27 декабря 1960 г.
Бэрри Майлз: «Выступление в здании муниципалитета «Лизерленд» (Litherland Town Hall), где они были представлены как «Прямо из Гамбурга» (Direct from Hamburg)».
Нил Аспинал: «Их стали приглашать в другие клубы, число поклонников росло».
Синтия: «Вскоре их пригласили выступить в зале городской ратуши Лизерленда, неподалеку от Ливерпуля».
В этом здании располагался танцевальный зал «Лизерленд».
beatlesbible.com: «Это выступление было организовано Бобом Вулером. С «Битлз» его познакомил Алан Уильямс».
Джордж: «Нам устроили выступление. Алан Уильямс свел нас с неким Бобом Вулером, конферансье из дансинга».
beatlesbible.com: «Некоторое непродолжительное время Боб Вулер работал в клубе Уильямса «Топ Тен», названного так в честь гамбургского клуба. Ливерпульский клуб сгорел через неделю после открытия при загадочных обстоятельствах, оставив Вулера без работы».
Боб Вулер: «Один промоутер из северной части Ливерпуля, Брайен Келли, оказал мне помощь, и я работал на его сеть танцзалов».
Филипп Норман: «Брайен Келли, нанятый «Кампанией доков и порта», был довольно меланхоличным человеком и не испытывал особого энтузиазма по отношению к рок-н-роллу. Для Келли это было делом элементарной математики: вы снимаете зал за пять фунтов и, набив его танцующими по три шиллинга с носа (два шиллинга пять пенни до восьми вечера), получаете прибыль. Жак устроитель танцев он обладал одним большим преимуществом — не обращал внимания на рвоту. Многие приходили на танцы в середине вечера, после закрытия пабов».
beatlesbible.com: «У Вулера состоялся с группой разговор, во время которого они поинтересовались, не мог ли он организовать им какие-либо выступления. Вулер связался с промоутером Брайеном Келли, который поначалу отказался приглашать «Битлз», поскольку в мае они подвели его, не появившись на концерте, уехав на гастроли с Джонни Джентлом».
Бэрри Майлз: «Это выступление под девизом «Добро пожаловать домой» было организовано Бобом Вулером совместно с Брайеном Келли (который, по-видимому, простил им срыв выступления 21 мая)».
Билл Харри: «После их выступления 14 мая в перерыве, Келли нанял их на субботу 21 мая. Несмотря на то, что они фигурировали на афише, на концерт они не явились. Вместо этого они отправились в турне по Шотландии акомпанировать Джонни Джентлу, не поставив при этом в известность Брайена Келли. В результате, последний не нанимал их больше в течение нескольких месяцев, пока его не уговорил Боб Вулер».
Боб Вулер: «Они вернулись из Гамбурга, и у них не было работы. Мона Бест предоставила им возможность выступать в клубе «Касба», но она не могла обеспечить им длительность пребывания, и я обеспечил им ряд выступлений у Брайена Келли. Это было во вторник, 27 декабря 1960 в Бикее (Beekay), на танцах Брайена Келли. Я был рад, что обеспечил им заказ».
Брайен Келли: «На Рождество мне позвонил Боб Вулер и сказал: «Я нашел для тебя группу в «Джаккаранде», и они свободны [для выступлений] (прим. – ранее Келли позволил им выступить «на так называемом прослушивании» 14 мая, и нанял их на 21 мая, но, возможно он их просто не запомнил). Они хотят 8 фунтов. Подойдут?». Боб сообщил мне, что они называются «Серебряные жуки» и играют в «Касбе».
Боб Вулер: «Я попросил восемь фунтов, и Брайен [Келли] чуть не осел, потому что он был скрягой, но тогда большинство промоутеров были такими. Он предложил четыре, и мы сошлись на шести, что составляло по одному фунту на человека – пять «Битлз» и один водителю».
Брайен Келли: «В итоге, мы сошлись на 6 фунтах».
