18 августа 1960 г.
Бруно Цериотти (Bruno Ceriotti, историк): «Группа «Рори Сторм и Ураганы» (Rory Storm And The Hurricanes) выступает в Пулели, в танцевальном зале «Рок-н-Калипсо» дома отдыха «Батлин» (Rock ‘n’ Calypso Ballroom, Butlin’s Holiday Camp, Pwllheli, North Galles).
Состав группы: Эл Колдуэлл (он же Рори Сторм), Джонни Берн (он же Джонни «Гитара»), Ти Брайен, Уолтер «Уолли» Эймонд (он же Лу Уолтерс), Ричард Старки (он же Ринго Старр)».
Джордж: «В конце концов, Бруно поселил нас в маленьком кинотеатре «Бэмби» в самом конце улицы Гроссе-Фрайхайт».
Джон: «Мы думали, что будем жить в гостинице, но вместо этого нас отвели в кинотеатр «Бэмби» и показали, где спать».
Хорст Фашер (вышибала клуба «Кайзеркеллер»): «Их отвели на улицу Фрейхейт и разместили не в отеле, а кинотеатре «Бэмби». Это здание принадлежало Кошмидеру и в те времена называлось кинотеатр «Бэмби».
Алан Уильямс: «Бруно затем повёл нас в ближайший кинотеатр. «Эй, Эл, мы не хотим смотреть кино». «Может быть они хотят, чтобы мы работали таперами?». «Мак-Сеннет, У.Ч.Филдс…». «Пошли, город посмотрим!». «Мы не хотим в кино, Эл». «Я не думаю, что нам собираются показывать фильм, парни. Наверное, ваши квартиры где-то поблизости». Моя догадка оказалась правильной. Если бы мы не были такими уставшими и, в то же время, ликующими по поводу прибытия в Гамбург, могла бы разыграться неприятная сцена».
Джон: «Нас поселили в настоящем свинарнике, в задрипаной киношке».
Росс Бенсон (автор книги «Пол Маккартни. Личность и миф»): «Условия проживания были ужасными, в их распоряжении была комната, в которой стояли две кровати и софа, и два маленьких грязных закутка размером 8 х 6 футов (2,5 х 1,8 м)».
«Битлз» размещаются в кинотеатре «Бэмби» (кадры из фильма «Back Beat»).
«Bambi Kino» – кинотеатр «Бэмби» на улице Paul Roosen 33, служивший местом ночлега для «Битлз». Джон, Джордж и Стю жили в одной комнате, а Пол и Пит – дальше по коридору, в двух отдельных, но совсем крошечных комнатках (2 на 3 метра) без всяких удобств.
Джон: «Мы жили не то в туалете, не то рядом с женским туалетом».
Пол: «Мы жили за кулисами в кинотеатре «Бэмби», рядом с туалетами, вонь которых ощущали постоянно. Нас поселили в старой кладовой, где были только бетонные стены и больше ничего. Ни отопления, ни обоев, ни мазка краски, две двухъярусные койки, как в лагере, и несколько одеял».
Росс Бенсон (автор книги «Пол Маккартни. Личность и миф»): «Эти помещения находились в задней части порнографического кинотеатра «Бемби», за проекционным экраном. Лампа накаливания бросает тусклый свет на пять железных кроватей, на которых нет ничего, кроме тощих, замусоленных матрацев».
Хорст Фашер: «Там они спали на постеленных прямо на пол матрасах».
Росс Бенсон (автор книги «Пол Маккартни. Личность и миф»): «Обои лохмотьями свисают со стен, в углу торчит умывальник, безвольно капает вода из неисправного водопроводного крана».
Джон: «Какие-то трущобы Калькутты. По молодости и глупости мы не стали жаловаться. Свалились и заснули мертвым сном».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Некоторым утешением была встреча с «Дерри и Сеньоры», от которых они узнали, что, несмотря на щедрую оплату, знаменитая ливерпульская группа ночует в таких же условиях».
