22 февраля 1963 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день Диком Джеймсом была основана музыкальная издательская компания «Северные песни», обладающая правами на все композиции Леннона-Маккартни (прим. – использованное здесь слово «северные» – намек на название магазина семейства Эпстайнов «North End Music Stores»)».
Джордж: «Компанию назвали «Северные песни», потому что мы приехали из Ливерпуля, и здесь уже была компания с названием «Песни юга»».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Джон с Полом наивно полагали, что они будут владеть всеми ста процентами компании, но выяснилось, что у Дика Джеймса и его бухгалтера Чарльза Силвера 50 процентов, у Джона с Полом по 20 процентов на каждого, и у Брайена Эпстайна 10 процентов».
Пол: «Мы просто подписали это, не зная, на самом деле, ничего о том, что подписываем передачу наших прав на свои песни».
Джон: «Компания «Северные песни» – это долговременный проект, рассчитанный на то, что мы с Полом будем сочинять песни до шестидесятилетнего возраста. Если ничего не случится, ничто не помешает мне и Полу писать хиты, даже когда мы состаримся. Песни приносят прибыль, и, кроме того, мы друзья – значит, нет причин, по которым мы могли бы бросить это занятие».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «По обычному грабительскому издательскому контракту Дик Джеймс должен был получать 10% от доходов с розничной продажи печатных изданий плюс до половины доходов от радиопередач и лицензий. Взамен он предлагал создать специальную компанию внутри своего издательства – исключительно для публикации песен Леннона-Маккартни. Компания: будет называться «Северные песни» и ее доходы будут делиться 50 на 50: половина Дику Джеймсу, по 20% Джону и Полу, 10% — Брайену. Звучало это красиво, несмотря на пункт, согласно которому собственная компания Джеймса должна была получать проценты с доходов «Северных песен».
Дик Джеймс (музыкальный издатель «Битлз»): «Брайен спросил меня: «Почему Вы делаете это для нас?» То, что я ему тогда ответил, было правдой. Я делал это потому, что такой была моя вера в эти песни».
Владимир Снопов (beatles.ru): «Музыкально-издательская компания «Northern Songs Ltd.», попавшая в министерский реестр под номером STBTCR-29709/16-UD.329.K, была создана, когда стало совершенно очевидным, что для перераспределения высоких доходов «Битлз» необходима новая финансово-правовая структура. Кроме того, создание собственной издательской компании диктовалось такой прозаической вещью, как выплата авторам песен (т.е. в первую очередь, самим себе) максимальных гонораров за продажу их нотной продукции и (опосредованно) пластинок, минуя посреднические фирмы».
Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «Дик Джеймс получал права на все последующие песни. В то время мы были слишком наивны; думаю, «Битлз» не раз пожалели о том, что отказались от авторских прав на свои песни».
Пол: «Мы с Джоном сочиняли песни, когда пришли все эти дельцы и спросили: «Хотите быть владельцами собственной компании?». Мы ответили: «Хотим, только не половины компании». А когда компания была создана, мы внезапно поняли, что это будет вовсе не наша компания: она входила в какую-то еще компанию. Мы совершили большую ошибку. Надо было сказать: «Раз это наша компания, то пусть она полностью будет наша, а вам мы выделим небольшую долю». Но мы были слишком наивными и ничего не понимали в этих делах с акциями. Думаю, что нас просто обчистили.
Тогда же нам просто не терпелось подписать контракт, как любому молодому писателю, который мечтает, чтобы его книгу издали. Он готов умереть, лишь бы попасть в издательство «Даблдей», ему наплевать на условия контракта, главное – иметь возможность сказать друзьям: «Моя новая книга выходит в издательстве «Даблдей». – «Да ну? В самом «Даблдей»?» – «Вот именно!» Мы хотели только одного: чтобы наши песни опубликовали. «Наши записи выпускает И-Эм-Ай». – «Та самая И-Эм-Ай?». Думаю, что если Брайен когда-нибудь и дал маху, так это в том, что он не был дальновидным».
Джон: «По-моему, Дик Джеймс облапошил Брайена. Я имею в виду то, что случилось после смерти Брайена. Музыкальное издательство Дика Джеймса – многомиллионная компания в сфере музыкальной индустрии. «Северные песни» нам не принадлежали, как и «НЕМС» [Брайена]. Так распорядился Брайен и его консультанты. А Дик Джеймс заявил, что своим успехом мы обязаны ему. Я был бы не прочь услышать музыку Дика Джеймса. Дайте мне послушать хоть что-нибудь».
Пол: «У нас были люди, которым мы доверяли, и в первую очередь наш менеджер. Наш менеджер звукозаписи, наш издатель, бухгалтер – все они, по-моему, заслуживали доверия. Поэтому мы предоставили им полную свободу действий, нам не о чем было беспокоиться».
Джон: «Мы никогда не обсуждали финансовых условий. Мы были просто командой авторов, мы начали писать в шестнадцать лет и решили, что будем подписывать свои песни «Леннон – Маккартни». Мы говорили: «Вот, мы написали песню». Но даже готовые на девяносто процентов песни нам приходилось дорабатывать в студии. Даже теперь, когда я пишу песню, работа над ней не заканчивается в одночасье. Я не могу отдать свою песню издателю, пока не запишу ее, даже если работа над словами, мелодией и аранжировкой уже завершена, – дело в том, что в студии она может зазвучать иначе. Мы всегда поступали так, и никто даже не задумывался о деньгах. Денег хватало. Кому пришло бы в голову говорить о них?».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в клубе «Оазис», Манчестер (Oasis Club, Manchester)”.
beatlesbible.com: «В клубе «Оазис» выступления были в следующие даты: 2 февраля; 29 сентября; 8 декабря 1962; 22 февраля 1963».