Боб Вулер: «Свои десять процентов я не взял».
beatlesbible.com: «В конце концов, Келли согласился заплатить группе 6 фунтов-стерлингов за концерт в зале «Лизерленд». На афише они были представлены с группами «Дель Ринес» (Del Renas), «Искателями» (The Searchers) и «Дельтонс» (Deltones)».
Дэйв «Джеймо» Джеймсон (Dave «Jamo» Jamieson): «Следующий [после 14 мая] раз местный промоутер Брайен Келли организовал выступление «Битлз» 27 декабря 1960 года, когда Боб Вулер уговорил его нанять «Битлз» после их возвращения из Гамбурга. С неохотой, но Келли договорился с ними на выступление. На афише таккже значились следующие группы: «Дельтонс», «Дель Ринес» и «Искатели».
Филипп Норман: «Огромная толпа заполнила зал. Все жаждали увидеть группу, которую Боб Вулер с пафосом отрекомендовал, как «прибывшую прямо из Гамбурга». Поэтому все думали, что это должны быть немцы».
Алан Уильямс: «Когда они вернулись в Англию, все афиши пестрели надписями «Битлз» — прямиком из Гамбурга». Им буквально прилепили ярлык: «Прямо из Германии». В Ливерпуле считали, что «битлы» из Германии».
Джордж: «Боб Вулер послушал нас и заказал афишу: «Прямо из Гамбурга – «Битлз». Может быть, мы выглядели как немцы, ведь мы отличались от всех своими кожаными куртками».
Пол: «Все мы оделись в черное, привезенное из Гамбурга».
Джордж: «Мы, наверное, и в самом деле были похожи на немцев. В кожаных штанах, ковбойских сапогах – ни одна группа так не одевалась».
Фэрон Раффли (группа «Большая тройка»): «На мне был белый костюм, моя отличительная особенность, а эти парни были неряшливы. У Пола был коричневый твидовый пиджак. У них у всех были дурно пахнущие кожаные штаны, и они, действительно, воняли. Они были полным безобразием».
Тони Колдуэр (первый пресс-секретарь «Битлз»): «Когда они вернулись из Гамбурга, на них были надеты кожаные брюки. Они были очень грязными, но это были отвязные, настоящие крутые парни».
Силла Уайт [в будущем Силла Блэк]: «Я терпеть их не могла. По-моему, они были слишком грязными, неопрятными. Одевались они ужасно — все эти дурацкие мотоциклетные куртки с заклепками. Я не хотела иметь с ними ничего общего».
«Род Мюррей (сосед по комнате Стю Сатклиффа): «Они выглядели очень колоритно».
Майкл Маккартни: «Любопытны афиши того времени – Боб Вулер: «Завтра, завтра!!! Сенсационные «Битлз»! Восхитительная группа! Биг-бит! Приходите пораньше и приводите друзей!».
прим. – широко известный факт с рукописными объявлениями «Битлз» – только что из Гамбурга» объясняется тем, что Брайен Келли включил группу в программу в последний момент, когда анонсировать их выступление в газетах было уже поздно.
Фэрон Раффли (группа «Большая тройка»): «Включение «Битлз» [в список исполнителей] было идеей, пришедшей слишком поздно в голову ди-джея Боба Вулера».
Тони Брэмуэлл (гастрольный администратор): «Рядом с нами жила девочка по имени Полин. Её парнем был Джерри Мэрсден. И него была группа под названием «Джерри Мэрсден и Марсиане» (Gerry Marsden And The Mars Guys), которые потом стали «Джерри и Лидеры» (Gerry & The Pacemakers). Они, вроде как, были главной группой в Ливерпуле. Когда они выступали, я встречался с ним и нес его гитару, чтобы бесплатно пройти на концерт, хотя в те дни это стоило всего пол доллара. Но для карманных денег и этого было много. Я поступал так в течение года или двух.