Хоуи Кейси (группа «Дерри и Сеньоры»): «Бруно дал нам одну маленькую кровать на пятерых. Я спал на ней, укрываясь флагом; остальные ребята спали на стульях, составленных по двое. На ночь официанты запирали нас в клубе».
Алан Уильямс: «Помещение (точнее, не скажешь!) представляло из себя три пыльные, заваленные мусором гардеробные в задней части кинотеатра. Когда-то давно здесь был театр, и гардеробными не пользовались, черт знает, сколько лет. Это был новый дом для «Битлз». Я не знал, что сказать. Назад мы вернуться не могли. Или могли? Берилл, Лорд Вудбайн, Барри и я собирались поискать дешёвую гостиницу. У нас было достаточно наличных, чтобы продержаться некоторое время, если мы будем очень-очень экономными. У «Битлз» в карманах не было ни цента. Они должны были смириться с этим сортиром.
В это время в кино шёл фильм, и вы могли слышать шум звуковой дорожки и видеть мелькающие картинки на оборотной стороне экрана. Довольно забавное зрелище. «Эл, что мы такое натворили, чтобы этакое заслужить?». «И здесь мы будем жить?». «Передайте маме, что я люблю её и больше не буду себя плохо вести!». «Свинарник и тот приличнее!». «Спорим, здесь даже нет горячей воды». Я смотрел на опечаленных «Битлз». Леннон произнес: «Эл, этот козёл думает, что мы – животные?!». «Извините ребята…». Что я мог ещё сказать? Сказать, что это вам не подходит? Не подходит? Это была просто жуть. Мне до слёз было жалко ребят. Они были всего лишь подростки, и это должно было стать их новым домом.
«О’кей, йа?» – спросил Бруно. Нет, не «о’кей»! Найн. Я оглядывал помещение, замечая сломанные раковины, полнейшее отсутствие мебели, за исключением покалеченных стульев, толстый слой пыли, грязь на стенах. «Отнюдь», – произнёс я. Я не должен был позволять «Битлз» здесь оставаться. К моему удивлению они уговорили меня не поднимать скандала. «Давай посмотрим, что будет дальше, Эл». «Начнём играть и увидим, как пойдут дела». «Кто знает, может мы сумеем вскоре занять местечко получше». «Дай нам попробовать, Эл». «Это не твоя вина». В конце концов, я сдался и сказал Бруно: «Полагаю, на некоторое время это нас устроит». Бруно сказал: «Я привезу мебель. Мои ребята сейчас принесут сюда ваши кровати». И действительно, банда вышибал из «Кайзеркеллера» ввалилась внутрь, таща с собой полдюжины раскладушек и несколько ветхих старых простыней. Постели для «Битлз». Счастливых снов, мальчики.
Таким был первый дом «Битлз» в Гамбурге – три убогие дыры за экраном кинотеатра, пыльные, тёмные и грязные. С той стороны экрана сотни людей смотрели на свои целлулоидные мечты. С этой стороны экрана группа с названием «Битлз», которая должна была стать величайшим феноменом в истории шоу-бизнеса, укладывала свои усталые лохматые головы на подушки. Когда им нужно было побриться, они должны были топать в «Кайзеркеллер» и ловить капли грязной горячей воды из туалетных кранов».
«Битлз» пользовались черным входом кинотеатра «Бэмби» (Große Freiheit 85).
Торстен Кнаблош (Thorsten Knublauch, журналист): «Сегодня экскурсионные туры в Гамбурге демонстрируют небольшое синее здание в доме 33 на Пол-Розен-Штрассе (33 Paul-Roosen-Strasse), где когда-то располагался кинотеатр «Бэмби». В старых книгах или в фильмах о «Битлз» говорится, что они жили в маленьких комнатках позади экрана. Я задаю себе вопрос, как можно спать с этим светом и шумом, и почему их комната находилась позади экрана?
