Пол Маккартни приобретает бас-гитару «Хофнер 500/1»

28 июня 1961 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Через много лет»): «В этот день Джоном и Джорджем был подписан издательский контракт с компанией Берта Кемпферта «Тоник Вирлаг» (Tonika Verlag) на выпуск композиции «Плачь тени» (Cry For A Shadow)».

 

Торстен Кнублаух (автор книги «Битлз в Германии»): «Недавно [2016 год] Марк Льюисон (прим. – автор книг о «Битлз») прислал мне один документ, потому что знает, что я в течение многих лет исследую и пишу о гамбургских днях группы, и он хотел узнать моё мнение. Этот документ называется «Расписка исполнителя» (доход артиста), подписанный каждым из «Битлз» 28 июня 1961 года».

 

 

«Расписка исполнителя».

 

 

 

 

 

 

Торстен Кнублаух (автор книги «Битлз в Германии»): «Существуют четыре идентичных документа – по одному для Джона, Пола, Джорджа и Пита. Марк Льюисон сумел получить копии, имеющие отношение к Джорджу и Питу. Это письменное подтверждение того, что звукозаписывающая компания «Дойче Граммофон» заплатила каждому из «Битлз» за пять песен, записанных в Гамбурге 22 и 23 июня 1961 года с Тони Шериданом, не оформляя какие-либо формальные права на эти записи. По-видимому, такая практика была стандартной для сессионных музыкантов.

За песни «Моя милая» (My Bonnie), «Святоша» (The Saints) и «Почему» (Why), в которых «Битлз» участвовали в качестве сессионных музыкантов, они получили по 25 марок за песню, а за песни «Разве она не мила» (Ain’t She Sweet) и «Плач по тени» (Cry For A Shadow), в которых группа участвовала в качестве исполнителей, они получили по 50 марок за песню. Их оплата была названа как «Фиксированная ставка для музыкантов». Такого рода разовая оплата подразумевала, что у музыкантов не было никаких прав на эти записи.

Документ был подписан задним числом – 28 июня 1961 года, хотя он охватывал период с 1 апреля по 30 июня 1961 года. Почему этот документ такой особенный?

За эти годы было написано множество книг, в которых отмечалось, что у «Битлз» был контракт с Бертом Кемпфертом на запись песни «Моя милая» (My Bonnie), и что позже он продал запись в «Дойче Граммофон». Но это не так. Отмечу, что этот документ подписан звукозаписывающей компанией «Дойче Граммофон», а не Бертомом Кемпфертом. Обращаю также ещё раз внимание на то, что это не контракт, а всего лишь разовая выплата. Это ясно говорит о том, что «Битлз» были всего лишь сессионными музыкантами.

Из документа мы впервые узнаем, что в общей сложности каждый из «Битлз» получил по 175 марок. В книгах до сих пор упоминалось, что они получили все вместе 300 марок. Также в этом документе упоминаются только пять песен! «Безродный» (Nobody’s Child) и «Если ты любишь меня, малышка (Оформи на меня страховку)» (If You Love Me Baby (Take Out Some Insurance On Me)) в списке отсутствуют.

Во втором выпуске газеты «Мерси Бит» [20 июля 1961] в статье «Битлз подписали контракт на запись пластинки» были упомянуты только пять названных выше песен. Эта информация была получена газетой непосредственно от самих «Битлз».

 

Журнал «Мерси Бит» (20 июля 1961 г.): «Битлз» подписали контракт на запись пластинки. Берт Кэмпферт, получивший известность, когда его пластинка «Страна чудес ночи» (Wonderland By Night) стала золотой, достигнув вершины американского хит-парада, подписал контракт с «Битлз» для «Полидор», ведущей звукозаписывающей компании Германии. По контракту они должны записать 4 пластинки в течение года.

На сессии записи «Битлз» в трёх песнях сопровождали Тони Шеридана. Тони, первоклассный автор-исполнитель, записал «Почему» (Why), знакомую читателям по великолепной версии Джерри Марсдена. Кроме «Почему» «Битлз» записали «Моя милая живет за океаном» (My Bonnie Lies Over the Ocean), начинающуюся в темпе вальса, а затем переходящую на рок-бит. Наконец, группа обеспечила Шеридану хорошее сопровождение баса и ударных на «Когда ступают святые» (The Saints Go Marching In), очень популярной в Германии песне.

