Выступление в зале «Гомон», Брэдфорд (Gaumont Cinema, Bradford)

2 февраля 1963 г.

 

Бэрри Майлз: «В этот день песня «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) вышла на 16 место в списке популярности «Мюзик Уик» (Music Week)».

 

Дмитрий Мурашев (dmbeatles.com): «Песня «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) вышла на 47 место в списке популярности «Мелоди Мейкер» (UK Melody Market chart)».

 

Синтия: «В феврале «Битлз» отправлялись в свое первое турне по Великобритании, в котором они сопровождали певицу Хелен Шапиро. Эта поездка давала им возможность показать себя перед новой, гораздо большей аудиторией, и Джон чувствовал некоторую неуверенность в своих силах. Это были удивительные вре­мена. Прямо дух захватывало. Всё было как во сне: фантастический взлёт от «Джакаранды» к статусу «звёзд», женитьба, [будущий] ребёнок и такое многообещающее для всех нас будущее».

 

63-02-02-BC21

Хелен Шапиро.

 

Джон: «Гастроли стали для нас отдохновением. Чего стоило одно то, что мы, наконец, выбрались из Ливерпуля и перед нами открылись новые земли. Мы все время заболевали «чемоданной» болезнью. Нам надоедала какая-то одна сцена, мы тотчас начинали собирать чемоданы, когда вдруг появлялась другая. Гамбург уже изжил себя, нас и там одолевало «чемоданное» настроение. Два последних раза мы отправля­лись туда со скрипом — так не хотелось. Этой сценой мы уже были сыты по горло».

 

Хантер Дэвис: «Это были гастроли по всей стране. Не то чтобы это означало большой успех для «Битлз»: все гастроли такого рода, построенные как разовые еже­вечерние выступления в разных городах, обязательно включали и больших, и малых звезд. Но попасть в такой тур именно теперь было для них жизненно необходимо. Они жаждали вырвать­ся за пределы Мерсисайда и выйти на национальную сцену, что­бы проверить, так ли действует их музыка на незнакомую пу­блику, как на поклонников из Ливерпуля, вместе с которыми они выросли. Кроме того, участие в таком турне как ничто другое обеспечивало рекламу пластинки — ведь она дублировалась в живом исполнении по всей стране».

 

beatlesbible.com: «Это турне совпало с выходом у Хелен Шапиро ее сингла «Королева на сегодня» (Queen For Today), который, как она надеялась, восстановит ее понизившуюся успешность».

 

Тони Бэрроу: «Турне являлись мощным рыночным инструментом, за которым следовали продажи тысячей синглов или альбомов. В наши дни, когда музыкальные передачи в основном телевизионном потоке занимают мало времени, гастроли по прежнему являются лучшим способом увеличить продажи записи».

 

Боб Хоу (журналист): «[11 ноября 1962] Фрэнк [Айфилд] встретился с Брайеном Эпстайном в ливерпульской «Империи». Брайен проиграл ему запись песни «Люби же меня» (Love Me Do), которая его весьма впечатлила. Именно по рекомендации Фрэнка Брайен позвонил Артуру Хаузу».

 

Артур Хауз: «Однажды в субботу [17 ноября 1962] в моей квартире в Питерборо раздался телефонный звонок. «С вами говорит Брайен Эпстайн из Ли­верпуля», — сказал кто-то в телефонную трубку. У него, мол, есть роскошная группа, могу ли я сделать для них что-нибудь? Он сказал, что они называются «Битлз», и я расхохотался. «Госпо­ди боже мой, — подумал я, — опять двадцать пять! Опять какая-то группа с дурацким названием». Но я никогда не отказывал ни одной группе, не прослушав ее. Я сказал, что в Питерборо намечается шоу, и они могут принять в нем участие. Не больше двух номеров в театре «Эмбасси» в шоу с Фрэнком Айфилдом».

 

Йен Равендейл (Ian Ravendale, журналист (randrlife.co.uk)): «Попадания в списки популярности их первого сингла было достаточно, чтобы убедить Артура Хауза, в то время одного из ведущих промоутеров Великобритании, обратить свое внимание на эту группу, когда Брайен Эпстайн позвонил ему, предложив своих мальчиков. Хоуз дал предварительное согласие организовать выступления «Битлз» в гастрольном турне с Хелен Шапиро».