Когда кто-то говорит о кинотеатре «Бэмби», то на самом деле он обсуждает не одно здание, а целый комплекс, который можно увидеть на Пол-Розен-Штрассе 33. В фронтальной части здания, расположенного по левую руку, располагался вход в кинотеатр, фойе и билетная касса (обычная касса, поскольку больше там для чего-либо просто не было места). По правую руку находился (и сейчас находится) парадный вход в квартиры домов 33 и 35».
Торстен Кнаблош (Thorsten Knublauch, журналист): «После 1955 года комлекс зданий был переоборудован в кинотеатр. Здесь представлен пожарный план здания, отражающий эту реконструкцию, который я составил на основе имеющейся у меня фотографии».
На схеме: 1 – выход на Гросс-Фрайхайт; 2 – комната персонала; 3 – касса; 4 – мужской туалет; 5 – женский туалет; 6 – офис; 7 – комната с установленным проектором; 8 – зрительный зал; 9 – стена, на которой Пол с Питом зажгут презерватив; 10 – касса; 11 – вход в кинотеатр и холл. Джон, Джордж и Стю занимали комнату 2, Пол и Пит комнату 3.
Торстен Кнаблош (Thorsten Knublauch, журналист): «Левая сторона дома № 33 стала входом в кинотеатр с фойе и билетной кассой, в то время как в доме № 35, вероятно, располагался ресторан, принадлежащий другому арендатору. После реконструкции длинный коридор выполнял роль выхода. По нему зрители выходили на улицу после окончания сеанса, в то время как следующая аудитория входила со стороны Пол-Розен-Штрассе. Также в длинном коридоре располагались и туалеты.
На этом пожарном плане можно увидеть, что вдоль длинного 18-метрового коридора располагались две комнаты, обозначенные как «комната для персонала» и «касса». Именно в этих комнатах и располагались «Битлз». Неизвестно, использовались ли когда-либо эти комнаты в соответствии с их названиями, поскольку касса находилась у главного входа. Полагаю, что, скорее всего, обе комнаты использовались в качестве кладовых. У каждого из этих помещений была дверь в коридор, и дверь между комнатами. Маленькая комната непосредственно соседствовала с мужским туалетом. Слева от мужского туалета находился женский. Следующая комната была обозначена как «офис».
Согласно адресной книге 1957 года, первоначально кинотеатр назывался «Кинотеатр Али» (Ali Film Theater), но в том же году он был переименован в «Кинотеатр Луна» (Luna Film Theater), как это можно увидеть в рекламе того времени. В списках владельцев кинотеатров указано имя «Дж.Бушингер» (J. Buschinger)».
Торстен Кнаблош (Thorsten Knublauch, журналист): «В большинстве историй о «Битлз» предполагается, что Кошмидер управлял кинотеатром «Бэмби» в течение длительного времени. Однако, это не совсем так. Согласно записям в торговых регистрах за год, в 1959 году Кошмидер хотел укрепиться в Сан-Паули. У него уже были предприятия в Бременхафене и в Гамбурге на Еймсбателер-Шоссе (Eimsbütteler Chaussee). 14 октября 1959 года он вступил во владение рестораном в доме № 36 на Гросс-Фрайхайт, получив лицензию на «пивной бизнес с обслуживанием напитками любого рода». В подвале этого здания он открыл «Кайзеркеллер», всего через пару дней после получения лицензии. Остальные клубы в этом здании принадлежали разным собственникам.
Что касается «Индры», то на счет этого были разные мнения, но факт состоит в том, что дата 1 сентября 1950 года, указываемая в различных книгах, не верна, по крайней мере, в отношении Кошмидера. Согласно записям в книге регистраций, владельцем помещения с 1 ноября 1958 года была Сюзанна Герехт (Susanne Gerecht). К сожалению, в тех документах, какими я располагаю, не указана конкретная дата, когда Кошмидер стал владельцем этого клуба. Предполагаю, что когда дела в «Кайзеркеллер» пошли в гору, он решил открыть второй танцевальный клуб. Согласно первому рекламному объявлению из тех, что мне известны, «Индра» указана как собственность Кошмидера примерно в марте 1960 года. То, что ранее он использовал «Индру» в качестве стриптиз-клуба, не правда, поскольку его лицензия (как и у его предшественника) допускала только «использование в качестве танцевального зала с обслуживанием напитками любого рода». Должно быть стриптиз-клубом он станет через пару лет, но благодаря расхожим слухам вошел в историю «Битлз» именно в таком качестве, поскольку это соответствовало атмосфере того района. Тем не менее, все это не вписывается в «портфолио» других предприятий Кошмидера. В те годы он организовывал только танцевальные залы.
