Выступление в зале кинотеатра «Гомон», Донкастер (Gaumont Cinema, Doncaster)

5 февраля 1963 г.

 

 

 

 

Письмо Брайена Эпстайна от 5 февраля 1963: «Уважаемый господин Таттерсалл. Большое спасибо за ваше письмо от 29 января относительно «Битлз». Хотел бы вас проинформировать, что ближайшая доступная дата – суббота 11 мая, за которую я бы хотел получить вознаграждение в размере 200 фунтов-стерлингов. Искренне ваш, Брайен Эпстайн».

 

прим. – письмо адресовано промоутеру Эдди Таттерсаллу. Выступление «Битлз» в городе Абергавенни состоится 22 июня 1963.

 

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в зале кинотеатра «Гомон», Донкастер, было их вторым концертом в рамках турне национального масштаба с Хелен Шапиро».

 

 

63-02-05-BC21

 

Зал кинотеатра «Гомон», Донкастер.

 

 

63-02-05-BC31

 

63-02-05-BC41

 

 

 

С Кэрол Ропер. Кэрол было 19 лет, она работала секретарем, а также ди-джеем на радио «Р-Эй-Ф» в Финнингли, что предоставило ей шанс встретиться с «Битлз».

 

Кэрол Ропер: «Они пригласили меня на вечеринку, но мой папа сказал мне вернуться домой к одиннадцати».

 

Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «Каждый вечер мне приходилось заново разбираться в осветительных приборах, поскольку мы выступали уже в другом театре, у всех прожекторов были разные цветовые фильтры, или они включались по-разному. Когда мы выступали в кинотеатрах, киномеханики, которые обычно крутили фильмы, использовали проекторы как прожектора. Когда пел Пол, свет обычно направляли на Джона, и наоборот – на Пола, когда пел Джон. Они все путали, но сидели где-то наверху, тогда как я находился в зале и давал команды в крошечный микрофон, пытаясь перекричать зрителей: Это всегда напоминало хаос. Я старался во всем разобраться с самого начала концерта, приносил им что-нибудь выпить – в общем, делал им подарки, чтобы они сделали все как надо».

 

Из интервью Джерри Джеймса с Хелен Шапиро:

Джерри Джеймс: Во время ваших гастролей «Битлз» были у вас на разогреве?

Хелен Шапиро: Это были одни из тех групповых гастролей поп-исполнителей. Множество разных артистов садятся в автобус и колесят по всей стране, выступая на концертах. Сперва выступал однотипный исполнитель, потом «Битлз». Так что, они были среди исполнителей, выступавших в начале концерта. Я закрывала вторую половину. Я закрывала весь концерт, который состоял из двух отделений.

Джерри Джеймс: Что вы подумали о «Битлз», когда впервые увидели их? Была ли у вас мысль, что это «будущее рок-н-ролла»?

Хелен Шапиро: Ну, в те давние дни они были довольно-таки недисциплинированные, что было мило. Мне они нравились. Я была большой их поклонницей. Я стояла около сцены и смотрела каждое их выступление. Они по-настоящему мне нравились. Было интересно наблюдать, как они совершенствовали свои выступления в течение гастролей. Они научились быть немного более профессиональными с точки зрения выступления, при этом, не теряя ту замечательную первозданность, которая у них была, и которая всем нравилась. Я была большой их поклонницей. В дороге мы много веселились. В автобусе на этих гастролях мы пели все вместе. Мы пели такие песни, как «Бич Бойз», и множество вещей из раннего репертуара «Тамла/Мотаун», которые они знали еще до того, как о них узнали мы, потому что Брайен Эпстайн импортировал их из Штатов для своего музыкального магазина в Ливерпуле.

Джерри Джеймс: Согласно книги «Джон» Синтии Леннон, вы были в восторге от Джона Леннона, и он все время вас дразнил. Как он вас дразнил?

Хелен Шапиро: Ну, знаете, на тех гастролях мне было всего шестнадцать лет, а им всем было за двадцать один, и для моего возраста это была большая разница. Они называли меня «Хелли». В то время я покуривала, тайком. Поэтому они ёрничали надо мною, когда я исчезала где-нибудь в женском туалете, чтобы курнуть. Я не могла делать это на публике. Поэтому они из-за этого и ёрничали надо мною. Это было незлобно, по-доброму весело, на самом деле. Вот и все.

Джерри Джеймс: Почему вы говорите, что «Битлз» были недисциплинированные?

