19 августа 1962 г.
Хантер Дэвис (автор книги “Авторизованная биография ‘Битлз’”): «Популярность “Битлз” тем временем всё росла и росла. Пол и Джон по-прежнему с огромным увлечением сочиняли новые песни, выпуская один за другим опусы, подписанные “Новая оригинальная композиция Леннона-Маккартни”. Наверное, в Ливерпуле только одна Мими, как и прежде, считала, что всё это несерьезно».
Мими: «Я всегда мечтала, как в один прекрасный день Джон вернётся домой и скажет, что покончил с группой. “Скука смертная”, – скажет он. Я последней поняла, как они хороши. К дверям стали приходить маленькие девочки и узнавать, дома ли Джон. Я спрашивала: “А зачем он вам?”. Они отвечали, что просто хотели бы на него посмотреть. Я не могла этого понять. Это же совсем маленькие девочки. Я знала только одну его настоящую девушку, Син».
Синтия: «Теперь Джону предстояло решить задачу, которой он боялся больше всего».
Джон: «Накануне свадьбы я пошёл сообщить Мими о нашем решении пожениться. “У Син будет ребенок, – сказал я, – мы собираемся завтра пожениться, ты придешь?”».
Синтия: «Как и следовало ожидать, Мими пришла в ярость. Она кричала на Джона и угрожала, что перестанет с ним разговаривать, если он не изменит решения. При разговоре присутствовала шестнадцатилетняя Джулия, сестра Джона. Позже она рассказывала мне, что Джон возражал Мими: “Ты не понимаешь: я люблю Син и хочу жениться на ней!”. Мими, конечно же, ничего не желала понимать. Она обвиняла меня в том, что я всё спланировала от начала до конца, чтобы заманить Джона в ловушку, и ясно дала понять, что не хочет иметь к свадьбе никакого отношения».
Альберт Голдман (автор книги “Жизни Джона Леннона”): «Таким образом, Мими отказалась дать своё благословение на брак, и не пошла на свадьбу».
Синтия: «Разговор с Мими был не из приятных. Реакция Мими, надо полагать, глубоко ранила Джона. Родная тетка, заменившая ему мать, в течение долгих лет упорно осаживала и порицала его. Сейчас, когда он больше всего нуждался в поддержке и любви, она отстраняла его от себя. Он знал, что на свадьбе Мими не будет, более того, она сделает всё, чтобы там не было и никого из их родственников. Джон пулей выскочил из её дома, пообещав, что больше никогда туда не вернется.
Джон мало и очень уклончиво рассказывал мне об этом, не желая лишний раз расстраивать. Но по его намёкам я поняла: Мими глубоко обижена и возмущена, и ни в коем случае не будет присутствовать на церемонии бракосочетания, чтобы не дать повод подумать, будто она одобряет эту “афеёру”. Никто – ни она сама, ни кто-либо из других родственников не хотят иметь с этим ничего общего. Всё было ясно: первый тайм проигран, остаётся надежда на второй».
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь Битлз”): «Вечернее выступление группы “Битлз” в клубе “Пещера” совместно с джаз-бэндом “Зенит Сикс Джаз Бэнд”, группами “Свингинг Блу Джинес” и “Пеппи Энд Нью-Йорк Твистерс”.
Это было первое выступление Ринго в клубе “Пещера” в качестве Битла. У Пита Беста было много поклонников, которые были оскорблены его увольнением».
Тони Бэрроу (пресс-агент “Битлз” с 1963 года): «Когда новость об этой замене распространилась по городу, на Мэтью-Стрит возле “Пещеры” собралась группа рассерженных молодых девушек, которые нараспев скандировали: “Пит – навсегда! Ринго – никогда!”».
Дэйв Дувр (ливерпульский музыкант): «Я был там в тот день, когда все скандировали “Мы хотим Пита”».
Йен Эдвардс (лидер группы “Йен Энд Зодиакс”): «Они кричали “Долой Ринго, давай Пита”, не давая им играть».
Патриция Дэвис (подруга Ринго в 1957 году): «Я стояла рядом с Силлой Блэк, громко скандируя: “Пит ни за что, да здравствует Ринго!”».
