Запись песни She’s A Woman

8 октября 1964 г.

 

 

 

Двадцатиоднолетняя певица из США Мэри Уэлсс на репетиции в лондонском театре, перед гастрольным туром с группой «Битлз». Её песня «Мой парень» (My Guy) стала очень успешной в Англии. Репетиция проходила в театре Принца Уэльского.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Утром Ринго с первого раза сдал экзамен по вождению. Чтобы избежать нежелательного внимания, экзамен прошел в Энфилде. По-видимому, ранее он ездил по Ливерпулю на своем «Форде» без прав».

 

Из дневника Альфа Бикнела: «Четверг. Утром забрал Риччи. Тайно, чтоб избежать любой огласки и повез в Энфилд на экзамен по вождению. Он был в приподнятом расположении духа. В течение всего оставшегося дня он радовался и задавал вопросы относительно автомобилей. Он планировал купить себе спортивный автомобиль.

Остаток дня мы провели в студии №2, где парни записали новую песню Пола «Она женщина» (She’s A Woman). У них было достаточно времени для этого».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Студия Эбби-Роуд. Запись песни «Она женщина» (She’s A Woman), которую Пол Маккартни начал сочинять утром, прогуливаясь в Сент-Джонс-Вуд, и которую он закончил дома перед тем, как направиться в студию».

 

beatlesbible.com: «14:30–18:00. Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Норман Смит; помощники звукоинженера Кен Скотт и Майк Стоун».

 

Марк Льюисон (автор книги «Полная летопись Битлз»): «В этот день группа записала блюзовую песню «Она женщина» (She’s A Woman), предназначенную для выхода на сингле».

 

Пол: «Моя песня».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Большинство авторов песен описывают момент вдохновения как волнующее переживание».

 

Пол: «Творческий момент, когда у вас появляется идея, является величайшим, он самый лучший. Это как секс. Вы осознаете, что обладаете истинным знанием, в то время как большую часть своей жизни испытываете чувство вины и осознание того, что, вероятно, вы не правы. Это волшебный момент. Это очень теплое чувство, которое охватывает вас, и почему-то оно исходит из позвоночника, проходит через череп и выходит из ваших уст».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Когда появляется вдохновение, главная задача состоит в том, чтобы записать песню, пока энтузиазм находится на высоком уровне. В противном случае, если с момента вдохновения пройдет достаточно много времени, достигнутый результат может оказаться не реализованным в должной мере из-за меньшего интереса со стороны автора песен. Таким образом, автору песни лучше всего записать песню сразу же после того, как он её сочинит.

В случае с песней «Она женщина» (She’s A Woman) сложившиеся обстоятельства были идеальными. Получилось так, что в тот день, когда Пол написал большую часть песни, у «Битлз» была сессия записи, поэтому они закончили писать песню в студии и полностью записали её в тот же день.

Эта песня — одна из немногих песен Леннона-Маккартни, которая была полностью написана и записана в течение дня. В результате появилась песня, которая станет одним из основных номеров их концертных выступлений в течение следующих двух лет, а также войдет в пятерку лучших американских синглов в хит-параде «Биллборд».

 

Пол: «Эта песня была написана утром на сессии записи. Я помню, как гулял по лесу Сент-Джонс-Вуд, когда мне пришла идея, после чего мне удалось начать писать её дома и закончить по дороге в студию, где я довёл её до ума. По-моему, я просто на секунду отвел Джона в сторонку и показал ему песню: «Что думаешь?» «Нравится». «Хорошо. Давай запишем!»

 

Джон: «У нас была всего одна строчка, и нам нужно было быстро закончить песню. Вот почему у неё такой фуфлыжный текст».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Высказывание Леннона о «фуфлыжном тексте» на самом деле обосновано. Самым большим доказательством этого является чудовищная рифма, содержащаяся в часто повторяемой фразе «Моя любовь не дарит мне подарки, я знаю, что она не деревенщина». Также после упоминания о наркотиках («заводит меня») мы слышим банальную рифму «lonely / only», которая уже использовалась в прошлом году в песне «Страдание» (Misery). Может быть именно из-за ощущения дискомфорта в тексте Маккартни почти никогда не включал эту песню в свои гастроли?»

