Группа «Битлз» выступает в клубе «Пещера»

9 февраля 1961 г.

 

Полина Сатклифф (сестра Стю Сатклиффа): «Когда Стюарт вернулся в Ливерпуль, это было где-то в середине января, “Битлз” выступали практически ежедневно, давая подчас по два выступления за вечер. Джон очень обрадовался, встретившись с Стю. Радость была взаимной. Дома они проговорили несколько часов, и казалось, их нельзя было оторвать друг от друга. Стюарт выпытывал все последние ливерпульские новости, Джон интересовался Репербаном и его “девочками”. Они обещали взять меня с собой в “Пещеру”, но я всё сидела и ждала их, а они всё говорили и говорили.

Наконец, уже под вечер они, вышли неразлучные, как сиамские близнецы. Мы направились в “Пещеру”. Там мы встретили Пола и Джорджа. Они не были настроены слишком дружелюбно по отношению к Стю. Пол, который теперь играл на бас-гитаре, и Джордж не хотели больше никаких перемен. Они не были осчастливлены возвращением Стю, поскольку, не без оснований, постоянно критиковали его игру. Но Джон был непреклонен: либо с ним, либо никак. Вопрос был снят и Стю снова стал членом группы. В феврале 1961 года он выступил с ребятами в “Пещере”.

Главное, почему вернулся Стю, было не возвращение в группу, а предстоящее собеседование в художественной школе, которое должно было состояться 23 февраля. Он эмоционально рассказал мне о работах друзей Астрид, учившихся в Гамбургской школе искусств. Стю хотел сдержать слово, данное им матери, что вернётся к занятиям в сентябре. После его возвращения мы часто с ним разговаривали. Со мной, младшей сестрой, он всегда был приветлив, часто рассказывал об Астрид. Ещё до того, как мы встретились с ней, она прислала нам свои фотографии и я видела, что она была необычайно красива».

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь Битлз”): «Выступление группы “Битлз” в клубе “Пещера”. Это было их первое выступление в этом клубе с названием “Битлз”».

 

 

 


61-02-09-BC21

 

Запись в ежедневнике Пита Беста от 9 февраля о выступлении в клубе «Пещера» с оплатой в 5 фунтов-стерлингов.

 

 

Энди Бабюк (автор книги “Аппаратура ‘Битлз’”): «До этого первая группа Джона Леннона “Кворримен” выступала в джазовом клубе “Пещера” 7 августа 1957».

 

Росс Бенсон (автор книги “Пол Маккартни. Личность и миф”): «Именно Мона Бест устроила группе первый ангажемент в клубе “Пещера”. Помогал ей в этом Боб Вулер. Мона попросила Вулера, а тот в свою очередь уговорил владельца клуба Рея Макфолла взять “Битлз” на работу».

 


61-02-09-CB21

Боб Вулер.

 

Филипп Норман (автор книги “Кричите! Правдивая история ‘Битлз’”): «Вулер убедил Макфолла пригласить “Битлз”. Пэдди Делани – швейцар клуба – вспоминает, какое особое вы­ражение было в голосе Вулера, когда он, подняв вверх указа­тельный палец, говорил, что Макфолл получит, по крайней мере, шестьдесят дополнительных посетителей».

 


61-02-09-CB31

Клуб “Пещера”.

 

 

Рэй Макфолл (владелец клуба “Пещера”): «Боб Вулер рассказал мне о “Битлз”. Ранее я узнал о них, когда мать Пита Беста позвонила мне, и сказала: “Мой сын играет в замечательной группе, они очень хороши, так почему бы вам не пригласить их?”. Я ответил: “Я дам вам знать”. Когда дело дошло до бит-музыки, то для выбора групп я полагался на Боба Вулера, который был экспертом в этом деле. Он сказал мне, что “Битлз” вернулись из Гамбурга, и что он видел их в городском зале “Лизерленд”. Он сказал: “Ты должен их взять”. Брайен Келли, который заправлял городским залом “Лизерленд”, ангажировал их на все свои шоу, которые были по средам».

 

Пэдди Делани (швейцар клуба “Пещера”): «Причина того, что “Битлз” появились в “Пещере”, заключалась в том, что традиционный джаз начал терять популярность, и публика вместо “Пещеры” шли в “Мэрди Грэс”. Боб Вулер предложил Рэю Макфоллу пригласть некоторые из групп, но Рэй был поклонником джаза. Боб сказал ему, что у некоторых групп есть от сорока до пятидесяти преданных поклонников, что, так или иначе, являлось гарантией заполняемости зала. В начале 1961 года у “Битлз” было около шестидесяти поклонников, которые постоянно следовали за ними. Они были преданными поклонниками, и это было хорошее начало».

