Выступление в зале «Две красных туфельки» (Two Red Shoes Ballroom, Elgin)

3 января 1963 г.

 

beatlesbible.com: «Шотландское турне «Битлз» было запланировано в ноябре 1962 года и организовано Джеком Фэллоном (Jack Fallon), агентство «Варьете Кана» (Cana Variety Agency)».

 

Ринго: «Мы помним много дорожных историй. Так и сближаются музыканты в группе — в фургоне, когда ездишь по округе, промерзая до костей и сражаясь за сиденья. В машине мы часто ссорились, но это сплотило нас. Наш «бедфорд» всегда вел Нил. Один из нас садился на пассажирское сиденье, а остальные трое вынуждены были умещаться на заднем сиденье, что было чертовски неудобно. В фургоне мы могли разъезжать повсюду, усилители и все остальное умещалось в нем вместе с нами. Помню, мы объездили всю Шотландию. Та зима выдалась чертовски холодной».

 

Энди Бабюк: «К началу 1963 года арсенал оборудования группы пополнился солидным количеством «профессиональных» инструментов. Обычно Леннон использовал свой верный «58 Рикенбэкер 325», а Харрисон «Гретч Дуо Джет», вместе с заново окрашенными черными усилителями «Вокс Эй-Си 30». Также Леннон с Харрисоном пользовались полуакустическими гитарами «Гибсон Джи-160 Е» в качестве резервных инструментов для их «Рикенбэкера» и «Гретча». Все чаще в прямом эфире, а также на радио и телевыступлениях, они использовали «160 Е». Маккартни играл на своей бас-гитаре «61 Хофнер» с виолончельным корпусом, и использовал усилитель «Куэд» и заново окрашенную акустическую колонку «Гроб». В тоже время Старр продолжал играть на ударной установке «Премьер» цвета красного дерева, с логотипом фирмы и надписью «Ринго Старр» на большом барабане. Впрочем, это скоро изменится.

Их первый престижный британский тур планировался на 2 февраля, и «Битлз» решили еще раз улучшить внешний вид своего сценического оборудования. С большого барабана было удалено имя Старра. В конце концов, во время их первого большого турне группа собиралась предстать перед тысячами новых потенциальных поклонников. Они не хотели, чтобы расходящаяся после выступления публика помнила, что группа называлась… или думала, что, должно быть, это была «Группа Ринго Старра». Пришло время разработать логотип «Битлз» для басового барабана».

 

63-01-03-BC21

 

63-01-03-BC31

Энди Бабюк: «Различные варианты логотипа «Битлз», сделанные Маккартни, были опубликованы в 1981 году его братом Майклом в книге «Макки». Этот интересный документ демонстрирует предварительные эскизы, которые, в конечном счете, станут «жучиным» логотипом «Битлз». Идеи были предоставлены местному художнику, рисовавшему в Ливерпуле вывески, некоему Тиксу О’Хара (Tex O’Hara), чей брат Брайен был гитаристом в группе «Формост», менеджером которой был Эпстайн».

 

Тикс О’Хара: «Мы обыгрывали разные идеи, чтобы определить, что им понравится больше. Я сделал с десяток набросков и показал их группе. Они остановились на одном из логотипов, который и был нанесен на холст, помещенный на поверхность барабана».

 

Энди Бабюк: «Это был новый «жучиный» логотип «Битлз» в рукописном стиле, в котором буква «Б» была украшена двумя антеннами, напоминающими усики жука. Логотип просто нанесли на кусок ткани, которая была натянута через кожу барабана, и которая удерживалась обручами большого барабана (прим. – впервые логотип появится на публике 11 января)».

 

63-01-03-BC41

Энди Бабюк: «Предварительный эскиз ливерпульского художника  Тикса О’Хары с «жучиным» логотипом группы».

 

Бэрри Майлз: «Выступление в танцевальном зале «Две красных туфельки» (Two Red Shoes Ballroom, Elgin, Morayshire), Элджин. Джон вылетел из Ливерпуля в Шотландию, прибыв как раз к выступлению».

 

63-01-03-BD21

Зал «Две красных туфельки».