Ещё две композиции «Битлз» записали с Кэмпфертом без Шеридана. Первая — инструментальная, ещё не имеющая окончательного названия; возможно, она будет называться «Плачь по тени» (Cry For A Shadow) или «Битловский боп» (Beatle Вор). Вторая — «Разве она не мила» (Ain’t She Sweet) с вокалом Джона Леннона. Ребята не остались в восторге от этих записей и продали права «Полидор». Однако по контракту они должны записать ещё 4 пластинки в течение этого года».

 

Торстен Кнублаух (автор книги «Битлз в Германии»): «Четыре песни, кроме «Разве она не мила» (Ain’t She Sweet) были выпущены до того, как «Битлз» подписали контракт с «Парлофон»: сингл с песнями «Моя милая» (My Bonnie) и «Святоша» (The Saints) вышел в Германии 23 октября 1961 года и 5 января 1962 года в Великобритании; все четыре песни вышли на французском миньоне «Мистер Твист» 26 января 1962 года.

Документ компании «Полидор», имеющий отношение к песням «Моя милая» (My Bonnie), «Святоша» (The Saints), «Почему» (Why) и «Плач по тени» (Cry For A Shadow) зарегистрирован в 1961 году. Документы на остальные три песни зарегистрированы только апрелем 1964 года, незадолго до выпуска их на долгоиграющем альбоме.

Все семь страниц документа «Расписка исполнителя» относятся к 22 и 23 июня 1961 года, но не ясно, присутствовали ли «Битлз» в студии оба дня. По моему мнению, они записывались только 22 июня, а сведение и редактирование записи было сделано через день без музыкантов. Для «Битлз» не было никакой необходимости записывать семь песен более одного дня.

У «Битлз» был контракт с Бертом Кемпфертом, действовавший до 30 июня 1962 года со сроком уведомления три месяца. По этому контракту «Битлз» должны были записать для Берта Кемпферта четыре трека. Не ясно, учитывались ли в контракте песни, записанные с Тони Шериданом в июне — или, по крайней мере, эти две песни, записанные самостоятельно в ходе той сессии.

Чтобы подписать контракт с компанией «Парлофон», они должны были расторгнуть договор с Бертом Кемпфертом. Это можно было сделать 25 июня 1962 года – на следующий день после последней сессии для Берта Кемпферта, когда при участии Роя Янга были записаны песни «Милая Джорджия Браун» (Sweet Georgia Brown) и «Река Соуни» (Swannie River). Расторгая контракт, «Битлз» отказывались от любых прав на записи. Поскольку не было никаких других документов, эксперты не были уверены, учитывались ли песни, записанные в 1961 году.

Теперь мы знаем наверняка, что «Битлз» отдали права на пять вышеупомянутых песен вскоре после того, как они были записаны в 1961 году, или, точнее, они никогда не имели никаких прав на эти песни, так как играли всего лишь как сессионные музыканты. За 50 марок на человека они продали свои собственные композиции «Плачь по тени» (Cry For A Shadow) и «Разве она не мила» (Ain’t She Sweet). Поскольку они были только сессионными музыкантами, фирма звукозаписи могла бы добавить вокал или сделать больше музыкантов на этих треках без какого-либо разрешения, и это было действительно сделано, когда треки были выпущены в Соединенных Штатах в 1964 году. 28 июня 1961 года Джон с Джорджем подписали издательский контракт с компанией Берта Кемпферта «Тоник Вирлаг» на выпуск композиции «Плачь тени» (Cry For A Shadow). Скорее всего, подразумевалась одноразовая оплата, если она вообще была (этот контракт так и не был опубликован).

Остается вопрос, почему «Расписка исполнителя» является документом компании «Дойче Граммофон», а не Берта Кемпферта. Я думаю, что объяснение очень простое. До июля 1961 года не было подписанного контракта с Бертом Кемпфертом! Мы все, включая, скорее всего, и «Битлз» тоже, были введены в заблуждение, что знаменитый контракт был… но он был подписан только между «Дойче Граммофон» и Тони Шериданом. Кемпферт был всего лишь продюсером «Дойче Граммофон» и не подписывал самостоятельно такие контракты.

На самом деле, не зная, что делать с «Битлз», Кемпферт предложил им контракт со своей компанией. Возможно «Битлз» думали, что это был контракт на запись песни «Моя милая» (My Bonnie), так как он был подписан в преддверии сессии, и поэтому они так и сказали Биллу Харри для его статьи в «Мерси Бит». Они были счастливы подписать что-угодно, и, скорее всего, не знали, что подписали.