 

Нил Аспинал (персональный помощник “Битлз”): «В то время они много выступали в Ливерпуле и его окрестностях. Группам было где играть – в танцевальных залах, ратушах, таких клубах, как “Пещера”, “Железная дверь”, “Голубой ангел”, но все они были преимущественно джазовыми. Туда “Битлз” не звали. Приходилось пробивать себе дорогу. В клубе “Пещера” играли музыку Кении Полла и Акера Билка. Рок-н-ролльным группам разрешали выступать в перерывах и перед началом концерта основной, джазовой группы».

 

Джон: «Джаз ни к чему не ведёт, ничего собой не представляет, он всегда одинаков, а джазовые музыканты только и делают, что пьют пиво без меры. Мы ненавидели джаз, потому что нам не разрешали играть в джаз-клубах».

 

Хантер Дэвис (автор книги “Авторизованная биография ‘Битлз’”): «В течение долгого времени клуб “Пещера” был главным му­зыкальным клубом в центре Ливерпуля, однако выступали там, в основном джазовые музыканты. Даже когда летом 1961 года вышла статья Боба Вулера, на другой странице той же самой газеты “Пещера” рекламировался как джазовый клуб, хотя в нём уже преобладала бит-музыка и вовсю выступали “Битлз”».

 

Энди Бабюк (автор книги “Аппаратура ‘Битлз’”): «9 февраля 1961 года “Битлз” впервые выступили в клубе “Пещера”, играя на разогреве постоянной группы клуба “Блу Джинес”, позднее переименованную в “Свингинг Блу Джинес”».

 

Филипп Норман (автор книги “Кричите! Правдивая история ‘Битлз’”): «Рэй Макфолл, хотя и был поклонником джаза, был осведом­лен о растущей популярности рок-н-ролла. Короткое без­умие вокруг “традиционного джаза” окончательно прошло, а “модерн” привле­кал только умное, интеллектуальное меньшинство. Поэтому Макфолл решил впустить “популярное” в цитадель джаза, но посте­пенно, чтобы не разъярить постоянных клиентов. Его первая постоянная группа “Блу Джинес” выступала в клубе, играя и рок, и джаз на банджо и контрабасе. Вечера с “Блу Джинес” стали первой брешью в твердыне джаза».

 

Лес Брейд (бас-гитарист группы “Блу Джинес”): «Мы выступали там с 1958 года как скиффл-группа. Обычно “Битлз” играла по всему Ливерпулю, и, конечно, они играли в Гамбурге, но впервые они сыграли в “Пещере” на нашем гостевом вечере, которые, по-моему, проходили по вторникам. Мы приглашали все эти группы: “Джерри Энд Пейсмейкерс”, “Сёрчерс”, Билли Джей Крэмер, а также и “Битлз”. Они стали весьма популярными и, в конце концов, получили своё собственное выступление по средам. Но в то время они были ещё сырыми. Как и многие другие группы обычно мы репетировали как сумасшедшие, и никак не могли понять, как такая неотёсанная группа может пользоваться такой популярностью. Мы считали, что нужно репетировать и стремиться к совершенству, чтобы стать популярными, но видимо это не так».

 

Филипп Норман (автор книги “Кричите! Правдивая история ‘Битлз’”): «Макфолл заметил, что много молодых клерков в центре Ли­верпуля проводят свой обеденный перерыв, посещая музыкаль­ные магазины. Внезапно ему пришло в голову, что днём в “Пещере” можно устраивать такие же танцы, как и вечером. Он начал устраивать “обеденные выступления”, на которых играли джаз-бэнды и бит-группа “Метрономс”. Солист этой группы Томми Лав работал в городском страховом агентстве. “Дерри Энд Синиорс” тоже стали играть в обеденное время после возвращения из Гамбурга».

 

Альберт Голдман (автор книги “Жизни Джона Леннона”): «В начале шестидесятых здесь, перед входом в “Пещеру” ежедневно к полудню выстраивалась очередь из молодежи. Прямо перед ними возвышался массивный силуэт бывшего ирландского гвардейца Пэдди Делани, работавшего прежде вышибалой в “Локарно Болрум”».