Хелен Шапиро: Возможно, сказав так, я была немного более категорична. Они были дисциплинированны, но в них была какая-то первозданность, которую я не могу объяснить. Надо быть там. Они просто знали, как смягчить это немного, и они постоянно совершенствовали свои выступления. Это был их первый крупный концертный тур из всех предыдущих. До этого они пели в дансингах, танцевальных залах, очевидно, в «Пещере» и все эти гамбургские выступления. Они выступали на случайных концертах в концертных залах и кинотеатрах. В основном мы играли в кинотеатрах, но мы называли их кино. Но, фактически, это были их первые гастроли, где они выступали в концертных залах, городских залах, мэриях, кинотеатрах. Я думаю, что это просто позволило им двигаться в другом направлении. Я не смогу объяснить это лучше.

Джерри Джеймс: Несколько лет назад Боб Спитц написал о «Битлз» книгу, в которой он написал, что [во время этих гастролей] вы были звездой, но Джон Леннон упоминал о том, что ваше пение было «мягкослащавым» (mush). Что за «мягкослащавость»?

Хелен Шапиро: Я не в курсе этой цитаты. «Мягкослащавость», это, должно быть, сладкое, густое вещество. И все же, я ничего не помню на этот счет. Джон Леннон был тем парнем, с кем я была ближе всех остальных, мы с ним нашли общий язык.

Джерри Джеймс: Насколько для вас было трудно закрывать концерт, на котором «Битлз» выступали в самом начале?

Хелен Шапиро: Это было не трудно. У меня были свои поклонники.

Джерри Джеймс: Насколько большими были аудитории, перед которыми вы выступали?

Хелен Шапиро: Не помню. В основном это были кинотеатры, поэтому, скорее всего, это и был максимум. У нас было несколько выступлений в концертных залах, больших, их максимум был примерно на 1500 человек, хотя в ливерпульской «Империи» было 3000 мест. Но я не помню, играли ли мы там во время этих гастролей. У меня было много разных гастролей.

 

beatlesbible.com: «Они остановились в отеле «Риджент», недалеко от места выступления».

 

Синтия: «Джон звонил мне из каждой гостиницы, где они останавливались. Его радовали концерты и любовь публики, но все же он скучал по мне. Вместе с командой гастролеров они объездили на автобусе всю страну вдоль и поперек. В дороге Джон занимал себя чтением, сочинением новых песен, спонтанными импровизациями, а также тем, что постоянно подшучивал над Хелен Шапиро, которая, несмотря на свой статус гастролирующей звезды, относилась к нему почтительно и даже побаивалась. Позже Хелен призналась мне, что Джон, хоть и дразнил ее беспощадно, тем не менее, был к ней добр и старался всячески оберегать».

 

Хелен Шапиро: «Джон заботился обо мне. Он относился ко мне по-отечески, вел себя покровительственно, и это было приятно. И он вовсе не был похож на бесчувственное животное, как его иногда называли. Он никогда не мог сидеть спокойно – никто из них не мог. Они всегда или сочиняли песни, или дурачились, или же упражнялись в написании автографов. Помню, Пол упражнялся больше всех. Своих собственных фотографий, у них не было, поэтому они расписывались на моих».

 

beatlesbible.com: «Пятнадцатилетний сын владельца отеля был очень взволнован, когда узнал, что группа разместилась именно там».

 

Мик Лонгворт (сын владельца отеля): «У меня уже были билеты на этот концерт, но когда мама сказала, что «Битлз» остановились здесь, я был очень взволнован. Через пару минут я поднялся наверх. Там располагалась комната отдыха с телевизором, «Битлз» были там, поигрывая на своих гитарах. Я не стал входить, не стоило беспокоить гостей. Но я подошел к стеклянным дверям и слушал их. Я часто задаюсь вопросом, не работали ли они в тот день над одним из своих ранних хитов.

Я тут же позвонил, чтобы отменить свою утреннюю разноску газет, чтобы получить возможность присоединиться к своему брату Дейву, который утром должен был принести им чай в два их номера».

 

beatlesbible.com: «На этом концерте Чарли Уорсдейл, работавший на агентство «Фото ньюз» сделал несколько фотоснимков. Он сопровождал Кэрол Ропи, которая брала у исполнителей интервью для этого агентства».

 

63-02-05-DB21

 

63-02-05-DB31

 

63-02-05-DB41

 

Чарли Уорсдейл (фотограф): «[В раздевалке] используя портативный проигрыватель, они слушали пластинки Рэя Чарльза, а также таких исполнителей, как Чак Берри и Бо Диддли. Особенно меня порадовало то, что они слушали Рэя Чарльза, потому что я был его большим поклонником. Помню, как они перекидывались между собой шутками о том, как на них реагирует аудитория. Они хохмили над аудиторией, которая, в основном, теперь состояла из визжащих девушек, практически заглушавших их музыку.

