3 декабря 1961 г.
Бэрри Майлз: «Выступление группы «Битлз» в клубе «Касба» (Casbah Coffee Club, West Derby, Liverpool)».
beatlesbible.com: «В клубе «Касба» группа «Битлз» выступала 29 августа; 5, 12, 19 и 26 сентября; 3 и 10 октября 1959 как «Кворримен», 17 и 31 декабря 1960; 15 и 29 января; 12, 19 и 26 февраля; 5, 12, 19 и 26 марта; 6, 13 и 27 августа; 10 и 24 сентября; 22 октября; 19 и 24 ноября; 3 и 17 декабря 1961; 7, 14, 21 и 28 января; 4, 11, 18 и 25 февраля; 4, 11, 18 и 25 марта; 1, 7 и 8 апреля; и 24 июня 1962».
Питер Браун: «3 декабря 1961 года Брайен устроил официальную встречу с группой».
Бэрри Майлз: «В этот день в офисе «НЕМС» состоялась первая [деловая] встреча группы и Брайена Эпстайна, чтобы обсудить возможность последнему стать их менеджером».
Пит Шоттон: «И вот, в конце концов, Брайен, чей опыт и понятие о менеджменте равнялись большому нулю, решил стать менеджером «Битлз».
Филипп Норман: «Боб Вулер, диск-жокей «Пещеры», одним из первых заметил интерес Брайена к «Битлз», однако начало переговоров задерживалось из-за его собственных смущений и неуверенности, а также из-за наигранного безразличия «Битлз» к окружающим. Вулер, как ближайший советчик, отправился вместе с ними на первую официальную встречу в начале декабря».
Питер Браун: «Ребят пригласили в Уайтчэппел в половине пятого вместе с Бобом Вуллером в качестве адвоката группы».
Хантер Девис: «Брайен пригласил ребят на разговор в свой офис в магазине на Уайтчепел. Встреча была назначена на 16-30».
Записная книжка Брайена с записью о встрече 3 декабря.
Брайен: «Никогда в своей жизни я не думал о менеджменстве артиста или о том, чтобы быть его представителем, или же быть так или иначе вовлеченным в закулисную жизнь. Я никогда не пойму, что заставило меня сказать этой эксцентричной группе ребят, что наша встреча может быть полезной для них и для меня. Но что-то, должно быть, вспыхнуло между нами, так как я устроил встречу в магазине на Уайтчепел в 4.30 дня 3 декабря 1961г. «просто для разговора», как объяснил я, ничего не говоря о менеджменте, так как ничего такого в моих планах еще не было».
Хантер Девис: «Он [Брайен] сказал, что пока просто хочет с ними поболтать, поскольку не все еще продумал».
Синтия: «Третьего декабря, через три с небольшим недели после того, как Брайен впервые увидел «Битлз», он пригласил их к себе в офис для разговора. К тому времени они уже общались несколько раз, но ребята не придавали этому особого значения. Джон даже не рассказывал мне ничего о Брайене вплоть до момента, когда стал собираться на эту встречу. Тогда он лишь бросил, что идет на переговоры с владельцем магазинов «НЕМС», который хочет стать их менеджером».
Брайен: «К этому времени в моем магазине было продано около 100 копий пластинки «Моя милая» (My Bonnie). После первого успеха темпы продажи росли как снежный ком, и был установлен рекорд для первой пластинки в провинциальном городе».
Питер Браун: «Брайен часами думал, как обставить эту встречу, разыгрывал ее как спектакль. Он представлял себе, как четверку молодых людей проведут по магазину, поднимут на лифте и проведут в его современную контору на третьем этаже, это сделает его «личный помощник» Алистер Тейлор. Брайен будет сидеть за своим рабочим столом, солидный и сосредоточенный, настоящий бизнесмен. После того как помощник подаст кофе и чай, Брайен объявит о своем желании стать их менеджером. Затем они обсудят контракт. Брайен собирался пообещать контракт с лондонской фирмой звукозаписи и воображал, что ребята будут потрясены и согласятся немедленно подписать с ним контракт.
Но вот наступила половина пятого, а битлов не было. Сотрудники разошлись по домам, оставив Брайена одного в магазине. Уже стемнело, он стоял, спрятавшись за большим агрегатом, и с нетерпением смотрел в окно. Наконец, спустя час, когда он уже собирался уходить, явились Джон с Бобом Вулером. Очевидно, по пути они уже посетили несколько питейных заведений».