Берил Адамс (секретарь Брайена Эпстайна): «Это было удивительно. Одни девочки скандировали имя Пита, другие имя Ринго. Но это было просто замечательно».
Брайен: «Поклонники хотели видеть Пита Битлом, и произошло несколько неприятных сцен. Два дня я не осмеливался пройти рядом с “Пещерой”. Толпы бродили по Мэттью-Стрит, распевая: “Пит навсегда, Ринго никогда”, и размахивали флагами».
Мэри Досталь (бас-гитаристка группы “Ливербёрдз”): «Пит для меня был идолом. Я была большой его поклонницей. Мне нравилась та сдержанность, с которой он говорил о других. Мне нравилось, как он сидел и играл на ударных. Я была среди тех, кто стоял у клуба “Пещера” и кричала: “Верните Пита Беста! Мы не хотим Ринго!”. Я так и не поняла, почему они решили его выкинуть из группы. Мне его не хватало. Ринго был больше похож на… клоуна. Я была убеждена в этом. Но несмотря ни на что, я оставалась большой поклонницей Джона Леннона и Пола Маккартни. Мне кажется, у них была какая-то зависть к Питу».
Ринго: «Пташки обожали Пита. По сравнению с ним я был просто тощим бородатым чучелом. И Брайен не очень-то меня жаловал. Он считал, что у меня нет индивидуальности. И вообще, зачем брать вместо красавца какого-то драного кота?».
Боб Макгрэй (один из ди-джеев клуба “Пещера”): «Я не беспокоился по поводу замены барабанщика, поскольку для меня не ударник формировал группу, но на Мэттью-Стрит были девушки, которые плакали и говорили, что они никогда больше не будут ходить в “Пещеру”».
Тони Бэрроу (пресс-агент “Битлз” с 1963 года): «Секретарь клуба поклонников Фреда Келли не соглашалась с этим меньшинством среди её участниц. Она была полностью довольна этой заменой и говорила мне: “Ринго вызвал во мне материнский инстинкт. Я была рада, когда Пит ушёл. В нём не было индивидуальности. Он никогда не выглядел так, что он получает удовольствие. Во время игры он смотрел в сторону. Ринго же был лицом к своей публике! Можно было понять, что он вписался в группу, просто взглянув на него. Он был простым и на самом деле получал на сцене удовольствие».
Лори Маккаффри (завсегдатай “Пещеры”, впоследствие телефонист-секретарь лондонского офиса “НЕМС”): «Было очень обидно, что выгнали Пита Беста. У него была задумчивая привлекательная внешность Джеймса Дина. Внутри “Битлз” были крепкие дружеские отношения. Пит даже не предполагал, что они избавятся от него».
Бэрри Майлз (автор книги “Через много лет”): «Когда группа входила в клуб, то подвеглась нападению. Джорджу поставили под глазом синяк, последствия которого будут заметны, когда две недели спустя у группы будет первая фотосессия в студии “И-Эм-Ай”».
Тони Бэрроу (пресс-агент “Битлз” с 1963 года): «По какой-то неизвестной причине именно Джордж оказался мишенью для гнева фанатов на пике сражения за Беста».
Хантер Дэвис (автор книги “Авторизованная биография ‘Битлз’”): «Нил считает, что главный виновник происшедшего – Джордж. Джон был близок с Питом, а Пол никогда не сделал бы ничего подобного по собственной инициативе. Наверное, они все поговаривали об этом, но последнюю каплю подлил Джордж, так как именно он был самым рьяным почитателем Ринго. Доказательство – фингал, который навесили именно Джорджу».
Джордж: «Несколько поклонников – их было немного – вопили: “Пит лучший!” и “Ринго – никогда, Пит Бест – всегда!”. Но их было совсем мало, и мы не обращали на них внимания. Но через полчаса они нас достали, и я прикрикнул на них. Когда же мы вышли из уборной в тёмный коридор, какой-то парень бросился на меня и поставил мне синяк под глазом. Сколько мы натерпелись из-за Ринго!».