Я сфотографировал их из-за кулис, когда они выступали, но услышать смог немного. Что бросалось в глаза, то это тот ажиотаж, который они вызывали в зале – было ясно, что они станут значительным явлением».

 

Синтия: «Публика везде принимала «Битлз» с огромной любовью, и нередко основная часть аплодисментов доставалась именно им».

 

beatlesbible.com: «В зале кинотеатра «Гомон» в Донкастере «Битлз» выступали 5 февраля, 22 марта и 10 декабря 1963».

 

 

63-02-05-DF21

«Кэрол с большой любовью от Пола Маккартни (Битлз), Джона Леннона ХХХ и Ринго Старра ХХХ». прим. – добавленное Полом в скобках название группы скорее всего является следствием того, что в этот период времени группа была не очень хорошо известна, поэтому он, судя по всему, не был уверен, что люди, глядя на его автограф, вспомнят, кто они были такие.     

 

Кэрол с любовью от Джорджа Харрисона.

 

(условная дата)

 

Из интервью Гэрри Джеймса с фотографом Яном Райтом:

Ян Райт: Помню, разговаривал с Джоном Ленноном, когда впервые познакомился с ними. Тогда они еще не были знамениты. Они были в нижней части афиши различных шоу. Это было впервые, когда я о них услышал. Он попросил послать фотоснимки его тете Мими, потому что у нее был альбом для газетных вырезок, просто для того, чтобы видеть, как далеко они продвинулись. Так что, на самом деле, они не думали, что станут знаменитыми. Но они старались сохранить записи того, где они были, фотоснимки того, что они делали, просто, чтобы иметь свидетельство того, что они чего-то добились.

Гэрри Джеймс: Я читал, что Джон говорил остальным: «Где мы будем, парни? На самой вершине популярности», или что-то в этом роде.

Ян Райт: Одна из проблем заключается в том, что когда я впервые попал туда, то был в некотором роде единственным, кому было около 15 или 16 лет. На самом деле я не брал у них интервью. Я познакомился с ними, как и со «Стоунзами» и остальными людьми, что я встречал, еще до того, как они поняли, насколько популярными они были. У них не было хита. Они даже не были еще в хит-парадах. В то время они получали 80 фунтов-стерлингов в неделю на четверых. Они оплачивали все свои расходы на отель и давали по два концерта за вечер семь дней в неделю на всевозможных шоу. Они получали оплату по низшей ставке.

Гэрри Джеймс: Это было в Лондоне?

Ян Райт: Нет, нет, нет. Это было общенациональное турне. Они ездили на автобусе. Это было эстрадное шоу Хелен Шапиро. Она возглавляла афишу. Там были трое из группы «Соколы» (Kestrels), четверка «Битлз», три девушки «Вернона», двенадцать девушек Тиллера, что-то вроде танцовщиц Лас-Вегаса, группа танцовщиц. Когда в феврале 63-го я впервые услышал, как они исполняли программу из пяти песен, то они даже не были в чартах. «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) не была в хит-параде до марта того года (прим.- Ян Райт смешивает группы февральского турне с Шапиро и осеннего турне «Битлз»).

Гэрри Джеймс: Вы не ездили с ними на автобусе, так ведь?

Ян Райт: Нет. Я был на велосипеде.

Гэрри Джеймс: На велосипеде?

Ян Райт: Да. Я был на велосипеде. Я был слишком молод, чтобы водить машину.

Гэрри Джеймс: Итак, вы ездили за ними и видели их на различных концертах?

Ян Райт: Ну да. Это было, как бы это сказать? Определенный календарь событий. Они играли только в определенных театрах, которые могли вместить не менее тысячи, где в обычные дни показывали кино. А когда вечером гастролеры приезжали в город, то кино заменяли на шоу. Они выступали в двух концертах, один в половине седьмого и второй в половине девятого. Я делал эти фотоснимки в нашем маленьком регионе на северо-востоке Англии, в 250-260 милях к северо-востоку от Лондона. Это было там, что можно было бы назвать «глубинкой». Там я начал работать в маленькой газете, которой давно уже нет. Как и нет приложения к журналу для подростков, которое издавал Гарольд Эванс. Он дал мне два совета: «Иди и фотографируй всех, кто присутствует на афише, потому что неизвестно, кто из них станет знаменитостью», и «Храни все свои негативы».

Гэрри Джеймс: Хорошие советы!

Ян Райт: Классные.

Гэрри Джеймс: Какими были «Битлз»? Они были дружелюбны? Они были сдержаны?