Примерно в это же время Кошмидер получил разрешение на работу кинотеатра с 15 марта 1960 года, после чего он приобрел кинотеатр на Пол-Розен-Штрассе. Возможно что некоторое время этот кинотеатр не работал, так как в 1960 году в нем не было никаких киносеансов (в газетных архивах нет никакой рекламы кинотеатра до 1960 года, и я не смог выяснить точную дату окончания работы кинотеатра «Луна»). Кошмидеру понадобилось некоторое время для ремонта и найма персонала, и через три недели после приобретения кинотеатр был открыт. Демонстрация первого фильма состоялась 5 апреля 1960 года. Это был фильм «Бенгальский тигр» (прим. – Der Tiger von Eschnapur) — приключенческий фильм немецкого режиссёра Фрица Ланга, снятый в 1959 году по мотивам романа Теа фон Гарбоу).
Никто не может сказать, что программа менялась два раза в неделю, но вопреки расхожему мнению там не демонстрировались порно фильмы, нет, обычные нормальные фильмы, вышедшие год и даже более назад. В кинотеатре было 235 мест. Он был одним из 140 кинотеатров в городе. Первоначально Кошмидер назвал его «Бэмби лиштшпиел» (прим. – Bambi Lichtspiele, буквально с немецкого «Кино Бэмби»), но в конце июня 1960 года переименовал его в несколько напыщенное «Кинотеатр Бэмби» (Bambi Filmkunsttheater), хотя репертуар фильмов не изменился». Рекламу идущих там фильмов можно было увидеть на стене дома № 85 на Гросс-Фрайхайт, а неоновая вывеска «Кино» была установлена на соседнем доме № 87.
Существуют кадры кинохроники, снятые Бруно Кошмидером на бытовую кинокамеру. На одних кадрах, снятых приблизительно в конце 1959 или начале 1960, запечатен клуб «Кайзеркеллер», на других сняты вход в клуб «Индра», кино «Бэмби» на Гросс-Фрайхайт, а также выход на Пол-Розен-Штрассе.
В кадр попали киноафиши фильмов, демонстрировавшихся в тот день в кинотеатре (слева направо): фильм «Сказки» (Tischlein deck dich, 1956 г.) братьев Гримм, фильм «Бенгальский тигр» (The Tiger Of Eschnapur, 1959 г.) с пометкой «только сегодня», и «Летят журавли» (прим. – этот советсткий фильм шел в Германии под названием «Wenn die Kraniche ziehen», 1958 г.). Эти киноафиши указывают на то, что съемка кино «Бэмби» проходила в течение первых трех дней с момента открытия кинотеатра 5 апреля 1960 г., поскольку первым демонстрируемым там фильмом был «Бенгальский тигр».
«Кино Бэмби», кадры кинохроники Бруно Кошмидера.
Торстен Кнаблош (Thorsten Knublauch, журналист): «В книге Майкла Маккартни «Семейный альбом» была помещена фотография с флаером или фирменным бланком «Кинотеатр Бэмби».
Торстен Кнаблош (Thorsten Knublauch, журналист): «Существует замечательный цветной снимок улицы Гросс-Фрайхайт, сделанный в августе 1960 года! На нем при увеличении можно разглядеть облик стены дома 87».
Торстен Кнаблош (Thorsten Knublauch, журналист): «К весне 1961 года показы фильмов в кинотеатре «Бэмби» медленно пошли на убыль. Фильмы становились все старше и старше. С 16 марта 1961 года в «Бэмби» начали демонстрировать (всего три дня) последний фильм, он был 1940 года. Формально, Кошмидер владел этим кинотеатром до 16 ноября 1961 года.