Джон: «Это песня Пола, хотя я, кажется, помог ему в одной строчке. Мы добавили слова: «Ты меня заводишь» (You turn me on). Нам так нравилось произносить эти слова, знаете, это же о марихуане и всё такое. У нас это стало разговорным выражением».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Всего пять недель назад Битлы впервые закурили марихуану, которую им предложил Боб Дилан во время их первой встречи в отеле «Дельмонико» в Нью-Йорке во время гастролей. В то время Дилан думал, что в песне «Я хочу держать тебя за руку» содержится упоминание о наркотиках. Таким образом в песне «Она женщина» (She’s A Woman) «Битлз» впервые употребили сленговое выражение, подразумевающее употребление наркотиков».

 

My love don’t give me presents, Моя любовь не дарит мне подарки,

I know that she’s no peasant, Я знаю, что она не деревенщина,

Only ever has to give me, Но когда-нибудь она подарит мне,

Love forever and forever, Любовь на веки вечные,

My love don’t give me presents, Моя любовь не дарит мне подарки,

Turn me on when I get lonely, Заводит меня, когда мне одиноко,

People tell me that she’s only fooling, Мне говорят, что она только дурачится,

I know she isn’t, Но я знаю, что это не так,

She don’t give boys the eye, Она не строит парням глазки,

She hates to see me cry, Она не выносит видеть меня плачущим,

She is happy just to hear me, Она счастлива, когда слышит,

Say that I will never leave her, Как я говорю, что никогда не оставлю её,

She don’t give boys the eye, Она не строит парням глазки,

She will never make me jealous, Она никогда не заставит меня ревновать,

Gives me all her time as well as loving, Отдает мне всё своё время и любовь,

Don’t ask me why, Не спрашивай меня почему,

She’s a woman who understands, Она — женщина, которая понимает,

She’s a woman who loves her man, Она — женщина, которая любит своего мужчину,

 

Пол: «Как с песней «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love), это была моя попытка написать блюзовую песню. Нам всегда было очень сложно писать рок-н-ролльные композиции. Литтл Ричарду, кажется, было легко их сочинять без особых усилий, но для нас это было не так просто. Белые парни, которые ни разу в жизни не были в евангельской церкви. Поэтому вместо того, чтобы записать песню Литтл Ричарда, которым я восхищаюсь, я использовал его стиль. Я использовал его, но в одной из своих собственных песен, так что в песне речь шла о женщине, а не о девушке. Мелодию блюза написать довольно сложно, поэтому я был очень рад её записать».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Независимо от того, какую песню или песни «Битлз» планировали записать 8 октября 1964 года, они были отложены для работы над новым детищем Пола «Она женщина» (She’s A Woman). Поскольку их следующая запись состоялась только 18 октября, вполне вероятно, что у них на самом деле ничего не было запланировано на этот день, и они приветствовали любые новые идеи, которые можно было бы включить в новый альбом, либо записать сингл, который должен был выйти до конца года».

 

beatlesbible.com: «При записи этой песни группа использовали только две дорожки из четырех доступных. Ритм-гитара, бас-гитара и ударные были записаны на первую дорожку, а ведущий вокал Маккартни на вторую».

 

Марк Льюисон (автор книги «Полная летопись Битлз»): «С 15:30 до 17:30 было записано семь дублей».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В первом дубле ещё отсутствует партия гитары Джона с неполным тактом. Кажется, что он экспериментировал с разными стилями ритма, начиная с похожего на стиль Джорджа Харрисона, который он использовал во время записи песни «Восемь дней в неделю» (Eight Days A Week) 6 октября.

Во втором дубле Джон впервые использует гитарный ритм с неполным тактом, хотя на этот момент он ещё не доведен до ума. Ринго также экспериментирует с разными вариантами игры в разных частях песни, возможно из-за того, что он ещё не совсем знаком с ней.

В дублях с третьего по пятый (некоторые из них начинаются с фальстарта) видно, как они от дубля к дублю дорабатывали свои идеи.

Дубль шесть был выбран как основа для дальнейшей работы. Хотя ритмические гитарные удары Джона были ему неудобны для мастерского исполнения, в итоге ему удалось преодолеть это, хотя и с некоторыми незначительными погрешностями. Его игра стала наиболее выдающимся инструментальным ингредиентом этого трека, особенно со слоями реверберации в американском релизе».

