13 апреля 1962 г.
Бруно Цериотти (историк): «В этот день группа «Рори Сторм и Ураганы» (Rory Storm And The Hurricanes) выступает в составе: Рори Сторм, Джонни «Гитара», Ти Брайен, Ринго Старр, Бобби Томпсон (бас), Вики Вудс (Vicki Woods) на военно-воздушной базе «Фонтенет», расположенной во Франции (U.S. Air Force Base, Fontenet, French). Выступления с Бобби Томпсоном и Вики Вудс».
Гамбург, Гросс-Фрайхат, 1960-е г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «С этого дня «Битлз» будут играть в клубе «Звезда» (Star-Club, Grosse-Freiheit, Hamburg) в течение семи недель до 31 мая 1962 года. В течение первых двух недель они были на одной афише с Джином Винсентом».
Джордж: «Постепенно класс заведений, в которых мы выступали, повышался. Нас начали приглашать более солидные рестораны. В 1962 году мы уже выступали в престижном клубе «Звезда».
Клуб «Звезда» на Гросс-Фрайхат.
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Клуб «Звезда» была открыт ежедневно с восьми вечера до четырех утра и предлагала вниманию посетителей непрерывные выступления музыкантов, сменявших друг друга на сцене каждые полчаса. В программе музыка чередовалась со стриптизом и выступлениями женщин-борцов. Те, кому доставало денег на выпивку, чтобы занять столик на все время, имели возможность послушать до десятка разных групп за одну ночь. Иногда за вечер через двери клуба проходило до двух тысяч посетителей, и со сцены зал напоминал клубок извивающихся змей».
Синтия: «Условия работы были гораздо приличнее [чем в прошлые годы]: один вечер они играли три часа, следующий — четыре. Час работы, час отдыха. По сравнению с долгими часами на сцене и коротенькими перерывами в прошлые приезды это казалось роскошью».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Каждый из «Битлз» должен был зарабатывать по контракту по пятьсот марок в неделю».
Джордж: «Мы приехали выступать в клубе «Звезда», большом, замечательном зале с отличной аппаратурой».
Джон (из письма к Синтии): «Клуб здоровенный».
Пит Бест: «На тот момент клуб «Звезда» был самым грандиозным явлением в Гамбурге».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Клуб «Звезда» был самым большим гамбургским заведением подобного рода. Это заведение, расположенное в «горячем» квартале Гамбурга, слывшем в ту пору европейским Лас-Вегасом, было специально создано для привлечения толпы туристов. Залом служил бывший кинотеатр».
Джордж: «Там даже занавес висел».
Пол: «Клуб «Звезда» оказался классным».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Этот зал значительно превосходил по размерам все другие залы, в которых «Битлз» приходилось выступать. Вместо кресел в центре была оборудована танцплощадка, потолки сделали повыше и украсили их решетчатыми конструкциями и китайскими фонариками».
Журнал «Мерси Бит»: «Над первым этажом ниже балкона подвешен решетчатый потолок, с которого свисают красивые фонари, придающие этому клубу волнующую и душевную атмосферу».
Джерри Ли Льюис на сцене клуба «Звезда», 5 апреля 1964 г.
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «По периметру зала клиентов дожидались несколько рядов банкеток, обитых искусственной кожей. Официанты в белых рубашках подавали напитки за двумя барными стойками».
У стойки бара владелец клуба Манфред Вейсследер .
Прейскурант цен в клубе.
Журнал «Мерси Бит»: «Здесь два бара, буфетная стойка, и небольшая площадка для твиста, расположенная на балконе».
Из интервью с Роем Янгом:
Тони Коппл: Пит Бест описывает клуб «Звезда» как очень «роскошный, просторный», с фонарями, подвешенными к потолку и раздевалками для групп. Он также говорит, что в клубе был «бесконечный круг выпивки и пташек», что девушки были легкодоступны. Насколько точно описание Пита?
Рой Янг: Абсолютно! Абсолютно!
Тони Коппл: Вы согласны?
Рой Янг: О, да! Да.
Тони Коппл: Как бы вы оценили Манфреда Вейсследера как собственника клуба «Звезда»?