 


61-02-09-CB41

Пэдди Делани.

 

 

Филипп Норман (автор книги “Кричите! Правдивая история ‘Битлз’”): «Делани – огромный добродушный ирландец – раньше слу­жил в гвардии и полиции. В 1959 году, чтобы сделать одолже­ние своему шурину, он согласился постоять один вечер у входа в “Пещеру”».

 

Пэдди Делани (швейцар клуба “Пещера”): «Я думал, что это приличное место и оделся с шиком. В те дни у меня было три костюма. Я надел один из них вместе с нейлоновой рубашкой, галстуком-бабочкой и бриллиантовыми запонками. Я три раза прошел взад и вперед по Мэттью-Стрит, прежде чем обнаружил “Пещеру”».

 

Альберт Голдман (автор книги “Жизни Джона Леннона”): «Когда он пропускал посетителей, они протискивались в узкий коридор и спускались, будто крабы, на восем­надцать ступеней вниз по винтовой лестнице, ведущей в подвальное помещение».

 

Бэрри Майлз (автор книги “Через много лет”): «Джордж пришел в сних джинсах, которые в клубе были запрещены».

 

Рэй Макфолл (владелец клуба “Пещера”): «Мне не нравились те, кто носили джинсы. Они были запрещены в “Пещере”. Наши швейцары останавливали любого, кто был одет в джинсы. Я полагал, что если люди одеты в приличную, опрятную одежду, то и вести себя будут, скорее всего, так, чтобы не испачкать или испортить одежду».

 

Бэрри Майлз (автор книги “Через много лет”): «К счастью, Джордж сумел убедить швейцара Пэдди Делани, что он был из состава выступающего коллектива».

 

Пэдди Делани (швейцар клуба “Пещера”): «Впервые я увидел “Битлз”, когда они играли в “Пещере” в начале 1961 года. Я увидел косматого Джорджа Харрисона, идущего по Мэттью-Стрит. Он вошёл в дверь и сказал, что он из “Битлз”. Я подумал: “О, боже, они все такие?”. Потом пришли Джон с Полом, на них были кожаные куртки и джинсы, а прически были не лучше. Я пропустил их вовнутрь. Примерно минут через пятнадцать подъехало такси и из него вышел Пит Бест, которого невозможно было разглядеть среди барабанов, громкоговорителей и проводов. Акустическая колонка у них была из древесностружечной плиты, частично окрашенной в синий цвет, а в остальном неокрашенная. Они оставили его таскать вниз оборудование, и, вскоре после этого, в автомобиле приехал Нил, их дорожный менеджер. В тот день они купили автофургон с вихляющим колесом – должно быть купили очень дёшево. Пит по ступенькам туда-сюда таскал оборудование.

 

Хантер Дэвис (автор книги “Авторизованная биография ‘Битлз’”): «Нил Аспинал, Друг Пита, по-прежнему живший в доме Бестов, купил за сорок фунтов старый автобус и начал возить в нём группу по всему Мерсисайду. За каждую поездку он получал с ребят один фунт».

 

Энди Бабюк (автор книги “Аппаратура ‘Битлз’”): «Другой проблемой [кроме отсутствия в группе бас-гитариста] для “Битлз” была задача найти подходящего перевозчика. При том количестве выступлений, какие у них были, стало трудно перемещать своё оборудование по всему городу. Поэтому для его транспортировки на концертные площадки они наняли Нила Аспинала, друга Пита Беста. Также он иногда работал на клуб “Касба”. Аспинал купил за 80 фунтов стерлингов небольшой старый автофургон и стал их водителем и дорожным менеджером».

 

 


61-02-09-CB51

Автофургон “Остин 152”.

 


61-02-09-CB61

Один из сохранившихся автофургонов “Остин 152”.

 

 

Нил Аспинал (персональный помощник “Битлз”): «По-моему, это был Пит Бест. Он предложил, чтобы я возил их за фунт за концерт. По 5 шиллингов с каждого».

 

Пит Бест: «Нил учился на бухгалтера. У него не было денег, а нам был нужен водитель. Я спросил, не хотел бы он возить “Битлз”, и он согласился».

 

Нил Аспинал (персональный помощник “Битлз”): «Когда “Битлз” вернулись из Гамбурга, выяснилось, что им необходим транспорт. Одно время они ездили на такси, и все деньги, которые зарабатывали, доставались таксистам. У меня был фургон, я нуждался в деньгах, поэтому Пит (я дружил с ним и одно время жил у него дома) сказал остальным, что я мог бы возить их. Мне причитался один фунт в день, что было неплохо: в неделю я зарабатывал семь фунтов, гораздо больше, чем когда работал бухгалтером-стажером, – в то время мне платили всего два с половиной фунта».