 

Пол: «Джон сделал очень хорошую вещь: вместо того, чтобы играть на гитаре на протяжении всй песни, покрывая всё полотно акварелью, он просто отбивал неполный такт. Ринго играл на малом барабане, а Джон делал то же самое своей гитарой, что было хорошо, потому что это оставляло много места для остальных инструментов. Это был характерный звук. Это была первая настоящая рок-композиция, которую мы написали, и мы были этому очень рады. Мы сыграли её Мэри Уэллс и предложили взять песню: «Послушай, это же настоящее цветное звучание!»

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «После того, как Ринго ознакомился со структурой песни, он исполнил идеальный фоновый ритм, который подчеркивал тяжелый двух- и четырех-битовый ритм малого барабана, сопровождающий игру Джона на гитаре.

Они сделали ещё один дубль для закрепления полученного результата, но дубль семь демонстрирует то, что их игра стала более неаккуратной, особенно гитара Джона. Этот дубль длится почти шесть минут и заканчивается длинной импровизацией, во время которой вся троица оттягивается по полной, а Пол кричит во всю силу своих легких. Когда песня наконец заканчивается, Ринго произносит: «У нас есть песня и инструментальное сопровождение».

 

beatlesbible.com: «Базовая дорожка была записана во время дневной сессии с 15:30 до 17:30. За основу был выбран шестой дубль. Более длинная версия песни, известная как «дубль семь» из-за ошибочного объявления Джорджа Мартина в начале, скорее всего, на самом деле была пятым дублем. В этом дубле запись заканчивается тремя минутами инструментальной импровизации и криком Пола Маккартни».

 

Пол: «С момента записи [альбомов] «Вечер трудного дня» и «Битлз на продажу» мы стали больше работать в студии. До этого мы приносили по большей ча­сти отработанный материал. Каждый знал свою партию, и надо было только всё это записать. Теперь же мы не только репетировали, но и ис­кали лучший вариант аранжировки. Например, можно было сменить ритм и попробовать исполнить песню в ритме вальса, можно было записать её в акустической или электрической аранжировке. Мы откры­вали всё больше возможностей для варьирования звука, находили раз­нообразные средства, чтобы получить оригинальное звучание. В этом отно­шении выделяются песни «Восемь дней в неделю» (Eight Days A Week) и «Мне хорошо» (I Feel Fine), где использова­лись необычные акустические эффекты. А когда записывали «Она женщина» (She’s A Woman), мы впервые в студии начали импровизировать. Во время репетиций её растянули в одном из дублей чуть ли не вдвое дольше. Импровизация на сцене была нашим любимым занятием со времен Гамбурга. Импровизации позволяли почувствовать песню, понять, в какой аранжировке её лучше записывать».

 

Джордж: «Блюзовая импровизация являлась основой всей музыки «Битлз». Эта сторона нашего творчества неизвестна широкой публике. Нас вос­принимают только как авторов песен и не больше. Но инструменталь­ная или вокальная импровизация всегда значила для нас очень много. Можно сказать, что только в ней мы чувствовали себя музыкантами, единым коллективом. Придумывали фразу или брали известную тему и начинали обыгрывать её до бесконечности. Готовы были импровизировать ча­сами, сутками. Совместная игра просто приносила нам удовольствие. Тебя ведет только ритм, а ты играешь всё что хочешь. Во время работы над аранжировкой это здорово раскрепощало. Импровизация позволяла лучше понять песню, создать нужную атмосферу, отработать звучание. Наша музыка рождались из одной не прекращавшейся импровизации».

 

Марк Льюисон (автор книги «Полная летопись Битлз»): «Эта песня свидетельствовала о быстро растущем осознании Полом других форм музыки и легкости, с которой он мог освоить эти стили».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Прослушивая все семь дублей, записанных в этот день, интересно отметить, что Джордж Харрисон, похоже, не участвовал в записи. Все дубли содержат только три инструмента: гитара Джона, барабаны Ринго и бас-гитара и вокал Пола. Соло на ведущей гитаре в этих дублях отсутствует, но оно будет добавлено наложением на дубль, который был признан лучшим. Предполагается, что Джордж просто не присутствовал в этот день в студии, а Пол добавил гитарное соло, сделав наложение. Тем не менее, нет никаких свидетельств того, что у Пола в студии была электрогитара, настроенная под левую руку. Поэтому, более вероятно, что именно Джордж сыграл это соло в конце сессии, которое было записано наложением».