Они [«Битлз»] выступали в Гамбурге, и об этом написали в местной газете: «Прямо из Германии: Битлз». Поэтому я высказал предположение, что это, по-видимому, немецкая группа. Так что, я сел в автобус, и поехал их увидеть. А там был Джордж [Харрисон], который сидел со своей гитарой. Они играли в Ратуше Лизерлэнда. Я сказал: «Прекрасно!». Я взял его гитару, чтобы войти бесплатно».
Филипп Норман: «Среди зрителей находился младший брат Пита Беста, Рори, со своим другом Нилом Аспиналом – студентом-экономистом, который снимал комнату у Бестов. Худощавый и серьезный, Нил никогда особенно не интересовался рок-н-роллом. Сюда он пришел потому, что Рори сказал, что будет очень неплохо».
Джошуа М.Грин: «Как только я объявлю ваши имена, — сказал ребятам Вулер, — приступайте». Занавес открылся, и Вулер успел произнести лишь одну фразу: «Прямо из Гамбурга».
Бэрри Майлз: «За 6 фунтов-стерлингов «Битлз» отыграли свою обычную для Гамбурга программу».
Фэрон Раффли (группа «Большая тройка»): «Перед тем, как отправиться в Гамбург, «Битлз» были дерьмом, но я никогда не забуду тот вечер в «Лизерлэнде», когда они вернулись. В это время я болтал с девушками в задней части зала. Боб объявил: «Прямо из Гамбурга, Битлз», и они начали с «Долговязой Салли» (Long Tall Sally), которую пел Пол. Я никогда этого не забуду. Она звучала так резко и пронзительно. Они исполняли эту песню очень громко».
Пит Бест: «Гитара «Рикенбэкер» [купленная в ноябре в Гамбурге] была той, в которую Джон влюбился, и когда он вернулся с ней [из Гамбурга в Ливерпуль], то все в Ливерпуле оборачивались, восклицая: «Боже, как Джон играет? Мы никогда раньше не видели ничего подобного». Некоторые музыканты спрашивали его, сделана ли она по особому заказу, и он объяснял, что просто купил ее в магазине».
Джордж: «Мы странно выглядели, да и играли не так, как другие».
Пит Бест: «Когда мы вернулись из Германии, я играл на моем бас-барабане очень громко, и держал очень жесткий бит. Это было неслыхано в Ливерпуле в то время, поскольку все группы играли в стиле группы «Тени». Даже Ринго из группы Рори Сторма скопировал наш бит, и я это делал задолго до того, как большинство барабанщиков в Ливерпуле стали играть в таком стиле. Этот стиль характеризовался большой громкостью, которую мы производили».
Джон: «Это сделал Гамбург и только в Ливерпуле мы осознали разницу и увидели, что произошло».
Хантер Дэвис: «Оглушительный звук, топот, грохот впервые в их концертной жизни вызвали беспорядки. Реакция публики была неистовой. Когда Пол заиграл «Договязую Салли», все непроизвольно бросились к сцене».
Фэрон Раффли (группа «Большая тройка»): «Толпа обезумела, и девушки из задней части зала бросились к сцене, оставив меня одного. Они начали визжать, такого я еще не видел».
Пит Бест: «Детишки просто с ума посходили».
Нил Аспинал: «До поездки в Гамбург «Битлз» были обычной местной группой, но на этом концерте творилось нечто непонятное, когда Пол запел «Договязую Салли», девчонки в зале подняли такой визг, какого мне еще слышать не приходилось, они орали от восторга и рвались на сцену».
Брайен Келли: «Все-все, сколько было в зале зрителей, хлынули к сцене. Танцплощадка позади осталась совершенно пустой. «Ай-яй-яй, – сказал я себе. – Я мог бы иметь с этого в два раза больше».
Хантер Дэвис: «Четыре месяца неустанных тренировок в Гамбурге превратили не более чем средний, местного значения ансамбль в мощную рок-группу».