Брайан Хигем: «Просто, чтобы прояснить ситуацию. Я встречался с «Битлз» несколько раз до этого случая. Обычно я по утрам приезжал в Хьюлм в театр «Би-Би-Си», а потом по Дикинсон-Роуд на торговые сделки с «Оркестром Северного Танца». В театре на сессиях «Оркестра Северного Танца» регулярно выступала группа из Ливерпуля. В задней части театра одна леди содержала что-то вроде бара с бутербродами, рулетиками из бекона и кофе. Я просиживал там целую вечность, пока «Оркестр Северного Танца» репетировали и записывались, ожидая, когда они сделают перерыв (а в это время начинали выступать ливерпульцы). И когда наступал перерыв, начиналось время «дельца-махинатора».
Но, когда «Оркестр» был занят делом, в бутербродную приходили эти парни, чтобы перекурить и перекусить. Джордж дымил похлеще двигателя от трактора «Фред Дибнэх». За бутербродом с чаем он мог выкурить три сигареты. Обычно мы разговаривали о том, о сем, в основном о гитарах и как много было получено за выступление, и где оно проходило. Они всегда были очень разговорчивы и, одновременно, остроумны.
Чаще всего я разговаривал с Джорджем, но они были всего лишь еще одной группой, пытающейся заработать свой кусок хлеба. В одном из разговоров я сказал Мэлу Эвансу, что если они приедут в Манчестер, и у них будут какие-нибудь проблемы, то он может позвонить мне в магазин. Однажды он позвонил мне, находясь в легкой панике. Парни приехали в Манчестер, чтобы выступить в клубе «Оазис», что на Ллойд-Стрит. На то время это был один из самых грандиозных концертов в Манчестере. Ну так вот, зазвонил телефон, и это был Мэл Эванс. Он немного паниковал, это мягко сказано. Оказалось, что дорожный менеджер «Битлз» проделал весь этот путь из Ливерпуля в Манчестер, но Мэл забыл микрофоны дома в Ливерпуле. В то время они использовали двунаправленные ленточные микрофоны «Рисло».
Короче, я сказал ему, чтобы он не паниковал и спросил, когда у них репетиция или саундчек. Затем я пояснил Мэлу, что у меня в магазине есть в наличии только самая последняя модель «Рисло Си-Эр-Эйч», но они однонаправленные. На что он мне ответил, что подойдут любые, лишь бы они появились до того, как Нил с Джоном закатят истерику. Я отправился в «Оазис» с тремя микрофонами «Рисло Си-Эр-Эйч» и тремя стойками «Валан».
Как только я подошел к клубу, ожидающий меня Мэл Эванс испытал огромное облегчение. Мы вошли в клуб, где остальные парни готовились к выступлению, и я сказал Мэлу, что установлю микрофоны за него, и поскольку они не пользовались до этого микрофонами такого типа, поэтому я поучаствую вместе с ними в настройке звука.
Все парни были там, и с того момента, как я начал их устанавливать, Джон Леннон не отходил от меня, задавая такие вопросы, как: «почему они однонаправленные» и «как это влияет на звук». Я объяснил, что они были однонаправленного действия, и что вокал может звучать лучше. К этому времени Пол с Джорджем тоже заинтересовались этим, так как вместо того, чтобы делить один микрофон, они могли использовать два. Ринго уселся за ударную установку, и они сыграли понемногу «Другого парня», «Стоящую там» и еще пару номеров, названия которых я не помню».
Луиза Мюррей: «Я видела выступление «Битлз» в клубе «Оазис» 22 февраля 1963. Толпа вела себя дисциплинированно, и музыку вполне себе можно было слушать. Помню, как после выступления Пол Маккартни сидел на краю маленькой сцены, болтал с окружающими и подписывал автографы. Мне кажется, что я взяла один автограф, но не помню, куда он подевался. Обстановка в «Оазисе» была во многом неформальной, и можно было подойти близко непосредственно к исполнителям».
Автографы «Битлз», подписанные ими после выступления в клубе «Оазис» 22 февраля 1963.
Брайан Хигем: «После концерта они все говорили о том, насколько хороший был звук. Джон был особенно доволен и сказал, что через некоторое время они заплатят (да, да, да, слышали мы такое и раньше). Но, как бы то ни было, я был рад помочь Мэлу выйти из затруднительного положения. Было много благодарностей, шуток, рукопожатий, когда я сказал им «увидимся» и отправился к себе в магазин.
Мэл позвонил на следующий день и сказал, что он оставил оборудование в «Оазисе» с менеджером, и что они находятся в безопасном месте. Он также поблагодарил меня лично и наш магазин «Бэррэттс Манчестера» в частности за то, что мы сделали все возможное, чтобы оказать им помощь».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день «Битлз» с нетерпением ждали выхода газеты «Новый музыкальный экспресс», первого издания, пишущего на тему поп-музыки, и продаваемого через газетные киоски, чтобы получить подтверждение, что песня «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) вышла на первое место».
20 лучших синглов от «Нового музыкального экспресса» на 22 февраля 1963.
Обзор горячих синглов «Кэпитол Рекордз» от Пола Уайта. В начале года Пол Уайт, работавший менеджером по маркетингу в канадской «Кэпитол Рекордз» в отделе артистов и репертуара, получил задание по обзору пластинок «И-Эм-Ай» в целях возможного выпуска их в Канаде. В январе 1963 Уайт получил от «И-Эм-Ай» комплект синглов, включая первый сингл «Битлз» с песнями «Люби же меня» (Love Me Do) и «Поскриптум, я люблю тебя» (P.S. I Love You). Уайт сразу же решил, что должен немедленно выпустить эту пластинку. 4 февраля 1963 сингл от канадской «Кэпитол Рекордз» вышел в свет.