Рой Янг: Он был хорошим парнем. Ну, у него были грандиозный замысел помочь всем рок-н-ролльным группам во всем мире. Я имею в виду, что он просто хотел помочь. Он был добрым человеком, очень влиятельным в Гамбурге.
Джон (из письма к Синтии): «С местным боссом ладить можно».
Пол: «У хозяинов клуба, Манфреда Вейсследера и Хорста Фашера были «мерседесы» с открытым верхом, что считалось особым шиком».
Альберт Голдман (автор книги «Жизни Джона Леннона»): «Манфред Вейсследер, ростом под метр девяносто, внешне был похож на сержанта СС, да и вел себя точно так же. Своим клубом он руководил аналогично тому, как ведут себя боссы мафии в голливудских фильмах. Из офиса (оборудованного в бывшей аппаратной кинотеатра) он наблюдал за залом через окошечко, закрывавшееся на задвижку. Если вдруг он замечал, что в какой-то из групп не хватает музыканта или что они играют недостаточно энергично, он немедленно хватал трубку внутреннего телефона и приказывал своему управляющему Хорсту Фашеру (экс-чемпиону по боксу) выставить за дверь «этих тупоголовых англичан». Минуту спустя незадачливые рокеры оказывались на мостовой без обратного билета».
Пол: «Хорст отсидел в тюрьме за убийство. Он был боксером и как-то, подравшись в баре, убил матроса».
Альберт Голдман (автор книги «Жизни Джона Леннона»): «Если же, напротив, кто-то приходился Вейсследеру по вкусу, как это было с «Битлз», он мог обеспечивать ребят работой в Германии в течение многих месяцев. Открыв свой первый «Стар-клуб», он вскоре создал целую сеть таких клубов, располагавшихся по всему континенту и ставших своеобразной империей в истории рока. Он оплачивал музыкантам проживание и транспортные расходы, платил хорошие деньги за работу, а в качестве премии дарил золотую звезду, которая, как оказалось, была ценным талисманом. Однажды, когда Кингсайз Тейлор гулял по Рипербану, к нему подлетел какой-то тип и схватил за грудки. Но стоило ему увидеть эмблему клуба «Звезда», как он тотчас отскочил в сторону. «Извините, – пробормотал он. – Я действительно очень извиняюсь». Чего бы ни натворили «Битлз», они находились под защитой Хозяина».
Пол: «Нас они всячески оберегали, как любимых домашних животных. Как ни парадоксально, рядом с этими людьми мы чувствовали себя в безопасности».
Владимир Ильинский (радио «Эхо Москвы»): «Первыми, кто выступал на сцене клуба, были «Битлз», Рой Янг, группа «Холостяки» (The Bachelors) и даже южноафриканцы «Тикс Роберг и Выпускники» (Tex Roberg & The Graduates)».
Из гамбургской газеты (1962 г.): «13 апреля 1962 года. Пиво потекло рекой, и управляющий клубом пригласил толпу вовнутрь. На сцену выскочил Тикс Роберг и начал подражать Элвису Пресли».
Дэвид Ру (David Roux, музыкант): «Я играл с группой «Выпускники» и Тиксом Робергом. Джонни Уотсон (Johnny Watson) был нашим ударником. Потом он уйдет, чтобы присоединиться к Тони Шеридану и его группе «Звезда», которая [в мае] будет играть в одноименном клубе. Мы были первой группой, игравшей на этой сцене с «Битлз». Если бы «Битлз» не заменили Пита Беста на Ринго к нашему второму сезону в клубе «Звезда» с «Битлз» [в ноябре], то они бы взяли к себе ударником Джонни Уотсона».
Из гамбургской газеты (1962 г.): «Затем [после Тикса Роберга] вышли «Холостяки».
Астрид: «В тот же вечер ребятам предстояло играть в одном фешенебельном клубе, и я думала, что они не смогут играть».
Из гамбургской газеты (1962 г.): «Через два часа [после начала шоу] четыре парня из Ливерпуля подключили свои электрогитары к усилителям, и первое выступление «Битлз» в клубе «Звезда» началось».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Группа «Битлз» привезла в Гамбург свои гитары, но усилители оставила в Ливерпуле. Леннон с Харрисоном играли через клубные комбинированные усилители «Фендер Бассмен», в то время как Маккартни использовал усилитель «Фендер Бассмен» типа «голова» с акустической колонкой «Гроб». Пит Бест прибыл в клуб «Звезда» со своей ударной установкой «Премьер».