Джордж: «Короче говоря, наше выступление произвело эффект разорвавшейся бомбы».
Джон: «Тогда мы впервые подумали, что играем хорошо».
Фэрон Раффли (группа «Большая тройка»): «У Пола была гитара красного цвета с тремя струнами, и она даже не была подключена. Джон вдарил по своему усилителю молотком, чтобы он заработал. Что, черт возьми, происходит?».
Род Мюррей (друг Стю Сатклиффа): «Они играли для поклонников, потому что любили их».
Синтия: «На сцене «Битлз» вели себя примерно так же, как в Гамбурге, — прыгали, скакали и растягивали до бесконечности свои песни».
Пит Бест: «Джон вообще вытворял на сцене черт знает что: заканчивая петь боевик Рэя Чарлза «Что такого я сказал?» (What’d I Say), обычно подпрыгивал вверх и делал такой прыжок, что у него лопались джинсы»..
Фэрон Раффли (группа «Большая тройка»): «У Джона были разорванные джинсы».
Пит Бест: «Это тоже стало непременным атрибутом наших последующих концертов. Наши постоянные поклонники всегда ждали, когда Джон еще раз порвет свои многострадальные, специально зауженные джинсы. Откровенно говоря, мы тоже всегда ждали этого, и Джон добросовестно прыгал и джинсы лопались по шву… публика просто ревела всякий раз от восторга».
Фэрон Раффли (группа «Большая тройка»): «Они были разноплановы. Пол пел «О, душа моя» (Oh My Soul) и «Долговязую Салли», тогда как Джон исполнял «Танец на улице» (Dance in the Street) Джина Винсента, Джордж песню «Каждая хочет быть моей крошкой» (Everybody’s Trying To Be My Baby), и потом они все вместе пели «Поиск» (Searching). Ни одна из групп так не делала. У них [других групп] был один солист и сопровождающие его вокалисты, а у этих трое солирующих, и затем пение вместе на три голоса. Тем не менее, тогда я произнес свою известную цитату: «Они никогда не войдут в историю» (They’ll never last). Насколько сильно я ошибся? Скажу, что мир никогда не видел настоящих «Битлз», величайшую рок-н-ролльную группу из всех известных».
Тони Брэмуэлл (гастрольный администратор): «Они [«Битлз»] совершенно отличалось от всех других, и здорово играли рок-н-ролл, отличающийся от того, что мы слушали. Как бы другой стиль рок-н-ролла. «Джерри» играли «кантри-энд-вестерн» с небольшим количеством рок-н-ролла. Другие ливерпульские группы были немного похожи на шоу-группы, с заученными движениями. И так далее. Не так уж и блестяще, на самом-то деле. Но внезапно на сцене появились пять парней, чертовски потрясающие, исполняющие мощно, в натуральном выражении, настоящий рок-н-ролл. Это был их первый концерт в Ливерпуле как группы «Битлз».
Хантер Дэвис: «Подростки, устроившие беспорядки в тот вечер и продолжавшие буйствовать на следующих представлениях, считали их немцами».
Джордж: «Люди подходили к нам и говорили: «О, вы хорошо говорите по-английски».
Пол: «Ливерпульские девушки постоянно спрашивали пас: «Вы немцы?» Или говорили: «Я слышала, что вы из Гамбурга».
Хантер Дэвис: «Когда они раздавали автографы или вступали в разговор, со всех сторон неслись удивленные восклицания: «Как хорошо вы говорите по-английски!».
Аллан Уильямс: «И девушки часто говорили, в особенности, Полу: «Для немцев вы очень хорошо говорите по-английски!» В Англии о них никто не знал».
Джон: «Внезапно мы стали популярными. Хотя семьдесят процентов слушателей считали, что мы немцы, нас это не заботило. Даже в Ливерпуле мало кто знал, что мы здешние. Все думали, что мы из Гамбурга, и удивлялись: «А они здорово говорят по-английски!» Еще бы, ведь мы родились в Англии!».