 

beatlesbible.com: «После перерыва с 19:00 до 22:00 состоялась вечерняя сессия, во время которой были сделаны наложения на шестой дубль».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Признав шестой дубль лучшим, они занялись добавлением наложений. Джон сделал двойное наложение своего гитарного вступления, а Ринго добавил игру на чокало (инструмент представляет собой цилиндрический металлический шейкер, содержащий маленькие свинцовые шарики)».

 

прим. – чокало — бразильский народный ударный инструмент. Оригинальный изготавливается из толстой бамбуковой трубки, внутрь которой засыпаны мелкие камешки и ракушки. Современные разновидности делают из металлической трубки; засыпают вишневыми косточками, камешками и дробью. Применяется в ансамблях (часто вместе с кабацей) для подчеркивания ритма. Звук извлекается покачиванием и потряхиванием инструмента.

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Игра на чокало компенсировала достаточно тяжелое звучание ударных, что добавило песне немного кубинского характера».

 

beatlesbible.com: «Маккартни перезаписал свой вокал на второй дорожке, а Джордж Харрисон добавил гитарное соло на третью дорожку. Четвертая дорожка была использована для финальных наложений. Маккартни добавил фортепиано, Ринго Старр инструмент чокало, и Маккартни с Харрисоном добавили вокал и гитарное соло соответственно».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Гитарное соло Джорджа (если это был действительно он), записанное с двойным наложением, было очень искусно и красиво исполнено.

Пол сделал наложение фортепьяно на протяжении всей песни (начиная со второго куплета). Как заявил Джон Леннон в конце 1964 года: «Между прочим, Пол впервые играет на пианино в песне «Она женщина» (She’s A Woman). Хотя до этого времени Маккартни украшал клавишными песни «Малышка» (Little Child) и «Когда угодно» (Any Time At All), в этот раз он сыграл с впечатляющей ритмичной плавностью.

Также Пол сделал наложение вокала в обоих мелодических вставках. Как указывалось выше, вероятно, Джордж заполнил инструментальный промежуток песни гитарным соло, сделав двойное наложение, чтобы добавить больше глубины. Кроме того, плавные басовые партии Пола прекрасно вели песню от начала до конца. Пол определенно был на вершине своей игры в этой песне.

К шести часам вечера запись песни была завершена.

Песня «Она женщина» (She’s A Woman) была написана как полноценная попытка воспроизвести «цветное звучание», как назвал его Маккартни, так что она выглядит как самая блюзовая композиция из тех, что они когда-либо написали к тому времени. 12-тактовые блюзовые прогрессии и последовательность аккордов находятся в полном соответствии с блюзовыми композициями, но с некоторыми модификациями, характерными для «Битлз». В целом структура песни следующая: «куплет / куплет / мелодическая вставка / куплет / соло / мелодическая вставка / куплет». Добавьте к этому вступление и затухание, и у вас есть то, что Маккартни назвал как: «Настоящая, кричащая рок-композиция для концертного выступления».

Стоит заметить, что стихи на самом деле имеют продолжительность в 24 такта вместо стандартных 12 тактов, обычных для таких песен. Однако сначала мы слышим восьмитактовое вступление сдвоенных гитарных ударов Джона с неполным тактом, сыгранных без группы в течение первых четырех тактов. Последние четыре такта вступления включают основательную басовую партию Пола и барабаны Ринго со звенящим открытым хай-хэтом (и чокало), что уравновешивает песню и позволяет слушателю понять, где на самом деле находится понижающий ритм.

Первый 24-тактный куплет начинается с того, что Ринго закрывает свой хай-хэт, и Пол вступает с вокалом. Пение Пола начинается с фразы-припева, которая повторяется четыре раза внутри куплета, начинаясь с почти октавного прыжка в верхние пределы его вокального регистра. Структура аккордов состоит из обычного четырехаккордного шаблона, который до этого момента звучал во многих блюзовых и ритм-энд-блюзовых мелодиях, но заканчивается перетекающим аккордом, чтобы соединиться с другим куплетом.

Второй куплет по структуре идентичен первому, но с другим текстом и со вступлением фортепиано Маккартни. Мелодия фортепьяно метко повторяет вокальную фразу-припев в промежутках между вокалом Пола. Во втором куплете появляется неявное отличие, заключающееся в отсутствии перетекающего аккорда, поскольку следующая за ним мелодическая вставка начинается с выразительного нового аккорда.