Еще остается вопрос, почему в документе перечислены только пять песен? Может ли это означать то, что «Битлз» никогда не играли на тех двух записях? Может в этом причина того, что в «Мерси Бит» упоминается только пять? Даже если бы эти две песни не были предназначены к выпуску в то время, то, по крайней мере, они должны были быть упомянуты в «Расписке исполнителя». Возможно, что «Дойче Граммофон» не оплачивало те записи, которые не были предназначены к выпуску, и это единственная причина, которую я могу предположить».

 

Бруно Цериотти (Bruno Ceriotti, историк): «В этот день группа «Рори Сторм и Ураганы» (Rory Storm And The Hurricanes) выступает в зале «Рок-н-Калипсо» в доме отдыха «Батлинз», Пулхели, Уэльс (Rock ‘n’ Calypso Ballroom, Butlin’s Holiday Camp, Pwllheli, Wales)».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Через много лет»): «Группа «Битлз» выступает в клубе «Топ Тен» (Top Ten Club, Reeperbahn)».

 

(условная дата)

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Заявление Сатклиффа об уходе, должно быть, помогло Маккартни решиться начать подыскивать себе настоящий бас в качестве замены разбитой «Розетти».

 

Пол: «Стю отдал мне свой бас на неделю или около того».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Будучи левшой, Маккартни пришлось играть на басу Сатклиффа «Хофнер 333» переворачивая его вверх ногами».

 

Джордж: «У Колина Миландера, басиста из трио Тони Шеридана, был бас «Хофнер», подделка под бас «Гибсон». Когда Пол решил стать бас-гитаристом, он купил инструмент у Колина (прим. – точнее, как у Колина)».

 

Пол: «Так или иначе, спустя некоторое время я решил обзавестись гитарой. В конце концов, в центре Гамбурга я нашем хороший магазинчик, рядом с большим универмагом. Я увидел эту бас-гитару в витрине, это была басс-гитара «Хофнер» в форме скрипки. Я решил, что выглядит она довольно хорошо. Поскольку я левша, она привлекла меня симметричностью, благодаря чему ее можно было перевернуть под левую руку. Переворачивая ее под левую руку, ты выглядел не так глупо. Если бы гитара бы­ла с «рогом», она плохо бы выглядела, «рог» был бы не на том месте. Так что, «скрипка» мне подходила. Также мне понравилась ее легкость».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Решение своей проблемы Маккартни нашел в центре Гамбурга в магазине «Стейнвей» — бас «Хофнер 500/1» (Hofner 500/1 bass) немецкого производства, благодаря своей форме имеющий название «бас-скрипка».

 


61-06-28-BC21

 

Хофнер 500/1.

 

Пол: «Я помню, что у них имелся этот бас, который стоил весьма дешево. Я не мог позволить себе «Фендер». «Фендеры» даже тогда, кажет­ся, стоили около 100 фун­тов».

 

Журнал «Бас-Гитарист»: Подавляющее большинство американских и английских басистов в то время играло на «Фендерах».

 

Пол: «Я не мог себе позволить «Фендер», который как был, так и остается лучшим инструментом. Но для меня определяющим моментом была цена. Они [гитары «Фендер»] даже тогда стоили порядка 100 фунтов-стерлингов. Когда Джон и Джордж покупали свои гитары, сначала фирмы «Гретч», а потом и «Рикенбэккер», они были готовы влезть в долги и брать кредиты. Постоянно балансировали на краю, не имея достаточно средств. Но в меня было вбито, что этого делать нельзя, и я просто не мог рискнуть. Я думал, что если я на это пойду, мир рухнет (прим. – до этого гитара «Розетти» была куплена им в кредит). Все, что я мог дейст­вительно позволить себе — это инструмент в районе 30 фунтов. Так что я купил дешевую гитару. Это была хорошая цена, так или иначе, а мы зарабатывали соответствующие деньги».

 

Йэн Эмми (группа «Дейв Диз Бостонс»): «По английским меркам это были очень не­плохие деньги, которых в Германии, однако, надолго не хва­тало».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Гюнтер Хопер (Günter Höper) в то время был одним из шести продавцов магазина «Стейнвей».

 

Гюнтер Хопер: «Пол Маккартни купил бас «Хофнер» у меня. В рассрочку, как это было принято в те дни. Мы предложили десятиразовый платеж, поэтому нам пришлось подписать контракт, и нам понадобился номер его паспорта. Однако Пол оставил свой паспорт в клубе «Топ Тен», поэтому я пошел с ним в этот клуб, чтобы получить паспорт и оформить сделку».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Хопер говорит, что стоимость этой бас-гитары составляла 287 немецких марок».