Из журнала «Мерси Бит» от 19 апреля 1962 года: «Первое выступление «Битлз» в клубе «Звезда» было восторженно принято публикой. Это был день открытия нового клуба, в здании которого ранее размещался кинотеатр, и на переоборудование было потрачено несколько тысяч фунтов. Все четверо членов группы были в отличной форме, их приветствовали в Гамбурге много поклонников, и захватывающий сезон начался. Их поддерживают следующие группы: «Тикс Роберг и Выпускники» из Лондона и «Холостяки», очень удачно развивающие стиль группы «Братья Эверли».
Астрид: «Они сыграли, но это было не просто, я это видела. Они все были как в воду опущенные, что было совершенно им не свойственно, потому что их выступления всегда проходили очень бурно».
Джордж: «Всем нам было безумно грустно. Помню, как я искренне сочувствовал Астрид. Она по-прежнему приходила на концерты и сидела в углу. Думаю, рядом с нами ей становилось немного легче».
Пол: «Все это произошло после смерти Стю. Мы словно оказались в эпицентре вихря. У Джона хватало сил остановиться посреди этого вихря и сказать: «Господи боже мой, Стю умер!» — но когда нас снова закружило, мне кажется, у нас просто не было времени вспоминать о том, что произошло, — быть может, это было и к лучшему».
Из гамбургской газеты (1962 г.): «Они [«Битлз»] играли так, как будто это было дело жизни или смерти. Аудитория сходила с ума. Эта легендарная ночь продлилась до четырех утра».
Хорст Фашер: «Почти все были пьяны».
Журнал «Мерси Бит»: «В первый вечер среди аудитории был один телепродюсер, который был настолько сильно впечатлен мальчиками, что предпринял усилия, чтобы они появились на немецком телевидении. Также там было несколько представителей прессы, и, надо полагать, что фотография и сообщение о «Битлз» были опубликованы в ведущей немецкой национальной газете «Билт».
Полина Сатклифф (сестра Стю Сатклиффа): «В тот вечер «Битлз» выступали в «Звезде», а мать была в морге на опознании. После опознания мать переночевала дома у Астрид. Смерть Стюарта сблизила их».
Клуб «Звезда» будет закрыт 31 декабря 1969 года. В 1987 году здание будет уничтожено пожаром. Фото Ульфа Крюгера.
Книга заказов официанта клуба «Звезда» от 13 апреля 1962 года, в которой присутствуют имена Битлов. Были записаны напитки, которые они заказали, чтобы их можно было вычесть из зарплаты.
(условная дата)
Синтия: «Тем временем сил моих не осталось жить под одной крышей с Мими. Напряжение между нами и ее скверный характер становились невыносимы. Блестящая идея переехать к Мими перестала казаться мне столь уж блестящей, и я поняла, что пора менять квартиру. Но куда перебраться? Мама была далеко, на другом конце света. Правда, был ещё брат, живший в Чешире, но он недавно женился, и мне не хотелось играть в этой счастливой семье роль «третьего лишнего». Оставалась последняя надежда: тётя Тэсс, жившая на другом конце Ливерпуля. Я позвонила ей, посетовав на свою горькую участь. Тётя отнеслась ко мне с большим пониманием и сочувствием и сказала, что я могу переезжать, когда мне будет удобно. Мне было удобно уже на следующий день.
Когда я сказала Мими, что переезжаю, она поджала губы и демонстративно вышла из комнаты. Джон, которому я потом написала о своем решении, понял меня, хорошо зная, как тяжело мне приходилось.
За мной приехали на машине, мы погрузили на неё все мои пожитки, и начался очередной переезд. Я начинала чувствовать себя цыганкой – это в тот период моей жизни, когда для занятий мне очень нужна была стабильность.
Семья моей тетушки приняла меня прекрасно, но у них не было отдельной гостевой комнаты. Кроме того, до школы, где я проходила стажировку, мне приходилось добираться автобусом с тремя пересадками».