 

Боб Хоу (журналист): «Артур согласился организовать выступления группы в рамках турне Хелен Шапиро в феврале будущего года, предложив 80 фунтов-стерлингов в неделю на всех».

 

Йен Равендейл (Ian Ravendale, журналист (randrlife.co.uk)): «Он посулил кругленькую сумму в 80 фунтов-стерлингов в неделю, при условии, что они бесплатно выступят в качестве пробы 2 декабря в его родном городе Питерборо, на концерте в кинатеатре «Эмбасси», где в качестве хэдлайнера будет выступать певец-йодл из Австралии Фрэнк Айфилд».

 

Боб Хоу (журналист): «Артур выдвинул только одно условие. «Битлз» были приглашены на выступление 2 декабря 1962 года, где они должны были появиться на шоу Фрэнка Айфилда. Условием Артура было то, что группа выступит бесплатно в течение десяти минут в каждом из двух представлений, чтобы он сам смог оценить их».

 

Фрэнк Айфилд: «[2 декабря 1962] «Битлз» выступили в моем шоу».

 

Хантер Дэвис: «Артуру Хаузу «Битлз» понравились. Он заключил с ними контракт».

 

Артур Хауз: «Они очень нравились мне чисто по-челове­чески, а в Брайене я видел отличного бизнесмена. Он произвел на меня хорошее впечатление».

 

Йен Равендейл (Ian Ravendale, журналист (randrlife.co.uk)): «2 декабря пронзительные «Битлз» не пришлись по душе более степенной аудитории Айфилда, но самому Артуру Хоузу группа понравилась, и он подтвердил заключение сделки на их гастроли с Шапиро. Также он добавил их в еще один гастрольный тур на март 1963, который он устраивал с американскими звездами Томми Роем и Кризом Монтезом. Эпстайн принял предложение и высказал свою признательность, предоставив Хоузу право выбора на все будущие гастроли «Битлз» в Англии и Уэльсе».

 

Боб Хоу (журналист): «Даже со всей своей верой в мальчиков, Брайен должно быть был удивлен и восхищен этим, и взамен он предложил Артуру преимущественное право на организацию всех дальнейших выступлений «Битлз» в Британии».

 

Хелен Шапиро: «Я встретилась с [организатором турне] Артуром [Хаузом], и он сказал, что в его новом турне я буду сопровождать Денни Уильямса и Кенни Линча, а «Оркестр Красная Цена» будет моей аккомпанирующей группой. Дейв Элиен будет ведущим, и еще будет новая группа под названием «Битлз». Он спросил, слышала ли я о них, и я ответила, что, да, конечно же. Мне нравилась их песня «Люби же меня» (Love Me Do), и я с нетерпением ждала турне. В те дни имя Дейва Элиена не стоило и полпенни, но он был прекрасным и очень забавным парнем. Я постоянно гастролировала с Денни и Кенни, и поэтому знала их хорошо».

 

Из интервью Джерри Джеймса (Gary James) с Хелен Шапиро:

Джерри Джеймс: Каким образом «Битлз» отправились с вами в это турне. Брайен Эпстайн связался с вами? Вы связались с ним?

Хелен Шапиро: Нет. У меня были постоянные гастроли, которые организовывал промоутер, парень, по имени Артур Хауз. В те дни он был известным промоутером всех известных имен по всей стране. Он привлек все эти известные имена из Штатов. Так что, я выступала на гастролях, организованных им, уже начиная с 1962 года. Когда пришло время организовывать гастроли на начало 63-го, он сказал мне: «На следующих гастролях у нас будут те, те и те, и еще новая группа под названием «Битлз». Слышала о них?». Я о них слышала. У них была пластинка с песней «Люби же меня», которая была чем-то вроде незначительного хита в октябре 62-го, и она мне нравилась. Мне, на самом деле, нравилась эта пластинка. По правде говоря, они как бы вползли в этот бизнес. Очевидно, что Артур знал о них все, и он был во многом провидцем в деле поп-музыки. Он знал, кто достигнет успеха. По-видимому, он пригласил их и Брайена Эпстайна присоединиться к этому турне. Я думаю, что именно так это все и произошло.

 

Нил Аспинал: «Они [«Битлз»] начали гастролировать благодаря агентству импресарио Артура Хауза. Он устраивал концерты в таких кинотеатрах, как «Гомон», «Одеон», и других залах по всей стране. Первой исполнительницей, с которой отправились в турне «Битлз», была Хэлен Шапиро».