 

Джордж: «Нил работал бухгалтером, у него был маленький фургон, поэтому, когда нам понадобились машина и водитель, то подумали, что Нил не откажется подработать и согласится возить нас за пять шиллингов за поездку. Мы сложили всю аппаратуру в фургон, он отвёз нас на концерт и с тех пор возил нас всегда. Так он стал нашим дорожным менеджером».

 

Хантер Дэвис (автор книги “Авторизованная биография ‘Битлз’”): «В феврале Нил стал дорожным менеджером “Битлз”, хотя терпеть не мог, когда его так называли. Его обя­занности состояли в том, чтобы забирать Пита и всё оборудование из клуба “Касба” и отвозить их на место концерта».

 

Нил Аспинал (персональный помощник “Битлз”): «Я отвозил ребят в клуб, ехал домой, выполнял задания по заочному курсу, а потом заезжал за ними – так всё и пошло. Вскоре я окончательно потерял интерес к бухгалтерии, бросил учебу и стал постоянно работать с группой. Это было здорово. В Ливерпуле начиналась эпоха рок-н-poлла, и это будоражило меня».

 

Бэрри Майлз (автор книги “Через много лет”): «Выступление состоялось днём, в обеденное время».

 

Дебби Гринберг (дочь Альфа Гейгана – владельца клуба “Пещера” с 1966 по 1971 год): «Я начала ходить в “Пещеру” в начале декабря 1960 года. Тогда это был еще джаз-клуб. Алан Ситнер открыл его в 1957 году и был фанатиком джаза. Он хотел, чтобы он оставался джаз-клубом, но постепенно там начали играть скиффл, а затем и рок-н-ролл. Это было то, чего хотели подростки. Вокруг было довольно много клубов, но “Пещера” была особенной. Там была атмосфера, которой не было ни в одном другом клубе. Это было очень, очень особенное место.

Это был старый склад. Если вы пойдете по Мэтью-стрит, по обеим сторонам увидите высокие здания. Они были высотой в пять или шесть этажей. “Пещера” находилась в подвале дома № 10. Когда вы спускались по ступенькам в клуб, то попадали в трёхарочный туннель. В дальнем конце центрального туннеля находилась сцена. В правом туннеле в дальнем конце располагались касса и гардеробная. В левом туннеле находился оркестровый зал, откуда группы выходили на сцену.

“Битлз” впервые выступили в “Пещере” 9 февраля 1961 года. Я была там во время этого дебюта. Это было обеденное время. Я пошла в компании друзей, и мы были просто потрясены ими. Они отличались от всех остальных групп в Ливерпуле. В городе было много групп, но они каким-то образом имели над ними преимущество».

 

Пол: «Мы начали выступать в клубе “Пещера”. Там было душно, сыро, темно, шумно и весело. Как обычно, поначалу слушателей собиралось мало, но потом люди узнали о нас. Мы умели развлечь их. Позднее это умение стало нашим козырем, когда мы играли вживую или делали записи, – мы были неистощимы на выдумки».

 

Джон: «Во времена клуба “Пещера” мы вели себя как нам вздумается, ломали комедию, валяли дурака, спрыгивали в зал – в общем, вытворяли что хотели».

 

Кейт Хартли (барабанщик): «Проходило довольно много времени, прежде чем они начинали играть, на сцене они только и делали, что дурачились».

 

Тони Мэнсфилд (ударник группы “Билли Джей Крэмер Энд Дакотэс”): «Я впервые увидел “Битлз” на дневном концерте в клубе “Пещера”. Но тогда с ними был не Риччи, а Пит Бест. Мы раньше слышали о них, потому что выступали в клубе “Новенс”. Помню, как мы их обсуждали: “Смотрите, какая у них допотопная ударная установка! А гитара какая смешная!”. Мы всегда брали пример с группы Клиффа Ричарда “Шэдоуз”. Они всегда выступали в костюмах и были чисто выбриты».

 

Вик Хьюз (ударник группы “Блэквеллс”): «В клубе “Пещера” можно было показать себя и вдоволь поиграть. В клуб частенько приходили антрепренеры, он был витриной Ливер­пуля. “Битлз” чувствовали своё превосходство, так как действительно были хороши. Леннон был простым, доступным парнем. Маккартни же понимал, что талантлив, и знал себе цену. Пол был суперзвездой ещё до того, как стал ею».