Клуб «Индра» был снят с регистрации в январе 1961 года, но как заведение он, скорее всего, уже не работал через несколько недель после того, как 4 октября 1960 года «Битлз» переместились в «Кайзеркеллер». Этот клуб Кошмидер продаст в конце 1961 года (точная дата не известна). Можно предположить, что конкуренция (вспомним проблемы с музыкантами между клубами «Кайзеркеллер» и «Топ Тен») вызвала у него проблемы в финансовом и личном плане. После закрытия «Бэмби» это здание больше никогда не использовалось в качестве кинотеатра. Адрес 85 Гросс-Фрайхайт также исчез из адресной книги».
К сожалению нет никаких фотографий, на которых бы был запечатлен кинотеатр «Бэмби». Известный рисунок Клауса Вурмана изображает «Бэмби» не в том здании (он помещен в место проживания во время первых выступлений в клубе «Звезда» весной 1962 года в доме 30 на Гросс-Фрайхайт (30 Grosse Freiheit), а не во время их первого пребывания в Гамбурге)».
Кино «Бэмби». Рисунок Клауса Вурмана.
Торстен Кнаблош (Thorsten Knublauch, журналист): «Существуют некоторые редкие фотографии, показывающие эти места несколько лет спустя в 1967 году, на которых можно узнать здания. Я восстановил внешний фасад дома [кино «Бэмби»], используя эти фотографии в качестве основы».
Вход в «Бэмби» реконструкция Торстена Кнаблоша.
Вход в «Бэмби» (кадр кинохроники Бруно Кошмидера).
Торстен Кнаблош (Thorsten Knublauch, журналист): «Как можно увидеть на пожарном плане, комнаты «Битлз» не находились «за экраном кинотеатра». Первую и довольно верную информацию о местонахождении и размере комнат можно увидеть в автобиографии Клауса Вурмана, на рисунках Пола Маккартни. Он дал комнатам достаточно верное описание. Представленные ранее описания, по сегодняшним меркам, были довольно забавными и даже противоречивыми, поэтому в таких фильмах, как «Рождение Битлз» (Birth of the Beatles) или «Пятый в квартете» (Backbeat), внешний вид этих комнат был смесью всех воспоминаний разных комнат различных гамбургских мест их пребывания.
В своей биографии (вышла в 1985 году) Пит Бест говорит о трех комнатах. Кроме того, он вспоминает, что комнаты располагались на расстоянии друг от друга. В интервью 1965 года Пит правильно сказал о двух комнатах, но также утверждал, что комнаты располагались в примерно ста ярдах (около 90 метров) друг от друга.
Марк Льюиссон описывает их комнаты как очень низкие, но это не может быть так. Фотоснимков, сделанных в этом помещении, не существует. Две фотографии Джорджа, которые названы как «Кино Бэмби», скорее всего, сделаны не там, если руководствоваться пожарным планом».
Торстен Кнаблош (Thorsten Knublauch, журналист): «Снимок, где Джордж стоит около открытой в коридор дверь, не соответствует плану – дверь должна открываться вовнутрь. На мой взгляд, стена тоже выглядит слишком хорошо. Может быть, эти снимки были сделаны в 1961 году, в помещении «Топ Тен»? Более просторная комната была «обставлена» небольшим диваном и двумя старыми раскладушками, которые «кто первый пришел, тот и занял». Джон и Стю спали на этих кроватях, а Джордж на диване.
В более маленькой комнате располагались две другие кровати, которые располагались (в зависимости от источника информации), либо отдельно, либо одна над другой в качестве двухъярусной кровати. Для книги Вурмана Пол нарисовал их как двухъярусную, хотя не ясно, не спутал ли он ее с 1961 годом в «Топ Тен». Но если оценить размер этой комнаты, то становится ясно, что там есть только одно место для коек – напротив входа.
