Основана компания «Северные песни» (Northern Songs) / Выступление в клубе «Оазис», Манчестер (Oasis Club, Manchester)

22 февраля 1963 г.

 

Бэрри Майлз: «В этот день Диком Джеймсом (Dick James) была основана музыкальная издательская компания «Северные песни» (Northern Songs), обладающая правами на все композиции Леннона-Маккартни (прим. — использованное здесь слово «северные» — намек на название магазина семейства Эпстайнов «North End Music Stores»)».

 

Джордж: «Компанию назвали «Северные песни», потому что мы приехали из Ливерпуля, и здесь уже была компания с названием «Песни юга».

 

Бэрри Майлз: «Джон с Полом наивно полагали, что они будут владеть всеми ста процентами компании, но выяснилось, что у Дика Джеймса и его бухгалтера Чарльза Силвера 50 процентов, у Джона с Полом по 20 процентов на каждого, и у Брайена Эпстайна 10 процентов».

 

Пол: «Мы просто подписали это, не зная, на самом деле, ничего о том, что подписываем передачу наших прав на свои песни».

 

Джон: «Компания «Северные песни» — это долговременный проект, рассчитанный на то, что мы с Полом будем сочинять песни до шестидесятилетнего возраста. Если ничего не случится, ничто не помешает мне и Полу писать хиты, даже когда мы состаримся. Песни приносят прибыль, и, кроме того, мы друзья – значит, нет причин, по которым мы могли бы бросить это занятие».

 

Филипп Норман: «По обычному грабительскому издательскому контракту Дик Джеймс должен был получать 10% от доходов с розничной про­дажи печатных изданий плюс до половины доходов от радиопередач и лицензий. Взамен он предлагал создать спе­циальную компанию внутри своего издательства — исключи­тельно для публикации песен Леннона-Маккартни. Компания: будет называться «Северные песни» и ее до­ходы будут делиться 50 на 50: половина Дику Джеймсу, по 20% Джону и Полу, 10% — Брайену. Звучало это красиво, несмотря на пункт, согласно которому собственная компания Джеймса должна была получать проценты с доходов «Северных песен».

 

Дик Джеймс: «Брайен спросил меня: «Почему Вы делаете это для нас?» То, что я ему тогда ответил, было правдой. Я делал это потому, что такой была моя вера в эти песни».

 

Владимир Снопов (beatles.ru): «Музыкально-издательская компа­ния «Northern Songs Ltd.», попавшая в министерский реестр под номером STBTCR-29709/16-UD.329.K, была создана, когда стало совершенно очевидным, что для перераспределения высоких доходов «Битлз» необходима новая финансово-правовая структура. Кроме того, создание собственной издательской компании диктова­лось такой прозаической вещью, как выплата авторам песен (т.е. в первую очередь, самим себе) макси­мальных гонораров за продажу их нотной продукции и (опосредован­но) пластинок, минуя посредничес­кие фирмы».

 

Нил Аспинал: «Дик Джеймс получал права на все последующие песни. В то время мы были слишком наивны; думаю, «Битлз» не раз пожалели о том, что отказались от авторских прав на свои песни».

 

Пол: «Мы с Джоном сочиняли пес­ни, когда пришли все эти дельцы и спросили: «Хоти­те быть владельцами собственной компании?». Мы от­ветили: «Хотим, только не половины компании». А когда компания была создана, мы внезапно поняли, что это будет вовсе не наша компания: она входила в какую-то еще компанию. Мы совершили большую ошибку. Надо было сказать: «Раз это наша компания, то пусть она полностью будет наша, а вам мы выделим небольшую долю». Но мы были слишком наив­ными и ничего не понимали в этих делах с акциями. Думаю, что нас просто обчистили.

Тогда же нам просто не терпелось подписать контракт, как любому молодому писателю, который мечтает, чтобы его книгу издали. Он готов умереть, лишь бы попасть в издательство «Даблдей», ему наплевать на условия контракта, главное — иметь возможность сказать друзьям: «Моя новая книга выходит в издательстве «Даблдей». — «Да ну? В самом «Даблдей»?» — «Вот именно!» Мы хотели только одного: чтобы наши песни опубликовали. «Наши записи выпускает И-Эм-Ай». — «Та самая И-Эм-Ай?». Думаю, что если Брайен когда-нибудь и дал маху, так это в том, что он не был дальновидным».