 

beatlesbible.com: «Зал «Две красных туфельки» был открыт 28 июля 1960 года Альбертом Боничи (Albert Bonici) как место выступления джазовых исполнителей. Этот танцевальный зал имел форму латинской буквы «L», поэтому некоторые из зрителей не могли видеть выступление группы «Битлз» на сцене».

 

 

63-01-03-BD22

 

Танцевальный зал «Две красных туфельки» в 1960-х.

 

 

63-01-03-BD23

 

План танцевального зала.

 

 

Ринго: «В Элджине мы дали один из самых странных концертов. Мы проделали долгий путь до самого отдаленного шотландского пригорода и выяснили, что зал, в котором мы должны были играть, напоминал по форме букву «L». Нам предстояло играть в самом дальнем конце этой буквы».

 

Дэвид Диллс (multiplusbooks.com): «Благодаря Джимми Расселу (Jimmy Russell) и всем тем, кто помнит музыкальную сцену 60-х в Элджине, я услышал много интересных историй о посетивших этот город, в том числе и о «Битлз». По словам Джимми, в начале их выступления в зале было совсем немного зрителей, но к концу вечера их стало около двухсот. По оценке лидера группы Алекса Сазерленда (Alex Sutherland) — группа «Шестерка Алекса Сазерленда» также участвовала в концерте —  в зале присутствовало около 80 человек, но Джимми проверял входные билеты. Большинство зрителей были обуты в сапоги, поскольку большинство подростков пришло из близлежащих городков, но это было в нормах приличия, учитывая погодные условия».

 

63-01-03-BD31

 

Ринго: «Все слушатели — фермеры и другие местные жители — были в резиновых сапогах. В одном конце помещения располагался бар, а в другом были мы, и сразу становилось ясно, что привлекает пришедших больше. В те времена над нами еще смеялись, потому что мы носили кожу и приплясывали».

 

Джон: «В Шотландии нас принимали на «ура» — думаю, потому, что людям просто больше нечем было заняться. Гастроли приносили облегчение — приятно очутиться на новом месте. Мы задыхались от однообразия, нам было тесно».

 

beatlesbible.com: «За свое выступление «Битлз» заработали 42 фунта-стерлинга».

 

Дэвид Диллс (multiplusbooks.com): «Джимми Рассел также рассказал мне о том, как они появились в кафе «Парк» (Park Cafe), который соседствовал с «Ботинками» (Boots) – так в обиходе называли «Две красных туфельки». После окончания концерта в Элджине, Джимми около часа провел в обществе «Битлз», пока они ели и пили кофе. Из того, что он смог вспомнить, было то, что в тот вечер одеты они были в черное, что они были доброжелательными молодыми людьми, и что у него даже в мыслях не было взять у них автограф».

 

63-01-03-BE21

Очередной выпуск газеты «Мерси Бит» с репортажем Алана Смита о работе «Битлз» в студии «И-Эм-Ай».

 

Статья Алана Смита «На сессии звукозаписи с Битлз»: «В расположенной наверху диспетчерской комнате лондонской студии «И-Эм-Ай» на Сент-Джонс-Вуд отсчитываются последние секунды. Сквозь стеклопанель мне видны «Битлз», обступившие микрофон и ожидающие сигнала. В последнюю минуту менеджер звукозаписи Джордж Мартин делает несколько приготовлений на панели управления. Все было готово. Он махнул рукой, и вдруг тишина разбилась вдребезги. Парни разразились пульсирующим ритмом «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me), песни, которая, как они надеются, поднимет их высоко в «Первой тридцатке» после выхода в этом месяце. Поверьте, я не удивлюсь, если они запрыгнут прямо в «Первую десятку». В этой песне есть все: от завораживающей гармонии звука, что хорошо проявилось еще в песне «Люби же меня» (Love Me Do), до своеобразия мелодии, которая запоминается сразу же, как только вы ее услышите. Также, на этот раз гармоника звучит гораздо смелее. Она почти выплескивается на вас. И на фоне всего этого звучит плотный, привлекающий внимание бит, не дающий вам возможность, чтобы не встать и не начать танцевать.