Ян Райт: Они не были сдержанными, нет. Они все определенно имели разные типы личности. Я не был с ними знаком, когда они носили кожаные куртки с джинсами, и ездили в Гамбург. Когда я впервые встретился с ними во время их первого турне по Великобритании, они были на гастролях всего три дня. Я сфотографировал их из зала, когда они были на сцене. Только один снимок, потому что я ничего о них не слышал. Я не знал, кто они были такие. Потом я услышал, как они поют. «Кто, черт возьми, эти парни?», – подумал я. Это же потрясающе!

И, вместо того, чтобы уезжать домой во время между концертами, потому что дорога иногда занимала до трех часов, проехать туда и обратно на велосипеде, я оставался. Все свои фотокамеры я привязывал, потому что в те дни у меня был большой пластиночный фотоаппарат. В тот год в Англии была самая ужасная зима за 100 лет. Я разъезжал сквозь снежные бури, мороз и лед. Это было ужасно. Но после того как я услышал это звучание, я был пленен. Я знал, что это было просто фантастикой. Поэтому я пошел за кулисы. Они были в раздевалке, и дверь была заперта. Я постучал в дверь, и не знал, кто из них ее открыл. Потом я выяснил, что это был Джон Леннон, он открыл дверь. Я сказал ему, кто я, и сказал: «У меня есть отличная идея для фотоснимка. Вы не против?». Он спросил: «Что за идея?».

Прямо напротив раздевалки был театральный лифт, со старомодной раздвижной дверью. Я говорю: «Слушайте, я хочу, чтобы вы вошли в лифт, и в верхней части снимка будет подпись «На пути вверх»». У меня не было сомнений, что у этих парней будет стремительный взлет. Остальным Леннон сказал только одно: «Пошли в лифт, парни. Он хочет сделать фотоснимок». Так они сфотографировались в лифте. Я сделал всего один фотоснимок, и они начали выходить из лифта. Мне нужно было их остановить, потому что я не знал их имен, и мне нужно было получить имена слева направо. И это были Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Джон Леннон и Ринго Старр. Лидером был Джон. Он был самый старший из всез четверых Битлов (прим. – на самом деле, Ринго. Кроме этого, данный снимок был сделан Райтом не во время февральского турне, а 21 ноября 1963 года. Ошибку Райта стоит объяснить тем, что данное интервью он дал почти 50 лет спустя описываемых событий).

Все, что интересовало Пола на тот момент, были пташки, женщины. Это было все, к чему он стремился. У него всегда под рукой была девушка. Джордж сидел в костюмерной, и курил три сигареты одновременно. Он был ужасным курильщиком. Он наигрывал на гитаре «Гретч», перебирая в сторонке струны, и курил по всей комнате.

Самым душенькой в группе был Ринго. Во всех обстоятельствах совершенный маленький драгоценный камень. Я имею в виду, что он был таким приветливым, таким славным, таким очаровательным.

Они были смесью четырех характеров, совершенно разных. Все такие забавные. Все очень остроумные. Брайен Эпстайн создал их, он дал им совет: «Будьте вежливы. Хорошо себя ведите со всеми, кто вам встретится, будь то персонал отеля, поклонники, пресса, служащие театра, осветители, звукооператоры. Будьте обходительны, вежливы и воспитаны. Вы на своем пути к вершине, но если вы не будете этого делать, вы встретитесь со всеми этими людьми на пути вниз». Это основа того, какими они были, какими они мне показались.

Гэрри Джеймс: Сколько вам было лет, когда вы впервые встретились с «Битлз»?

Ян Райт: Было всего пара месяцев, как мне исполнилось 16.

Гэрри Джеймс: Это удивительно, что вы постучались в дверь костюмерной, попросили Джона выполнить вашу просьбу, чтобы «Битлз» позировали вам для фото, и это в 15 лет!

Ян Райт: Видите ли, а что такого особенного в этом было? В этом не было ничего выдающегося. Множество групп пыталось делать то, что они делали. Между ними не было особой разницы. Управляющие театрами и ночными клубами были рады, когда туда приходили представители прессы, и поэтому я знал всех этих людей. Я знал всех, от вахтера до всех работников театра. Как только я приезжал, они приглядывали за моим велосипедом, ставили его у дверей, ведущих на сцену. Я мог обойти все театры с закрытыми глазами.

Гэрри Джеймс: Когда вы впервые увидели выступление «Битлз», были ли там визжащие девушки?

Ян Райт: Нет.

Гэрри Джеймс: Они просто сидели и аплодировали после каждой песни?

Ян Райт: Очень вежливо, да.

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)