 

Журнал «Бас-Гитарист»: «Маккартни настаивает на том, что это была модель для правшей, которую он впоследствии перевернул под левую руку, однако на всех фотографиях тех лет его можно видеть именно с фирменным экземпляром «под левую руку».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «В 1961 году шанс найти бас-гитару «Хофнер» под левую руку в музыкальном магазине был почти ничтожен. Тони Шеридан считает, что инструменты под левую руку не были доступны в Гамбурге».

 

Тони Шеридан: «Это был специальный заказ напрямую от «Хофнера». В Германии не было своих рок-музыкантов, не было спроса и ничего особенного в плане качественных инструментов, не говоря уже о басе под левую руку. Я не удивлюсь, если «Хофнер» сделал свой первый левосторонний бас для Пола».

 

Пит Бест: «В то время Маккартни не просто пошел в магазин и купил ее [гитару] в таком виде, он заказал ее».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «На самом деле «Хофнер» специально заказали для Маккртни левостороннюю гитару. Скорее всего, он увидел эту гитару и понял, что она будет выглядеть хорошо и под левую руку, и спросил на счет изготовленной под заказ бас-гитаре. «Хофнер» расположен в Германии, и было относительно легко заказать инструмент под левую руку. Основное изменение состояло в том, чтобы сдвинуть защитную пластину и сделать отверстие для электропитания с другой стороны корпуса. По-видимому, в магазине «Стейнвей» увидели, что это достаточно простой способ, чтобы осуществить продажу.

Еще одним доводом в пользу того, что бас Маккартни мог быть изготовлен специально для него, служит статья в журнале 1963 года: «Левосторонний бас [Маккартни] был специально изменен для него в Германии и его нет в продаже в этой стране», — пишет журналист в этой публикации для британских музыкантов».

 

Пол: «Этот инструмент стал моей основной бас-гитарой. Однажды, купив этот бас, я просто в него влюбился. Потому я и использую его до сих пор. Для легкого изящного маленького инструмента у него очень богатый звук».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Звучание у «Хофнер 500/1» очень объемное и насыщенное, с выраженными средними тонами, частично из-за ее пустотелого корпуса. Временами звук может быть довольно тяжелым, если играть на более высоком регистре грифа. «Хофнер 500/1» имеет легкий вес и тонкий, удобный гриф с возможностью установить очень низкое расстояние между струной и ладовым порожком».

 

Пол: «Я заметил, что держу «Хофнер» не так, как держал бы большую, тяжелую гитару, которая нагружает тебя своим весом, и ты как бы становишься частью ее. Он такой легкий, что ты можешь играть на нем в более «гитарном» стиле, действительно быстро. Это происходит более естественно, чем если бы в руках у тебя был более тяжелый в физическом смысле инструмент».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Основным недостатком этих «Хофнеров» является то, что они весьма хрупкие. Они не очень долговечны и не выносят чрезмерных нагрузок, свойственных музыкантам. Со временем, у большинства гитар появляются проблемы с грифом».

 

Пол: «Как ни странно, мне всегда нравился бас. Мой отец был музыкантом, и я помню, как он давал мне небольшие уроки. Это не были настоящие уроки в полном смысле этого слова, но, например, когда что-нибудь передавали по радио, он говорил: «Слышишь эти низкие звуки? Это бас». Он объяснял мне, что такое бас, и еще давал маленькие уроки гармонии. Так что, когда я пришел в «Битлз», у меня благодаря нему уже был небольшой запас музыкальных знаний, хотя и очень непрофессиональных. Потом я начал слушать других басистов — в основном на записях фирмы «Мотаун». Со временем моим героем стал Джеймс Джеймерсон, хотя само его имя я узнал совсем недавно. Я и не знал, кого, собственно, слушал все эти годы — на пластинке всегда значилось только имя солиста… Нам очень нравились все эти вещи вроде «До меня дошли слухи» (I Heard It Through The Grapewine). Нас привлекала только игра музыкантов, мы не обращали внимания на великолепный вокал на переднем плане. Когда меня спрашивали, кто мой любимый басист, я говорил: «этот парень с «Мотаун».