«Битлз» могли бы поселиться в морской миссии за 4 дойчмарки, как сделали это «Рори Сторм и Ураганы», но, несмотря на ужасающие условия, они предпочли сэкономить деньги.
Выход на Гросс-Фрайхайт использовался «Битлз» для входа и выхода. Можно предположить, что у них имелся ключ от входной двери и комнат. Это предположение можно было бы не принимать в расчет, если бы не фото, на которой Джон в трусах и с газетой в руках запечатлен прямо перед этой дверью [предположительно 5 ноября 1960]».
Выход из кинотеатра на Гросс-Фрайхайт.
Зрители выходят из кинотеатра «Бэмби» (кадр кинохроники Бруно Кошмидера).
Алан Уильямс: «Контракт начинался в среду, 18 августа 1960 года и заканчивался в воскресенье 16 октября. В контракте указывалось, что они должны будут играть с восьми часов до девяти тридцати вечера. Затем перерыв в полчаса до десяти. Снова на сцену до одиннадцати. Ещё один перерыв-пауза в полчаса, затем игра в течение часа вплоть до двенадцати тридцати ночи (в это время веселье на Репербане только-только начиналось). Перерыв, и вновь на сцену до двух часов ночи».
Росс Бенсон (автор книги «Пол Маккартни. Личность и миф»): «Кабальный контракт, который они подписали, предусматривал, что они будут выступать семь дней в неделю, получая при этом по тридцать марок каждый».
thebeatleschronology.com: «Контракт: 18 августа – 16 октября. «Индра», Гроссе-Фрайхайт 58. Будни, понедельник – пятница: 20:00 – 21:30; 22:00 – 23:00; 23:30 – 00:30; 1:00 – 2:00. Суббота: 19:00 – 20:30; 21:00 – 22:00; 22:30 – 23:30; 24:00 – 1:00; 1:30 – 3:00. Воскресенье: 17:00 – 18:00; 18:30 – 19:30; 20:00 – 21:00; 21:30 – 22:30; 23:00 – 24:00; 0:30 – 1:30».
То, что осталось от соглашения между Аланам Уильямсом и Бруно Кошмидером на выступления «Битлз» в клубе «Индра». Уильямс открыл счет в банке в Сан-Паули, таким образом, Кошмидер мог каждую неделю выплачивать им комиссионные.
Алан Уильямс: «В тот вечер у них была работа. Они убедились, что раскладушки разложены, и к их возвращению всё будет готово для ночного отдыха. Они бросили последний взгляд вокруг, собрали инструменты и сказали Кошмидеру: «О’кей, мы готовы начать».
Джон: «Нам показали артистическую уборную, которая оказалась мужским туалетом».
Джордж: «Начинали мы в клубе «Индра», дешевой забегаловке в каких-то трущобах. Нашей задачей было заманивать публику, чтобы те заказали выпивку. Этот снимок сделан, когда мы впервые выступали в клубе «Индра». Помню нашу одежду – сосед Пола сшил эти сиреневые пиджаки; через несколько недель выступлений в «Индре» они начали рваться и, в конце концов, расползлись».
Пол: «Этим соседом был портной мистер Ричардс. Он жил рядом с нами на Фортлин-Роуд. Ткань мы выбрали сами и заказали ему пиджаки. Примерки проходили у меня дома».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): ««Битлз» были в восторге от этих концертных костюмов, – как-никак первые настоящие костюмы для сцены, ведь они все-таки не профессионалы! Костюмы состояли из узеньких бархатных пиджачков, которые по просьбе Пола сшил им сосед. Только эти курточки и добавились к их обычной одежде «тедди-боев»: узким черным джинсам, белым рубашкам, черным шнуркам галстуков и соответствующим туфлям».
Пол: «В конце концов, они [розовые пиджаки] насквозь пропитались потом».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Ну и, конечно, прическа! Зачесанные назад набриолиненные волосы в стиле Тони Кертиса».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Никому из «Битлз» клуб не понравился».