 

Джон: «По-моему, Дик Джеймс облапошил Брайена. Я имею в виду то, что случилось после смерти Брайена. Музыкальное издательство Дика Джеймса — многомиллионная компания в сфере музыкальной индустрии. «Северные песни» нам не принадлежали, как и «НЕМС» [Брайена]. Так распорядился Брайен и его консультанты. А Дик Джеймс заявил, что своим успехом мы обязаны ему. Я был бы не прочь услышать музыку Дика Джеймса. Дайте мне послушать хоть что-нибудь».

 

Пол: «У нас были люди, которым мы доверяли, и в первую очередь наш менеджер. Наш менеджер звукозаписи, наш издатель, бухгалтер — все они, по-моему, заслуживали доверия. Поэтому мы предоставили им полную свободу действий, нам не о чем было беспокоиться».

 

Джон: «Мы никогда не обсуждали финансовых условий. Мы были просто командой авторов, мы начали писать в шестнадцать лет и решили, что будем подписывать свои песни «Леннон — Маккартни». Мы говорили: «Вот, мы написали песню». Но даже готовые на девяносто процентов песни нам приходилось дорабатывать в студии. Даже теперь, когда я пишу песню, работа над ней не заканчивается в одночасье. Я не могу отдать свою песню издателю, пока не запишу ее, даже если работа над словами, мелодией и аранжировкой уже завершена, — дело в том, что в студии она может зазвучать иначе. Мы всегда поступали так, и никто даже не задумывался о деньгах. Денег хватало. Кому пришло бы в голову говорить о них?».

 

Бэрри Майлз: «Выступление в клубе «Оазис», Манчестер (Oasis Club, Manchester)».

 

63-02-22-BC21

 

 

beatlesbible.com: «В клубе «Оазис» выступления были в следующие даты: 2 февраля; 29 сентября; 8 декабря 1962; 22 февраля 1963».

 

Брайан Хигем (Brian Higham): «Просто, чтобы прояснить ситуацию. Я встречался с «Битлз» несколько раз до этого случая. Обычно я по утрам приезжал в Хьюлм в театр «Би-Би-Си», а потом по Дикинсон-Роуд на торговые сделки с «Оркестром Северного Танца» (Northern Dance Orchestra). В театре на сессиях «Оркестра Северного Танца» регулярно выступала группа из Ливерпуля. В задней части театра одна леди содержала что-то вроде бара с бутербродами, рулетиками из бекона и кофе. Я просиживал там целую вечность, пока «Оркестр Северного Танца» репетировали и записывались, ожидая, когда они сделают перерыв (а в это время начинали выступать ливерпульцы). И когда наступал перерыв, начиналось время «дельца-махинатора».

Но, когда «Оркестр» был занят делом, в бутербродную приходили эти парни, чтобы перекурить и перекусить. Джордж дымил похлеще двигателя от трактора «Фред Дибнэх». За бутербродом с чаем он мог выкурить три сигареты. Обычно мы разговаривали о том, о сем, в основном о гитарах и как много было получено за выступление, и где оно проходило. Они всегда были очень разговорчивы и, одновременно, остроумны.

Чаще всего я разговаривал с Джорджем, но они были всего лишь еще одной группой, пытающейся заработать свой кусок хлеба. В одном из разговоров я сказал Мэлу Эвансу, что если они приедут в Манчестер, и у них будут какие-нибудь проблемы, то он может позвонить мне в магазин. Однажды он позвонил мне, находясь в легкой панике. Парни приехали в Манчестер, чтобы  выступить в клубе «Оазис», что на Ллойд-Стрит. На то время это был один из самых грандиозных концертов в Манчестере. Ну так вот, зазвонил телефон, и это был Мэл Эванс. Он немного паниковал, это мягко сказано. Оказалось, что дорожный менеджер «Битлз» проделал весь этот путь из Ливерпуля в Манчестер, но Мэл забыл микрофоны дома в Ливерпуле. В то время они использовали двунаправленные ленточные микрофоны «Рисло».