Тони Бэрроу (пресс-агент “Битлз” с 1963 года): «Джордж появился на сцене с кровоподтёком на щеке и подбитым глазом. Ринго также стал жертвой в физическом плане и прибыл в “Пещеру” с кровоточащим носом в результате нападения одного фаната на улице».
Пит Бест: «Джордж ходил тогда с фингалом под глазом. Если честно, я был этим доволен».
Ринго: «Мне не попало сильно, а вот Джорджу засветили в глаз, – он меня прикрывал. Тогда, на первом концерте в “Пещере”, возникла настоящая потасовка. Хотя я и раньше иногда играл с ними на концертах, теперь стал полноправным членом группы. Но всё это не было для нас так уж опасно, мы ведь там родились. Это был просто один из концертов».
Спенсер Лей (радиоведущий “Би-Би-Си”): «Часто упоминается, что один из рассерженных поклонников подбил Джорджу глаз, но на самом деле это был ревнивый ухажер, которому не понравилось, как его девушка смотрела на Джорджа».
Марк Льюисон (автор книги “Все эти годы”): «Пол сказал, что в “Пещере” Джорджа ударил кулаком какой-то ревнивый парень из-за своей подруги. И сделал это, по всей видимости, 19-летний Денни Флинн. Ударил, но не из-за Пита и того, что он ему нравился».
Дэйв Спейн (один из завсегдатаев клуба “Пещера”): «Уверен, что у Денни Флинна не было ничего общего с бабаранщиками, он не был ни родственником, ни другом, ни даже поклонником Пита Беста. Наверное, он просто хотел размять свои мышцы. В Ливерпуле он пользовался дурной славой как человек, вызывающий проблемы».
Сью Хоутон (поклонница Джорджа Харрисона): «Никогда не считала, что его подбитый глаз был как-то связан с Питом Бестом. Это был кто-то из ревнивых ухажеров».
Майк Бери (лидер ливерпульской группы “Майк Берри Энд Аутлоуз”): «Помню, Джордж говорил, что тот был «психованным ревнивцем, потому что его подруга им увлеклась».
Дэйв Дувр (ливерпульский музыкант): «Во время выступления Ринго выглядел робким».
Ринго: «Во время первого же выступления в клубе «Пещера» разразилась буря. Вспыхнула драка, стоял дикий ор: половина аудитории возненавидела меня; другой половине я понравился. Я старался не поднимать головы».
Дэйв Дувр (ливерпульский музыкант): «Маккартни вёл себя как обычно, извиняюще жестикулировал руками, но пытался быть дипломатичным. Леннону было наплевать, но Джордж Харрисон был язвителен, поскольку получил по морде от Флинна».
Брайен: «Увольнение Пита поставило меня в неприятное положение. За один день я стал самым ненавистным человеком на бурлящей сцене бит-музыки. Правда у меня была поддержка со стороны “Битлз”, которые были любимцами города, и они были счастливы принять Ринго».
Тони Бэрроу (пресс-агент “Битлз” с 1963 года): «Эпстайн признался мне, что увольнение Беста поставило его в ужасное положение. Внезапно он стал самым нелюбимым человеком в Ливерпуле. У него была поддержка Битлов, которые по-прежнему оставались любимцами Ливерпуля, но фанатам нужен был Пит, и возникали неприятные сцены».
Йен Эдвардс (лидер группы “Йен Энд Зодиакс”): «Было под большим вопросом, не станет ли это крушением “Битлз”. Об этом говорили все. Ричи играл в группе, к которой не относились серьёзно, и вдруг он стал самым крупным событием Мерсисайда. Он был очень хороший ударник, но вокруг было много более лучших барабанщиков, таких как Джонни Хатч».
Тони Бэрроу (пресс-агент “Битлз” с 1963 года): «Эпстайн также утверждал, что его поддержал Джордж Мартин, который, как говорят, был не в восторге от игры Пита на ударных и решил, что его игра не подходит их музыке».
Брайен: «Я не мог долго оставаться не у дел, потому обратился к Рэю Макфоллу из “Пещеры” с просьбой, выделить мне телохранителя. Он прислал массивного вышибалу, который охранял меня и “Битлз”, пока мы пробивались сквозь град кулаков и насмешек».