Эта быстрая четырехтактовая мелодическая вставка отклоняется от обычного блюзового формата и создает немного больше напряжения в музыкальной аранжировке. Например, Ринго возвращается к своему звенящему открытому хай-хэту, а вокал Пола записан с двойным наложением. Кстати, это единственное место в песне, где они присутствуют.

Когда начинается повторение первого куплета, Ринго сразу же закрывает хай-хэт, и Пол начинает свободно петь свою мелодию. Джон начинает проявлять некоторую усталость от своих гитарных ударов, впервые это заметно в четвертом такте, где он практически полностью пропускает первый удар. В девятом такте он забывает сменить аккорды, а в двадцать третьем аккорд звучит приглушенно.

После перетекающего аккорда и окончания вокальной партии Пола в конце этого куплета начинается гитарное соло. Это первый раз, когда в песне появляется настоящий 12-тактовый блюзовый шаблон. Гитарное соло имеет двойное наложение и отлично исполнено. Единственный заметный недостаток — это то, что в конце соло Леннон случайно сыграл аккорд, который не был нужен, потому что мелодия сразу же переходит в мелодичную вставку, а не в куплет.

После второй мелодической вставки, идентичной первой, они повторяют первый куплет в третий раз, когда Пол ещё больше усиливает свою вокальную мелодию. Так как в данном месте нет необходимости в перетекающем аккорде, они сразу же вступают в заключение песни, которое принимает форму 12-тактового блюза, которая использовалась в соло. Ринго впервые использует в песне свои тарелки во время повторения Полом фразы «она женщина» во время затухания. Песня заканчивается сразу же, как только появляется трехминутная отметка, что позволяло ей быть в пределах формата продолжительности времени, стандартного для радиотрансляций в 60-х годах.

Что касается вокальной партии Пола в этой песне, то многим поклонникам она не понравилась».

 

Пол: «Сначала она была не так хорошо воспринята. Многие думали, что я просто слишком высоко пою, и что я выбрал не ту тональность. Звучало так, будто я кричу, но это был нарочно, это не было ошибкой».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Его вокал, возможно, был на пределе диапазона, но это была целенаправленная попытка подражать Литтлу Ричарду».

 

 

 

 

Гарри Стэтос (газета «Эппил Демокрэт» (Мэрисвилл, Калифорния), 8 октября 1964): «В среду вечером [7 октября] лондонской полицией были задержаны две девочки подросткового возраста из Кливленда, которые приехали в Англию три недели назад, чтобы оказаться возле «Битлз».

Представители Скотланд-Ярда сказали, что дело двух шестнадцатилетних девочек, Марты Шенделл и Дженис Хокинс, было «ничуть не хуже» других. У них осталось около 500 долларов из 1800, которые, как стало известно, они взяли с собой.

Девушки исчезли из Кливленда в прошлом месяце вскоре после того, как «Битлз» дали там концерт. Ответственные лица проследили их след до Лондона, а телеоператор «Юнайтед Пресс Интернэшнл» сообщил, что видел в толпе двух девушек, соответствующих их описанию, которые приветствовали возвращение «Битлз» домой из турне по Соединенным Штатам.

Официальные лица сообщили, что Марта и Дженис прибыли сюда 17 сентября, зарегистрировались в отеле в центре города на две ночи, а затем сняли квартиру в фешенебельном районе Холланд-парк.

«Они без ума от поп-музыки, ходили в различные клубы Вест-Энда, а также ездили в Ливерпуль», — сказали в полиции.

Ливерпуль – родной город «Битлз». Не известно, вступали ли девушки в контакт со своими кумирами.

Девушки были объявлены в общенациональный розыск, и в среду в лондонских вечерних газетах их фотографии увидели миллионы читателей.

В среду же вечером две женщины-полицейские заметили Дженис, гуляющую по Оксфорд-Стрит, главной торговой улице Лондона. Она была с английской молодежью. Она сказала им адрес квартиры, и полиция нашла там Марту.

В среду вечером после того, как полиция связалась с сотрудниками посольства США, девушек разместили там на ночь.

Полиция заявила, что у девочек было несколько чемоданов с одеждой и много денег: «Они, кажется, не сильно их тратили».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?



Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)