«Битлз» справедливо рассматривают эту песню как наиболее коммерческую из всех тех, что они записывали до сих пор. Джон сказал мне: «Я попытался сделать ее как можно более простую. Некоторые песни, которые я написал до этого, были немного нешаблонными, но эту мы написали конкретно для хит-парада. Теперь мы держим пальцы скрещенными».

После того, как песня «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» была записана, мы все спустились в столовую, чтобы выпить чаю во время короткого перерыва, где Джордж Мартин сказал мне следующее: «Что мне нравится в «Битлз», это их хорошее чувство юмора, ну и их талант, естественно. Работать с ними – это настоящее удовольствие, потому что они не воспринимают себя слишком серъезно, как сейчас делают многие другие группы. Вам должен быть знаком этот тип: они считают себя в музыкальном бизнесе подарком с небес. «Битлз» другие. Они способны, но когда они совершают ошибки, то могут пошутить по этому поводу. Думаю, что у них в шоубизнесе впереди длинный путь». Джордж добавил, что, по его мнению, звучание группы напоминает «Ширрэлз» (Shirelles), но в мужском исполнении (прим. — «Ширрэлз» — американская женская вокальная поп-группа конца 1950-х — начала 1960-х годов).

Может он и прав, но на мой слух они больше напоминают группу «Бродяги» (прим. — «Стив Дэй и Бродяги» (Steve Day & The Drifters) – ливерпульская группа). Какое бы ни было мнение на этот счет, все же нельзя отрицать, что их звучание совершенно отличается от любой другой британской группы. Нельзя винить Литтл Ричарда за то, что он считает их настоящим ритм-энд-блюзовым ансамблем (и он-то должен знать).

«Битлз» начали репетировать свои номера около шести часов вечера. Это было в понедельник вечером, и они были в Лондоне, чтобы принять участие в одной из этих программ «Ценитель современной музыки» (Light Programme), «Разглядеть талант» (Talent Spot). Песня «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» была записана на пленку вскоре после восьми часов вечера. После чая парни вернулись в студию, чтобы записать на сторону «Б» этой пластинки песню «Спроси меня, почему» (Ask Me Why). Это еще одна песня их собственного сочинения, и, к тому же, не пропадать же ей впустую.

По техническим причинам губная гармошка была добавлена к песне «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» уже после того, как были записаны остальные номера. Но сделано это было настолько профессионально, что ничего не скажешь, когда вы ее слушаете.

У барабанщика Ринго Стара была причина быть довольным собой после окончания этой сессии. Во время записи последней пластинки «Битлз», Джордж Мартин хотел, чтобы он исполнил на барабанах некоторые сложные эффекты. Вполне естественно, что он волновался, так как он записывался впервые, в отличие от остальных ребят, и это заняло довольно много времени. В этот раз у него была возможность играть без треволнений.

Во время сессии парни также исполнили аранжировку еще одной из своих собственных песен — «Кончик моего языка» (Tip Of My Tongue). В начале этого вечера Джордж Мартин решил использовать ее на стороне «Б» пластинки «Пожалуйста, доставь мне удовольствие», но после решил, что «Спроси меня, почему» будет лучше. «Это замечательная песня», — сказал он мне, — «но нам потребуется некоторое время, чтобы дать ей новую аранжировку. Мне не очень нравится, какая она сейчас. Возможно, что мы сможем закончить ее, когда я буду в Ливерпуле. Я имею в виду запись в «Пещере» их первого долгоиграющего альбома, но, очевидно, мне нужно будет посмотреть этот клуб прежде, чем принять такое решение.

Если нам не удастся добиться там нужного звучания, то мы сможем записать их где-нибудь в другом месте Ливерпуля, или же пригласить аудиторию в лондонскую студию. Они признались мне, что перед аудиторией играют лучше». Он добавил, что на этой пластинке, предполагается, будут только композиции, написанные группой (у них их более сотни), но решение на этот счет еще не принято.

«Еще одно, что нас беспокоит, это название пластинки», — продолжил он, — «в конце концов, долгоиграющей пластинке нужно броское название, если мы хотим, чтобы она была заметна на витрине». Есть какие предложения?».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?



Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)