Синтия: «На тот момент это была самая большая аудитория, перед которой ребятам когда-либо приходилось выступать, и прием им был оказан самый горячий».
Бэрри Майлз: «Их программа произвела потрясающий эффект на юную аудиторию».
Джордж: «Мы действительно многим тогда понравились».
Джон: «В тот вечер мы наконец выбрались из своей скорлупы и дали себе волю. Впервые нас принимали так бурно. Именно в тот момент мы поняли свою цену. До самого отъезда в Гамбург мы думали, что играем лишь, неплохо, но недостаточно здорово. Только вернувшись в Ливерпуль, мы поняли, как выросли, и увидели, во что превратились. Все остальные по-прежнему играли всякую дрянь из репертуара Клиффа Ричарда».
Джордж: «В Англии были популярны «Клифф Ричард и Тени». Они выходили на сцену в серых костюмах, при галстуках и с носовыми платками, а мы все еще играли вещи Джина Винсента, Бо Диддли и Рэя Чарльза».
Джон: «Все это сделал Гамбург, именно там мы развернулись. Чтобы завести немцев и не отпускать их двенадцать часов подряд, надо было врубать изо всех сил. Останься мы дома, из нас не вышло бы ничего путного. В Гамбурге мы пробовали все, что приходило в голову. Подражать было некому. Мы играли то, что нам больше всего нравилось. А немцам – чем громче, тем лучше. Но только в Ливерпуле до нас дошло, какая разница между нами и всем этим дерьмом вроде Клиффа Ричарда».
Аллан Уильямс: «Без Гамбурга «Битлз» не состоялись бы. Там они освоили свою профессию — «битломания» началась не на пустом месте, а после того, как они вернулись из Гамбурга и продемонстрировали высокий класс игры, которого тогда в Ливерпуле не было».
Боб Вулер (из статьи в «Мерси Бит»): «Как вы думаете, почему «Битлз» так популярны? Они возродили во всей своей первозданности музыку рок-н-ролла, истоки которой уходят в негритянскую песенную традицию Америки. Они нанесли удар по эстраде, выхолощенной певцами типа Клиффа Ричарда, сменивших вялой безжизненностью прежний напор. Исчезла искра, которая воспламеняла чувства. «Битлз» взорвали эту опостылевшую сцену. Материей «Битлз» стал вопль. Они вопили оглушительно, в сильнейшем возбуждении, надрывая слух и душу, олицетворяя бунт молодости.
Будучи, по существу, скорее вокалистами, чем инструменталистами, «Битлз» мыслили совершенно независимо и пели все, что им заблагорассудится, ради удовольствия, славы и денег. На престижных гамбургских гастролях они приобрели опыт. Они несут звуковую мощь, магнетическое обаяние личностей, – возьмите хотя бы Пита Беста в его яростном великолепии ударника, своего рода Джеф Чандлер – подросток. Талантливое владение удивительными по разнообразию голосами и вместе с тем простое и наивное, звучание этих голосов в разговоре. Революцию ритма. Действо, которое от начала до конца являет собой нескончаемую цепь кульминаций. Культ сильной личности. Это безусловный феномен, бросающий открытый вызов менеджерам. Вот что такое потрясающие «Битлз». Не думаю, чтобы такое явление когда-нибудь повторилось».
Синтия: «Из рядового ансамбля они превратились в шоу-группу со своим индивидуальным стилем и звучанием. Некий местный репортер тогда написал, что «Битлз» «взорвали увядающую рок-сцену». Очень меткое выражение: своей неуемной энергией, юмором и буйной, страстной музыкой они производили столь ошеломляющий эффект, что ливерпульские подростки захлебывались от восторга, требуя еще и еще».
Джордж: «Мы выглядели нестандартно и играли по-своему. Успех был огромным».