 

Боб Вулер (ди-джей клуба “Пещера”): «Пит Бест весьма отличался от остальных, и Пол тоже. Он всегда воображал себя лидером, хотя, несомненно, таковым являлся Джон, потому что “Битлз” вышли из “Кворримен”, а Джон был лидером этой группы. Тихим был лишь Джордж, зато с ним всегда можно было по­говорить. Его интересовали только гитары, и я принёс ему послушать аль­бом “Лес Пол и Мэри Форд”, который его просто ошеломил, так как он ничего по­добного не слышал».

 

Филипп Норман (автор книги “Кричите! Правдивая история ‘Битлз’”): «Предсказание Боба Вулера полностью сбылось. “Битлз” при­несли Макфоллу шесть десятков дополнительных посетителей из “Эйнтри”, “Лизерлэнда” и “Вест-Дерби”».

 

Рэй Макфолл (владелец клуба “Пещера”): «Они отличались от других и были хорошо сыгранными, вернувшись после трех месяцев напряжённой работы в Гамбурге. Другие группы напоминали Клиффа Ричарда и “Шэдоуз”, но музыка “Битлз” была очень яркой».

 

Боб Вулер (ди-джей клуба “Пещера”): «Битлы были теми, кого я назвал первой рок-н-рольной группой».

 

Джулия Бэрд (сводная сестра Джона Леннона): «Вот говорят, “Пещера” создала “Битлз”. Но я бы сказала, “Пещера” ничего не создала. Это Битлы пришли и создали “Пещеру”».

 

Филипп Норман (автор книги “Кричите! Правдивая история ‘Битлз’”): «Макфолл был впечатлен наплывом новых посетителей и был потрясен до глубины своей чисто джазовой души “непо­требным видом” Битлов. Когда-то увидев группу “Шэдоуз” он полагал, что все группы выступают в костюмах. Он сказал Бобу Вулеру, что если “Битлз” хотят и дальше играть в “Пещере”, то они не должны носить джинсы. На это Битлы ответили, что Мак­фоллу лучше заткнуться. Вулер заступился за них, указав Мак­фоллу на преимущество обладания группой, которая, будучи “профессиональной, но безработной”, может играть в обеден­ное время в любой из дней недели».

 

Рэй Макфолл (владелец клуба “Пещера”): «Я не мог взять их на среду, четверг был занят современный джазом, в выходные был традиционный джаз, поэтому я ангажировал их на вторник».

 

 


61-02-09-CB71

Членская карточка клуба “Пещера”.

 

Пэдди Делани (швейцар клуба “Пещера”): «После выступления они пошли в паб “Грейпс”, где я заказал себе выпивку. Их было четверо, Стю не было с ними, и я никогда с ним не встречался. С ними были две девушки, и Пол подсчитывал свои медяки. Миссис Хобсон спросила: “Ну, джентльмены, вы уже определились с выбором? В баре есть ещё люди, желающие заказать выпивку”. Пол попросил две пинты горького, и они начали его потягивать. Миссис Хобсон обратилась ко мне: “Кто они, Пэт?”.

– Это жуки (Битлз)”, – ответил я.

– О, они определенно на них походят, – сказала она.

Миссис Хобсон решила, что это я их привёл.

– Я уже год хожу в “Грейпс” и очень дружен с персоналом, а вы всё испортили за десять минут – сказал я Полу.

– Сожалею, – ответил он.

Я решил, что они мне ненавистны и демонстративно стал придираться к их музыке».

 

 


61-02-09-CD21

Паб “Грейпс”.

 


61-02-09-CD31
61-02-09-CD41

“Битлз” в пабе “Грейпс”, фото 1961 г.

 

 

Бруно Цериотти (историк): «В этот день группа “Рори Сторм энд Харрикейнс” выступает в клубе “Ля Мистери”, Мэгхалл.

Вечером, выступление в клубе “Казанова”, Ливерпуль».

 

Из дневника Джонни “Гитары” (группа “Рори Сторм энд Харрикейнс”): «Ля Мистери, Мэгхалл. Ничего хорошего. Потом Сэмпсон и Бэрлоу, сыграли только 4 номера, но Сэм заплатил нам 6 [фунтов стерлингов]».

 

 

 



Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)