианино, а другой вооружался гитарой, как Джефф (я хотел сказать Джордж). Вот и все возможные сочетания, все сочетания двух человек, пишущих песню. Очевидно, мы оказывали влияние друг на друга, как делают группы и люди».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Как продюсер я не внес заметного вклада в их стихи. Если стихи мне не слишком нравились, я говорил им об этом или предлагал написать еще восемь тактов и т.п., но обычно они приносили мне уже готовые песни. Мои предложения обычно касались только аранжировки.
Как только вас начинают чему-нибудь учить, ваше мышление уже направляется в определенное русло. Пол и Джон не получили такого направляющего обучения, поэтому они могли придумывать произведения, которые я посчитал бы чудовищными. Я мог восхищаться их выдумками, но мое музыкальное образование не позволило бы мне додуматься до них самому. Я также считаю, что способность сочинять хорошие мелодии имеет тот, кто не скован правилами и законами гармонии и контрапункта. Мелодию можно исполнить одним пальцем, просвистать на улице. Она не зависит от великих гармоний. Способность создавать хорошие мелодии – это просто дар».
Пол: «Репертуар «Битлз» охватывал безгранично большой жанровый диапазон. Выступая в Гамбурге, мы научились исполнять музыку любого формата. Там нельзя было иначе. В тех условиях без этого просто невозможно было выжить. Приходилось разучивать огромное количество самых разных песен. С самого начала в наш репертуар входили рок-н-роллы, баллады, где в равной степени проявлялось и балладное начало, и резкое, крикливое. С тех гамбургских времен мы с Джоном стремились сочинять музыку «на любой вкус».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В «Декке», а затем с «Битлз» мой стиль написания заметок для конвертов был чем-то средним между рассчитанной на сенсацию бульварной журналистикой и рекламой.
Зная, как обозреватель записей, что поклонникам нравится находить детали кто-на-чём-играет-и-кто-что-поёт в аннотациях на конвертах, я прошёлся дорожка за дорожкой по альбому, предоставив такую информацию. В своей аннотации для конверта «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» я пропустил песню «Постскриптум. Я люблю тебя», и от публики было так много вопросов об этом, что я написал на своей офисной копии: «спета Полом с вокалом второго плана Джона и Джорджа».
Что я не упомянул в своей аннотации, так это того, что горло Джона кровоточило к концу того дня. Пытаясь сначала смягчить своё становящееся всё более сырым и болезненным горло на протяжении этих сессий леденцами «Зьюб» и бесконечными чашками чая, он перешёл на ледяное молоко, которое пил прямо из бутылки. Во время последней дорожки, изумительной, но и требующей многого «Танцуй твист и вопи» (которая была самым часто исполняемым номером группы ещё в «Пещере»), он окрашивал содержимое бутылки в розовый цвет кровью из своего горла всякий раз, когда делал глоток, чтобы смягчить горло. Не один и не два критика выделили в печати «Танцуй твист и вопи», как самую значительную дорожку на всём альбоме. Я сомневаюсь, что без опыта, который битлы получили в клубах Гамбурга в предыдущие несколько лет, альбом «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» получился бы таким захватывающим».
Филипп Норманн (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Выход в свет 22 марта альбома «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» вызвал живой интерес музыкальных изданий. Даже ориентированная на джаз-музыку «Мелоди Мэйкер» приветствовала то, что каждый обозреватель называл не долгоиграющей шелухой, а чередованием песен, каждая из которых была по-своему своеобразной и удивительной. Впервые стало известно, что «Битлз» являются композиторами в масштабах, доселе не встречавшихся среди исполнителей. До этого покупатели грампластинок мало интересовались тем, кто написал понравившиеся им песни».
Из интервью Джона Леннона Джонатану Котту, журнал «Роллинг Стоун» 18 сентября 1968:
Котт: Что ты думаешь сейчас о ваших первых альбомах?
Джон: Смотря о каком идет речь. Недавно я прослушивал наш самый первый альбом и испытал странное чувство, похожее на замешательство. Тогда мы хотели быть такими. Мы знали, что хотим, но мы не знали, как это делается в студии. У нас не было ни знаний, ни опыта. И все же кое-что с этого альбома очень приятно слушать и сегодня.
Брайен Эпстайн с первым альбомом группы в магазине «НЕМС» (пластинки для всей семьи).
Стивен Нолтон (автор книги «Незаменимый Ринго»): «Как ни странно, это единственный из первых альбомов, где хорошо записаны барабаны. Тому есть две причины. Во-первых, он почти полностью записан вживую, на нем нет большого количества наложений, сделанных на примитивном оборудовании и замутняющих записи. Во-вторых, «Битлз» в то время все еще были командой, играющей в танцевальных залах, и игра барабанщика в связи с этим была намного чище. По мере того, как они все больше превращались в концертную группу, стало возможным сильно ослабить ритмику.
Из-за того, что это альбом танцевальной группы, игра ударных весьма проста. Хороша, но не изобретательна. По-моему, во всей песне «Страдание» (Misery) нет ни одного брейка. Ринго почти никуда не уходит в сторону от основных партий бочки, рабочего и тарелок, первый брейк на томах появляется только в песне «Мальчики» (Boys), это уже пятая песня! А его фирменный открытый хай-хэт появляется лишь однажды, в припеве песни «Цепи» (Chains).
Все же есть приятные моменты. В песне «Анна (Уходи к нему)» (Anna (Go to Him)) имеется небанальный рисунок хай-хэта, который привлекает внимание слушателя и приятно контрастирует с теплым звуком гитары. В песне «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) есть чудесный переход к бриджу на том-томах. В песне «Вкус меда» (A Taste Of Honey) обнаруживаются недостатки Ринго в использовании щеточек, в конце концов, в игре на танцах они не требовались.
Лучший момент, конечно, это песня «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout). Он просто крушит барабаны. На фотографиях того времени Ринго выглядит так, как будто недоедает. Где этот худощавый парень находил в себе силы так барабанить? Послушайте небольшие пресс-роллы (прим. – вид дроби) перед куплетами, как звучит бочка (в этой песне, в отличие от всего альбома, ее хорошо слышно)».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в зале кинотеатра «Гомон», Донкастер (Gaumont Cinema, Doncaster) в рамках турне с Томми Роем и Крисом Монтесом».
beatlesbible.com: «Ранее группа выступала в этом зале 5 февраля 1963».
На снимке: группа «Битлз» за кулисами в Донкастере в начале 1963. На оборотной стороне фотографии штамп «Хроники Донкастера».