Так все началось, у меня появился инструмент, который стал своего рода торговой маркой. Он был прелестным и легким, поэтом; я даже не чувствовал, что играю на басе, у меня возникало ощущение свободы. Я обращался с ним, как с обычной гитарой. Я обнаружил, что играю на басе мелодичнее других басистов, потому что извлекаю высокие звуки в основном из двенадцатого лада. Поскольку мои песни отличались мелодичностью, мне было бы досадно всегда брать только ноты основного тона. К тому же для игры на большом басе нужны мускулы. Сочетание мелодичности и легкого по весу баса создает определенное звучание, и в этом нам действительно повезло. А когда в период «Сержанта Пеппера» я играл на «Рикенбэккере», а он был чуть тяжелее и чуть более «электрическим», это не изменило мой мелодичный стиль, благодаря которому в таких песнях, как «С маленькой помощью моих друзей» (With A Little Help From My Friends) и «Люси в небе с алмазами» (Lucy In The Sky With Diamonds), появились интересные басовые темы.

Благодаря этой гитаре я стал знаменитым. Это моя гордость и восторг, потому что гитара звучала здорово. Это было так, остальное вы знаете. Меня [всегда] знали по этой бас-гитаре в форме скрипки. Это как с Чарли Чаплином, знаете? Маленькая тросточка, усы, котелок — вот вам и Чарли. Если бы он выехал на мотоцикле с банданной на голове, все бы сказали – «а это еще кто такой?». Думаю, «Хофнер» был моим отличительным знаком.

Через несколько лет я уложил свой «Хофнер» в футляр и вверил его истории, но спустя много лет, когда я смотрел снятое на крыше выступление в фильме «Пусть будет так», заметил, как легко я играл на басе, и решил снова к нему вернуться: «Вот что мне особенно тогда нравилось!».

 

Ринго: «Барабанщик всегда создает настроение. Думаю, так я и играл, а [позднее] вместе с басом Пола — он удивительный, самый мелодичный из басистов — мы добивались гармоничного звучания баса и большого барабана. Когда они звучали в унисон, поверх можно было наложить любую мелодию.

Во-вторых, я не мог играть одну и ту же фразу дважды. Какой бы ритм я ни отбивал, я не мог повторить его в точности, поскольку играл не головой, а душой. Моя голова знала, как отбивать ритм рок-н-ролла, свинга и так далее, но все зависело от настроения в тот момент.

Любопытно то, что мы, «Битлз», похоже, владели телепатией. Не задумываясь, мы воодушевлялись или начинали грустить — все вместе. Эта телепатия — волшебство и одно из достоинств «Битлз». (И конечно, любовь к музыке и отличные песни…) Ничего подобного я не испытывал ни прежде, ни потом».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Также в группе «Битлз» произошли изменения в их усилителях. Харрисон приобрел у покидающего их Сатклиффа усилитель «Гибсон Джи-Эй 40 Лес Пол» (Gibson GA-40 Les Paul amplifier). Маккартни для его нового баса понадобилось что-то более мощное, нежели его маленький усилитель «Элпико», и он начал пользоваться более мощным усилителем Харрисона «Селмер Трувойс». Леннон продолжал играть на «Рикенбэккере» через усилитель «Фендер делюкс».

 

Из интервью с Питом Бестом в 2003 г.:

Пит Бест: Это было в наш ранний период. Мы все еще одевались так, когда впервые поехали в Гамбург. Мы играли там подолгу — по 6-7 вечеров в неделю, 6-7 часов каждый вечер. Постепенно стали снимать куртки, поскольку в них не очень удобно было играть. Но кожа была без сомнения. Нам очень нравился этот имидж. Он нравился нам еще и потому, что это было недорого, и мы могли позволить себе такую одежду. Она подходила для сцены, а потом можно было так же ходить и после выступлений. Так что кожа была для нас вдвойне удобна, если можно так сказать.

Корреспондент: Вы хотите сказать, что ходили так же и за пределами сцены, после концертов?

Пит Бест: Да.

Корреспондент: Круто! А как вам погода в Гамбурге? Там наверно круглый год было прохладно?

Пит Бест: Мы там побывали в каждое время года и застали все четыре сезона. Играли там зимой, летом, весной и осенью. И всегда было что-то такое, что мы носили и то, что нам не подходило.

 

Тони Шеридан: «Я был просто поражен. Бог мой, неожиданно за одну ночь парень становится бас-гитаристом, и замечательным бас-гитаристом! И он играет на бас-гитаре как положено, а не как неудавшийся гитарист».

 


61-06-28-BD21

 

Эти фотографии, по-видимому, сделаны в конце июня, перед уходом Стю из группы. Пол уже использует бас-гитару «Хофнер», хотя, по его воспоминаниям, он после ухода Стю первоначально пользовался его гитарой. Возможно, что Пол некоторое время пробовал играть на гитаре Стю, но достаточно быстро приобрел для себя СВОЙ инструмент.

 


61-06-28-BD31
61-06-28-BD41
61-06-28-BD51

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?



Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)