 

Хантер Дэвис: «Еще в январе 1963 года Артур пригласил «Битлз» принять участие в шоу Хелен Шапиро. Когда «Битлз» отправились на гастроли, ничто не предвещало, что их пластинка займет первое место в хит-параде».

 

Артур Хауз: «Чтобы состояться, им потребовалось шесть месяцев. Меня ведь волнует только одно — касса. Если исполнители не состоялись, прибыли нет. Для импресарио не существует романтики. Один только тяжелый труд».

 

beatlesbible.com: «Большинство музыкантов, участвующих в этих гастролях, отправлись  в свой долгий путь до Йоркшира автобусом со станции «Эллсоп-Плейс» в Лондоне. Температура в тот день не поднималась выше одного градуса по цельсию, а снег и гололедица делали поездку небезопасной. «Битлз», тем временем, выступившие накануне вечером в Тамворте и Саттон-Колфилде, отправились в Брэдфорд в автофургоне Нила Аспинала».

 

Бэрри Майлз: «Переезжая в автофургоне, Джон с Полом закончили сочинять песню «Страдание» (Misery)».

 

Хелен Шапиро: «В самом начале гастролей, когда я впервые с ними встретилась и меня с ними познакомили, то Пол, он был их выразитель мнения, сказал мне, что они написали песню «Страдание», и что они предлагают ее мне для моего нового альбома «Нэшвилль», который я собиралась записать через пару месяцев».

 

Пол: «Тексты мы записывали, но музыку нет, поскольку не знали нотной грамоты. Слегка дура­чась, мы наигрывали друг другу мелодии. Джордж предлагал что-нибудь, Джон высказывал новую идею, и так далее». Свежесочиненная песня «Страдание» была отвергнута и отдана Хелен, но в скором времени в музыкальных магазинах появился сингл с этой вещью, записанной певцом Кенни Линчем, также прини­мавшим участие в том туре».

 

Бэрри Майлз: «Руководители Хелен Шапиро даже не потрудились показать ей эту песню. Однако Кенни Линч песней заинтересовался, и, в итоге, удостоился чести быть первым сторонним исполнителем, записавшем песню Леннона-Макартни».

 

Из интервью Джерри Джеймса (Gary James) с Хелен Шапиро:

Хелен Шапиро: По-видимому, она была отклонена моим продюсером записи еще до того, как я узнала об этом, не говоря уже о том, чтобы я прослушала ее.

Джерри Джеймс: Была ли она отклонена потому, что не пристало девушке-подростку петь о том, как она страдает?

Хелен Шапиро: (смеется) Ну, не знаю. К этому времени я пела песни обо все тахих вещах. Я считалась достаточно взрослой тогда… 16 (смеется).

 

Хелен Шапиро: «Джордж зада­вал мне множество вопросов, касавшихся шоу-биз­неса. Он производил впечатление самого искреннего из четверых… и был наиболее толковым в профессиональном отношении. Я имею в виду, что он больше других интересовался механикой музыкальной ин­дустрии. Его, как и меня, в первую очередь интересо­вала музыка, а не гонорары и тому подобные вещи».

 

Бэрри Майлз: «Выступление в зале кинотеатра «Гомон», Брэдфорд (Gaumont Cinema, Bradford) было их первым концертом в рамках турне национального масштаба с Хелен Шапиро».

 

63-02-02-BC31

Зал кинотеатра «Гомон».

 

Ринго: «Гастроли с Хелен Шапиро, концерты в настоящих театрах вызывали в нас радостное возбуждение. Мы уже как-то выступали в театре «Эмпайр» в Ливерпуле, когда Брайен устроил там шоу, чтобы хоть как-нибудь нас показать. Наши имена стояли на афише третьими. Один кокни, менеджер второй звезды, поскандалил с нами, — он никак не хотел, чтобы мы появились в том шоу».

 

Gaumont Theatre advert The Beatles

 

63-02-02-BC51

 

 

Бэрри Майлз: «В действительности название [«Битлз»] находилось в самом низу афиши. Концертную программу возглавлял «Оркестр Красная Цена» (The Red Price Band), затем шли «Голубушки» (The Honeys), конферансье Дейв Элиен (Dave Alien), «Битлз», Дейв Элиен и Денни Уильямс, закрывающие первое отделение».