Джордж: «Все вокруг буквально кишело трансвеститами, проститутками и гангстерами, но среди слушателей их не было. Не припомню, чтобы с самого начала в клуб приходило много народу. Чтобы о нас узнали, понадобилось время».
Джон: «В Ливерпуле мы играли свои лучшие вещи, одни и те же на каждом выступлении. В Гамбурге нам пришлось играть по восемь часов, поэтому мы были вынуждены думать, чем занять время. Мы по-прежнему волновались перед выходом на сцену. Ночной клуб был маленьким, без танцевального зала, и нам было страшновато видеть сидящих в зале людей, ведь они ждали от нас чего-то».
Алан Уильямс: «В «Индре», как обычно, собрались те, кто собирался поглазеть на девочек. Никто даже не позаботился известить их, что со стриптизом покончено, и гвоздём вечера будет бит-группа из Ливерпуля».
Альберт Голдмен (автор книги «Жизни Джона Леннона»): «До прибытия «Битлз» в августе 1960 года клуб «Индра» был самым известным стриптиз-баром Гамбурга, в котором выступала знаменитая Кончита, пользовавшаяся широкой популярностью у публики. Она выходила на сцену в красно-черном костюме фламенко с собранными на затылке волосами, с гребнем и мантильей, и начинала танцевать. Выгнув спину и вращаясь под звуки гитар и кастаньет, повторяя гибкие движения цыганки, она раздевалась, постепенно открывая свои длинные красивые ноги, округлый зад и груди в плотно облегающем бюстгальтере. Затем, под овации немецких простофиль и звуки последнего аккорда оркестра, она расстегивала застежку на спине и… оказывалась мужчиной! Свет гас, и следующим номером на сцену выходили «Битлз».
Алан Уильямс: «Декор тоже подкачал. Ковры на стенах и тяжёлые драповые шторы, глушившие музыку ребят».
Альберт Голдмен (автор книги «Жизни Джона Леннона»): «Проблемы начались с первых же нот. Металлический звук электрогитар и гулкий стук большого барабана глохли».
Пит Бест: «Нам казалось, будто мы играем под пуховым одеялом».
Альберт Голдмен (автор книги «Жизни Джона Леннона»): «Тяжелая обивка, украшавшая стены зала, поглощала резонанс».
Тони Шеридан: «Они довольно скрверно играли. Но также было очевидно, что у них есть потенциал».
Фрэнк Достал (Frank Dostal, группа «Раттлз»): «Если ты плохо играл, люди тут же уходили, потому что рядом были все [другие] удовольствия и надо было быть навысоте. Надо было быть очень энергичным и оригинальным».
Алан Уильямс: «Сцена была слишком маленькая и тесная».
Альберт Голдмен (автор книги «Жизни Джона Леннона»): «К этому добавлялось безразличие публики, пришедшей поглазеть на голую задницу, а не слушать рок».
Росс Бенсон (автор книги «Пол Маккартни. Личность и миф»): «Имевшие уже достаточный опыт небольших выступлений в провинциальных танцзалах перед толпой подростков, «Битлз» совершенно не были подготовлены к выступлениям перед уставшими от жизни обитателями квартала, где были сосредоточены публичные дома».
Алан Уильямс: «Катастрофа. «Битлз» сделали всё, что было в их силах, но клиентов это не заинтересовало. Верните девочек, говорили они. Они чувствовали себя обманутыми. Ребятам это не сулило ничего хорошего».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Аллан и Берил Уильямс, Барри Чанг и Лорд Вудбайн остались в Гамбурге на неделю. Уильямс, с комфортом устроившийся в маленьком отеле, сделал лишь одно, чтобы улучшить жилищные условия битлов – потребовал дать им одеяла. Берил со своим братом ходила по магазинам, а Лорд Вудбайн, как обычно, ни о чем не беспокоился. Он пел в «Кайзеркеллере» свое калипсо и однажды настолько проникся его духом, что предпринял попытку искупаться в южных морях, нарисованных на стене».