Короче, я сказал ему, чтобы он не паниковал и спросил, когда у них репетиция или саундчек. Затем я пояснил Мэлу, что у меня в магазине есть в наличии только самая последняя модель «Рисло Си-Эр-Эйч», но они однонаправленные. На что он мне ответил, что подойдут любые, лишь бы они появились до того, как Нил с Джоном закатят истерику. Я отправился в «Оазис» с тремя микрофонами «Рисло Си-Эр-Эйч» и тремя стойками «Валан».

Как только я подошел к клубу, ожидающий меня Мэл Эванс испытал огромное облегчение. Мы вошли в клуб, где остальные парни готовились к выступлению, и я сказал Мэлу, что установлю микрофоны за него, и поскольку они не пользовались до этого микрофонами такого типа, поэтому я поучаствую вместе с ними в настройке звука.

Все парни были там, и с того момента, как я начал их устанавливать, Джон Леннон не отходил от меня, задавая такие вопросы, как: «почему они однонаправленные» и «как это влияет на звук». Я объяснил, что они были однонаправленного действия, и что вокал может звучать лучше. К этому времени Пол с Джорджем тоже заинтересовались этим, так как вместо того, чтобы делить один микрофон, они могли использовать два. Ринго уселся за ударную установку, и они сыграли понемногу «Другого парня», «Стоящую там» и еще пару номеров, названия которых я не помню».

 

Луиза Мбррей (Louis Murray): «Я видела выступление «Битлз» в клубе «Оазис» 22 февраля 1963. Толпа вела себя дисциплинированно, и музыку вполне себе можно было слушать. Помню, как после выступления Пол Маккартни сидел на краю маленькой сцены, болтал с окружающими и подписывал автографы. Мне кажется, что я взяла один автограф, но не помню, куда он подевался. Обстановка в «Оазисе» была во многом неформальной, и можно было подойти близко непосредственно к исполнителям».

 

63-02-22-BC31

Автографы «Битлз», подписанные ими после выступления в клубе «Оазис» 22 февраля 1963.

 

Брайан Хигем (Brian Higham): «После концерта они все говорили о том, насколько хороший был звук. Джон был особенно доволен и сказал, что через некоторое время они заплатят (да, да, да, слышали мы такое и раньше). Но, как бы то ни было, я был рад помочь Мэлу выйти из затруднительного положения. Было много благодарностей, шуток, рукопожатий, когда я сказал им «увидимся» и отправился к себе в магазин.

Мэл позвонил на следующий день и сказал, что он оставил оборудование в «Оазисе» с менеджером, и что они находятся в безопасном месте. Он также поблагодарил меня лично и наш магазин «Бэррэттс Манчестера» (Barratts Of Manchester) в частности за то, что мы сделали все возможное, чтобы оказать им помощь».

 

Бэрри Майлз: «В этот день «Битлз» с нетерпением ждали выхода газеты «Новый музыкальный экспресс», первого издания, пишущего на тему поп-музыки, и продаваемого через газетные киоски, чтобы получить подтверждение, что песня «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) вышла на первое место».

 

63-02-22-FC31

20 лучших синглов от «Нового музыкального экспресса» на 22 февраля 1963.

 

 

63-02-22-KB02

Обзор горячих синглов «Кэпитол Рекордз» от Пола Уайта. В начале года Пол Уайт, работавший менеджером по маркетингу в канадской «Кэпитол Рекордз» в отделе артистов и репертура, получил задание по обзору пластинок «И-Эм-Ай» в целях возможного выпуска их в Канаде. В январе 1963 Уайт получил от «И-Эм-Ай» комплект синглов, включая первый сингл «Битлз» с песнями «Люби же меня» (Love Me Do) и «Поскриптум, я люблю тебя» (P.S. I Love You). Уайт сразу же решил, что должен немедленно выпустить эту пластинку. 4 февраля 1963 сингл от канадской «Кэпитол Рекордз» вышел в свет. 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?



Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)