 

63-02-02-BC61

 

 

прим. – «Голубушки» (The Honeys) была группой девушек, которые записались для «Кэпитол Рекордз». Названием группы был выбран сленговый термин, обозначающий девушек, увелкающихся серфингом. Группа была своего рода женским аналогом «Бич Бойз». Их продюсером и главным автором песен был Брайан Уилсон из группы «Бич Бойз».

 

Вильма Лидделл (Vilma Liddell, группа «Голубушки» (The Honeys)): «Я очень хорошо помню эту поездку. По-моему, гастроли начались в феврале, а закончились в марте. В течение месяца мы были в дороге. «Битлз» не возглавляли афишу выступлений. Хелен Шапиро была намного более крупной звездой. И когда мы начинали гастроли, то и подумать не могли, что они достигнут такого успеха. Тогда они были еще очень шероховатыми.

Их оборудование обычно следовало за нашим автобусом в автофургоне. Мы хорошо с ними ладили. Когда они отыгрывали свою программу, мы стояли за кулисами и смотрели их выступление.

Забавно, но в начале поклонники не знали, кто такие эти «Битлз». Некоторые из поклонников подходили к нам, группе из трех девушек, и спрашивали, не мы ли были «Битлз».

У нас в репертуаре была песня под названием «Маньяна» (Manyana), и всякий раз, когда мы садились в автобус, они хором запевали «Маньяна, Маньяна». Это был большой автобус, а останавливались мы в маленьких отелях».

 

63-02-02-BC71

 

 

Терри Босток (Terry Bostock): «В 1963 мне было 13 лет, жил в Гирлингтоне и регулярно дежурил возле залов «Альгамбра» и «Гомон» чтобы получить автограф. Я узнал о выступлении Хелен Шапиро в зале «Гомон» и решил попытаться получить ее автограф. В тот день я отправился к кинотеатру и встал возле служебного входа на Квебек-Стрит вместе с группой девушек. Одна из девушек заметила, что маленькая дверь около выхода, ведущего на сцену, где выгружали реквизит, была без охраны, и они вошли вовнутрь. Чтобы не упустить шанс, я последовал за ними и, в конечном итоге, мы оказались на сцене, где обнаружили всех артистов, выступающих в тот вечер. Я подошел к ним и получил автограф Хелен, а так же «Голубушек», Денни Уильямса и Кенни Линча.

Большинство девушек собрались вокруг четырех парней с челками, одетых в кожаные куртки и джинсы. Я понятия не имел, кто это были, но встал позади девушек и только получил свой первый автограф, как какой-то мужчина крикнул с балкона, чтобы мы ушли. Хотелось бы думать, что это был Брайен Эпстайн, но вполне возможно, что это мог быть управляющий кинотеатра «Гомон». После этого остальные не стали расписываться в моей книге для автографов. Подпись, которую мне удалось получить, принадлежала Джону Леннону».

 

63-02-02-BC81

 

 

Бэрри Майлз: «Концертная программа «Битлз» включала в себя следующие песни: «Цепи» (Chains), «Убери руки от моей крошки» (Keep Your Hands Off My Baby), «Вкус меда» (A Taste Of Honey) и «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me).

Во время выступлений «Битлз» были одеты в костюмы бордового цвета с бархатными воротничками, которые были разработаны Полом, а их волосы были зачесаны вперед в «французком стиле».

 

Джон: «Мы, на самом деле, не беспокоились по поводу того, что нам делать на сцене. Мы использовали то, что назвали «Ухмылкой в никуда» (Grinning at nothings). Раз-два-три, и мы все ухмыляемся в никуда! Когда мы отправились с Хелен Шапиро, я не знал, как мы будем управляться. Думал, что мог бы улечься на пол как Эл Джонсон».

 

Нил Аспинал: «Мне пришлось управляться со сложными осветительными системами. Они не были компьютеризованными, как сегодня. Тогда все ограничивалось огнями рампы, боковыми и верхними прожекторами и софитами. В первый же вечер Джонни Клэпсон, администратор Шапиро, спросил, кто администратор «Битлз». Никто не ответил. Тогда он не выдержал: «Так что, «Битлз» никто не сопровождает?» Я сказал: «Я с ними». — «А, так вы и есть их администратор?». Потом Клэпсон спросил: «Где ваша схема освещения?» — «Какая еще схема?» — «Слушайте, через полчаса нам начинать, — заявил он. — Хорошо, для начала я сам разберусь с освещением. А вы посмотрите, что и как я делаю, и потом вы будете делать все это сами». Вот так я и стал официальным администратором «Битлз». Об этом звании я прежде и не мечтал. Я просто делал все, чего не делали они сами. Я выполнял необходимую работу — так бывало всегда».