Филипп Норман: «Вулер и битлы сначала зашли в [паб] «Грэйпс», потом в «Белую звезду» и добрались до Уайтчепела намного» позже назначенного часа».
Боб Вулер: «Он [Брайен] ненавидел ожидание. Это было его первое знакомство с многочасовым ожиданием «Битлз».
Синтия: «Джон пригласил на встречу Боба Вулера, представив его как своего отца. Его забавляло, что Брайен поверил ему и еще довольно долго не догадывался, что над ним подшутили».
Питер Браун: «Пит Бест и Джордж пришли еще позднее, а Пола так и не было».
Брайен: «В 4.30 было только трое битлов. Не хватало Пола и после получаса вялого разговора – так как было бессмысленно обсуждать какие-либо обязательства только с тремя из них – я попросил Джорджа позвонить Полу и узнать, почему он опаздывает».
Телефонный справочник Ливерпуля 1961 года с номерами Битлов.
Питер Браун: «Брайен, стараясь сдерживаться, попросил Джорджа позвонить Полу домой и узнать, что случилось. Выяснилось, что Пол отправился домой после выступления в «Пещере» (прим. – «Касбе») и теперь мылся. «Он принимает ванну», – честно сообщил Джордж Брайену. Брайен вспылил: «Это неприлично. Он очень опаздывает». «Зато он будет очень чистым», – заключил Джордж».
Брайен: «Поговорив по телефону, Джордж вернулся с легкой улыбкой, которая слегка раздражала меня, и сказал: «Он принимает ванну». Я сказал: «Это неприлично. Он очень опаздывает», и Джордж со своей улыбкой в уголках губ заключил: «Зато он будет очень чистый».
Бэрри Майлз: «После того, как все собрались, они отправились в молочный бар, чтобы выслушать предложение Брайена».
Брайен: «Пол приехал через час, и мы все пошли в молочный бар. Мы выпили кофе, и я узнал, что у них нет менеджера — или советчика, кроме их чутья – того самого безрассудного чутья, на которое я сам сейчас так опираюсь».
Пит Бест: «В Ливерпуле мы уже достигли вершины, и если хотели идти дальше, для этого было необходимо добиться известности в остальной части страны, выйти на общенациональный уровень, вырвавшись из замкнутого круга Ливерпуль – Гамбург».
Брайен: «Они относились ко мне с большим уважением, но я не знал, потому ли это, что у меня есть деньги, машина и пластиночный магазин, или потому, что я нравлюсь им. Думаю, тут было немного и от того, и от другого».
Джордж: «У Брайена был хороший магазин. Мы ходили туда, брали пластинки. У него был огромный «Зейфер-Зодиак».
Хантер Дэвис: «На Пола большое впечатление произвел автомобиль Брайена – «Зодиак».
«Зейфер-Зодиак».
Пол: «В том возрасте на нас производил впечатление любой, у кого был хороший костюм или машина. А мы произвели впечатление на Брайена, ему понравился наш юмор, музыка и даже внешний вид, черная кожа».
Джон: «Ловкий и богатый, вот и все, что я отметил».
Синтия: «С первого же взгляда Брайен произвел огромное впечатление на Джона. В первую очередь тем, что в свои двадцать семь, будучи лишь на шесть лет старше его, он разительно отличался от них: носил красивые дорогие костюмы, жил в достатке и владел магазином грампластинок. Джона занимал вопрос, почему его заинтересовали «Битлз», и ему не терпелось услышать ответ из уст самого Брайена».
Брайен: «Мы впятером в общих чертах обсудили контракт и их будущее, но, конечно же, никто из нас не знал ничего о правильных условиях или ценах за выступления».
Джон: «Эпстайн работал в музыкальном магазине и не мог не замечать, как много рокеров и стиляг играют громкую музыку, которой так увлекается молодежь. И он думал: «Стоит попробовать себя в этом бизнесе». Ему это нравилось. Нравилось, и все тут».
Брайен: «Мы покинули бар, ничего не решив, кроме того, что у нас будет еще одна встреча в следующую среду, а тем временем я навещу ливерпульского друга – адвоката Рекса Мейкина, чтобы обсудить менеджмент и попытаться поделиться своим восхищением «Битлз».
Альберт Голдмен: «При всем притом, что «Битлз» обсуждали с Брайеном достаточно серьезные для себя финансовые вопросы, они не могли удержаться и от насмешек в адрес своего вероятного менеджера, которому они дали прозвище «Юродивый».