Тони Бэрроу (пресс-агент “Битлз” с 1963 года): «Но протест нескольких сотен фанатов из родного города не смог повлиять на неумолимый прогресс Битлов, которые с появлением Ринго игрой и пением прокладывали свой путь к миллионам новых сердец по всей стране».
Альберт Голдман (автор книги “Жизни Джона Леннона”): «В то время Ринго ещё не был уверен, что придётся ко двору. Его взяли на испытательный срок с окладом в двадцать пять фунтов в неделю и обращались с ним довольно сурово. Особенно это касалось Леннона, который, несмотря на свою искреннюю привязанность к Ринго, всегда относился к нему снисходительно. “Эй, Риччи, ну-ка принеси нам пивка, – требовал Джон каждый раз во время перерыва. – Вот это настоящий друг!”».
Брайен: «Ринго чудесным образом пришёлся ко двору и рассеял мои изначальные опасения, что он не подойдёт. Он сбрил бороду, став типичным Битлом. Помню один телефонный разговор, когда Джон сказал ему: “Ты в группе, Ринго, но бороду придется сбрить. Впрочем, можешь оставить свои баки”. Он их и оставил, и теперь в бит-музыке нет лучшего набора бакенбардов».
Хантер Дэвис (автор книги “Авторизованная биография ‘Битлз’”): «Битлы, теперь уже вместе с Ринго, ждали от Джорджа Мартина известий о точной дате их дебюта в грамзаписи. Тем временем в Ливерпуле всё постепенно становилось на свое место. Брайен понял наконец, что руководить одновременно двумя магазинами грампластинок и бит-группой – это чересчур большая нагрузка, отец давно говорил ему об этом. Он решил бросить ежедневную работу в магазине на Уайтчепел и назначил управляющим Питера Брауна.
Брайен сосредоточил свое внимание на “НЕМС Энтерпрайсиз”, время от времени спускаясь из своего кабинета, чтобы посмотреть, как идут дела у Питера. Это кончалось ссорами. Брайен не выносил никакого вмешательства в установленный им идеальный порядок».
Алан Уильямс: «Вечером того дня, когда “Битлз” первый раз играли в “Пещере” с Ринго, заменившим Пита Беста, Джордж, Пол и Джон пришли вместе с Брайеном Эпстайном в “Голубой ангел”. Мы спустились в бар выпить и поболтать о том, о сём. В свете лампы над стойкой я разглядел, что у Джорджа фингал под глазом. Джордж – мирный паренёк, и я не стал ни о чём его спрашивать.
После того, как я разлил выпивку – виски с кока-колой, как обычно, для ребят и двойную порцию чистого “скотча” для Брайена – Джордж со всей серьёзностью вдруг спросил меня: “Алан, скажи честно. Кто лучший барабанщик – Пит Бест или Ринго Старр?”. Не знаю, почему Джордж захотел услышать именно моё мнение. Не могло быть никаких сомнений в оценке достоинств обоих барабанщиков. Ответил я без раздумий: “Безусловно, Ринго Старр. Он чертовски хорош, и все об этом знают”.
Джордж, улыбнувшись, повернулся к Брайену: “Видишь, Брайен? Что я тебе говорил? Ринго Старр!”. Во время дневного выступления в “Пещере” в тот день, когда Ринго заменил Пита Беста, некоторые поклонники группы временно позабыли о своей преданности группе в целом. Один из фанатов врезал Джорджу и поставил ему фонарь под глазом. Они были адски преданными, эти подростки из “Пещеры”, хотя вскоре приняли и Ринго».
Дебби Гринберг (дочь Альфа Гейгана – владельца клуба “Пещера” с 1966 по 1971 год): «В то время многие считали, что Ринго был одним из лучших барабанщиков в городе, но мы были ещё детьми и этого не понимали. Мы просто хотели знать, почему Пита Беста заменили на Ринго. Мы не видели никакой разницы между ними в том, как они играли на барабанах. Эксперты знали лучше нас. Пит Бест был красивым парнем. Он был потрясающе красив. Возможно, что остальные “Битлз” немного этому завидовали. Ходили слухи, что Пол ему завидовал. Даже сегодня Пит Бест не знает, почему ему дали отставку».