Джон Кеннеди (группа «Кингсайз Тейлор и Домино»): «Это было блестящее выступление. В них было что-то необузданное и чувственное».
Джон Макнелли (группа «Искатели»): «Они играли рок-н-ролл как американцы, только ещё более необузданно и с ливерпульским акцентом. Мы оставались далеко позади с нашим жестяным звуком».
Билл Харри: «Я не думаю, что сегодня подростки испытывают подобные ощущения. Сегодня у них слишком большой выбор. В то время такие музыканты, как «Битлз», или Рори Сторм, или группа «Ураганы», или же «Большой Тейлор» (Kingsize Taylor & The Dominoes) занимали все наше внимание, потому что создавали просто невероятную музыку, от которой буквально захватывало дух».
Брайан Келли (организатор концерта): «Эта была первая пo-настоящему громкая группа в Мёрсисайде».
Боб Вулер: «Впечатление было настолько огромное, что Брайен Келли раскрыл свой дневник и записал их на несколько дат за 7 фунтов 10 сентов, 30 шиллингов (полтора фунта) на человека».
Брайен Келли: «Их первое выступление совершенно меня вынесло. У них был грохочущий, пульсирующий бит, который, как я понял, соберет хорошую кассу. Когда они закончили играть, я приставил нескольких вышибал перед дверью их раздевалки, чтобы они не пускали других промоутеров, которые были в зале».
Боб Вулер: «Он поставил вышибалу в дверях, которые вели за кулисы, чтобы не дать возможность любым другим промоутерам добраться до «Битлз».
Джон: «Помню, мы выступали в одном зале, народу набилось столько, что яблоку негде было упасть. «Наверняка пришли какие-нибудь менеджеры, – говорили мы друг другу, – теперь у нас будет куча работы». Нам и в голову не приходило, что именно администрация нагнала в клуб толпу вышибал, чтобы они не дали другим менеджерам проникнуть на наше выступление. В результате никто к нам не подошел, кроме одного парня как раз из администрации этого дансинга».
Брайен Келли: «Я зашел внутрь, и договорился с ними на несколько месяцев вперед».
Джон: «Он [Брайен Келли] сказал, что мы ему понравились, и предложил нам дать целую серию концертов по 8 фунтов за вечер – на пару фунтов больше, чем мы получали! Мы дико обрадовались».
Бэрри Майлз: «Сразу после концерта Брайен Келли договорился с ними еще на 36 выступлений, с оплатой от 6 до 8 фунтов-стерлингов за концерт. Он сделал это еще до того, как какой-либо другой организатор концертов мог установить с ними контакт».
Синтия: «В итоге к концу вечера им предложили подписать контракт еще на один концерт. К их собственному удивлению, в Ливерпуле дела у ребят всерьез пошли в гору».
Боб Вулер: «Их первое выступление меня просто ошеломило. У них был жёсткий пульсирующий бит, и я сразу понял, что с такой музыкой я сделаю хорошую кассу».
Хантер Дэвис: «Начиная с 1961 года «Битлз» могли бы зарабатывать гораздо больше, потому что спрос на их группу повышался с каждым днем и постепенно они стали обходить лидера ливерпульских групп Рори Сторма («Мистера Шоумейкера», как его называли). Но у «Битлз» по-прежнему не было ни менеджера, ни истинного представления о себе. Они просто не знали себе цену».
Джордж: «Мы не сразу поняли, что стали лучше всех групп. Как-то вдруг заметили, что собираем повсюду толпы народа. Люди окружали нас, стремились познакомиться, они приходили на наши концерты не для того, чтобы просто потанцевать».
Пит Бест: «После выступления мы обнаружили, что они еще и разрисовали мелом наш фургончик, – тоже впервые».
Кингсайз Тэйлор Бобби Томсон (группа «Домино»): «Я видел, что они станут великими, и я хотел, чтобы это произошло. Это было необычное ощущение. Все любили их».