 

Бэрри Майлз: «Во время поездок в автофургоне Джону с Полом пришла идея на сцене склоняться к одному микрофону и потрясывая головами петь «Ууууууу!».

 

Джордж: «Положение со звуком обстояло скверно. В некоторых театрах был всего один микрофон. В театре «Эмпайр» в те времена тоже был один микрофон, он торчал из пола у рампы, посреди сцены. Помню, я видел там братьев Эверли — оба пели в один микрофон. Они пели: «Проснись, крошка Сюзи, проснись…» А потом оба выходили вперед на авансцену с гитарами, подносили их поближе к большому старому микрофону и начинали играть. Нам часто приходилось делать то же самое. Позднее, когда аппаратуру обновили, в театрах появилось по два микрофона и только потом — микрофоны на переносных штангах. Спустя некоторое время мы начали требовать два микрофона, чтобы отработать весь концерт. Забавно: мы никогда не подключали к микрофонам барабаны или усилители».

 

Джон: «В каждом турне у нас возникали затруднения с микрофонами. Ни в одном театре они нас не устраивали. Днем мы репетировали, объясняли, что нам нужно, и все-таки не могли добиться своего. Микрофоны либо стояли не там, где надо, либо звучали слишком тихо. Их устанавливали так, будто это был самый обычный любительский конкурс талантов. Наверное, они не воспринимали нашу музыку всерьез. Брайен сидел в операторской, а мы кричали на него. Он жестами объяснял, что сделал все, что мог. Это бесило нас».

 

beatlesbible.com: «Первый концерт освящал репортер «Мелоди Мейкер» с независимым фотографом Стэном Ричардсоном. Брайен Эпстайн попросил его сфотографировать «Битлз», но он поначалу отказался, поскольку группы частенько не были в состоянии платить за фотографии. В конце концов, они убедили его сфотографировать их, и между концертами он сходил домой, отпечатал фото 20 на 16 дюймов, который принес с собой, чтобы группа на нем расписалась».

 

Стэном Ричардсон (Stan Richardson, фотограф): «Снимок был сделан в фойе. Мы пытались сфотографировать Хелен и взять у нее интервью, но она отказалась. Потом встряли эти ливерпульские парни: «Сделайте нашу фотографию». Его светлость [Брайен Эпстайн] в белом костюме с розовой гвоздикой говорит: «Давайте, давайте, сфотографируйте моих мальчиков».

Я сходил домой, напечатал ее и вернулся в конце второго выступления. Помню, как Эпстайн обнял меня и произнес: «О, дорогой, я хочу, чтобы вы сделали целый набор фотографий моих мальчиков». Я отказался. Сейчас это звучит дико, но я до этого фотографировал популярных звезд и почти никогда не получал плату. Единственный раз, когда мне заплатили, было за мои фотографии Лулу. Со мной рассчитались сразу же на месте».

 

Бэрри Майлз: «Второе отделение концерта вновь открывал «Оркестр Красная Цена», затем шли «Соколы» (The Kestrels) и Кенни Линч (Kenny Lynch), после чего Дейв Элиен представлял 16-летнюю Хелен Шапиро».

 

Гордон Сэмпсон (Gordon Sampson, New Musical Express): «У Хелен Шапиро была костюмерная звезды, расположенная вниз по лестнице, но мы поднялись по ступенькам вверх в маленькую комнатку, где в тот вечер находились «Битлз». Там повернуться было негде — такая она была крошечная. Разговаривали на обычные темы – их планы по записи пластинок, какого это, быть в центре внимания национального турне, такого рода темы. Они были очень дружелюбны и немного смешные, но никакого зазнайства и чего-либо такого. Они были очень вежливы».

 

63-02-02-BC91

Первая статья о «Битлз», опубликованная в газете «Ивнинг Стандарт» журналисткой Морин Клив [встреча Морин с группой состоялась 10 января].

 

Морин Клив: «После того, как моя статья была напечатана, Джон сказал мне: «Ты пишешь совсем как та жен­щина, которая написала книжки об Уильяме. «Для меня это было равнозначно сравнению с Шекспиром».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?



Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)